Напоминание

программа 7-11 класс


Автор: Кучковская Любовь Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Сеяхинская школа-интернат"
Населённый пункт: с Сеяха, ЯНАО, Ямальский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: программа 7-11 класс
Раздел: среднее образование





Назад





Проект по внеурочной деятельности

«Общественно - полезный труд»

Возраст детей 13-18 лет (7-11 классы).
«Умный, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим...»
В.А.Сухомлинский

Подготовил: Кучковская Л.А.


Пояснительная записка
Трудовое воспитание - процесс вовлечения учащихся в педагогически организованные виды труда с целью развития трудовых умений, передачи им трудового опыта, формирования потребности в труде. Основными формами трудового воспитания являются: урок, субботники, организация дежурств, экскурсии на предприятия, беседы, и так далее. Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: «Умный, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим…» Труд и человек неотделимы друг от друга. Труд возвысил человека над животным миром, способствовал его физическому, умственному и духовному развитию. От первых каменных орудий, орудий из дерева и кости до космических кораблей — таков гигантский путь развития человека. Труд создал самого человека. Трудовая деятельность требует от каждого человека целеустремленного, обдуманного подхода к выполнению того или иного задания. Поэтому труд является важным фактором умственного развития человека. Особенно большое влияние оказывает трудовая деятельность на детей, открывая им все новые и новые свойства предметов, материалов и обогащая их представления о реальном мире. Трудовая деятельность является надежным средством познания ребенком окружающего мира, реальных вещей, дает ему возможность применять теоретические знания, обогащает его сознание чувственными представлениями, уточняет их, делает более конкретными. Участие школьников в трудовой деятельности рассматривается в качестве главного средства введения детей в систему социалистических общественных отношений и ничем не заменимой основой нравственного воспитания и становления всесторонне развитой личности. Система трудового воспитания учащихся должна быть построена так, чтобы вплотную подвести выпускников школы к овладению определенной профессией, к социальному выбору. П е р в ы й квартал начинающего года всегда является проблемным в погоде. Обильные снегопады затрудняют подъезд и подход к ОУ. Снегоуборочный транспорт не успевает во время чистить дороги и тротуары. Для нашего учебного заведения эта проблема не исключение. В период, когда появляется большое количество снега, очень важно произвести его своевременную уборку особенно на территории школы. Если промедлить с данным вопросом, то выпавший снег превратится в наст, а затем уже и в лед. Такие образования не только способны придать территории неприглядный внешний вид, но и быть небезопасным. Именно поэтому уборка территории школы от снега, должна производиться с точной регулярностью и качеством. Таким образом, тема актуальна и способствует формированию сплочения коллектива, средством коррекции нравственных качеств личности, средством выработки практических умений и навыков. Поэтому трудовое воспитание важнейшая составная часть образования и воспитания подрастающего поколения.
Цель программы:
 Развития трудовых умений и навыков.
 Передачи учащимся трудового опыта, и расширение кругозора в мире профессий.  Формирование потребности в труде.
Задачи программы:
 Привитие любви к труду, творческого отношения к нему, готовность трудиться в коллективе.  Развитие индивидуальных интересов в мире профессий и наклонностей в различных видах трудовой деятельности.  Формирование трудовых умений и навыков, овладение техникой безопасности при выполнении различных видов работ.  Формирование профессиональных интересов к конкретным профессиям и специальностям.
Основные принципы программы:
Активность, доступность, системность, природосообразность.
Ожидаемые результаты:
 Уважение и готовность к труду.  Культура, безопасность и дисциплина труда.  Инициатива и творчество в труде.  Получение удовольствия от проделанной работы.
Программа делиться на 4 этапа:
1 этап - Формирование сознания того, что труд — источник благосостояния человека. 2 этап – Знакомство учащихся с трудом взрослых. 3 этап – Общественно полезная деятельность. 4 этап – Воспитание сознательной дисциплины у учащихся.
Содержание программы

