Урок русского языка в 5 классе "Род имен существительных" ФГОС
Автор: Найданова Любовь Валентиновна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ "СОШ №8" Населённый пункт: г.Шадринск, Курганская область Наименование материала: конспект урока Тема: Урок русского языка в 5 классе "Род имен существительных" ФГОС Раздел: среднее образование
Найданова Любовь Валентиновна,
учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 8»,
г. Шадринск, Курганская область.
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык » в 5-ом классе на тему «Род имен существительных»
Тип урока:
Урок открытия нового знания
Авторы УМК:
Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 ч. Ладыженская Т.А., Баранов
М.Т., Тростенцова Л.А. и др.
Цели урока:
сформировать представление о грамматической
категории рода существительных; возможном
нарушении норм литературного языка при определении
рода существительных;
уметь определять род имен существительных;
правильно употреблять в речи, находить и формировать
представление о грамматической категории рода
существительных; возможном нарушении норм
литературного языка при определении рода
существительных;
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные,
предметные):
Личностные:
- ценностное отношение к процессу определения рода
существительного;
- осознание учащимися ценности изучаемого способа
определения рода существительного ;
- осознание практической важности определения
морфологических признаков части речи;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную
задачу;
- осознание учащимися практической и личностной
значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
умение принимать и сохранять цель урока;
умение находить способы решения поставленной цели по
определению рода существительных;
умение планировать, контролировать и оценивать свои
действия;
умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать
свою точку зрения, правильно говорить;
умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
- знание о постоянных признаках существительного, о
возможном нарушении норм литературного языка при
определении рода существительных
- умение применять знания в жизненных ситуациях;
- умение определять род существительных, согласовывать глаголы в
прошедшем времени с существительными, находить и исправлять
нарушения норм литературного языка, связанные с родом
существительных
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Осуществляемая
деятельность
учащихся
Формиреумые
умения
(универсальные
учебные
действия)
I. Мотивация
(самоопределени
е) к учебной
деятельности.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация детей к уроку.
- Прозвенел звонок наш в срок.
Вы готовы начать урок?
Все ль на месте? Всё в порядке?
Учебник и тетрадка?
Каждый хочет отвечать и оценки получать?
Все ли тут хотят учиться?
Значит, можно всем садиться.
- А начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизни
прибавляет частицу мудрости». (слайд)
- Как вы ее понимаете?
- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в
Слушают учителя,
участвуют в диалоге с
учителем. Размещают
учебные материалы на
рабочем месте,
демонстрируют
готовность к уроку.
Личностные
УУД: Самооценка
готовности к
уроку.
Метапредметные
УУД: Учебно-
познавательный
интерес,
организация
рабочего места.
сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам
понадобится этот сундучок.
- Запишите число – 4 марта. Классная работа.
II.
Актуализация
знаний и
фиксирование
индивидуально
го затруднения
в пробном
действии
-- Скажите, какой раздел в русском языке мы сейчас изучаем?
- Что является основной единицей морфологии?
- На какие две группы делятся все части речи?
- Чем различаются сам-е и служ-е части речи?
- Отгадайте загадку и определите, чему будет посвящен наш сегодняшний
урок:
Эта часть речи предмет означает
И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает.
- Действительно, мы продолжаем изучать большой раздел «Имя
существительное» и знакомиться с тайнами этой интереснейшей части
речи.
- Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени
существительном. (слайд)
отвечают
Личностные
УУД: умение
видеть и
признавать свои
ошибки.
Метапредметные
УУД : умение
слушать
собеседника и
вести диалог,
высказывать
свою точку
зрения.
Предметные
УУД: Знания о
частях речи, их
признаках.
- У вас на столах листки знаний. В течение урока вы будете оценивать свои
знания.
- Давайте вспомним, какого рода бывают имена существительные?
- Перед вами слова.
Карандаш, кольцо, ручка.
- Определите род существительных. Как вы это будете делать?
- Как вы определили род?
- Правильно. Значит, мы можем определить род существительного по
местоимениям он, она, оно и окончаниям существительных.
