Программа психолого – педагогического сопровождения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья, детьми, испытывающими трудности в обучении и поведении) "Нейрогимнастика"
Автор: Попова Маргарита Алексеевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОУ "Кугесьская СОШ № 1" Чебоксарского района Чувашской Республики Населённый пункт: п. Кугеси, Чебоксарского района Чувашской Республики Наименование материала: Коррекционно-развивающая программа для детей с ОВЗ Тема: Программа психолого – педагогического сопровождения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья, детьми, испытывающими трудности в обучении и поведении) "Нейрогимнастика" Раздел: среднее профессиональное
психолого – педагогического сопровождения детей с ОВЗ
(ограниченными возможностями здоровья, детьми, испытывающими трудности в
обучении и поведении)
«Нейрогимнастика»
Цель:
Психолого - педагогическое содействие в успешной адаптации ребенка с ограниченными
возможностями
здоровья
к
обучению
в
школьной
среде
(ребенка,
испытывающего
трудности в обучении и поведении).
Коррекционно-развивающая программа способствует решению следующих психолого –
педагогических задач:
- формирование психологически здоровой личности, укрепление физического и духовного
здоровья, установок на здоровый образ жизни, содействие в сохранении и укреплении
здоровья через обучение навыкам оценки и саморегуляции двигательной активности,
эмоционального состояния, профилактики, управления стрессом;
-
сопровождение
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
трудностями
в
обучении в условиях реализации ФГОС;
- создание оптимальных условий для коррекционно – развивающей поддержки детей с
ограниченными
возможностями
здоровья,
содействие
преодолению
трудностей
в
обучении, поведении и кризисных периодов в жизни обучающихся;
Формирование
психологически
безопасной
среды
школы,
доброжелательности,
защищенности, создание эмоционально - благоприятных условий вокруг ребенка с ОВЗ: -
взаимодействие с семьей ребенка, субъектов образовательного процесса на принципах
диалога и сотрудничества;
Содействие в успешной социализации ребенка с ОВЗ:
-
коррекция
и
развитие
коммуникативных
навыков
ребенка
через
занятия
в
мини
–
группах, в парах, с педагогом – психологом, родителем;
Коррекцию эмоционально – психической сферы ребенка:
-
коррекция
двигательных
нарушений
через
занятия
дыхательными
упражнениями,
нейрогимнастику, аутотренинг, использование оборудования сенсорной комнаты;
- снижение уровня тревожности, психологического и эмоционального напряжения через
формирование
навыков
регулятивной
сферы
ребенка,
развитие
способности
к
произвольной психической саморегуляции и самоконтролю;
Коррекцию и развитие познавательной сферы обучающихся младших классов, имеющих
трудности в обучении:
- личностной, включающей стимулирование психологической готовности и способность
ребенка к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию;
- осуществление развития и коррекции внимания, памяти, зрительно – пространственных
нарушений через воздействие на различные анализаторы ребенка;
-стимуляция
всех
сенсорных
процессов
(зрительного,
слухового,
тактильного,
кинестетического восприятия);
- стимулирование творческой активности ребенка с ОВЗ;
- развитие общей и мелкой моторики ребенка;
- повышение общего тонуса организма ребенка.
Данная
программа
предназначена
для
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья и особыми образовательными потребностями:
- дети – инвалиды;
- дети, повторяющие класс по решению ПМПК;
- дети с ЗПР;
- дети с ММД;
- часто болеющие дети;
Взаимодействие
субъектов
образовательного
процесса
строится
на
принципах
сотрудничества и включает в себя несколько этапов:
Основные этапы реализации программы:
I этап. Подготовительный (сентябрь).
II этап. Диагностический (октябрь - ноябрь).
III этап. Практический включает 4 направления учебно-развивающей, коррекционно -
развивающей деятельности:
- Программа развития социальных и коммуникативных навыков по учебно–
методическому комплекту
«Учимся жить вместе» в двух частях (декабрь - январь) .
- Программа развития познавательной активности «Умка» формирование
познавательной, личностной активности ребенка, включающей готовность и способность
обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию (февраль).
-
Программа
«Нейрогимнастика» (дыхательная
гимнастика,
психотехнические
игры,
методики,
упражнения),
занятия
по
программе
творческой
направленности
«Умные руки» для детей с ограниченными возможностями здоровья начального звена
школы (март - апрель).
- Программа «Нейрогимнастика» (дыхательная гимнастика, психотехнические игры
и упражнения)для детей с ограниченными возможностями здоровья среднего и старшего
звена школы (март).
IV этап. Аналитический (май - июнь).
На первом этапе работы проводится организация работы в системе педагог – психолог –
ребенок
–
родители
(или
законные
представители),
классный
руководитель.
Нами
изучается
социальная,
образовательная
среда,
осуществляется
налаживание
контактов
среди субъектов образовательного процесса.
На втором этапе реализации данной программы запланировано психодиагностическое
исследование когнитивной, коммуникативной, эмоционально – волевой сфер ребенка.
Составляется
индивидуальная
карта
ребенка
и
подбирается
наиболее
подходящая
коррекционно-развивающая программа для конкретного ребенка-инвалида.
III
этап
программы
включает
в
себя
четыре
направления
коррекционно-
развивающей деятельности:
- программу развития социальных и коммуникативных навыков по учебно –
методическому комплекту «Учимся жить вместе».
Учебно-развивающие занятия социальной адаптации проводятся по данному
методическому
комплекту
для
инклюзивного
образования
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья для детей 7-10 лет «Учимся жить вместе» (авторский коллектив
– Б.А. Коростелев, Р.Г. Тер-Григорьянц, М.Ю. Тихонова).
Комплект из двух книг сопровождается картинным материалом и текстами и предполагает
решение комплекса образовательных задач, объединенных общей целью, - овладение
первоначальными
представлениями
о
социальной
жизни,
профессиональных
и
социальных
ролях
людей,
о
своей
роли
ученика
и
роли
ребенка
в
семье.
Большое
внимание
уделяется
вовлечению
ребенка
в
общественную
жизнь
школы,
развитию
способности активного участия и сотрудничества в коллективе, пониманию ребенком его
непосредственного
социального
окружения.
Картинный
материал
учебного
комплекта
подобран с учетом индивидуальной формы работы и групповой работе с детьми.
На
данном
этапе
активная
развивающая
работа
направлена
на
формирование
практических
навыков
общения,
развитие
межличностного
взаимодействия
между
ребенком и сверстниками.
- программу развития познавательной активности «Умка».
Данная
программа
направлена
на
развитие
познавательных
психических
процессов:
восприятия,
воображения,
памяти,
мышления,
внимания
ребенка.
Нацелена
на
формированиепознавательной, личностной активности ребенка, включающей готовность
и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию.
Реализуется с детьми, имеющими соответствующие показания (дети, повторяющие класс
по решению ПМПК, с ЗПР, трудностями в обучении, интеллектуальными нарушениями).
- включает комплекс методик и упражнений «Нейрогимнастика» и программу
развития творческой направленности «Умные руки».
« Н е й р о г и м н а с т и к а »
- э то
ком п л е кс
с п е ц и а л ь н о
р а з р а б о т а н н ы х
нейропсихокорркционных
методик
и
упражнений,
способных
оказать
большое
влияние на улучшение работы мозга ребенка.
Комплекс
«Нейрогимнастика»
будет
полезен
любым
детям,
в
том
числе
и
с
серьезными трудностями в развитии. Нейропсихологическая коррекция способствует
улучшению процессов нервной деятельности, развитию мелкой и общей моторики,
повышению умственных способностей через развитие внимания, памяти, восприятия
и других высших психических функций.
Для ребенка с трудностями в развитии важна не просто двигательная активность, но
такие
движения,
которые
способствовали
бы
повышению
уровня
нейродинамики
(тонуса) и активизации работы его мозга.
придерживаться определенной последовательности выполнения:
В
каждый
комплекс
«Нейрогимнастики»
желательно
включать
следующие
виды
упражнений и придерживаться определенной последовательности выполнения:
- простые растяжки – разминки;
- массажи;
- глазодвигательные и артикуляционные упражнения;
- упражнения на развитие мелкой и общей моторики;
- сложные растяжки;
- функциональные упражнения;
- скороговорки;
- дыхательные упражнения;
- релаксация.
Примерно в таком порядке упражнения включаются в содержание коррекционно-
развивающих занятий с обязательным учетом предпочтения детей.
Простые растяжки-разминки эффективны в оптимизации тонуса мышц и снятии
напряжения.
Они
тренируют
вестибулярный
аппарат,
улучшают
синхронность
движения, повышают активность, дают прилив бодрости, укрепляют мышцы тела.
