Напоминание

Применение модульно-рейтинговой технологии на уроках химии


Автор: Кубарева Галина Егоровна
Должность: учитель химии высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 97"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Применение модульно-рейтинговой технологии на уроках химии
Раздел: среднее образование





Назад





Модульно-рейтинговая технология
Кубарева Г.Е., учитель химии высшей квалификационной ка- тегории МБОУ «Средняя общеобразова- тельная школа № 97» г. Новокузнецка Основная задача школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого обучающегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможно- стями. Особенностью развития современной школы России на данном этапе является признание личностно-ориентированного обучения. Личностно-ори- ентированное обучение рассматривается сегодня как педагогическая деятель- ность по созданию обучающимся условий для развития их способностей, формирования самостоятельности, стремления к самообразованию, самореа- лизации. Для достижения этого необходимо кардинально поменять парадиг- му обучающегося и учителя в учебном процессе. Новая парадигма состоит в том, что обучающийся должен учиться сам, а учитель осуществлять мотива- ционное управление его обучением, т.е. мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Для решения этой задачи требуется такая педагогическая технология, которая обеспечила бы ученику развитие его самостоятельности, умений осуществлять самоуправление учебно-познава- тельной деятельностью. Такой технологией является модульное обучение. Данная технология зародилась и приобрела большую популярность в учебных заведениях США и Западной Европы в начале 60-х годов. Модуль- ное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Накоп- ленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации, проблемности обучения – все это интегрируется в основах модульного обуче- ния, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуще- ствления процесса обучения. Так, из программированного обучения заим- ствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в опреде- 1
ленной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе само- контроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельно- сти. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется сама ее суть – ориентировочная основа деятельности. Кибернетический под- ход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью обучающихся, переходящего в самоуправление. В отечественной литературе наиболее полно основы модульного обуче- ния изложены в работах П. Юцявичене, В. Пасвяскене, И. Прокопенко, Н.Н. Суртаевой и др.
Содержание технологии.
Цель – повышение качества знаний учащихся. Задачи –  индивидуализация содержания обучения;  развитие познавательной активности;  формирование навыков самостоятельной работы;  реализация творческого потенциала;  формирование крепких знаний, умений, навыков. Формы работы с модулем: индивидуальная, работа в парах, групповая. Формы контроля:  тестирование;  индивидуальное собеседование;  контрольная работа. Виды контроля:  самоконтроль;  взаимоконтроль;  контроль учителя. 2

Особенности методики.
1. Содержание обучения должно быть представлено в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение его долж- но происходить в соответствии с целью обучения. Дидактическая цель фор- мулируется для обучающегося и и содержит в себе указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каждый обучающийся получает от учителя советы: как рациональнее дей- ствовать, где найти нужный учебный материал и т. д. 2. Модульное обучение предполагает изменение форм общения учителя с обучающимися. Учитель общается с обучающимися как посредством моду- лей, так и непосредственно – с каждым обучающимся индивидуально. Имен- но модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу. 3. Каждый обучающийся работает большую часть времени самостоя- тельно, учится целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности. Таким образом, каждый может определить уро- вень своих знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях. Конечно, учитель тоже управляет учебно-познавательной деятельностью обучающихся через модули и непосредственно, но это более мягкое, а главное, сугубо целе- направленное управление. 4. Наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуа- лизировать работу с отдельными обучающимися путем консультирования каждого из них, дозированной персональной помощи. Таким образом, функции учителя варьируются от информационно- контролирующей до консультационно – координирующей. Модуль – это логически выделенная в учебной информации часть, имеющая цельность и законченность в какой-либо логике и сопровождаемая контролем усвоения. В состав модуля входят целевой план действий, банк информации, 3
методическое руководство по достижению дидактических целей, т.е. модуль выступает средством модульного обучения.
Методика подготовки урока по модульному обучению.
Составлению модуля может помочь следующий алгоритм: 1. Формулировка темы урока. 2. Формулировка цели урока, в данном случае эта цель – интегрирующая, и конечных результатов обучения. 3. Подбор необходимого материала. 4. Выбор методов и форм преподавания и контроля. 5. Определение способов учебной деятельности обучающихся. 6. Разбивка учебного содержания на учебные элементы (УЭ) и определе- ние частной дидактической цели каждого из них. Для успешного применения модульного обучения рекомендуется соблюдать некоторые правила: 1. Начиная работать с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний и умений обучающихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. При необходимости можно провести соот- ветствующую коррекцию знаний. 2. Важно также осуществление текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента (чаще используется мягкий контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т. д.). После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Теку- щий и промежуточный контроль выявляет пробелы в усвоении знаний с целью немедленного их устранения, а выходной контроль должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую до- работку. 4
Для реализации принципа обратной связи большое значение имеет структура модуля. Он состоит из выделенных учебных элементов (УЭ). Каж- дый учебный элемент – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть много (максимальное количество – 7), но обязательны следующие: УЭ-0 – определяет интегрирующую дидактическую цель по достижению ре- зультатов обучения; УЭ-1 – включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, а также задания по овладению новым материалом; УЭ-n- (n – номер следующего учебного элемента) включает выходной контроль знаний, подведение итогов урока, домашнее задание, рефлексию. Важный критерий построения модуля –
структурирование деятель-

