Автор: Султанова Гузал Сарваритдиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №89 Детский сад "Крепыш" Населённый пункт: г.Сургут Наименование материала: Консультация для родителей Тема: "Учим ребенка общаться" Раздел: дошкольное образование
«Учим ребенка общаться»
Родителям
хочется
видеть
своего
ребенка
счастливым
,
улыбающимися
,
умеющими
общаться
с
окружающими
людьми
.
Но
не
всегда
ребенку
самому
удается
разобраться
в
сложном
мире
взаимоотношений
с
сверстникам
и
взрослыми
.
Задача
взрослых
–
помочь
ему
в
этом
.
Способность
к
общению
включает
в
себя
:
1 .
Желание
вступать
в
контакт
с
окружающими
( «
Я
хочу
! » ) .
2.
Умение
организовать
общение
(«
Я
умею
!»),
включающее
умение
слушать
собеседника
,
умение
эмоционально
сопереживать
,
умение
решать
конфликтные
ситуации
.
3.
Знание
норм
и
правил
,
которым
необходимо
следовать
при
общении
с
окружающими
.
Среди
причин
личностных
проблем
ребенка
могут
быть
психофизиологические
,
соматические
,
наследственные
,
а
также
неблагополучные
отношения
в
семье
.
Важным
компонентом
благополучного
развития
ребенка
является
формирование
его
адекватной
самооценки
,
на
становление
которой
большое
влияние
оказывают
родители
,
зачастую
не
давая
себе
отчета
в
этом
(
уже
с
самого
раннего
возраста
).
Качества
адекватной
самооценки
–
адекватность
,
находчивость
чувство
юмора
,
общительность
,
желание
идти
на
контакт
.
Первым
кто
передает
ребенку
опыт
в
непосредственном
эмоциональном
общении
,
становятся
близкие
взрослые
,
прежде
всего
мать
.
Она
разговаривает
с
малышом
,
используя
разные
интонации
голоса
,
растягивая
звуки
.
Мать
улыбается
,
протягивая
к
нему
на
встречу
руки
,
призывает
сделать
несколько
шагов
на
неокрепших
ножках
,
обнимает
,
целует
,
поглаживает
.
Ребенок
воспринимает
эти
невербальные
послания
любви
или
заботы
реагирующего
на
него
,
так
или
иначе
.
Одни
его
действия
одобряются
или
поощряются
взрослыми
,
другие
–
нет
:
сразу
же
уменьшается
распевная
интонация
,
голос
более
строгий
,
угасает
улыбка
,
взрослый
укоряюще
покачивает
головой
.
Так
ребенок
получает
первый
опыт
эмоционального
общения
и
первые
наглядные
действия
,
представляя
о
том
,
как
можно
и
как
нельзя
вести
себя
с
окружающими
.
Этот
процесс
обучения
,
передача
культурного
опыта
происходит
неосознанно
не
только
для
ребенка
,
а
чаще
всего
и
для
взрослого
,
который
просто
реализует
свою
потребность
в
общении
с
малышом
,
получая
от
этого
радость
.
Хорошо
если
родители
выражают
свою
любовь
к
ребенку
не
только
в
физическом
уходе
за
ним
,
но
и
в
эмоциональном
общении
:
участливо
разговаривают
с
ним
,
играют
,
ласкают
его
.
Хорошо
,
если
в
семье
царят
доверие
,
доброжелательность
,
искренняя
забота
,
бережное
отношение
друг
к
другу
,
взаимопомощь
.
Ребенок
растет
эмоционально
защищенным
,
уверенным
в
себе
,
открытым
и
общительным
.
И
даже
если
такой
ребенок
попадает
в
конфликтную
ситуацию
,
то
он
легче
справляется
с
ними
собственными
негативными
переживаниями
.
Вот
такому
достаточно
благополучному
ребенку
практически
не
требуется
специальное
обучение
,
хотя
и
для
него
оно
может
быть
увлекательным
,
приносящее
новое
впечатление
,
а
значит
и
новый
опыт
.
Ребенок
общается
с
окружающими
так
,
как
общаются
с
ним
его
родители
,
он
повторяет
жесты
,
мимику
,
интонации
и
отношение
к
людям
.
Если
отношения
в
семье
доверительные
,
открытые
,
ребенок
впитывает
культуру
общения
из
повседневной
жизни
.
Предложите
ребенку
следующие
ситуации
и
обсудите
с
ним
каждый
из
его
ответов
:
—
Твой
друг
,
пробегая
мимо
,
нарочно
толкнул
тебя
,
но
споткнулся
сам
и
упал
.