Оптимизация
тонуса
является
одной
из
самых
важных
задач
нейрогимнастики,
поэтому выполнение растяжек-разминок необходимо не только для «разогрева», но и
для поднятия тонуса организма ребенка;
Массаж
мячиками
и
самомассаж помогают подготовиться к выполнению более
сложных упражнений,повышаюттонус организма;
Глазодвигательные
упражнения
позволяют
расширить
поле
зрения,
улучшить
восприятие,
развивают
межполушарное
взаимодействие,
активизируют
процесс
обучения и повышают энергетизацию организма;
Артикуляционные упражнения необходимы для укрепления и развития речевого
аппарата, улучшения произношения;
Упражнения
на
развитие
мелкой
и
общей
моторики
обеспечивают
развитие
межполушарного
взаимодействия,
снятие
синкинезий
(непроизвольных
дополнительных движений), обеспечивают развитие высших психических функций и
способствуют
активизации
вестибулярного
аппарата
и
лобных
долей
мозга,
отвечающих в первую очередь за поведение, умение контролировать свои действия.
Мелкая
моторика
способствует
развитию
интеллекта.
Развитие
мелкой
моторики
является серьезным тонизирующим фактором;
Сложные
растяжки предназначены для различных целей, поэтому после каждой
сложной растяжки дано описание ее эффекта.
Ф ун к ц и он а л ь н ы е
и г р ы
и
уп р ажн е н и я предназначены
для
развития
коммуникативных
навыков,
рассчитаны
на
парное
или
групповое
выполнение.
Необходимы для развития внимания, снижение импульсивности, агрессивности и
гиперактивности;
Скороговорки предназначены для отработки правильного произношения;
Дыхательные
упражнения улучшают
ритмирование
организма,
развивают
самоконтроль, произвольность, способствуют концентрации внимания, тем самым
снижают
импульсивность
и
тревожность
ребенка.
Увеличивается
объем
легких,
усиливается газообмен, улучшается кровообращение; под воздействием диафрагмы
происходит
интенсивный
массаж
внутренних
органов,
что
способствует
общему
оздоровлению и улучшению самочувствия ребенка;
Ф ун к ц и он а л ь н ы е
и г р ы
и
уп р ажн е н и я предназначены
для
развития
коммуникативных
навыков,
рассчитаны
на
парное
или
групповое
выполнение.
Необходимы для развития внимания, снижение импульсивности, агрессивности и
гиперактивности;
Релаксация в
конце
каждого
занятия
предназначена
для
отдыха,
расслабления,
успокоения детей. Релаксации достаточно просты и не преследуют более серьезных
медитативных или психологических целей.
Каждый из видов упражнений имеет определенный эффект: развивает ту или иную
область
мозга,
усиливает
ту
или
иную
часть
тела,
координирует
определенные
действия.
В комплексе «Нейрогимнастика» реализуется программа «Умные руки»
Программа
«умные
руки»
направлена
на
развитие
зрительно-моторной
координации
ребенка, его творческой активности, воображения, восприятия, фантазии, что в комплексе
способствует
повышению
уверенности
в
себе,
уровня
самооценки,
и
в
дальнейшем,
содействует успешности ребенка-инвалида. Нарушения в моторике могут быть связаны с
проблемами в моторных зонах коры головного мозга, они же отвечают за моторную
сторону речи, с речью у ребенка тоже могут возникнуть трудности, а так как речь и
мышление неразрывно связаны, то, в дальнейшем, могут проявиться интеллектуальные
трудности.
На
данном
этапе
работы
активно
используется
комплекс
упражнений
пальчиковой гимнастики(комплекс упражнений, автор ).
В течение недели желательно чередовать занятия с детьми-инвалидами - проводить два
занятия из «Нейрогимнастики» в мини-группе, одно занятие из программы «Умные руки»
индивидуально. Занятия психолога с детьми проводятся не менее двух-трех раз в неделю.
Н а IV
этапе п сихолого – педагогическое сопровождение учебного процесса и
мониторинг формирования универсальных учебных действий ребенка.
На данном этапе предполагается провести итоговую диагностику, мониторинг с целью
изучения эффективности психолого-педагогического воздействия на ребенка.
Современное
оборудование
для
создания
доступной
среды
в
обучении
детей-
инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в сенсорной комнате
МБОУ «Кугесьская СОШ №1»:
1. Интерактивная воздушно-пузырьковая колонна.
2.Пассивная
воздушно-пузырьковая
колонна
(удерживает
внимание,
способствует
расслаблению, эффект притягательного воздействия рассеиваемого пузырьками света).
3.Цифровая
модульная
система
для
работы
с
текстом
и
управления
различными
компонентами
информационного
пространства
(для
увеличения
и
демонстрации
изображения, увеличивает текст и объекты с различных поверхностей).
4 . Световой проектор Solar – 100 -приборсвето- и цветотерапии сезонной депрессии.
5 . Интерактивная доска. Проектор.
Интерактивная
доска
–
визуальный
ресурс
для
использования
широкого
диапазона
средств визуализации (карты, рисунки, фотографии).
6.«Сухой
дождь»
- светящиеся
оптические
волокна,
предназначен
для
снятия
эмоционально-психического напряжения, высокого уровня тревожности ребенка.
7.«Сухой бассейн»(воздействие пластиковых шариков в большом количестве на организм
ребенка
способствует
снятию
эмоционально-психического
напряжения,
тревожности,
усталости, повышает активность ребенка в играх и т.д.).
8. Вибрационный массажер (усиливает кровообращение, повышает тонус мышц и кожи,
снимает усталость, болевые ощущения. Можно осуществлять, как общий массаж, так и
коррекционный).
9 .
Массажные
мячики
–
ёжики
(выполняются
упражнения,
развивающие
мелкую
моторику, массаж рук, ног, кистей рук, спины).
10. Тактильная дорожка(стимулирование
11. Настенное панно «Звездное небо» (закрепление знаний о цвете, понятий «много»,
«высоко», «низко», совершенствования фразовой речи, развития слухового и зрительного
внимания и памяти).
12. Мягкое кресло с сыпучим наполнителем, вибрационная подушка с гранулированным
наполнителем.
13. Специализированная система с регулируемой рабочей поверхностью для детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата (рабочий стол).
14.
Доска
геометрическая
«Геоборд»
(набор
для
развития
моторики,
восприятия
и
сенсомоторной памяти, способствует освоению обучающимися с нарушениями зрения
некоторых базовых
концепций
планиметрии: периметр,
площадь, фигура и т.д.,
способствует
развитию
индуктивного
и
дедуктивного
мышления,
тонкой
моторики,
восприятия,
сенсомоторной
памяти.
Математический
планшет
должен
сформировать
представления о симметрии, трансформации размера и формы).
15. Набор «Оси координат» (для создания математических графиков, фигур и линий).
В сенсорной комнате нами проводится работа по релаксации детей с невротическими и
психосоматическими
расстройствами,
а
также
для
стимуляции
различных
функций
организма, сенсорного восприятия, которая позволяет активизировать мозг посредством
воздействия на базовые чувства – зрение, слух, обоняние, осязание, вестибулярные и
другие рецепторы, и развивает саморегулирование процессов возбуждения и торможения
у детей с нарушениями ОДА, психическими нарушениями, ЗПР.
Специально созданные условия сенсорной комнаты обеспечивают быстрое установление
контакта между психологом и ребенком.
Сенсорная
комната
используется
как
дополнительный
инструмент
коррекции
и
значительно повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение
психического и физического здоровья ребенка.
Пребывание в сенсорной комнате способствует улучшению эмоционального состояния,
снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности,
нормализации сна, активизации мозговой деятельности. Сенсорная комната позволяет
выполнять следующие процедуры психологического воздействия и коррекции:
1. Релаксация, снятие эмоционального и мышечного напряжения ребенка.
2.Стимулирование
сенсорной
чувствительности
и
двигательной
активности
детей,
развитие у них зрительно-моторной координации.
3.Фиксирование
и
управление
вниманием
ребенка,
поддержание
у
него
интереса
и
познавательной активности.
4.Тонизирование психической активности ребенка за счет стимулирования положительных
эмоциональных реакций.
5. Развитие воображения и творческих способностей у детей.
6. Коррекция психоэмоционального состояния ребенка.
7.Расширение
кругозора
ребенка,
пространственных
представлений,
восприятия
разнообразных свойств предметов.
Необходимый стимульный материал:
1. Канцелярские принадлежности для стимулирования творческой активности ребенка:
краски,
кисти,
пластилин,
доска
для
лепки,
цветные
карандаши,
цветные
мелки,
фломастеры, цветная бумага, цветная гофрированная бумага, цветной картон, белая бумага
формата А-3, А-4, ножницы, ножницы для левшей, канцелярский нож, клей – карандаш,
клей ПВА, скотч, большая плоская коробка, ящик для песка, губка, и др.;
2. Доска для рисования цветными мелками;
3. Природный материал (речной песок, цветной песок «Радужный», веточки, шишки,
сухие растения, мох, камешки, ракушки, коробка, нитки, проволока и др.).
