Напоминание

Литературно-исторические чтения, посвященные снятию блокады Ленинграда


Автор: Матвеева Наталия Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Бриакан, района им. Полины Осипенко
Населённый пункт: Район им. П.Осипенко, село Бриакан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Литературно-исторические чтения, посвященные снятию блокады Ленинграда
Раздел: среднее образование





Назад





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ

Литературно-исторические чтения, посвященные 70-летию снятия

блокады Ленинграда. (приложение 1)

Цели
: пробудить чувство гордости за свой народ.
Задачи:
ознакомить с краткой историей блокадного периода; передать общую атмосферу блокадного Ленинграда; показать силу духа советского народа.
Оснащение:
компьютерная презентация; звуковое оформление (Ленинградский метроном, радиосообщение о победе голосом Левитана, седьмая симфония Д. Шостаковича).
1.

Звучит сообщение о прорыве блокады Левитана.
2.
Вступительное слово
. В эти дни страна вспоминает события ВОВ, связанные с городом- героем Ленинградом. Сегодня мы проводим чтения, посвященные 70- летию снятия блокады.
3.

Чтение стихотворения (ведущий)
Какая длинная зима, (слайд 1) Как время медленно крадется!.. В ночи Ни люди, ни дома Не знают, кто из них проснется. И поутру, Когда ветра Метелью застилают небо, Опять короче, Чем вчера, Людская очередь за хлебом. В нас голод убивает страх.
Но он же Убивает силы… На Пискаревских пустырях Все шире Братские могилы. И зря порою говорят: «Не все снаряды убивают…» Когда мишенью Ленинград, Я знаю – Мимо не бывает. Ведь даже падая в Неву, Снаряды – в нас, Чтоб нас ломало. Вчера там каменному льву Снарядом лапу оторвало. Но он молчит, Молчат дома, А нам – По-прежнему бороться, Чтоб жить и не сойти с ума… .5.
Выступление ребят с презентациями
. I/ « 7-я симфония Д. Шостаковича» ( приложение 2) II/ «Дорога жизни» ( приложение3)
4.

Звучит ( фоном) Ленинградский метроном .

Слова ведущего.
Все дальше и дальше уходит от нас вглубь прошлого ВОВ. Все меньше и меньше её живых свидетелей и участников. Придет час – мы будем узнавать о событиях и людях военных лет только из архивных документов, из кадров кинохроники и со страниц художественной литературы. Много написано о войне, многое переосмыслено в ней, иногда до полного перелицовывания истории. Но чем дальше война, тем весомее и значительнее то, что было создано по горячим следам, что стало
непосредственным откликом на увиденное своими глазами. Особенно важно обращение к литературным произведениям, что создавались в годы войны или сразу после неё. Многие поэты и писатели были фронтовыми корреспондентами, участниками боевых действий. Горе, сострадание, смерть, риск, подвиг - для них не отвлечённые понятия: они связаны с реальностью.
5.

Выступление ребят с презентациями.

1.

« О. Шестковский « Блокадные новеллы» ( приложение 4)

2.

« Творчество Ольги Берргольц» ( приложение 5)

3.

« Дневник Тани Савичевой» ( приложение 6)

4.

Чтение стихотворения О. Быстровой « У могилы Тани

Савичевой.

5.

« Писатели о блокаде» ( приложение7)

6.

« Блокада в разных видах искусства» ( приложение 8)

VI/. Просмотр видеоролика ( приложение 9)

VII/. Чтение стихотворения Ю. Воронова.

"
Опять война, Опять блокада. А может, нам о них забыть? Я слышу иногда: "Не надо, Не надо раны бередить. Ведь это правда, что устали Мы от рассказов о войне И о блокаде пролистали Стихов достаточно вполне". И может показаться: Правы И убедительны слова. Но даже если это правда, Такая правда -
Не права ! Чтоб снова На земной планете Не повторилось той зимы, Нам нужно, Чтобы наши дети Об этом помнили, Как мы! Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь эта память - наша совесть. Она Как сила нам нужна..."
(Юрий Воронов).

VIII/. Заключение.

Ведущий:
Ленинградскую беду Руками не разведу, Слезами не смою, В землю не зарою. За версту я обойду Ленинградскую беду. Я не взглядом, не намеком, Я не словом, не попреком, Я земным поклоном
В поле зеленом Помяну. (А. Ахматова.) Дорогой ценой досталось снятие блокады советскому народу. Но город не сдался, выстоял, и враг был посрамлен. Блокада Ленинграда продолжалась 872 дня – с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943). В сентябре 1941 года в окружённом городе оказалось 2 миллиона 887 тыс. жителей. В ходе эвакуации 1941–1943 годов из Ленинграда вывезено до 1миллиона человек. Во время блокады Ленинграда в городе и его окрестностях было уничтожено 3 200 жилых зданий, 9 000 деревянных домов (сгорело), 840 фабрик и заводов. По приблизительным подсчётам, погибло от голода и обстрелов от 800 тыс. до полутора миллиона человек.(слайд 19) Так пусть же мир сегодня слышит салюта русского раскат. Да, это мстит, ликует, дышит победоносный Ленинград! За стойкость, мужество и героизм всех тех, кто погиб и выжил во время блокады, тех, кто, рисковал собственной жизнью ради спасения блокадников, предлагаю почтить их память минутой молчания.
IX/. Минута молчания.


В раздел образования