Театрализованная деятельность детей раннего дошкольного возраста, как средство к успешной адаптации в ДОУ
Автор: Шишина Ольга Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №28 Населённый пункт: Красноярский край, город Зеленогорск Наименование материала: методическая разработка Тема: Театрализованная деятельность детей раннего дошкольного возраста, как средство к успешной адаптации в ДОУ Раздел: дошкольное образование
Шишина Ольга Николаевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию детей №28 «Жарки» г. Зеленогорска
Красноярского края
Статья на тему: « Театрализованная деятельность детей раннего
дошкольного возраста, как средство к успешной адаптации в ДОУ»
Детское дошкольное образование – вот первая ступень в воспитании и
формировании
гармонично
развитого
человека,
способного
самостоятельно
решать как профессиональные, так и бытовые задачи и быть коммуникабельным в
обществе достаточно разных по характеру, интеллекту и жизненной позиции
людей.
Работая в детском дошкольном учреждении, в группе раннего дошкольного
возраста, я столкнулась с проблемой адаптации малышей к коллективу детского
сада, достаточно много детей, у которых она протекает «тяжело».
Адаптация
малыша к детскому саду – очень сложный и ответственный процесс. Главнее в
нем
–
не
навредить
ребенку,
а
спо собствовать
его
у с п е ш н ом у
психофизиологическому развитию.
Как правило,
ребенок ясельного возраста
плохо разговаривает, вместо целого слова воспроизводит его часть или слово
искажает.
Таким
образом,
передо
мной
встала
задача,
в
помощи
детям
в
адаптации
к
коллективу
детского
сада
и
активизации
речевого
аппарата
малышей.
Изучив и проанализировав различные виды педагогической деятельности,
пришла
к
выводу,
что
именно
театрализованная
деятельность
воспитателя
способствует
всестороннему
развитию
ребенка.
В результате организации
театрализованной
деятельности
(русской
сказки)
в
детском
саду происходит
постепенное
освоение
детьми
эстетической
культуры
российского общества,
формирование художественно-эстетического восприятия окружающего мира, а
также
представлений,
понятий,
суждений,
интересов, эмоций,
чувств,
и
творческих способностей детей.[1 ] Не секрет, что малыши лучше воспринимают
обращенную
к
ним
речь,
если
она
подкреплена
наглядными
предметами
(игрушками, куклами, картинками). Так, незаметно для себя, малыши включаются
в
театрализованную
игру, от
наблюдения
за
действием
взрослого
к
самостоятельной деятельности, пусть даже игровой.
Любимым театром детей раннего возраста является настольный театр. Он
прост
и
доступен,
не
требует
определённых
умений,
дети
сами
принимают
участие в действии с игрушками - персонажами, повторяют запомнившиеся
фразы («Колобок, колобок - я тебя съем!» или
«Мышка бежала, хвостиком
махнула…»)
Для реализации, поставленной перед собой задачей, был разработан целый
модуль, с тематикой: «В прекрасном мире сказок!». Составными частями модуля
стали такие русские народные сказки как «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»,
«Теремок».
Актуальность такого пособия в том, что оно имеет развивающее, обучающее
и воспитывающее значение. Его можно использовать практически в любых видах
детской
деятельности
совместно
с
воспитателем
или
с
малышами
группы.
Основное достоинство этого модуля для малышей - развитие самостоятельности у
ребенка через игру.
Красочность и новизна пособия привлекает внимание детей, что облегчает
адаптацию
ребенка
к
коллективу
детского
сада
и
что
немаловажно,
работа
воспитателя по
пособию способствует развитию речи малышей. Дети легко
знакомятся
и
запоминают
действия
сказки.
Пересказывают
и
рассказывают
содержание сказки, одновременно двигая фигурками героев, что способствует
развитию мелкой моторики пальцев рук детей.
Сочетание речи с движением руки способствует развитию мыслительной
деятельности ребёнка и памяти.
Дидактическое
пособие
(модуль)
«В
прекрасном
мире
сказок!»
универсально.
Его
можно
использовать
на
занятиях
по
развитию
речи,
по
формированию элементарных математических представлений, в театрализованной
деятельности,
изодеятельности,
в
совместной
работе
с
детьми:
в
беседах,
рассматривание героев, чтение сказок, потешек, пересказ сказок с элементами
драматизации,
сочинение
сказок
на
«новый
лад»,
отгадывание
загадок,
в
дидактических играх «Кто, где живёт», «Назови членов семьи», «Назови ласково»,
«Отгадай животное», «Четвёртый лишний», «Кто, что ест», «Кто, что делает»,
«Что сначала, что потом», «Запоминай-ка» и так далее.
Используя
элементы
этого
пособия
можно
планировать
и
проводить
разнообразные развлечения, например, использовать на праздниках, в НОД, как
сюрпризный
момент
в
организации
непосредственной
образовательной
деятельности
игрового
персонажа,
наделенного
определенными
чертами,
от
имени которого моделируется проблемная ситуация. Ребенок может использовать
пособие
самостоятельно
для
театрализованной
деятельности,
ч то
непосредственно
способствует
развитию
речи,
мыслительной
деятельности
и
положительному
эмоциональному
развитию
ребенка.
А
самое
главное
–
это
пособие развивает инициативность, смекалку и самостоятельность ребенка, что и
требует от нынешнего воспитателя ФГОС, а именно: «Создание условий развития
ребенка,
открывающих
возможности
для
его
позитивной
социализации,
его
личностного
развития,
развития
инициативы
и
творческих
способностей
на
основе
сотрудничества
со
взрослыми
и
сверстниками
и
соответствующим
возрасту видам деятельности». [2]
В ходе реализации дидактического пособия «В прекрасном мире сказок!»,
малыши
стали
меньше
плакать,
с
удовольствием
приходят
в
группу,
берут
игрушки и самостоятельно играют в сказку, порой даже с помощью имеющихся
кукол – героев одной сказки, придумывают «свою» сказку и с интересом играют в
неё, пополняя свой словарный запас.
Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших детей интересной и
содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества.
1.
Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. «Развитие творческих способностей у
детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс»,
Москва 2007 г.
2.
Федеральный
государственный
образовательный
ст андарт
дошкольного образования - утверждён приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации. 2013г.