4. Игровой набор «Городок» - деревянные элементы общественных и жилых зданий,
автомобилей,
общественного
транспорта,
железной
дороги,
мостов,
фигурки
людей,
животных.
6. Набор музыкальных альбомов для релаксации.
7. Конструктор «Классик».
8. Настольные развивающие игры:
- игра на эмоции;
- «Я познаю мир»;
- «Времена года»;
- «Профессии»;
- «Веселые уроки»;
- «Арифметика»;
- «Запоминайка»;
- «Правила поведения в школе».
III этап. Практический. «Нейрогимнастика» (психогимнастика).
- Игры и упражнений на развитие внимания, памяти, моторики,
- Игры и упражнения на снижение уровня тревожности, эмоционально –
психического напряжения;
-
Игры
и
упражнения
на
развитие
творческой
активности,
фантазии
и
воображения;
-
Игры
и
упражнения,
направленные
на
стимулирование
мотивационной
познавательной, коммуникативной активности ребенка.
-
Психотехнические
игры
и
упражнения
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья среднего и старшего звена школы.
1 . Упражнение
«Похлопай, как я» .
Сделать три тихих быстрых хлопка, один громкий. Варианты могут быть разные.
2 . Упражнение
«Команды»
Цель:
научить
вслушиваться
в
речь
педагога
и
выполнять
его
инструкции
(игры
с
перебрасыванием, перекатыванием мяча, игры в паре, мини - группе).
3 . Пальчиковая гимнастика с заучиванием текста и проговариванием действий.
4 . Упражнение
«Мячики – ёжики».
С мячами – ёжиками выполняется упражнение, развивающее мелкую моторику и массаж
кистей рук.
5 . Упражнение
«Разминка с мячами - ёжиками».
Цель: развивать мелкую моторику, массажировать ладони и пальцы, ориентироваться
«вправо – влево», «вверх – вниз»,
заучивание и проговаривание движений во время
выполнения упражнения.
«Мячик сильно я сжимаю
И ладошку поменяю».
По столу круги катаю
Из-под рук не выпускаю.
Взад – вперед его качу,
Вправо – влево, как хочу.
«Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец».
«Сверху левой, снизу правой,
Я его катаю – браво».
Поверну, а ты поверь –
Сверху правя теперь!».
6 . Упражнение
«Хлопни, топни, подпрыгни».
Цель: развивать слуховое внимание и память, учить выполнять инструкции в строгой
последовательности.
Ребенку дается инструкция: «Увидишь карандаш красного цвета – хлопнешь в ладоши,
увидишь зеленый цвет карандаша – топнешь, увидишь желтый цвет – подпрыгнешь».
7. «Кричалки - шепталки - молчалки»
(регулирование поведения, развитие наблюдательности, волевой регуляции);
8 .
Упражнение
«Мастер - фломастер» (взять в правую и левую руки фломастер и
одновременно
начать
рисовать
одинаковые
фигуры
–
линии,
волны,
спирали,
круги,
квадраты, ромбики, далее с каждым занятием задание постепенно усложняется, н-р: -
солнышко в облаках, дождевая тучка, растения, домики, фигурки животных, людей,
сюжет картины).
9.
Упражнение
« Левша» (три варианта)
1вариант. Детям дается задание старательно и красиво нарисовать по образцу простую
фигуру, предмет, картинку сначала правой рукой, затем левой рукой. С каждым разом, при
выполнении этого задания будет получаться левой рукой также хорошо, как правой. Если
ребенок левша, то пока не начнет получаться лучше правой рукой.
2 вариант «Зеркало».
Детям дается задание внимательно (симметрично) дорисовать
недостающую
половину
фигуры,
предмета,
картинки,
рисунка
левой
рукой,
затем
раскрасить обе половинки зеркально друг другу, повторяя направление штриховки и
узоры.
На
листе
заранее
прорисовываются
половинки
фигур,
предметов
(бабочка,
корзинка с яблоками, ваза с цветами, разноцветный платок, тарелка с узорами и т.д.).
3 вариант. Нарисовать фломастерами на листе половины ватмана (формат А-3, разделить
фломастером пополам) или (на доске цветными мелками) с закрытыми глазами (сначала
правой рукой и закрытыми глазами), затем левой рукой и с закрытыми глазами любое
животное, которое умеем рисовать (кота, зайца, собаку, медведя и т.д.).
10. Упражнение «Циркач - ловкач» и игра «Веселые жонглеры» (три варианта).
Для развития крупной моторики рук, ловкости, точности, координации движения правой
и левой руки.
1вариант. Сначала с согнутыми в локтях руками, затем на расстоянии вытянутых рук,
надо
выпустить
карандаш
из
левой
руки,
а
правой
рукой
сразу
же
его
поймать
и
выполнить задание наоборот. Повторить несколько раз.
2 вариант. В руки берем сначала один пластиковый шарик, перебрасываем из одной руки
в другую, затем берем два одинаковых по цвету пластиковых шарика и перебрасываем из
одной
руки
в
другую,
увеличиваем
скорость
перебрасывания,
затем
берем
два
разноцветных пластиковых шарика, перебрасываем из одной руки в другую, увеличиваем
скорость перебрасывания, жонглируем.
3 вариант.
Игра
«Веселые жонглеры» (выполняется в паре или мини – группе с
педагогом – психологом, учителем, родителем).
Сначала один, затем два, следом три шарика, перебрасываются между детьми, если дети
усвоили, добавляется еще один шарик. Жонглируем двумя, тремя шариками, увеличиваем
скорость
перебрасывания,
жонглируем,
добавляем
четвертый
шарик
и
т.д.
Меняемся
местами и начинаем выполнять переброску шариков в обратном направлении, начиная с
первого, затем постепенно увеличиваем количество шариков и скорость, все жонглируют.
11.
Игра
–
подставка
«Курочка
и
цыплята» для развития крупной моторики рук,
ловкости, точности движения правой и левой руки.
Сначала одной, затем одновременно двумя руками, круговыми движениями, сначала в
одном направлении, затем в разных направлениях, вправо и влево вращаем игровую
подставку, при вращении которой курочка и цыплята в зависимости от интенсивности
вращения «клюют» зернышки.
12. Упражнение «Микроша» (используем мелкие игрушки из киндер-сюрприза).
На расстоянии вытянутой руки, (на уровне глаз ребенка) держим маленькую игрушку,
фиксируем
взгляд
на
игрушке,
медленно
двигаем
правой
рукой
в
правую
сторону,
направляем взгляд следом за игрушкой, затем возвращаемся
на исходное положение,
проделываем тоже левой рукой, выполняем упражнение не менее 5-6 раз каждой рукой.
13. Упражнение «Корзинка» (шнуровка на плоскости).Задание внимательно подобрать и
зашнуровать фрукты и другие фигурки к форме.
14.Упражнение
«Гусеница» (объемная
модель
груши,
через
отверстия
которой
пронизывается веревочка с гусеницей).
15. Пальчиковая гимнастика (комплекс упражнений).
Дыхательные упражнения:
1.
«Буквы»
(развитие
произвольности
и
самоконтроля,
ритмирование
организма,
активизация работы правого и левого полушарий)
И.П. – сидя на полу. Глубоко вдохнуть. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф.
Вдох. На выдохе: р-р-р-р-р-р. Вдох. На выдохе: з-з-з-з-з-з. Вдох. На выдохе: мо-ме-мэ-му;
а-а-а.
2. «Продуваем двигатели» (активизация работы правого и левого полушарий)
И.П. – сидя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом
правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят
вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
3. «Воздушный шарик – 1»
И.П. – сидя на полу. Вдох. Расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе
шарик, например, красного цвета. Пауза (задержка дыхания). Выдох. Втянуть живот как
можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют»
воздух.
4. «Воздушный шарик – 2»
И.П. – лежа на спине. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги лежат прямо (перекрещивать
их нельзя). Глаза смотрят в потолок. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) и шумный
выдох через открытый рот. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Можно
представить, что в животе находится цветной шарик, который надувается при вдохе и
сдувается при выдохе. Дышать по команде «вдох – выдох» (5 раз).
5. «Горячий чай»
Представить, что в руках блюдце с горячим чаем. Дуть на него, чтобы остудить.
