Напоминание

"Формирование основ патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста"


Автор: Клепикова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №16 "Теремок" г. Горно-Алтайска"
Населённый пункт: Горно-Алтайск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование основ патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА И

ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Клепикова И.А., воспитатель

МАДОУ «Детский сад №16 «Теремок» г.Горно-Алтайска»
Понятие «патриотизм» многогранно по своему содержанию и включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Как писал академик Д.С. Лихачев: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Нам всем хочется заглянуть в будущее и увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины. Ни для кого не секрет, что значительная часть населения нашей страны не знает слов торжественной песни – гимна России, не знает значения цветов флага нашей Родины, значения герба нашего государства. Поэтому работу над этой проблемой надо начинать с дошкольного возраста. В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств воспитание патриотических чувств у дошкольников ушло на второй план. В 80 – 90-е годы была распространена точка зрения, что в дошкольных учреждениях не следует «политизировать» педагогический процесс, тем более что многие исторические события не столь однозначны. Результат такого отношения – дефицит духовности и доброты, отсутствие любви к Отчизне. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству, вопросы нравственно-патриотического дошкольников рассматриваются как приоритетные, формирование патриотических чувств у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности поколений. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя эти впечатления еще им не осознаны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький ребенок. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, признаны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что для каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развивается целостное восприятие
окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется весьма трудным, подчас и невозможным. Иными словами работа с детьми в дошкольном учреждении по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям представляет собой целенаправленную деятельность по созданию духовно- нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Отечеству, уважения к его символике. Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы, как: - тематические занятия; - создание развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию; - экскурсии по городу, в музей; - взаимодействие с родителями; - взаимодействие с социумом. Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности. Учитывая актуальность проблемы патриотического воспитания, педагогический коллектив детского сада ставит перед собой следующие задачи: Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм приобретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Как писал Д. С. Лихачёв: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». Именно родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом продолжающим личность. Исходя из выше изложенного, можно выделить следующие приоритеты: 1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа. 2. Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему
нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомясь с поговорками, загадками, пословицами, сказками, дети приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. 3. Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. 4. Другим важным направлением работы является ознакомление детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. 5. Природа - один из важнейших факторов народной педагоги. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой, решаем не только природоохранные задачи, но и воспитываем любовь к каждому объекту в природе. 6. Знакомство с историческим прошлым России - новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. Необходимо сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. В последние годы многие страницы истории переосмысливаются, поэтому необходимо проявляем корректность в отборе познавательного материала, учитываем возрастные о собенно сти во сприятия и с о ц и а л ь н у ю подготовленность ребёнка. Истоки патриотических чувств – это впечатление ближайшего окружения, способствующее формированию эмоционального мира и нравственного поведения детей. Тем самым не менее важным условием нравственно- патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Также именно родители на ярких и доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и общество, вся страна. Взаимодействие с родителями по данному вопросу, оказывая педагогическую поддержку семье через встречи, консультации, беседы, совместные праздники и
экскурсии, способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В МАДОУ «Детский сад№16 «Теремок» г. Горно-Алтайска» составлен перспективный план мероприятий, целью которых является научить малышей верности Родине, готовности быть на страже ее интересов, выполнять свой долг перед государством и семьей: - познавательная деятельность (тематические занятия по развитию речи, изобразительная деятельность, музыкальному воспитанию, физической культуре); - совместная деятельность педагогов и детей (просмотр слайдов, видеофильмов, репродукций, чтение книг, сказок, прослушивание аудиозаписей о войне, беседы о войне, приглашение ветеранов Великой Отечественной войны); - свободная деятельность детей и родителей (изготовление альбомов, изготовление военной атрибутики) символики, герба и флага для занятий познавательного характера, чтение художественной литературы о России, посещение массовых народных праздников). Весь комплекс мероприятий направлен на то, чтобы ребенок, выполняя самостоятельную работу играя, участвую в совместных мероприятиях, незаметно, постепенно впитывал особенности культуры, быта народов, проникался сознанием важности и необходимости трудовых усилий для процветания родного города и страны. Вся эта разновидность работы объединяет педагогов, детей, родителей в важнейшем деле формирования основ патриотизма и гражданственности. Воспитывая будущее поколение, необходимо помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее страны.


В раздел образования