Напоминание

"Формирование элементарных норм и правил ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Гришагина Мария Александровна
Должность: инструктор по физическому воспитанию
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №153
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование элементарных норм и правил ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Одной из важнейших задач современного дошкольного учреждения является формирование здорового образа жизни и воспитание сознательного, ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья у дошкольников. Научить культуре здорового образа жизни, воспитать ответственное отношение дошкольников к своему здоровью обязаны не только педагоги, но и родители. В решении этих оздоровительных задач особое значение имеет целенаправленно организованная просветительская и физкультурно-оздоровительная работа с активным участием родителей, воспитателей и медицинских работников. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Хотя у старших дошкольников (благодаря возрастанию опыта личности) отношение к здоровью существенно меняется, все же наблюдается смешение понятий «здоровый», как большой, хороший и «здоровый», как не больной. Дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действий («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя брать еду грязными руками» и пр.), так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены. Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети (хотя еще интуитивно) начинают выделять и психическую, и социальную составляющую здоровья («там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела»). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Решая педагогическую задачу по формированию у ребенка представлений о здоровом образе жизни, важно не задавить его потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму; и также уделить достаточное внимание взаимодействию всех субъектов образовательно-воспитательного процесса. Предполагая, что освоение детьми элементарных норм и правил здорового образа жизни является наиболее эффективным при использовании разных форм и средств воспитательной работы, мною была смоделирована система деятельности педагога, направленная на решение такой
профессиональной проблемы как формирование культуры здорового образа жизни у воспитанников старшего дошкольного возраста. Содержание работы по формированию у детей дошкольного возраста элементарных норм и правил ЗОЖ в нашем ДОУ направлено на: 1) Воспитание у детей потребности в здоровье. 2) Формирование целостного понимания культуры здорового образа жизни. 3) Создание правильных представлений о культуре здорового образа жизни. 4) Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования. Это содержание реализуется мною по трем направлениям: 1) обучение детей, 2) обучение родителей, 3) обучение педагогов. Средства обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста: • Беседы. Используются в заключительной части занятия для формирования и закрепления у детей навыков ЗОЖ. Например, цикл бесед о строении человеческого тела и функционировании органов «Главное чудо света». В начале занятия также могут проводиться беседы (например, с детьми групп, находящихся на адаптации) по ознакомлению с правилами поведения в физкультурном зале и на спортивной площадке – цикл бесед «Без опасности»; • Загадки используются в классическом занятии, викторинах, тематических развлечениях и праздниках, мультимедийных пособиях для освоения детьми правил и норм ЗОЖ в занимательной форме. • Дидактические игры валеологического характера (карточки, лото, мультимедийные). Например, игра «Где живет витаминка?» знакомит детей с видами витаминов и их источником. Игра «Что любит сердце?» прививает привычку к здоровому образу жизни и знакомит детей с факторами, влияющими на работу сердца. Игра «Утро начинается…» приучает детей к выполнению режима дня, закрепляет знания о видах деятельности, проводимых в разное время суток. Такие игры проводятся в основном в групповом помещении, но мультимедийное пособие дает возможность использовать его в занятии по ФИЗО с использованием интерактивной доски; • Игры-викторины как элемент физкультурного занятия или спортивного развлечения способствуют приобретению детьми знаний о культуре ЗОЖ – «Где живет здоровье?», «Разрушители здоровья», «Чистый воздух»; • Игры с элементами закаливания, самомассажа повышают естественные защитные силы организма, тем самым способствуя укреплению здоровья ребенка;
• Оздоровительные игры и упражнения с элементами дыхательной гимнастики и «лечебного звукопроизношения» и с п ол ь зу ют с я в заключительной части занятия для восстановления дыхания после подвижной игры и оздоровления организма в целом. Произнесение стихотворного текста в такой игре может сопровождаться несложными движениями, иллюстрирующими содержание – «Гугутки», «Нытик», «Дунул ветерочек», «Комар летит»; • Игры и упражнения, направленные на формирование правильной осанки, профилактику болезней носа и горла, коррекцию плоскостопия могут включаться практически в любой тип занятия по физкультуре, что позволяет в интересной и занимательной форме реализовать здоровьесберегающие технологии – «Восточный официант», «Запасливые хомячки», «Донеси, не урони»; • Игровые задания и упражнения с элементами игрового стретчинга применяются при проведении сюжетного занятия по физкультуре или как часть классического занятия, в динамических паузах и в подвижных играх, что позволяет активизировать защитные силы организма ребенка, тренировать навыки управления своим телом, развить творческие возможности. Например, в подвижной игре «Солнышко и тучки» в перерывах между повторениями игры для сохранения гибкости позвоночника и подвижности тазобедренных суставов применяется упражнение на боковое растягивание «Солнечный лучик». Также упражнение на растягивание позвоночника вверх – «Деревце» проводится после подвижных игр с прыжками; • Малоподвижные и подвижные игры с правилами, спортивные игры способствуют совершенствованию физических качеств ребенка. Помимо традиционных (классических, тренировочных) занятий НОД по ФИЗО я использую следующие формы работы с воспитанниками: • Сюжетно-тематические занятия; • Занятия с использованием интерактивной доски; • Физкультурно-оздоровительные досуги; • Открытые мероприятия; • Тематические вечера, праздники; • Дни здоровья; • Веселые старты. Поскольку важным элементом в формировании здорового образа жизни является взаимодействие дошкольного учреждения и семьи, я реализую такие формы работы с родителями воспитанников: • Информирование (информационные стенды, папки-передвижки для родительских уголков в группах, памятки);
• Консультирование (выступления на родительских собраниях, консультации, анкетирование); • Включение родителей в педпроцесс (семинары-практикумы, мастер- классы, совместная физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность родителей с детьми на физкультурных занятиях, досугах и праздниках, викторинах). В работе с педагогами ДОУ стараюсь активно транслировать свой опыт через: • Консультирование; • Подбор игр, заданий и упражнений для обогащения предметно- развивающей среды; • Мастер-классы; • Выступления на педсоветах. Для контроля освоения дошкольниками норм и правил ЗОЖ я применяю такие методы, как наблюдение (совместно с воспитателем), беседа и анкетирование. Оценив эффективность разработанной мною модели взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса и, приняв во внимание комплексный подход к решению задач формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о ЗОЖ, я планирую в дальнейшем при работе с педагогами ДОУ акцентировать их внимание на том, что обучение воспитанников здоровому образу жизни должно проходить в системе активного обучения через все виды деятельности ребенка во время его пребывания в дошкольном учреждении и поддерживаться родителями дома. При этом могут быть использованы различные формы организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование. Кроме того, для максимального, осознанного освоения понятия о культуре ЗОЖ воспитанниками ДОУ и их родителями я планирую опробовать такие формы работы с семьей как «вечера вопросов и ответов» и метод проекта.


В раздел образования