6. «Воздушный шарик – 3»
И.П. – лежа на спине. Делать ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под
счет: «руку поднимаем (счет до пяти), держим (счет до четырех), руку опускаем (счет до
пяти),
держим (счет до четырех), ногу поднимаем (счет до пяти), держим (счет до
четырех), ногу опускаем (счет до пяти), держим (счет до четырех)». Единица счета – одна
секунда. Во время вдоха поднимать правую руку, на время задержки дыхания удерживать
ее в воздухе. Во время выдоха опускать правую руку и во время задержки дыхания лежать
спокойно. На следующем вдохе поднимать правую ногу и удерживать ее в воздухе на
время задержки дыхания. На выдохе опускать правую ногу. То же с левой рукой и ногой
(всего четыре вдоха – выдоха). Упражнение выполняется 2 - 3 раза.
7. «Ах» оказывает мощное мобилизующеедействие, быстро снимает психоэмоциональное
напряжение.
И.П. – встать, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперед. На быстром
вдохе
руки
притягиваются
к
подмышкам
ладонями
вверх.
На
медленном
выдохе
–
опускаются вдоль тела ладонями вниз.
8. «Воздушный шарик – 4»
И.П. – лежа. Сделать ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под счет:
«руку поднимаем (счет до пяти), держим (счет до четырех), руку опускаем (счет до пяти),
держим (счет до четырех), ногу поднимаем (счет до пяти), держим (счет до четырех), ногу
опускаем (счет до пяти), держим (счет до четырех)». Единица счета – одна секунда. Во
время вдоха поднимать правую руку, на время задержки дыхания удерживать ее в воздухе.
Во время выдоха опускать правую руку и во время задержки дыхания лежать спокойно. На
следующем вдохе поднимать правую ногу и удерживать ее в воздухе на время задержки
дыхания. На выдохе опускать правую ногу. То же с левой рукой и ногой (всего четыре
вдоха – выдоха). Упражнение выполняется 2 - 3 раза.
9. «Воздушный шарик – 5»
И.П. – лежа на спине. Сделать ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под
счет: «руку поднимаем (раз-два-три), держим (раз-два-три), руку опускаем (раз-два-три),
держим (раз-два-три). Во время вдоха поднять правую руку и правую ногу и удерживать
их в воздухе на время задержки дыхания. Во время выдоха опускать их. На следующем
вдохе поднимать левую ногу и также удерживать их на время задержки дыхания. На
выдохе опускать руку и ногу. Упражнение выполняется 5 - 8 раз.
10. «Насос»
Упражнение «Насос» выполняется в парах. Один участник – надувная кукла, из которой
выпущен воздух, лежит расслабленно на полу. Другой участник – насос, он накачивает
игрушку воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед и произнося звук «с-с-
с» на выдохе. Игрушка постепенно наполняется воздухом, ее части наполняются воздухом.
Затем кукла снова сдувается. Участники меняются ролями.
11. «Воздушный шарик – 6»
И.П. – лежа на спине. Сделать ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под
счет: вдох и выдох – счет до 6, задержка дыхания – счет до 5. Единица счета – одна
секунда. Во время вдоха поднимать правую руку и левую ногу. Удерживать их в воздухе
на
время
задержки
дыхания.
Во
время
выдоха
опустить
их.
На
следующем
вдохе
поднимать левую руку и правую ногу. На выдохе опустить их. Упражнение выполняется 5
- 8 раз.
12. «Кит»
И.П. – лежа на спине. Надуть живот, а затем с шумом выпустить воздух.
13. «Воздушный шарик –7»
И.П. – стоя, спина прямая, прямые руки вытянуты вперед, одна ладонь смотрит вниз, а
другая вверх. На вдохе ладони переворачиваются одна вверх, а другая вниз; на выдохе
опять переворачиваются и т.д. На задержке дыхания – удержание позы. Упражнение
выполняется 5 - 8 раз. Отсчет: вдох, выдох – счет до девяти, задержка – счет до пяти.
14. «Воздушный шарик – 8»
И.П. – сидя на пятках, спина прямая, руки расставлены в стороны, правая рука согнута в
локте, а левая рука прямая, при этом обе руки смотрят влево. На вдохе руки описывают
полукруг через верх и на задержке дыхания останавливаются в позе – обе руки смотрят
вправо: правая рука прямая, а левая согнута в локте. На выдохе: руки описывают полукруг
через низ и останавливаются в первоначальной позе и т.д. Упражнение выполняется 5 - 8
раз. Отсчет: вдох, выдох – счет до десяти, задержка – счет до пяти.
15. «Мыльные пузыри»
Представить, что надуваешь разного размера (от маленьких до огромных) много мыльных
пузырей. Дуть на мыльные пузыри (воображаемые или реальные), сначала слабо, затем
все сильнее, чтобы они поднимались все выше и выше.
Функциональные игры и упражнения:
1. «В лесу» (снижение агрессии, импульсивности, выход энергии)
Участники садятся в круг, скрестив ноги «по – турецки», и по сигналу инструктора
начинают громко кричать. При этом необходимо наклоняться вперед, доставая руками и
лбом до пола.
2. «Ворота»
И.П. – встать на колени рядом друг с другом, примерно на расстоянии метра. Смотреть
вперед. Вытянуть ноги в сторону друг друга, скрестив их в лодыжках или голенях. На
вдохе потянуться дальней от партнера рукой вверх. На выдохе согнуться в талии в сторону
партнера и взять его за руку. Вторую руку поставить на колено.
3. «Кто летает?» (развитие концентрации внимания)
Участники садятся полукругом, психолог называет предметы. Если предмет летает –
участники поднимают руки, если не летает, то руки опущены. Когда психолог сознательно
ошибается, участникам необходимо своевременно удержаться и не поднять руки.
4.
Функциональная
игра
«Четыре
стихии»
(развитие
внимания,
связанного
с
координацией слухового и двигательного анализаторов);
Участники сидят в кругу. Ведущий договаривается, что, если он скажет слово «земля», все
должны опустить руки вниз, «вода» - вытянуть руки вперед, «воздух» - поднять руки
вверх, «огонь» - потрясти руками (развитие внимания, снижение импульсивности).
5.
Функциональная
игра
«Море
волнуется…» (развитие концентрации внимания и
двигательного контроля, снижение импульсивности).
Участникам предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы.
Психолог произносит считалку:
Море волнуется – раз!
Море волнуется – два!
Море волнуется – три!
Морская фигура – замри!
Участники
замирают
в
одной
из
поз.
По
команде
психолога
«отомри!»
упражнение
продолжается.
6. Функциональное упражнение «Морская звезда»
И.П. – партнеры сидят на полу, касаясь друг друга бедрами. Смотреть вперед. Вытянуть
ноги вперед. Повернуться лицом к партнеру, вытянуть обе руки в стороны на уровне плеч,
соединив их руками партнера.
7.
Функциональное упражнение «Велосипед»
Участники садятся на пол лицом друг к другу, согнув колени и касаясь друг друга
пальцами ног. Ухватив друг друга за запястья, партнеры соединяют подошвы и поднимают
ноги, стараясь их выпрямить. Затем согнуть ноги в коленях и начать движения ногами,
имитируя езду на велосипеде.
8.
Функциональное
упражнение
«Хлопки» (развитие
внимания,
связанного
с
координацией слухового и двигательного анализаторов);
Участники
свободно
передвигаются
по
комнате,
на
один
хлопок
ведущего
каждый
участник должен присесть на корточки, на два – сделать «ласточку», на три встать с
поднятыми вверх прямыми руками.
9.
Функциональное
упражнение
«Пчелки» (развитие
двигательного
контроля
и
снижение импульсивности).
Все участники превращаются в пчелок, которые летают и громко жужжат. По сигналу:
«Ночь» - пчелки садятся и замирают. По сигналу психолога: «День» - пчелки снова летают
и громко жужжат.
10.
Функциональное
упражнение
«Большая
гусеница» (развитие
двигательного
контроля);
Участники встают на четвереньки друг за другом. Первый участник кладет ноги на плечи
второму. Второй участник кладет ноги на плечи третьему и т.д. Из этого положения начать
движение: гусеница ползет.
11.
Функциональное
упражнение
«Тачка» (развитие
ловкости
и
коммуникативных
навыков);
Один
из
участников
принимает
положение
упор
лежа;
другой
берет
его
за
ноги
и
приподнимает их. Первый начинает движение на руках, второй идет за ним, поддерживая
ноги первого и учитывая скорость его движения.
12. Упражнение
«Аисты и лягушки» (тренировка внимания, контроль двигательной
активности);
Все участники идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении.
Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, необходимо остановиться и принять позу
«Аиста». Когда психолог хлопнет два раза – принять позу «Лягушки». На три хлопка –
возобновить ходьбу.
13. «Черепахи»
Все
участники
стоят
у
стены.
По
сигналу
начинают
медленное
движение
к
противоположной
стене,
изображая
маленьких
черепашек.
Никто
не
должен
останавливаться
и
спешить.
Через
2
-
3
минуты
подается
сигнал,
по
которому
все
участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался последним.
