"Формирование основ патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста"
Автор: Клепикова Ирина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №16 "Теремок" г. Горно-Алтайска" Населённый пункт: Горно-Алтайск Наименование материала: статья Тема: "Формирование основ патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
МАДОУ «Детский сад №16 «Теремок» г.Горно-Алтайска»
Понятие «патриотизм» многогранно по своему содержанию и включает в
себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические
свершения народа. Как писал академик Д.С. Лихачев: «Любовь к родному краю,
родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к
своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко
всему человечеству».
Нам
всем
хочется
заглянуть
в
будущее
и
увидеть
своих
детей
счастливыми,
умными,
добрыми,
уважаемыми
людьми
–
настоящими
патриотами своей Родины. Ни для кого не секрет, что значительная часть
населения нашей страны не знает слов торжественной песни – гимна России, не
знает значения цветов флага нашей Родины, значения герба нашего государства.
Поэтому работу над этой проблемой надо начинать с дошкольного возраста.
В
силу
ряда
объективных
и
субъективных
обстоятельств
воспитание
патриотических чувств у дошкольников ушло на второй план. В 80 – 90-е годы
была распространена точка зрения, что в дошкольных учреждениях не следует
«политизировать» педагогический процесс, тем более что многие исторические
события
не
столь
однозначны.
Результат
такого
отношения
–
дефицит
духовности
и
доброты,
отсутствие
любви
к
Отчизне. Современная
жизнь
диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству, вопросы
нравственно-патриотического
дошкольников
рассматриваются
как
приоритетные,
формирование
патриотических
чувств
у
дошкольников
базируется на национальной культуре и преемственности поколений.
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям –
отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид
из
окна
квартир
и
детский
сад,
где
он
получает
радость
от
общения
со
сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает
ежедневно ребенок. И хотя эти впечатления еще им не осознаны, все начинается
с восхищением тем, что видит перед собой маленький ребенок. Дошкольные
образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования,
признаны формировать у детей первое представление об окружающем мире,
отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Для
дошкольного
периода
характерны
наибольшая
обучаемость,
податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому
все, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы
поведения,
складывающиеся
черты
характера
-
оказываются
особенно
прочными
и
являются
фундаментом
дальнейшего
развития
личности.
Необходимо
учитывать,
что
для
каждой
возрастной
ступени
ребенок
приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в
дошкольном
возрасте
интенсивно
развивается
целостное
восприятие
окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение,
непосредственное
эмоциональное
отношение
к
окружающим
людям,
сочувствие
к
нуждам
и
переживаниям.
Если
у
дошкольников
такого
рода
качества
не
будут
сформированы
надлежащим
образом,
то
восполнить
возникший
недостаток
позднее
окажется
весьма
трудным,
подчас
и
невозможным.
Иными
словами
работа
с
детьми
в
дошкольном
учреждении
по
формированию
основ
патриотизма,
уважения
к
Родине,
ее
ценностям
представляет
собой
целенаправленную
деятельность
по
созданию
духовно-
нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Отечеству,
уважения к его символике.
Система
патриотического
воспитания
охватывает
все
уровни
воспитательной деятельности и реализуется через такие формы, как:
- тематические занятия;
-
создание
развивающей
среды
по
нравственно-патриотическому
воспитанию;
- экскурсии по городу, в музей;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и
длительный, требующий от педагога большой личной убежденности. Учитывая
актуальность
проблемы
патриотического
воспитания,
педагогический
коллектив детского сада ставит перед собой следующие задачи:
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но
подобно любому другому чувству, патриотизм приобретается самостоятельно и
переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, ее
глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке
пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в
основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Как
писал
Д.
С.
Лихачёв:
«Русский
народ
не
должен
терять
своего
нравственного
авторитета
среди
других
народов
-
авторитета,
достойно
завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о
своём
культурном
прошлом,
о
наших
памятниках,
литературе,
языке,
живописи...
Народные
отличия
сохранятся
и
в
XXI
веке,
если
мы
будем
озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний».
Именно родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой
частью души ребёнка, началом продолжающим личность.
