Применение модульно-рейтинговой технологии на уроках химии
Автор: Кубарева Галина Егоровна Должность: учитель химии высшей квалификационной категории Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 97" Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровской обл. Наименование материала: статья Тема: Применение модульно-рейтинговой технологии на уроках химии Раздел: среднее образование
Модульно-рейтинговая технология
Кубарева Г.Е., учитель химии
высшей квалификационной ка-
тегории
МБОУ «Средняя общеобразова-
тельная
школа № 97» г. Новокузнецка
Основная задача школы состоит в том, чтобы создать такую систему
обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого
обучающегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможно-
стями. Особенностью развития современной школы России на данном этапе
является признание личностно-ориентированного обучения. Личностно-ори-
ентированное обучение рассматривается сегодня как педагогическая деятель-
ность по созданию обучающимся условий для развития их способностей,
формирования самостоятельности, стремления к самообразованию, самореа-
лизации. Для достижения этого необходимо кардинально поменять парадиг-
му обучающегося и учителя в учебном процессе. Новая парадигма состоит в
том, что обучающийся должен учиться сам, а учитель осуществлять мотива-
ционное
управление
его
обучением,
т.е.
мотивировать,
организовывать,
консультировать, контролировать. Для решения этой задачи требуется такая
педагогическая технология, которая обеспечила бы ученику развитие его
самостоятельности, умений осуществлять самоуправление учебно-познава-
тельной деятельностью. Такой технологией является модульное обучение.
Данная технология зародилась и приобрела большую популярность в
учебных заведениях США и Западной Европы в начале 60-х годов. Модуль-
ное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Накоп-
ленные
обобщения
теории
и
практики
дифференциации,
оптимизации,
проблемности обучения – все это интегрируется в основах модульного обуче-
ния, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуще-
ствления процесса обучения. Так, из программированного обучения заим-
ствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в опреде-
1
ленной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе само-
контроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельно-
сти. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется
сама ее суть – ориентировочная основа деятельности. Кибернетический под-
ход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью
обучающихся, переходящего в самоуправление.
В отечественной литературе наиболее полно основы модульного обуче-
ния изложены в работах П. Юцявичене, В. Пасвяскене, И. Прокопенко, Н.Н.
Суртаевой и др.
Содержание технологии.
Цель – повышение качества знаний учащихся.
Задачи –
индивидуализация содержания обучения;
развитие познавательной активности;
формирование навыков самостоятельной работы;
реализация творческого потенциала;
формирование крепких знаний, умений, навыков.
Формы работы с модулем: индивидуальная, работа в парах, групповая.
Формы контроля:
тестирование;
индивидуальное собеседование;
контрольная работа.
Виды контроля:
самоконтроль;
взаимоконтроль;
контроль учителя.
2
Особенности методики.
1. Содержание обучения должно быть представлено в законченных
самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение его долж-
но происходить в соответствии с целью обучения. Дидактическая цель фор-
мулируется для обучающегося и и содержит в себе указание не только на
объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого,
каждый обучающийся получает от учителя советы: как рациональнее дей-
ствовать, где найти нужный учебный материал и т. д.
2. Модульное обучение предполагает изменение форм общения учителя
с обучающимися. Учитель общается с обучающимися как посредством моду-
лей, так и непосредственно – с каждым обучающимся индивидуально. Имен-
но модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу.
3. Каждый обучающийся работает большую часть времени самостоя-
тельно,
учится
целеполаганию,
планированию,
организации,
контролю
и
оценке своей деятельности. Таким образом, каждый может определить уро-
вень своих знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях. Конечно,
учитель тоже управляет учебно-познавательной деятельностью обучающихся
через модули и непосредственно, но это более мягкое, а главное, сугубо целе-
направленное управление.
4. Наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуа-
лизировать работу с отдельными обучающимися путем консультирования
каждого из них, дозированной персональной помощи.
Таким
образом,
функции
учителя
варьируются
от
информационно-
контролирующей до консультационно – координирующей.
Модуль – это логически выделенная в учебной информации часть, имеющая
цельность и законченность в какой-либо логике и сопровождаемая контролем
усвоения. В состав модуля входят целевой план действий, банк информации,
3
методическое руководство по достижению дидактических целей, т.е. модуль
выступает средством модульного обучения.
Методика подготовки урока по модульному обучению.
Составлению модуля может помочь следующий алгоритм:
1.
Формулировка темы урока.
2.
Формулировка цели урока, в данном случае эта цель – интегрирующая,
и конечных результатов обучения.
3.
Подбор необходимого материала.
4.
Выбор методов и форм преподавания и контроля.
5.
Определение способов учебной деятельности обучающихся.
6.
Разбивка учебного содержания на учебные элементы (УЭ) и определе-
ние частной дидактической цели каждого из них.
Для
успешного
применения
модульного
обучения
рекомендуется
соблюдать некоторые правила:
1.
Начиная
работать
с
новым
модулем,
нужно
проводить
входной
контроль знаний и умений обучающихся, чтобы иметь информацию об
уровне их готовности к работе. При необходимости можно провести соот-
ветствующую коррекцию знаний.
2. Важно также осуществление текущего и промежуточного контроля
после изучения каждого учебного элемента (чаще используется мягкий
контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т. д.). После
завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Теку-
щий и промежуточный контроль выявляет пробелы в усвоении знаний с
целью немедленного их устранения, а выходной контроль должен показать
уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую до-
работку.
