"Формирование элементарных норм и правил ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Гришагина Мария Александровна Должность: инструктор по физическому воспитанию Учебное заведение: МБДОУ детский сад №153 Населённый пункт: Самара Наименование материала: статья Тема: "Формирование элементарных норм и правил ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Одной из важнейших задач современного дошкольного учреждения
является формирование здорового образа жизни и воспитание сознательного,
ответственного
отношения
к
сохранению
и
укреплению
здоровья
у
дошкольников.
Научить
культуре
здорового
образа
жизни,
воспитать
ответственное
отношение
дошкольников
к
своему
здоровью
обязаны
не
только педагоги, но и родители. В решении этих оздоровительных задач
особое значение имеет целенаправленно организованная просветительская и
физкультурно-оздоровительная
работа
с
активным
участием
родителей,
воспитателей и медицинских работников.
Отношение
ребенка
к
своему
здоровью
является
фундаментом,
на
котором
можно
будет
выстроить
здание
потребности
в
здоровом
образе
жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя
как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит
от сформированности в его сознании этого понятия.
Хотя
у
старших
дошкольников
(благодаря
возрастанию
опыта
личности) отношение к здоровью существенно меняется, все же наблюдается
смешение понятий «здоровый», как большой, хороший и «здоровый», как не
больной.
Дети
по-прежнему
соотносят
здоровье
с
болезнью,
но
более
отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действий
(«нельзя есть грязные фрукты», «нельзя брать еду грязными руками» и пр.),
так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети
соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены. Они начинают
соотносить
занятия
физкультурой
с
укреплением
здоровья
и
в
его
определении
(как,
собственно,
и
взрослые)
на
первое
место
ставят
физическую составляющую. В этом возрасте дети (хотя еще интуитивно)
начинают выделять и психическую, и социальную составляющую здоровья
(«там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела»). Но, несмотря на
имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом
отношение
к
нему
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
остается
достаточно пассивным.
Решая
педагогическую
задачу
по
формированию
у
ребенка
представлений о здоровом образе жизни, важно не задавить его потоком пока
еще
неосознанной
информации,
а
дать
возможность
поразмышлять,
подумать, прислушаться к своему организму; и также уделить достаточное
внимание взаимодействию всех субъектов образовательно-воспитательного
процесса.
Предполагая,
что
освоение
детьми
элементарных
норм
и
правил
здорового образа жизни является наиболее эффективным при использовании
разных форм и средств воспитательной работы, мною была смоделирована
система
деятельности
педагога,
направленная
на
решение
такой
профессиональной проблемы как формирование культуры здорового образа
жизни у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Содержание работы по формированию у детей дошкольного возраста
элементарных норм и правил ЗОЖ в нашем ДОУ направлено на:
1) Воспитание у детей потребности в здоровье.
2) Формирование целостного понимания культуры здорового образа
жизни.
3) Создание правильных представлений о культуре здорового образа
жизни.
4) Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни
как неотъемлемой части существования.
Это содержание реализуется мною по трем направлениям: 1) обучение
детей, 2) обучение родителей, 3) обучение педагогов.
Средства обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста:
•
Беседы.
Используются
в
заключительной
части
занятия
для
формирования и закрепления у детей навыков ЗОЖ. Например, цикл бесед о
строении человеческого тела и функционировании органов «Главное чудо
света».
В
начале
занятия
также
могут
проводиться
беседы
(например,
с
детьми групп, находящихся на адаптации) по ознакомлению с правилами
поведения в физкультурном зале и на спортивной площадке – цикл бесед
«Без опасности»;
•
Загадки
используются
в
классическом
занятии,
викторинах,
тематических развлечениях и праздниках, мультимедийных пособиях для
освоения детьми правил и норм ЗОЖ в занимательной форме.
•
Дидактические
игры
валеологического
характера
(карточки,
лото,
мультимедийные). Например, игра «Где живет витаминка?» знакомит детей с
видами витаминов и их источником. Игра «Что любит сердце?» прививает
привычку
к
здоровому
образу
жизни
и
знакомит
детей
с
факторами,
влияющими на работу сердца. Игра «Утро начинается…» приучает детей к
выполнению
режима
дня,
закрепляет
знания
о
видах
деятельности,
проводимых в разное время суток. Такие игры проводятся в основном в
групповом
помещении,
но
мультимедийное
пособие
дает
возможность
использовать его в занятии по ФИЗО с использованием интерактивной доски;
•
Игры-викторины
как
элемент
физкультурного
занятия
или
спортивного
развлечения
способствуют
приобретению
детьми
знаний
о
культуре ЗОЖ – «Где живет здоровье?», «Разрушители здоровья», «Чистый
воздух»;
•
Игры
с
элементами
закаливания,
самомассажа
повышают
естественные защитные силы организма, тем самым способствуя укреплению
здоровья ребенка;
•
Оздоровительные
игры
и
упражнения
с
элементами
дыхательной
гимнастики
и
«лечебного
звукопроизношения»
и с п ол ь зу ют с я
в
заключительной
части
занятия
для
восстановления
дыхания
после
подвижной
игры
и
оздоровления
организма
в
целом.