Таблица (на доске)
- А теперь попробуйте применить этот алгоритм определения рода к таким
существительным:
Кофе, тюль, бра.
- Попробуйте составить с ними словосочетания. Получается?
- женский, мужской и
средний.
- Ручка, она моя, ж. р.,
окончание а
По окончанию и
местоимению.
- нет
- не умеем
- не всегда
-определять род имён
существительных
- нам надо найти
способ определения
рода у имен
Личностные
УУД: умение
видеть,
формулировать
цель , проблему,
тему урока.
Метапредметные
УУД:
целеполагание
Предметные
УУД:
затруднение в
определении
рода
существительног
о
- А почему не получается?
Так как правильно сказать: вкусный кофе или вкусное кофе, красивый тюль
или красивая тюль? А вы слышали, как говорят люди вокруг вас? А как
говорите вы?
- Всегда ли возможно определить род имени существительного по
окончанию и местоимению? Подходит этот способ для определения рода
существительных кофе, тюль, бра?
- Значит, что вы не умеете?
- А чему будем учиться сегодня на уроке? Какова наша цель?
- Какова тема урока?
Тему урока «Род имен существительных»(Слайд )
существительных,
- правильно
согласовывать слова с
существительными в
роде
- учиться правильно
употреблять
существительные в
речи.
- род имен
существительных
- Запишите тему урока.
III. Первичное
усвоение новых
знаний.
Первичная
проверка
понимания.
- Так что же делать? Как же мы можем определить род имен
существительных тюль, бра, кофе ? К чему мы обращаемся, если
возникают сомнения?
- А вы знаете, что обозначают эти слова?
- Посмотрите на таблицу.
(слайд) Таблица
Мужской род
Женский род
Средний род
Кофе
Рельс
Рояль
Тюль
Молодежь
Лента
Простыня
Фамилия
Впечатление
Повидло
Бра
Солнце
Работа с карточками.
- Укажите род существительных. Выделите окончание прилагательных.
Горяч… кофе, стар… рояль, красив… тюль, городск… молодежь, син…
лента, белоснежн… простыня, весенн… солнце, вкусн… повидло,
хрустальн… бра.
- Проверьте по эталону.
(слайд с правильными ответами)
- Отметьте в листке знаний, справились вы с заданием или нет.
- Какие окончания у прилагательных м. р., ж. р., ср. р.?
- Прилагательное согласуется с существительным в роде?
- по словарю
- Кофе – напиток,
изготавливаемый из
жареных зерен
кофейного дерева.
Тюль – легкая
прозрачная сетчатая
ткань.
Бра – настенный
светильник.
Выполняют
Личностные УУД
:
умение выбирать
действия по
достижению
цели
Метапредметные
УУД :
приобретение
способа действий
по достижению
целей; умение
работать
самостоятельно
Предметные
УУД : умение
применять
знания на
практике
- Можем сказать, что окончание имени прилагательного указало на род
имени существительного?
- Как мы определили род имен существительных?
Определение рода имени существительного по признаку
Мужской род (он)
Женский
род (она)
Средний род
(оно)
ый, ий
ая, яя
ое, ее
Работа в парах.
- А теперь поработаем в парах.
- Сейчас мы будем выполнять творческое задание. Перед вами
предложения. Но необычные: пропущены окончания глаголов. Поставьте
глаголы в прошедшее время. Согласуйте их с существительными. (слайд)
Запишите.
Картофель (зазеленеть). Молодежь (петь). Солнце (садиться).
Полотенце (висеть). Рояль (стоять).
- Укажите род существительных, выделите окончания глаголов.
- Сверьте с эталоном
Листок знаний.
- Какое окончание у глагола, который относится к существительному
женского рода? Мужского рода? Среднего рода?
- ый, -ий – м. р.,
-ая, -яя – ж. р.,
-ое, -ее – ср. р.
- Да
- По окончанию
прилагательного
-Зная род имени существительного, можно определить окончание глаголов
прошедшего времени?
- Глаголы прошедшего времени согласуются с существительными?
- Мы можем сказать, что окончание глагола прошедшего времени указало
на род имени существительного?
- Так как мы еще можем определить род имени существительного?