4
Для реализации принципа обратной связи большое значение имеет
структура модуля. Он состоит из выделенных учебных элементов (УЭ). Каж-
дый учебный элемент – это шаг к достижению интегрирующей цели урока,
без овладения содержанием которого цель не будет достигнута.
Учебных элементов не должно быть много (максимальное количество – 7), но
обязательны следующие:
УЭ-0 – определяет интегрирующую дидактическую цель по достижению ре-
зультатов обучения;
УЭ-1 – включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, а
также задания по овладению новым материалом;
УЭ-n- (n – номер следующего учебного элемента) включает выходной
контроль знаний, подведение итогов урока, домашнее задание, рефлексию.
Важный критерий построения модуля – структурирование деятель-
ности обучающегося в логике этапов усвоения знаний: восприятие, пони-
мание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.
И здесь есть большая возможность осуществлять проблемное обучение.
Модуль (на мое усмотрение) лучше представлять в виде таблицы (см.
приложение).
При модульном обучении используется рейтинговая оценка знаний и
умений учащихся. Рейтинг - суммарная интегральная оценка, характеризую-
щая уровень и объем работы школьников в процессе усвоения учебного мате-
риала. Каждое задание оценивается в баллах. Обучающиеся, справившиеся с
заданиями раньше обозначенного времени, получают дополнительные баллы.
Таким образом, при использовании модульной технологии обучения реализу-
ется принцип уровневой дифференциации, что дает возможность обучаю-
щимся продвигаться на более высокий уровень обучения.
Практика использования технологии модульно-рейтингового обучения
показала, что данная технология позволяет свести к минимуму репродуктив-
ную деятельность учащихся, обеспечить более качественное усвоение мате-
5
риала на требуемом стандартном уровне и в соответствии с индивидуальны-
ми способностями и темпом обучения школьника. Данная технология позво-
ляет развивать аналитическое мышление, коммуникативные способности, от-
ветственность за результаты своей работы, умение рационально распределять
свое
время,
воспитывать
чувство
взаимопомощи,
умение
контролировать
себя.
Модульный подход имеет массу преимуществ по сравнению с традици-
онным учебным процессом для обучающихся:
обучающиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и
что должны уметь после изучения темы урока;
могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использо-
вать свои способности;
учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на преподавателе.
Однако нельзя не отметить основные трудности для обучающихся:
владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей;
выполнять большой объем самостоятельной работы;
нести ответственность за свое обучение.
Преимущества для учителя:
учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на ин-
дивидуальных проблемах обучающихся.
Основные трудности для учителей:
учителям трудно изменить привычный образ мыслей и действий, т.к.
необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и
стать помощником ученика в достижении поставленных целей;
учителю необходимо изменить структуру и стиль своей работы для
обеспечения активной самостоятельной и результативной работы
6
каждого ученика (учитель готовится не к тому, как лучше провести
объяснение нового материала, а к тому, как лучше управлять дея-
тельностью обучающихся).
Результаты апробирования мною модульно-рейтинговой технологии в де-
вятых классах по разделу «Металлы» позволяют сделать следующие выводы:
1. Модульно-рейтинговая технология в большей степени хороша для кине-
стетиков и визуалов, но т.к. идеально чистых типов восприятия нет, да и учи-
тель может индивидуально помочь аудиалам, поэтому ее можно использовать
для всех обучающихся.
2. В модуль не целесообразно включать большой объем содержательной дея-
тельности, так как у обучающихся еще не сформировано чувство времени.
3. Учителю необходимо на начальном этапе позаботиться о том, чтобы задать
необходимый темп работы обучающихся.
4. Учителю и обучающимся данная система обучения пришлась по душе,
хотя и требует от учителя большой предварительной работы, а от обучаю-
щихся - напряженного труда.
Нельзя оставить без внимания и тот факт, что для перехода на модульное
обучение необходимы определенные условия:
1. Готовность обучающихся к самостоятельной учебно-познавательной
деятельности – сформированность минимума необходимых для этого знаний
и общих учебных умений (поэтому считаю, применение модульного обуче-
ния в курсе химии целесообразно начинать с 9 класса).
2. Наличие дополнительного времени для полной реализации индивиду-
альной помощи и коррекции знаний обучающихся.
3. Материальные возможности в размножении модулей, т. к. каждый
обучающийся должен быть обеспечен этой программой действий.
7
Подводя итог, можно утверждать, что модульная технология позволяет
индивидуализировать педагогический процесс, т.е. происходит рационализа-
ция педагогического процесса.
Ценность модульной технологии состоит в том, что она, воспитывая
умение самостоятельно учиться, развивает рефлексивные способности обуча-
ющихся.
Литература:
1.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и ме-
тодического усовершенствования УВП.М.:НИИ школьных
технологий, 2005.- 288с.
2.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В. 2. Т.1. М.:
НИИ школьных технологий, 2006.- 816с.
3.
Суртаева Н.Н. Нетрадиционные образовательные технологии. – Новокуз-
нецк: ИПК, 2003.
4.
Шамова Т.И. Основы технологии модульного обучения.// Химия в школе.
1995, №2.
5. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.
8