1 этап
- Формирование сознания того, что труд — источник благосостояния человека. Главной целью является: приучить детей трудиться не только для себя, но и для общей пользы, глубоко уважать людей труда, бережно относиться к вещам, которые созданы трудом взрослых.
Компоненты содержания
 Формирование привычки к труду.  Доводить начатое дело до конца.  Формирование и закрепление умений и навыков, таких качества, как сноровка, трудовая смекалка.  Бережное отношение к трудовому инвентарю.  Научиться ценить результат своего и чужого труда.  Знакомство и соблюдение техники безопасности.  Профессиональная ориентация учащихся.
Формы осуществления содержания
 Беседы, классные часы.  Организация дежурства в столовой, корпусе.  «Маленькие поручения» - единовременные поручения.
 Конкурс « Самая чистая комната», «Лучший дежурный».  Инструктажи по технике безопасности перед работой.
2 этап
– Знакомство учащихся с трудом взрослых. Цель: ознакомлению детей с трудовой деятельностью взрослых для расширения кругозора в мире профессий.
Компоненты содержания
 Знакомство с различными профессиями  Ознакомление детей с видами труда, близкими их опыту: школой, предприятиями обслуживания населения (почтой, магазином, аптекой и др.). В дальнейшем детей можно познакомить с предприятиями промышленности и сельского хозяйства.  Сформировать определенные взгляды и убеждения к физическому, интеллектуальному труду.
Формы осуществления содержания
 Беседы, классные часы.  Чтение книг, просмотр фильмов  Конкурс рисунков «самые интересные профессии»
3 этап
– Общественно полезная деятельность. Цель: направить воспитательное значение общественно полезного труда на то, что он выводит учеников из стен школы и дает им возможность почувствовать себя юными гражданами своей Родины.
Компоненты содержания
 Бытовой труд.  Ремонт учебных пособий, книг.  Бережное отношение к учебным пособиям и инвентарю группы, школы.  Озеленение группы, класса, пришкольного участка.
Формы осуществления содержания
 Уход за одеждой, поддержание порядка и чистоты в группе, и школе.  Субботники.  Беседы и классные часы.  Творческие мастерские.
4 этап
– Воспитание сознательной дисциплины у учащихся. Цель: воспитание сознательной дисциплины учащихся – это результат системы воспитания.
Компоненты содержания
 Правила поведения в труде, техника безопасности.  Работа в коллективе.  Дисциплина – это безопасность.  Культура поведения – это начало к сознательной дисциплине.  Повышение мотивации учащихся к труду и дисциплине.
Формы осуществления содержания
 Инструктаж по технике безопасности, беседы, классные часы – разъяснение смысла правил.  Единые требования к коллективу.
 «Мой режим дня» - беседа  Трудовой десант
Тематическое планирование занятий по общественно-полезному труду.



п/п

Мероприятия

Формы

Сроки

Ответственные
1 «Наш чистый дом» акция Сентябрь Воспитатели «Посади дерево» акция Сентябрь Воспитатели, кл. руководители 2 «Необычные профессии» Беседа В течение года Воспитатели 3 « Лучший дежурный» Конкурс Октябрь Воспитатели, актив группы 4 Генеральная уборка корпуса В течение года Воспитатели, старшие дежурные 5 «Самая лучшая комната» Конкурс Ноябрь Воспитатели, актив группы 6 Проверка сохранности и состояния верхней одежды Рейд Ноябрь Воспитатели, актив группы 7 «Новогодние фантазии» Украшение группы и комнат Декабрь Воспитатели, актив группы 8 «Мой режим дня» Беседа В течение года Воспитатели 9 Дисциплина – это безопасность. «Правила работы с инвентарем». Инструктаж по ТБ В течение года Воспитатели 10 «У кого в порядке книжки и тетрадки» Рейд Март Воспитатели, актив группы 11 «Поможем книге» Операция Март Воспитатели 12 Уборка территории интерната во внеурочное время от снега (Главные ворота на территорию ОУ, пожарные выходы). Субботник В зимнее время года Воспитатели 13 Помощь младшим братьям и сестренкам Шефская работа В течение года Трудовой десант 14 «Творческая галерея» Выставка Апрель Воспитатели 15 В спальном корпусе ремонтировать (побелка, склеивание стен обоями) Трудовой десант Повседневно, периодически . Воспитатели, рабочие 16 Ремонтировать хозяйственный инвентарь и мебель (стулья, столы, парты, шкафы). Трудовой десант В течение года Воспитатели, рабочие


В раздел образования