Напоминание

"Учебно-исследовательская работа студента как часть их профессиональной подготовки"


Автор: Шкробко Евгений Геннадьевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБОУ СПО "Топкинский технический техникум"
Населённый пункт: город Топки, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Учебно-исследовательская работа студента как часть их профессиональной подготовки"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Учебно-исследовательская работа студента как часть их

профессиональной подготовки
Шкробко Евгений Геннадьевич преподаватель ГПОУ СПО «Топкинский технический техникум» Кемеровская обл., г. Топки Для того чтобы успешно учиться, самостоятельно усваивать любой предмет, изучаемый в техникуме, студенту необходимо обладать умениями учебного труда. Однако следует отметить слабую готовность студентов к самостоятельной познавательной деятельности. Они не умеют работать с книгой, выделять главное и т. д. Важно научить студентов самостоятельному изучению материала, творческому осознанию и успешному его освоению. Необходимо готовить студентов к самообразованию, формировать у них умение работать с литературой – выбирать нужный информационный источник, знакомиться с ним, фиксировать прочитанное. Фиксации уделяем особое внимание, так как она может быть осуществлена разными способами.

Среди способов фиксации выделяем следующие: составление плана, тезисов, конспектов, рецензии и рефераты. Учебный реферат - одна из начальных форм исследовательской работы, требующая глубокого изучения, анализа и систематизации литературы по определенной теме. Овладение этими умениями позволяет студентам подняться на более высокий уровень и выполнять исследовательские работы, такие как курсовые и дипломные. Эти работы предусмотрены учебным планом техникума и является обязательным для всех студентов. В связи с этим возникает необходимость подготовки студентов к организации и проведению исследований. Занятия строим следующим образом. Студентам сообщаем теоретический материал, затем отдельные приемы отрабатываются под руководством преподавателя, используя задания учебника, после чего студенты выполняют практически задания самостоятельно. По мере овладения элементами самостоятельной работы они все меньше работают
под руководством преподавателя, который выступает в роли консультанта и студенты обращаются к нему в случаи необходимости. Для овладения специальностей недостаточно посещения только учебных занятий. Большую роль в профессиональной подготовке играет самообразование. Самообразование - специально организованная, самостоятельная познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей: на удовлетворение познавательных интересов и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование осуществляется в ходе самостоятельной работы. Активность студентов и интенсивность его самостоятельной работы во всех видах занятий способствует повышению качества профессиональной подготовки. Как бы хорошо студент ни занимался в техникуме, усвоить все знания невозможно. В современном обществе информация просто обрушивается на человека, а часть ее устаревает. Все это побуждает работать самостоятельно, быть в курсе последних достижений в области автомобилестроения, сверяя по ним результаты своей практической деятельности. Овладеть умениями самостоятельно приобретать знания – значит открыть для себя путь к исследовательской деятельности. Самостоятельная работа – это не только важная часть подготовки будущих специалистов, но и условие их профессионального роста. В структуре образовательного процесса это с одно стороны, внеаудиторная работа студентов, связанная чаще с учебной литературой. Внеаудиторная работа включает в себя следующие элементы: ознакомительное чтение материала по указанному вопросу, определение его места и связи в системе изучаемых предметов; повторение; вдумчивое чтение с составлением плана прочитанного, выделением главного по каждому его пункту, запись отработанного материала своими словами с использованием общепринятой
символики и т. д. Порой самостоятельная внеаудиторная работа выполняется в присутствии преподавателя, но он выполняет функцию консультанта. С другой стороны, самостоятельная работа – это систематическая, планомерная, целенаправленная работа студента в ходе аудиторных, обязательных по расписанию занятий, где он слушает и самостоятельно делает записи по ходу объяснения преподавателя на лекции или семинаре. Только при разумном соотношении и продуманной организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной учебной работы у студентов наблюдается повышение учебной и профессиональной мотивации, интеллектуальной активности, интереса к исследовательской деятельности. Список литературы 1.Безрукова, В.С. Как написать реферат, курсовую, диплом / В.С. Безрукова. – СПб.: Питер, 2004 –176 с.: ил. 2. Бережнова ,Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. для студ. сред. пед. учеб. Заведений/ Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – М.: ИЦ Академия, 2004. –128с. 3. Научно-исследовательская и учебно-методическая работа в средних профессиональных учебных заведениях: Сб. материалов. – М., 2000. 4. Соловьева, Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов (для студентов и аспирантов) / Н.Н. Соловьева. – М.: Издательство АПК и ПРО, 2001. –74


В раздел образования