14. «Дерево дружбы»
Партнеры становятся бок о бок, опустив руки вниз и не касаясь друг друга. Оба участника
сгибают дальнюю друг от друга ногу в колене и прижимают ступню к внутренней части
бедра второй ноги над коленом. Можно помогать себе руками. Оба участника поднимают
соседние руки вверх и соединяют их, сплетя пальцы. Затем участники поднимают дальние
руки, соединив их на уровне груди, и помогая друг другу удерживать равновесие.
15.
Упражнение
«Цыганочка» развивает
межполушарное
взаимодействие,
улучшает
динамическую организацию движения.
И.П. – встать ноги на ширине плеч, руки опущены. Дотронуться правой рукой до левого
колена (согнутая в колене левая нога поднимается вперед и вверх), вернуться в и.п., затем
сзади дотронуться левой рукой до правой пятки (согнутая в колене правая нога отводится
назад). Вернуться в исходное положение. Повторить, соответственно, для левой руки и
правого колена и правой руки и левой пятки. Повторить весь цикл 3 раза.
Простые растяжки-разминки:
1. «Медуза»
Сидя на полу, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.
2. «Катамаран»
И.П. – лежа на полу. Поднять ноги под углом 45 градусов. Ногами имитировать езду на
велосипеде.
3. «Дельфины»
И.П. – сидя или стоя, руки согнуты в локтях на уровне груди; совершаются поочередные
волнообразные движения рук. Маленькие дельфины – руки согнуты в локтях на уровне
талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы совершают одновременные и поочередные
волнообразные движения кистями рук.
4. «Стрекоза»
И.П.– сидя на полу. Поднять прямые ноги вверх под углом 45 градусов. Руками упираемся
в пол за спиной. Начинаем движение прямыми ногами в стороны, затем сводим вместе.
5. «Будильник»
И.П. – стоя. Сжать руку в кулак и водить по часовой стрелке на уровне живота. Чтобы
«выключить» будильник, легонько стукнуть по макушке.
6 . «Яблочко на тарелочке»
И.П. – сидя. Совершать круговые движения головой, как бы перекатывая ее по плечевому
поясу. Шея при этом движется по поверхности воображаемого конуса с максимальным
углом при вершине, у основания шеи. Нос описывает окружность как можно большего
радиуса.
Начинать
движение
медленно,
постепенно
наращивая
темп.
Перекатывания
делать сначала в одну сторону, затем в другую. Выполнять до 25 перекатываний в каждую
сторону. Вначале делать осторожно.
7. «Утка»
Выполнять
ходьбу
в
положении
сидя
на
корточках.
Руки
держать
на
поясе,
ладони
направить в стороны.
8. «Паровозик»
Ладони лежат на коленях. Не отрывая ладоней, выполнять круговые движения плечами
вперед, а затем назад. В каждую сторону делать до 30 движений. Вариант: выполнять
вращение одним плечом вперед, другим назад.
9. «Волки»
И.П. – сидя на коленях, руки на полу перед собой. На выдохе изображать вой волка и
тянуться челюстью вверх.
10 . «Медведь»
И.П. – стоя на четвереньках. Переставлять одновременно правую руку и правую ногу,
затем – левую руку и левую ногу. Ходить надо, покачиваясь из стороны в сторону.
11. «Аисты и лягушки» (тренировка внимания, контроль двигательной активности);
Все участники идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении.
Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, необходимо остановиться и принять позу
«Аиста». Когда ведущий хлопнет два раза – принять позу «Лягушки». На три хлопка –
возобновить ходьбу.
12. «Пингвины»
И.П. – стоя, спина прямая, руки вдоль туловища, ладони в стороны. Делать быстро
маленькие – маленькие шажки.
13. «Волны»
И.П. – сидя. Пальцы рук сплетены в замок. Начать волнообразные движения руками, тем
самым разминая кисти.
14. «Лодочка»
И.П. – сидя на полу, ноги вытянуты. Делать наклоны тела и рук вперед, выпрямляясь,
разводить руки в стороны, имитируя греблю веслами.
15. «Черепашка»
И.П. – сидя на полу. Имитировать медленные движения головы черепахи, которая то
выглядывает из панциря (плечи опускаются, подбородок тянется вперед и вверх), то
прячется в него (плечи поднимаются, подбородок к груди), то крутит головой по сторонам.
Более
сложный
вариант:
движения
выполняются
с
неподвижными
расслабленными
плечами – голова как бы «вкручивается» в плечи.
16. «Бревнышко»
И.П. – лежа на спине, руки кладем над головой, кисти соединены, пальцы «смотрят»
вверх. Перекатываемся по полу направо, а потом налево. Обращаем внимание на то, что
«бревнышко» должно катиться ровно.
Сложные растяжки:
1.
Упражнение
«Лодка» укрепляет
тело,
особенно
пресс
и
спину.
Способствует
сохранению
грациозности.
Стимулируются
печень,
кишечник,
желчный
пузырь
и
селезенка.
И.П. – лежа на спине. Поднять обе ноги и корпус на 30 – 45 градусов от пола. Ноги
прямые, стремитесь выпрямить спину. Удерживать баланс на крестце. Вытянуть прямые
руки перед собой, ладони развернуты внутрь. Пальцы ног, руки и глаза должны оказаться
на одной линии. Тянуться пальцами рук к пальцам ног.
2.
Упражнение
«Краб» упражнение укрепляет мышцы спины, рук, бедер и передней
части
тела.
Растягивает
лопатки
и
кисти.
Оказывает
благотворное
влияние
на
щитовидную и паращитовидную железы.
И.П. – ноги вытянуты вперед, спина прямая. Руки опущены к полу. Упереться прямыми
руками за спиной на ширине плеч, развернуть кисти от себя, согнуть ноги в коленях и
приблизить стопы к ягодицам. Поставить стопы устойчиво параллельно друг другу на пол
на ширину плеч. Носки смотрят ровно вперед, колени располагаются на одной линии с
большими пальцами ног. На вдохе поднять бедра и таз вверх, при этом упор сохраняется
на
бедра
и
руки.
Отталкиваясь
ногами,
тянуть
таз
вверх,
голову
можно
слегка
запрокинуть. Подтянуть лопатки друг к другу, не разводить бедра.
3. Упражнение «Ворон» (раскрываеттазобедренные суставы, помогает успокоить нервы
и улучшает сон, развивает гибкость ног);
И.П. – стоя. Поставить ноги чуть шире бедер и развернуть носки наружу. Сесть на
корточки, упереться локтями в бедра и развести их еще шире. Представить себя вороной и
сказать «кар-р».
4. «Корова»
И.П. – сесть на пятки (между пятками), носки в сторону. Сцепить руки за спиной в замок.
Локоть одной руки смотрит вверх, локоть другой – вниз. Меняя руки, выполнить замок то
с одной, то с другой стороны.
5. «Дерево» (балансирующая поза, удерживает равновесие и развивает концентрацию);
И.П. – стоя, ноги вместе. Расставить пальцы левой ноги для равновесия и держать ее
прямо. Поднять правую ногу правой рукой и прижать ступню и пятку к внутренней части
бедра как можно выше. Удерживать равновесие, сосредоточив внимание на точке на стене
или на полу перед собой. Расставить руки в стороны на уровне плеч. На вдохе медленно
поднять руки, сомкнуть ладони над головой. Повторить то же для второй ноги. Возможно
парное выполнение упражнения.
6. «Здравствуй, солнце»
Состоит из трех упражнений: «Гора», «Приветствие», «Полумесяц».
7.
Упражнение
«Гора» эффективно при задержке в позе. Настраивает на позитивное
отношение
к
себе
и
окружающему
пространству,
создает
чувство
устойчивости
и
принадлежности к окружающему миру.
И.П. – стоя прямо и устойчиво, ноги вместе или слегка разведены, стопы параллельны,
тело подтянуто. Дыхание глубокое. Сделать вдох и на выдохе перейти к следующему
положению.
8. «Приветствие»
И.П. – сохранять основную стойку. Руки согнуты в локтях, на выдохе соединить ладони на
уровне грудной клетки под углом 30 градусов (немного вверх и вперед).
9. «Полумесяц»
Из положения «Приветствие», на вдохе плавно выпрямляя руки, потянуть их вверх,
вытягиваясь всем телом. Сделать легкий прогиб, вытягивая всю переднюю сторону тела.
Прогиб в большей степени – в верхних отделах позвоночника. Ноги выпрямлены, стопы
параллельны друг другу и плотно прижаты к полу.
10 .
«Корзиночка» (повышает и сохраняет гибкость позвоночника, массирует внутренние
органы, укрепляет мышцы живота. Хорошо помогает при респираторных заболеваниях.
Уменьшает жировые отложения в области живота. Усиливает кровоснабжение брюшной
полости, задней и передней сторон туловища. Улучшает тонус спинных нервов).