ности обучающегося в логике этапов усвоения знаний:
восприятие, пони- мание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. И здесь есть большая возможность осуществлять проблемное обучение. Модуль (на мое усмотрение) лучше представлять в виде таблицы (см. приложение). При модульном обучении используется рейтинговая оценка знаний и умений учащихся. Рейтинг - суммарная интегральная оценка, характеризую- щая уровень и объем работы школьников в процессе усвоения учебного мате- риала. Каждое задание оценивается в баллах. Обучающиеся, справившиеся с заданиями раньше обозначенного времени, получают дополнительные баллы. Таким образом, при использовании модульной технологии обучения реализу- ется принцип уровневой дифференциации, что дает возможность обучаю- щимся продвигаться на более высокий уровень обучения. Практика использования технологии модульно-рейтингового обучения показала, что данная технология позволяет свести к минимуму репродуктив- ную деятельность учащихся, обеспечить более качественное усвоение мате- 5
риала на требуемом стандартном уровне и в соответствии с индивидуальны- ми способностями и темпом обучения школьника. Данная технология позво- ляет развивать аналитическое мышление, коммуникативные способности, от- ветственность за результаты своей работы, умение рационально распределять свое время, воспитывать чувство взаимопомощи, умение контролировать себя. Модульный подход имеет массу преимуществ по сравнению с традици- онным учебным процессом для обучающихся:  обучающиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения темы урока;  могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использо- вать свои способности;  учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на преподавателе. Однако нельзя не отметить основные трудности для обучающихся:  владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей;  выполнять большой объем самостоятельной работы;  нести ответственность за свое обучение. Преимущества для учителя:  учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на ин- дивидуальных проблемах обучающихся. Основные трудности для учителей:  учителям трудно изменить привычный образ мыслей и действий, т.к. необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей;  учителю необходимо изменить структуру и стиль своей работы для обеспечения активной самостоятельной и результативной работы 6
каждого ученика (учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение нового материала, а к тому, как лучше управлять дея- тельностью обучающихся). Результаты апробирования мною модульно-рейтинговой технологии в де- вятых классах по разделу «Металлы» позволяют сделать следующие выводы: 1. Модульно-рейтинговая технология в большей степени хороша для кине- стетиков и визуалов, но т.к. идеально чистых типов восприятия нет, да и учи- тель может индивидуально помочь аудиалам, поэтому ее можно использовать для всех обучающихся. 2. В модуль не целесообразно включать большой объем содержательной дея- тельности, так как у обучающихся еще не сформировано чувство времени. 3. Учителю необходимо на начальном этапе позаботиться о том, чтобы задать необходимый темп работы обучающихся. 4. Учителю и обучающимся данная система обучения пришлась по душе, хотя и требует от учителя большой предварительной работы, а от обучаю- щихся - напряженного труда. Нельзя оставить без внимания и тот факт, что для перехода на модульное обучение необходимы определенные условия: 1. Готовность обучающихся к самостоятельной учебно-познавательной деятельности – сформированность минимума необходимых для этого знаний и общих учебных умений (поэтому считаю, применение модульного обуче- ния в курсе химии целесообразно начинать с 9 класса). 2. Наличие дополнительного времени для полной реализации индивиду- альной помощи и коррекции знаний обучающихся. 3. Материальные возможности в размножении модулей, т. к.
каждый

обучающийся
должен быть обеспечен этой программой действий. 7
Подводя итог, можно утверждать, что модульная технология позволяет индивидуализировать педагогический процесс, т.е. происходит рационализа- ция педагогического процесса. Ценность модульной технологии состоит в том, что она, воспитывая умение самостоятельно учиться, развивает рефлексивные способности обуча- ющихся. Литература: 1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и ме- тодического усовершенствования УВП.М.:НИИ школьных технологий, 2005.- 288с. 2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В. 2. Т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2006.- 816с. 3. Суртаева Н.Н. Нетрадиционные образовательные технологии. – Новокуз- нецк: ИПК, 2003. 4. Шамова Т.И. Основы технологии модульного обучения.// Химия в школе. 1995, №2. 5. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989. 8


В раздел образования