"Использование народных традиций в гендерном воспитании детей дошкольного возраста"
Автор: Дейнека Оксана Викторовна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №16 "Теремок" г.Горно-Алтайска" Населённый пункт: Горно-Алтайск Наименование материала: статья Тема: "Использование народных традиций в гендерном воспитании детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
МАДОУ «Детский сад №16 «Теремок» г.Горно-Алтайска»
Когда
–
то
полоролевое
воспитание
в
России
осуществлялось
легко
и
естественно.
Дети
постоянно
видели
своих
родителей,
общались
с
ними,
и
в
результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и
женщин.
С самого рождения в русской семье учитывались гендерные особенности
ребенка. Известно,
что
даже
при
рождении
пуповину
девочкам
и
мальчикам
отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на
гребенке, что символизировало наделение её качествами труженицы, хозяйки и
рукодельницы.
Пуповину
мальчику
обрезали
ножом
с
использованием
инструментов
для
обработки
дерева,
чтобы
он
в
будущем
оказался
хорошим
работником.
Интерес представляет и традиция заворачивания новорожденных девочек в
рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с
«программированием» будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын
вырастет и женится, то его жена воплотит в себе все то, что дорого его ему в
родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца. Даже в
колыбельных песнях присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к
девочкам и мальчикам: «Гуркота, гуркота, а Митеньке дремота», «Моя доченька
уснёт», «Спи, доченька маленька», «А баиньки, баиньки дочку маненьку», «Спи
Ванюшка, спи родной», «Сынко, голубочек».
Отцы
в
воспитании
детей
младенческого
возраста
принимали
участие
меньше чем матери, но начиная с 3 лет, они активно включались в воспитание
ребенка. Так, например, в крестьянских семьях с 3-х лет дети принимали пищу за
общим столом. Девочку брала к себе на колени мать, а мальчика – отец. И с этого
момента вся ответственность за воспитание детей ложилась на плечи родителей: за
девочек отвечали матери, а за сыновей – отцы.
Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд
девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке
дома,
мытью
посуды.
Они
загоняли
скотину
во
двор,
пасли
гусей
и
под
руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении,
вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников к
жатве, сенокосу, боронованию, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею.
Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты, рыбалки.
От
девочек
и
мальчиков
дошкольного
возраста
требовалось
строгое
соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам
и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность,
исполнительность и честность. Особенно значителен был статус женщины-матери.
Её
воспитательное
воздействие
признавалось
настолько
определяющим,
что
и
положительные, и отрицательные результаты воспитания приписывались в первую
очередь ей.
Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за
их поведение. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет, на
который
ссылались
матери.
Всю
ответственность
за
их
воспитание
мальчиков
дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка, дяди,
старшие братья.
Интерес представляет и распределение ролей в крестьянской семье. Отцу
отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного воспитания,
а
мать
наполняла
ее
конкретным
содержанием
и
следила
за
ее
реализацией,
добиваясь результата. Мать играла с ребенком чаще всего по необходимости, чтобы
в процессе ухода отвлечь, утешить или развлечь его. Отец и другие мужчины в
семье специально организовывали игры, направленные или на физическое развитие
ребенка или на развитие у него умственных способностей, сообразительности,
смекалки.
Таким образом, очевидно, что при воспитании детей с 3-х до 4-х лет в
крестьянской
семье
наблюдается
четкое
распределение
обязанностей
по
воспитанию девочек — матерями, а мальчиков – отцами. При этом на первый план
выступает отец, который, как бы нес ответственность за передачу детям навыков
социального поведения и привития им норм общественной жизни.
Неоценимую
помощь
в
решении
задач
воспитания
детей
с
учетом
их
г е н д е р н ы х
о с о б е н н о с т е й
м о ж е т
о к а з а т ь
н а р о д н ы й
ф о л ь к л о р .
Наши
предки,
незнакомые
с
письменностью
и
книгой,
не
были
оторваны
от
предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к
человеку, становилось достоянием многих. Фольклорные произведения поражают
своей
простотой,
точностью
и
красотой. Простые
на
первый
взгляд
слова
и
сочетания
слов
в
текстах
сказок,
песен,
потешек,
дразнилках,
поговорках,
скороговорках,
играх
оказываются
необычными,
вызывают
в
нашем
сознании
зримые картины, вещи получают особую окраску и значение.
При этом очевидно, что в данных традициях был заложен глубокий смысл
передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость,
сдержанность,
любовь
и
доброту,
а
по
мужской
–
стойкость,
мужество,
ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении
своего ребенка.
Интуитивно приписывая ребенку те или иные качества, о девочке мы говорим
–
красивая,
нежная,
хрупкая,
о
мальчике
–
сильный,
крепкий.
Это
хорошо
отражается в фольклорных произведениях - величаниях мальчиков и девочек.
Народный
фольклор
является
одним
из
средств
гендерного
воспитания
дошкольников. Чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой
красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной: чтобы укрепить
ниточку, которая называется связью поколений; чтобы воспитывать уважение к
старшим,
способствовать
благоприятному
протеканию
процесса
полоролевой
социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал
мужественности
и
женственности
у
дошкольников,
мы
можем
и
должны
использовать богатейший опыт народа, накопленный веками.