И.П. – лежа на животе. Схватить руками согнутые в коленях ноги за голеностопные
суставы. Качаться на животе вперед - назад, направо - налево. По команде ребенок
замирает на каком – либо боку.
11. «Пальма» (помогает снять напряжение и болевые ощущения, развивает координацию
движений, освежает и взбадривает).
И.П. – стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела. На вдохе медленно поднять руки в
стороны и вверх, повернуть ладонями внутрь и расставить на ширину плеч. На выдохе
качнуть руками вправо и на вдохе вернуться обратно. На выдохе качнуть руками влево.
Голова зажата руками и качается вместе с ними.
12. Упражнение «Рубим дрова» быстро освобождает от накопившихся токсинов, стрессов
и
напряжения.
При
глубоком
дыхании
происходит
гипервентиляция
легких,
что
способствует улучшению газообмена. Как следствие, уменьшается вероятность легочных
заболеваний. Хорошо разогревает позвоночник и плечевой пояс. Активизирует работу
пищеварительного тракта за счет мягкого массажа внутренних органов брюшной полости,
вытягивание
спины,
позвоночника
и
прекрасное
расслабление.
При
регулярном
выполнении нормализуется кровяное давление.
Стопы должны находиться в устойчивом положении параллельно друг другу. Левую руку
легко сжать в кулак и охватить его правой (как будто держите топор). Руки выпрямлены и
находятся перед собой. Поднять их вверх, готовясь разрубить полено. При замахе слегка
прогнуться назад и сделать глубокий вдох через нос. С резким выдохом через рот со
звуком «ха» податься корпусом вниз. Опустившись, расслабить руки, плечи, шею, корпус
и поясницу – позвоночник полностью расслаблен. Задержаться на несколько секунд в
таком положении. Сохранять расслабленной верхнюю часть туловища, словно отдыхая
после тяжелой работы. На очередном вдохе, выпрямляясь, замахнуться, чтобы «разрубить
следующее полено». Сделать так 3-5 раз. Прогиб назад, вдох через нос, при наклоне
активный
выдох
со
звуком
«ха».
Нарубив
дрова,
можно
отдохнуть,
повиснув,
как
тряпичная кукла.
13. «Маятник» помогает успокоить нервы и улучшает сон, развивает гибкость ног.
И.П. – сидя на коленях и пятках. Произвести наклон вперед, пока лоб не будет лежать на
полу. Руки ладонями вверх положить вдоль туловища, кисти рядом со стопами. Вернуться
медленно
в
исходное
положение.
Затем
постепенно
опускаться
назад
(стараясь
дотронуться до пола), сначала опираясь на локти, а затем на голову. Руки свободно лежат
вдоль туловища. Не спеша в обратном порядке вернуться в исходное положение.
14. «Заяц» данное упражнение несет эффектсильного успокаивающего воздействия.
И.П. – сидя на пятках. Положить ладони на бедра пальцами вперед. Закрыть глаза. Завести
руки за спину и обхватить запястье одной руки второй рукой (подобно ушам зайца,
сложенным у него на спине). Сделать глубокий вдох и на выдохе нагнуться вперед,
опустив грудную клетку на бедра, а лоб – на пол перед коленями, как затаившийся заяц.
Задержать позу на секунду и на вдохе медленно выпрямиться.
15.
«Кошка» помогает
успокоить
нервы
и
улучшает
сон,
развивает
гибкость
ног
и
позвоночника.
И.П. – стоя на четвереньках. Выгибать и прогибать спину в поясничном отделе. Голова
при этом движется синхронно с изменением поз: прогибание – голова вверх, выгибание –
голова вниз. Можно добавить разворот корпуса («кошка смотрит на свой хвост») в одну и
другую стороны. Добавьте «мурр» при прогибе и «мяу» при выгибании.
16. «Парусник»
И.П. – стоя на коленях, носочки оттянуты, пальцы ног касаются друг друга, пятки
несколько разведены; сесть на пятки или между ними, пальцы рук сплести в замок за
спиной, зафиксировать под ногами или на пятках. Подул ветер, и парус расправился,
надулся (на вдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть
назад). Ветер утих, и парус «сник» (на выдохе голову опустить как можно ниже, спина
становиться круглой). Вернуться в исходное положение.
Глазодвигательные и артикуляционные упражнения
1.
«Маленький птенчик»
Руки согнуты в локтях, слегка прижаты к телу. Кисти на уровне плеч собраны в кулаки
и смотрят вверх. Широко открывать и закрывать рот, так, чтобы тянулись уголки рта.
Язычок – «птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Кулачки рук раскрываются
и закрываются обратно одновременно с открытием и закрытием рта.
2.
«Полет жука»
Следить глазами за воображаемым предметом (жуком). Резко водить глазами вправо –
влево, вверх – вниз. Направлять руки в ту же сторону, что и глаза.
3.
«Фигуры»
Психолог рисует в воздухе различные вертикальные, горизонтальные и кривые линии,
фигуры,
которые
участники
должны
отследить,
опознать,
нарисовать
в
воздухе,
назвать.
4.
«Бесконечность»
Рисование в воздухе перед собой знака «бесконечности» (центр знака – напротив
переносицы). Сначала плавно одной рукой, начиная из центра вверх, обводя три раза
воображаемый знак бесконечности. Внимательно следить за кончиками пальцев своей
руки, не мигая, не отводя взгляда и не задерживая дыхания. Затем то же – другой рукой
и двумя руками, сцепленными в замок. Далее можно варьировать размеры знака и то
расстояние, на котором он рисуется.
5.
«Следим за орлом»
И.П. – сидя на полу или стоя. Водить указательным пальцем вправо-влево, вверх-вниз,
глазами следить за пальцем. Добавить движения языка.
6. «Челюсть»
И.П. – сидя на полу, скрестив ноги; спина прямая, руки на голенях. Вдыхая через
рот, выгнуться вперед, одновременно выставляя вперед нижнюю челюсть. С выдохом
через рот опустить нижнюю челюсть на грудь, выгнув спину назад. Голова при этом по
возможности остается на одном уровне.
7. «Глазки»
После массажа век и области вокруг глаз 3 - 5 раз повернуть глазные яблоки влево и
вправо, вверх и вниз, по кругу. На несколько секунд широко открыть глаза, затем сильно
зажмурить.
Это
снимает
напряжение
и
улучшает
кровообращение
в
области
глаз,
улучшает зрение.
8. «Акула»
Руки
согнуты
в
локтях,
ладони
на
уровне
плеч,
обращены
вверх.
Двигать
нижней
челюстью вперед – назад и одновременно вытягивать и возвращать в исходное положение
руки.
9.
«Акула -2»
Одна рука согнута в локте на уровне груди параллельно полу, другая – вытянута в том же
направлении. Двигать челюстью вправо-влево и перемещать руки в ту же сторону, что и
челюсть.
- Руки на поясе. Круговые движения челюстью.
10. «Хомяк»
Хомяк идет по лесу. Вот такой он – сытый, а такой голодный (шагать с закрытыми ртами.
Надувать обе щеки и разводить руки в стороны, затем втягивать щеки и прижимать руки к
животу). Нашел зерно. Идет и гоняет зерно из одной щеки в другую (поочередно надувать
то одну, то другую щеку; перемещать руки в ту сторону. Где надутая щека.
Скороговорки
1. «Трава» выработка правильной речи, тренировка произношения звука «р».
«На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора».
2. «Полкан» выработка правильной речи, тренировка произношения звука «л».
«Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал».
3. «Жук» выработка правильной речи, тренировка произношения звука «ж».
«Жутко жуку жить на суку».
4. «Шакал» выработка правильной речи, тренировка произношения звуков «ш» и «л».
«Шакал шагал, шакал скакал».
5. «Виноград» выработка правильной речи, тренировка произношения звука «р».
«На горе Арарат рвала Варвара виноград».
6. «Водовоз» выработка правильной речи, тренировка произношения звуков «в» и «д».
«Водовоз вез воду из-под водопровода».
7. «Краб крабу» » выработка правильной речи, тренировка произношения звука «б».
«Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями грабь граб».
8.
«Тридцать
три
корабля»
выработка
правильной
речи,
тренировка
произношения
звуков «р» и «л».
«Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали».
9. «Простокваша» выработка правильной речи, тренировка произношения звука «ш».
«Мамаша Ромаше дала сыворотку из – под простокваши».
10. «Кукушка» выработка правильной речи, тренировка произношения звука «к».
«Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он
смешон».
Массаж и упражнения на развитие общей и мелкой моторики.
1. Массаж «Молоток»
Руки вытянуть вперед, кисти сжать в кулаки; резкие удары выполнять сначала кулаками,
обращенными
вверх,
а
затем
–
вниз;
во
время
удара
должно
происходить
полное
совмещение боковых поверхностей сжатых кулаков.