Таблица (Слайд)
Определение рода имени существительного
по действию в прошедшем времени.
Мужской род (он)
Женский род (она)
Средний род (оно)
Что сделал?
Нулевое окончание
Что сделала?
а
Что сделало?
о
- Как мы определяли род? Какими способами? Назовите.
- А для чего нам нужно правильно определять род имен существительных?
М. р. – нулевое,
Ж. р. – а, ср. р. – о.
- да
- да
- да
ФИЗМИНУТКА
-Я называю слова, если им. сущ. м. р., то встают мальчики, если ж. р. –
девочки, а если ср. р. – то встают все вместе.
Лист, вода, бра, небо, птица, ветер, дерево, капель, март, солнце, ручей,
облако, пение, берёза, кофе.
- По окончанию
глаголов в прошедшем
времени.
- называют
- Чтобы грамотно
говорить.
IV. Первичное
закрепление.
(по эталону)
- Ребята, на улице, в магазине, прислушиваясь к речи окружающих, очень
часто я замечала, что при определении рода некоторых существительных
нарушаются литературные нормы. А вы замечали?
- И готовясь к сегодняшнему уроку, я подготовила вам задание.
- Перед вами сложная задача – вы редакторы. Сейчас я прочитаю
предложения, в которых нарушены нормы литературного языка.
Необходимо на слух определить ошибки, исправить, соблюдая нормы
литературного языка, верно записать словосочетание.
(проблемная ситуация).
1. Продается старая рояль. Недорого. (из объявления).
2. Кофе 3 в 1 – 15 руб,
Черное кофе – 10 руб. (из меню кафе).
3. На огороде зазеленела картофель.
- отвечают
Личностные:
нравственно-
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания.
Метапредметные:
формулируют
собственные
мысли,
высказывают и
обосновывают
свою точку
зрения.
Предметные:
самостоятельно
осуществляют
поиск
- Сверьте по эталону
Листок знаний
- А теперь давайте поработаем по учебнику.
Упр. 506
- Вставьте словосочетание «яблочное повидло» в предложения, соблюдая
литературные нормы.
- Объясните пропущенные орфограммы.
- Выполните синтаксический разбор первого предложения.
Листок знаний
Яблочное повидло –
хорошая начинка для
пирожков. У
яблочного повидла
хороший вкус. На
полке стояла банка с
яблочным повидлом. В
буфете продавались
пирожки с яблочным
повидлом.
необходимой
информации,
самостоятельно
планируют
необходимые
действия,
работают по
плану.
V. Итог урока.
VI. Рефлексия.
- Ребята, мы научились правильно употреблять в речи существительные,
находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с
родом имен существительных.
-- Какими способами это можно сделать?
- Давайте проверим.
(работа в группе)
На слайде слова солнце, мама, праздник.
- Первая группа определяет род по местоимению и окончанию.
Вторая – по признаку. Составляют словосочетание прилаг. + сущ.
Третья – по окончанию глагола в прошедшем времени. К данным словам
подбирают глагол в прошедшем времени.
Листок знаний.
- Молодцы!
- Ребята, открыли вы новые знания сегодня?
–Какова была цель урока?
- Какие способы определения рода имени сущ. мы узнали?
- Какой способ вам понравился больше?
-да
- работают в группе
- оценивают свои
Личностные УУД
: положительное
отношение к
проделанной
работе.
Метапредметные
УУД: умение
контролировать и
оценивать свою
работу и
полученный
результат;
Предметные
УУД: предлагает
вспомнить
критерии
оценивания, дает
время для
- Сегодняшний урок вам прибавил частицу мудрости?
- Как вы оценили себя на уроке?
Мне все понятно (зеленая карточка)
Есть трудности (желтая карточка)
Ничего не понятно (красная карточка)
знания
самооценки,
выслушивает
результаты.
VII. Домашнее
задание. (на
выбор)
1.
Упр. 507
2.
Выписать из словаря по 5 слов мужского, среднего, женского рода, в
которых трудно определить род. Составить с ними словосочетания.
3.
Составить текст из 5 предложений на тему «Весна», используя
существительные разного рода.
- записывают
домашнее задание