Исходя из выше изложенного, можно выделить следующие приоритеты:
1.
Окружающие
предметы,
впервые
пробуждающие
душу
ребёнка,
воспитывающие
в
нём
чувство
красоты,
любознательность,
должны
быть
национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они
- часть великого русского народа.
2.
Широкое
использование
всех
видов
фольклора
(сказки,
песенки,
пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как
нигде
сохранились
особенности
черты
русского
характера,
присущие
ему
нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости,
трудолюбии,
верности.
Знакомясь
с
поговорками,
загадками,
пословицами,
сказками, дети приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В
русском
фольклоре
каким-то
особенным
образом
сочетается
слово,
музыкальный
ритм,
напевность.
Адресованные
детям
потешки,
прибаутки,
звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное
будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные
позиции,
высмеиваются
недостатки,
восхваляются
положительные
качества
людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают
уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и
нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по
патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В них
фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными
особенностями
времён
года,
погодными
изменениями,
поведением
птиц,
насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с
трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их
целостности и многообразии.
4. Другим важным направлением работы является ознакомление детей с
народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом,
способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
5. Природа - один из важнейших факторов народной педагоги. Она не
только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой,
решаем
не
только
природоохранные
задачи,
но
и
воспитываем
любовь
к
каждому объекту в природе.
6.
Знакомство
с
историческим
прошлым
России
-
новое,
но
очень
интересное
направление
в
работе
по
воспитанию
патриотизма
у
детей.
Необходимо сформировать у детей первоначальные достоверные представления
об
истории
нашей
Родины,
интерес
к
её
изучению
в
будущем.
В
последние
годы
многие
страницы
истории
переосмысливаются,
поэтому
необходимо
проявляем
корректность
в
отборе
познавательного
материала,
учитываем
возрастные
о собенно сти
во сприятия
и
с о ц и а л ь н у ю
подготовленность ребёнка.
Истоки патриотических чувств – это впечатление ближайшего окружения,
способствующее
формированию
эмоционального
мира
и
нравственного
поведения
детей.
Тем
самым не
менее
важным
условием
нравственно-
патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции,
заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим
историческим корням. Также именно родители на ярких и доступных примерах
жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребенку,
что на него возлагают надежды не только родные, но и общество, вся страна.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу, оказывая педагогическую
поддержку семье через встречи, консультации, беседы, совместные праздники и
экскурсии,
способствует
бережному
отношению
к
традициям,
сохранению
вертикальных семейных связей.
В МАДОУ «Детский сад№16 «Теремок» г. Горно-Алтайска» составлен
перспективный план мероприятий, целью которых является научить малышей
верности Родине, готовности быть на страже ее интересов, выполнять свой долг
перед государством и семьей:
- познавательная деятельность (тематические занятия по развитию речи,
изобразительная
деятельность,
музыкальному
воспитанию,
физической
культуре);
-
совместная
деятельность
педагогов
и
детей
(просмотр
слайдов,
видеофильмов, репродукций, чтение книг, сказок, прослушивание аудиозаписей
о
войне,
беседы
о
войне,
приглашение
ветеранов
Великой
Отечественной
войны);
-
свободная
деятельность
детей
и
родителей
(изготовление
альбомов,
изготовление
военной
атрибутики)
символики,
герба
и
флага
для
занятий
познавательного
характера,
чтение
художественной
литературы
о
России,
посещение массовых народных праздников).
Весь комплекс мероприятий направлен на то, чтобы ребенок, выполняя
самостоятельную
работу
играя,
участвую
в
совместных
мероприятиях,
незаметно,
постепенно
впитывал
особенности
культуры,
быта
народов,
проникался
сознанием
важности
и
необходимости
трудовых
усилий
для
процветания родного города и страны.
Вся эта разновидность работы объединяет педагогов, детей, родителей в
важнейшем деле формирования основ патриотизма и гражданственности.
Воспитывая будущее поколение, необходимо помнить, что обществу нужен
здоровый, полный сил и энергии строитель-создатель нашего государства, и от
того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во
многом зависит будущее страны.