Упражнение «Кнопки»
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим
пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от
указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. В
начале методика выполняется каждой рукой отдельно, а затем вместе.
2.
Массаж
«Уточка»
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на
верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить
клюв уточки.
Упражнение «Лягушка» развитие межполушарного взаимодействия.
Положить руки на пол (колени). Одна рука сжата в кулак. Другая лежит на плоскости пола
(колена). Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
3.
Массаж «Язычок»
Покусывание и «почесывание» губ зубами; то же – языка зубами от самого кончика до
середины языка. Интенсивное
«хлопанье» губами и растирание губами друг друга в
различных направлениях.
Упражнение «ухо и нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное (левое) ухо. Одновременно
отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
4.
Массаж «Обезьяна расчесывается»
Правя рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно.
Затем левая рука – от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте
руки перекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы – по средней линии); в
такой позе интенсивно массировать голову ото лба к шее и обратно.
Упражнение «Лезгинка»
5. Массаж «Глазки»
Закрыть
глазки.
Межфаланговыми
суставами
больших
пальцев
сделать
3-5
раз
массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить то
же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.
Упражнение «Репка» работа с локальными мышечным зажимами и дистониями.
И.П.
–
сидя
на
корточках,
колени
–
в
стороны,
плотно
сомкнутые
в
ладонях
руки
упираются пол между ногами. Из этого положения «репка» медленно растет до полного
выпрямления ног. Затем сомкнутые ладони медленно поднимаются до уровня груди,
разворачиваются пальцами вверх и поднимаются пальцами выше головы. Там ладони
размыкаются
и
разводятся
в
стороны;
«репка»
выросла,
ее
листья
(ладони)
ловят
солнышко. Возможно групповое выполнение (по ролям).
6.
Массаж «Рыбки»
Рот приоткрыт. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой – нижнюю. Выполнять
одновременные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо,
влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед.
Упражнение
«Ладушки» формирование
и
коррекция
базовых
сенсомоторных
взаимодействий.
И.П. – сесть или встать друг напротив друга (в парах). Хлопок в ладоши, хлопок двумя
руками с партнером (руки у обоих перекрещены), хлопок, хлопок с партнером «левая –
правая», хлопок, хлопок с партнером «правая - левая». Далее постепенно увеличивается
число движений за счет соединения классического и данного вариантов.
7. Массаж «Зевота» активизация всех мышц лица, глаз, рта. Энергетическая зевота
расслабляет все лицо, и по этому поступление сенсорной информации происходит более
эффективно.
Она
также
способствует
более
эффективной
коммуникации
и
ясному
звучанию, согласованной работе глаз, снижению стресса.
И.П. – сидя. Массировать мышцы вокруг зоны челюстно-височного сустава. Этот сустав
находится прямо перед ушным отверстием и является суставом, соединяющим верхнюю и
нижнюю челюсти.
Упражнение «Ладушки - 2»
И.П. – встать друг напротив друга (в парах), согнутые в локтях руки поднимаются к
плечам таким образом, что ладони обеих рук «смотрят» на ладони партнера (локти
опущены). Выполнить «собственный» хлопок – каждый своими руками; затем хлопок,
соединяя правую и левую кисти партнеров одновременно на двух руках; «собственный»
хлопок за счет соприкосновения
правых ладоней партнеров; «собственный» хлопок
левыми ладонями партнеров. Повторять цикл из шести хлопков, постепенно увеличивая
темп, пока кто – либо из партнеров не перепутает последовательность.
8.
Массаж «Ушки» упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение
шума в ушах, головную боль, головокружение.
Уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз
(по
вертикали);
возвратно-поступательными
движениями
растираются
в
другом
направлении (по горизонтали), (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к
затылку, локти вперед). Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку,
сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз.
Упражнение
«Ладушки
-3» формирование
и
коррекция
базовых
сенсомоторных
взаимодействий.
И.П. – сидя или стоя. Руки все время повернуты ладонями друг к другу; хлопок в ладоши,
удар кулака о ладонь, хлопок, удар другой ладони о кулак. Играя в паре, участники после
хлопка удар «кулак – ладонь» делают друг с другом.
9.
Массаж «Сильные ручки»
Указательным пальцем правой руки с усилием нажимать на большой палец левой руки со
стороны ладони. Большим пальцем необходимо сопротивляться. Повторить тоже для
другой руки.
Упражнение
«Бычок» работа
с
локальными
мышечными
зажимами
дистониями.
Расширение сенсомоторного репертуара.
Скрестить пальцы на затылке (локти в стороны), поднять голову, смотреть верх. Руками
стараться наклонить голову вперед, шея сопротивляется. Выполнить 3-5 раз. Аналогично
ладони на лоб.
10.
Массаж «Ножки»
И.П. – сидя на полу. Гладить и растирать ноги от пятки к кончикам пальцев.
Упражнение «Волшебная мельница»
И.П. – стоя. Представить, что руки – это лопасти волшебной мельницы, которые могут,
складываясь и распрямляясь, вращаться в разные стороны. Все внимание – на ощущениях
в разминаемых суставах:
1. вращать прямую правую (левую) руку в плечевом суставе вперед, назад, направо,
налево; обе руки в одном направлении, затем в противоположных (правя – вперед, левая –
назад); поставить кисти к плечам и совершать такие же круговые движения;
2.
вытянуть
прямые
руки
в
стороны,
согнуть
их
в
локтях
и
свободно
раскачивать
предплечья, затем вращать их по кругу; аналогично предыдущему – вращать руки в
локтевых суставах (при этом плечи и кисти неподвижны);
3.
вращать руки в лучезапястном суставе (руки вытянуты вперед, локти слегка согнуты,
плечи и предплечья неподвижны).
Игры и упражнения, направленные на стимулирование мотивационной
познавательной, коммуникативной активности ребенка.
1. Игры и упражнения в сухом бассейне ( в парах, мини – группах).
2. Игры в парах, мини – группах с мягкими модулями.
3. Творческие комбинированные игры (индивидуально) с цветным песком и различным
искусственным и природным материалом.
4.
Творческие
комбинированные
игры (в
парах,
мини
–
группах)
и
техники
с
элементами арт – терапии, песочной и игротерапии.
5.
Упражнение
«Символы» программирование
символами
предполагает
разработку
собственного символа успеха каждого учащегося. Проведение выставки работ в классе.
Сами рисунки могут быть выполнены самостоятельно.
6.
Упражнение
«Комплимент» (выполняется в паре, мини-группе), учимся говорить
приятные комплименты друг другу, участники по очереди говорят слова-комплименты,
затем
из
слов
строят
предложения,
записывают
их
на
бумаге,
у
каждого
участника
подсчитывается количество предложений-комплиментов.
7.
Упражнение
«Добрые
слова»,
«Диалог» (развитие
коммуникативных
навыков
взаимодействия в коллективе);
8. Упражнение «Смешинка» (задание - насмешить друга, придумать смешную историю,
небылицу, рассказ).
Психотехнические
игры
и
упражнения
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья среднего и старшего звена школы.
Выполнение
психотехнических
игр
(упражнений)
помогает
проанализировать
собственные качества, оценивать, откорректировать, развить их. Удачными являются
процедуры «Мои достоинства», когда учащиеся составляют перечень своих сильных
качеств «Мои сильные и слабые стороны», «Что я ценю в себе и хочу изменить в себе»,
которые
позволяют
выделить
собственную
позитивную
основу
и
определить
программу самосовершенствования.
Самовоспитание. Самовоспитание необходимых качеств: активности, настойчивости,
социальной активности. Неотъемлемыми чертами такой работы должны быть четкие
ответы на вопросы:
- «Чего я хочу достичь?»;
- «Каким я хочу стать?»;
- «Как я буду этого добиваться?»;
- «Что конкретно я буду делать для этого?».
Саморегуляция. Существует множество способов приемов саморегуляции, которым
можно обучить ребенка-инвалида. Эти приемы позволяют достигать и поддерживать
душевное равновесие и позитивное самоощущение, которые важны при планировании
и реализации профессиональной карьеры.
Обсуждение
возможностей
использования
различных
способов
преодоления
напряжения и обретения внутреннего равновесия человеком.
Словесное (устное) программирование себя на успех включает в себя множество
разнообразных приемов и психотехник.
У каждого человека есть свои способы и приемы положительного настроя на успех,
предложить ребенку самостоятельно выполнить следующие психотехники:
- программирование успеха (создать ритуал, напутствие);
- положительный настрой «Я смогу!», «У меня получиться!», «Я смогу это сделать!».