Произнесение
стихотворного
текста
в
такой
игре
может
сопровождаться
несложными
движениями, иллюстрирующими содержание – «Гугутки», «Нытик», «Дунул
ветерочек», «Комар летит»;
•
Игры и упражнения, направленные на формирование правильной
осанки, профилактику болезней носа и горла, коррекцию плоскостопия могут
включаться практически в любой тип занятия по физкультуре, что позволяет
в
интересной
и
занимательной
форме
реализовать
здоровьесберегающие
технологии – «Восточный официант», «Запасливые хомячки», «Донеси, не
урони»;
•
Игровые задания и упражнения с элементами игрового стретчинга
применяются при проведении сюжетного занятия по физкультуре или как
часть классического занятия, в динамических паузах и в подвижных играх,
что
позволяет
активизировать
защитные
силы
организма
ребенка,
тренировать
навыки
управления
своим
телом,
развить
творческие
возможности. Например, в подвижной игре «Солнышко и тучки» в перерывах
между
повторениями
игры
для
сохранения
гибкости
позвоночника
и
подвижности тазобедренных суставов применяется упражнение на боковое
растягивание
«Солнечный
лучик».
Также
упражнение
на
растягивание
позвоночника
вверх
–
«Деревце»
проводится
после
подвижных
игр
с
прыжками;
• Малоподвижные и подвижные игры с правилами, спортивные игры
способствуют совершенствованию физических качеств ребенка.
Помимо традиционных (классических, тренировочных) занятий НОД
по ФИЗО я использую следующие формы работы с воспитанниками:
• Сюжетно-тематические занятия;
• Занятия с использованием интерактивной доски;
• Физкультурно-оздоровительные досуги;
• Открытые мероприятия;
• Тематические вечера, праздники;
• Дни здоровья;
• Веселые старты.
Поскольку важным элементом в формировании здорового образа жизни
является взаимодействие дошкольного учреждения и семьи, я реализую такие
формы работы с родителями воспитанников:
• Информирование (информационные стенды, папки-передвижки для
родительских уголков в группах, памятки);
•
Консультирование
(выступления
на
родительских
собраниях,
консультации, анкетирование);
• Включение родителей в педпроцесс (семинары-практикумы, мастер-
классы,
совместная
физкультурно-оздоровительная
и
спортивная
деятельность родителей с детьми на физкультурных занятиях, досугах и
праздниках, викторинах).
В работе с педагогами ДОУ стараюсь активно транслировать свой опыт
через:
• Консультирование;
•
Подбор
игр,
заданий
и
упражнений
для
обогащения
предметно-
развивающей среды;
• Мастер-классы;
• Выступления на педсоветах.
Для
контроля
освоения
дошкольниками
норм
и
правил
ЗОЖ
я
применяю такие методы, как наблюдение (совместно с воспитателем), беседа
и анкетирование.
Оценив эффективность разработанной мною модели взаимодействия
субъектов воспитательно-образовательного процесса и, приняв во внимание
комплексный
подход
к
решению
задач
формирования
у
детей
старшего
дошкольного возраста представлений о ЗОЖ, я планирую в дальнейшем при
работе с педагогами ДОУ акцентировать их внимание на том, что обучение
воспитанников
здоровому
образу
жизни
должно
проходить
в
системе
активного
обучения
через
все
виды
деятельности
ребенка
во
время
его
пребывания в дошкольном учреждении и поддерживаться родителями дома.
При этом могут быть использованы различные формы организации обучения:
занятия
(уроки
здоровья),
игры,
игровые
ситуации,
беседы,
акции,
театрализованные
представления,
чтение
художественной
литературы,
рисование.
Кроме
того,
для
максимального,
осознанного
освоения
понятия
о
культуре ЗОЖ воспитанниками ДОУ и их родителями я планирую опробовать
такие формы работы с семьей как «вечера вопросов и ответов» и метод
проекта.