- техника визуализации
- упражнение «Стрела» ( П. Ферручи), нужно представить в руках лук и стрелу, ноги
ваши прочно стоят на земле. Ваши руки держат лук в одной руке, а стрелу с тетивой в
другой. Почувствуйте, как напрягаются мышцы рук, когда натягиваете тетиву. Теперь
живо представьте перед собой мишень, следите за наконечником стрелы, нацеливая ее
на мишень
- техника «Программирование словами» (письменное):
- техника «Дневник» - письменное программирование может осуществляться в форме
дневника,
написание
писем
самому
себе,
подписание
самим
с
собой
контракта,
договора на выполнения решения, письменных настроев – позитивных утверждений
относительно
своих
планов,
профессионального
будущего
«Я
добьюсь
хороших
результатов!».
Комплекс занятий
№1
«Путешествие на далекий остров».
Мини-группа (3-4 участника)
Цель:
Формирование
навыков
коммуникативной
и
регулятивной
сфер
ребенка,
развитие
способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю;
Задачи:
- коррекция и развитие коммуникативных навыков ребенка через игры и упражнения в
мини – группе;
- развитие навыков саморегуляции через занятия дыхательными упражнениями;
- осуществление развития и коррекции внимания, памяти, зрительно – пространственных
нарушений
через
воздействие
на
различные
анализаторы
ребенка
(использование
оборудования сенсорной комнаты);
- развитие общей и мелкой моторики ребенка;
- стимулирование творческой активности ребенка с ОВЗ;
Сюжетная история
Психолог:
- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в далекое путешествие, на остров, где нас ждут
встречи
с
различными
животными
и
много-много
интересных
приключений.
Хотите
попасть на таинственный остров?
Для подготовки к путешествию осталось мало времени. «Часики» показывают нам, что
пора приготовиться.
Участники рассаживаются на мягкие модули и выполняют упражнение «Часики».
И.П. – сидя. Энергично наклонять голову, то к правому, то к левому плечу, стараясь
коснуться плеча за ухом.
Психолог: - Мы полетим на остров на самолете.
Звучит команда «Бом-ку-ку» - значит, пора садиться в самолет, но сначала надо проверить,
хорошо ли работают наши пальчики, смогут ли они нажимать на «Кнопки» в самолете.
Ребята последовательно выполняют упражнение «Бом-ку-ку», «Кнопки».
«Бом-ку-ку» -
«Кнопки» -
Давайте скажем «До свиданья!», выполняют упражнение
«До свиданья!» -
Чтобы полететь на самолете надо всем продуть двигатели.
Упражнение «Продуваем двигатели»
Заводим «Самолет» и летим, а наши глазки внимательно следят, чтобы не сбиться с курса.
Упражнение «Самолет».
На интерактивной доске под музыкальное сопровождение, появляется изображение с
высоты красочных картин, затем изображение острова.
Психолог: - Приземляемся на остров.
И кто же нас встречает? Это «Заяц». А вот еще одни «Ушки зайчика» торчат из травы.
Упражнение «Ушки зайчика».
Неподалеку гуляет кошка. Кошка бывает злая и добрая. Давайте будем с ней дружить,
позовем ее к нам жить.
Упражнение «Кошка».
Психолог: - В море появляются «Дельфины». Они очень любят поиграть в мяч.
На
интерактивной
доске,
под
музыкальное
сопровождение
появляется
изображение
дельфинов, играющих в мяч.
В сухом бассейне проводится игра «Дельфины». Ребята приглашаются в сухой бассейн,
занимают места и по очереди перекидывают друг другу мяч, сначала медленно, затем с
ускорением, в одну сторону, затем в другую сторону.
Выплывает «Кит».
И. П. – лежа на спине. Надуть живот, а затем с шумом выпустить воздух.
Упражнение «Морские ежики».
И. П. – лежа на спине. По команде сесть, согнуть колени и подтянуть к голове –
свернуться.
Психолог: - Поиграем в игру «Четыре стихии».
Функциональная игра «Четыре стихии».
Участники сидят в кругу. Ведущий договаривается, что, если он скажет слово «земля», все
должны опустить руки вниз, «вода» - вытянуть руки вперед, «воздух» - поднять руки
вверх, «огонь» - потрясти руками.
Высокая «Трава» растет на острове, полежим на мягкой травке и «Тянемся к солнышку».
Упражнение «Тянемся к солнышку».
Упражнение «Горячий чай»
Скороговорка «Трава», «Виноград». «На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на
траве двора», «На горе Арарат растет зеленый виноград», «На горе Арарат рвала Варвара
виноград».
Коллективное творчество. Красивый букет.
Ребята, а сейчас мы с вами поработаем пальчиками, каждый из вас создаст красивый
цветок.
Детям предлагается взять из коробки необходимые материалы и инструменты:
- цветную гофрированную бумагу, цветную бумагу разных оттенков,
- ножницы, клей – карандаш,
- трубочки – соломки, проволоку (на выбор),
- влажные салфетки и т.д.
Во время работы психолог работает
вместе с ребятами, хвалит
и эмоционально
поддерживает детей.
По окончании выполнения работы все вместе составляют общий красивый букет.
Психолог обращает внимание на красоту каждого цветка.
Хвалит детей и благодарит всех участников занятия.
МБОУ «Кугесьская СОШ №1»
Программа
психолого – педагогического сопровождения детей с ОВЗ
(ограниченными возможностями здоровья, детьми,
испытывающими трудности в обучении и поведении)
«Нейрогимнастика»
Автор – составитель,
педагог – психолог I категории,
М.А. Попова
Кугеси
2016 г.
МБОУ «Кугесьская СОШ №1»
Индивидуальная программа
психолого-педагогического сопровождения
ученицы 2б класса,
МБОУ «Кугесьская СОШ №1»,
Владимировой Виктории Васильевны
Автор – составитель,
педагог – психолог
М.А. Попова
Кугеси
2016 г.
Сложные растяжки:
1. «Лодка»
И.П. – лежа на спине. Поднять обе ноги и корпус на 30 – 45 градусов от
пола. Ноги прямые, стремитесь выпрямить спину. Удерживать баланс на
крестце.
Вытянуть
прямые
руки
перед
собой,
ладони
развернуты
внутрь. Пальцы ног, руки и глаза должны оказаться на одной линии.
Тянуться пальцами рук к пальцам ног.
2. «Краб»
И.П. – ноги вытянуты вперед, спина прямая. Руки опущены к полу.
Упереться
прямыми
руками
за
спиной
на
ширине
плеч,
развернуть
кисти от себя, согнуть ноги в коленях и приблизить стопы к ягодицам.
Поставить стопы устойчиво параллельно друг другу на пол на ширину
плеч.
Носки
смотрят
ровно
вперед,
колени
располагаются
на
одной
линии с большими пальцами ног. На вдохе поднять бедра и таз вверх,
при этом упор сохраняется на бедра и
руки. Отталкиваясь ногами,
тянуть таз вверх, голову можно слегка запрокинуть. Подтянуть лопатки
друг к другу, не разводить бедра.
3. «Ворон»
И.П. – стоя. Поставить ноги чуть шире бедер и развернуть носки наружу.
Сесть на корточки, упереться локтями в бедра и развести их еще шире.
Представить себя вороной и сказать «кар-р».
4. «Корова»
И.П. – сесть на пятки (между пятками), носки в сторону. Сцепить руки за
спиной в замок.
Локоть одной руки смотрит вверх, локоть другой – вниз. Меняя руки,
выполнить замок то с одной, то с другой стороны.
5. «Дерево»
И.П. – стоя, ноги вместе. Расставить пальцы левой ноги для равновесия
и держать ее прямо. Поднять правую ногу правой рукой и прижать
ступню и пятку к внутренней части бедра как можно выше. Удерживать
равновесие, сосредоточив внимание на точке на стене или на полу перед
собой. Расставить руки в стороны на уровне плеч. На вдохе медленно
поднять руки, сомкнуть ладони над головой. Повторить то же для второй
ноги.
Возможно парное выполнение упражнения.
6. «Здравствуй, солнце»
Состоит из трех упражнений:
«Гора», «Приветствие», «Полумесяц».
7. «Гора»
И.П. – стоя прямо и устойчиво, ноги вместе или слегка разведены, стопы
параллельны, тело подтянуто. Дыхание глубокое. Сделать вдох и на
выдохе перейти к следующему положению.
8. «Приветствие»
И.П. – сохранять основную стойку. Руки согнуты в локтях, на выдохе
соединить
ладони
на
уровне
грудной
клетки
под
углом
30
градусов
(немного вверх и вперед).
9. «Полумесяц»
Из
положения
«Приветствие»,
на
вдохе
плавно
выпрямляя
руки,
потянуть их вверх, вытягиваясь всем телом. Сделать легкий прогиб,
вытягивая всю переднюю сторону тела. Прогиб в большей степени – в