Ему
очень
больно
,
он
плачет
.
Что
ты
сделаешь
?
—
Друг
без
разрешения
взял
твою
игрушку
.
Что
ты
сделаешь
?
—
Один
мальчик
(
девочка
)
постоянно
дразнит
тебя
и
смеется
над
тобой
.
Как
ты
поступишь
?
—
Друг
или
подруга
доверили
тебе
тайну
,
а
тебе
очень
хочется
рассказать
об
этом
маме
,
папе
или
еще
кому
-
нибудь
.
Как
ты
поступишь
?
—
К
тебе
в
гости
пришел
друг
.
Вы
с
ним
тихонечко
играете
в
твоей
комнате
,
тут
приходит
папа
и
приносит
твое
любимое
мороженое
.
Как
ты
поступишь
?
Ситуации
для
обсуждения
могут
быть
самыми
разными
.
Их
необязательно
придумывать
,
часто
их
подсказывает
сама
жизнь
.
Проанализируйте
случаи
,
которые
произошли
с
вашим
ребенком
или
с
кем
-
нибудь
из
его
приятелей
.
Спросите
у
него
,
как
при
этом
вел
себя
он
и
как
вели
себя
другие
дети
;
обсудите
,
кто
поступил
правильно
,
а
кто
нет
и
как
еще
можно
было
поступить
.
Задавая
ребенку
вопросы
,
старайтесь
незаметно
подвести
его
к
правильному
решению
проблемы
,
чтобы
при
этом
он
поверил
,
что
принял
это
решение
самостоятельно
,
ведь
это
так
важно
для
формирования
уверенного
в
себе
человека
.
Это
поможет
ему
обрести
уверенность
в
себе
,
и
со
временем
он
сможет
самостоятельно
и
достойно
справляться
с
возникающими
в
жизни
сложными
ситуациями
.
А
вот
независимость
в
суждениях
,
способность
ответственно
принимать
решения
приходит
с
годами
,
но
эти
качества
можно
сформировать
и
раньше
.
Прежде
всего
научите
его
критично
оценивать
собственные
поступки
.
В
этом
вам
может
помочь
«
Барометр
доброты
».
Пусть
каждый
вечер
ваш
ребенок
отмечает
какой
поступок
он
совершил
:
хороший
–
«
смайлик
-
улыбка
»,
плохой
–
«
смайлик
грусть
».
В
конце
недели
подсчитайте
,
каких
смайликов
больше
,
попросите
его
рассказать
,
когда
он
поступил
хорошо
,
а
когда
плохо
и
почему
.
Проводите
такие
беседы
спокойно
,
не
повышая
голоса
,
если
даже
услышанное
вам
неприятно
.
Обязательно
выясните
,
что
заставило
его
поступить
именно
так
,
а
не
иначе
,
и
объясните
,
как
нужно
было
повести
себя
в
данной
ситуации
.
Обязательно
похвалите
за
хороший
поступок
,
за
правильное
решение
.
Для
полноценного
общения
необходимо
с
самого
раннего
детства
развивать
у
детей
чувство
юмора
.
Люди
,
умеющие
со
смехом
,
улыбкой
,
шуткой
выйти
из
затруднительного
положения
,
всегда
в
центре
внимания
.
Они
,
как
правило
,
живут
в
ладу
с
окружающими
в
любом
коллективе
—
детском
,
взрослом
или
разновозрастном
.
Умение
смеяться
над
собой
.
Самоирония
–
прививка
от
комплекса
неполноценности
.
Быть
жизнерадостным
–
все
равно
,
что
быть
счастливым
.
Ведь
с
чувством
юмора
часто
соседствуют
лидерские
качества
и
находчивость
,
доброта
и
тактичность
,
популярность
в
коллективе
и
покладистость
.
В
детстве
важнейшим
состоянием
ребенка
является
ощущение
своей
защищенности
.
Для
этого
родители
должны
помочь
ему
вырабатывать
положительную
самооценку
.
Формирование
самооценки
ребенка
-
это
то
же
самое
,
что
и
строительство
хорошего
дома
,
где
особое
внимание
нужно
обратить
на
заложение
добротного
фундамента
.
По
мере
ежедневного
общения
с
детьми
вы
можете
заметно
повысить
самооценку
ребенка
,
либо
,
наоборот
,
круто
ее
изменить
,
причем
далеко
не
в
лучшую
сторону
.
Начните
развивать
ребенка
как
можно
раньше
,
и
тогда
он
будет
готов
к
преодолению
трудностей
жизни
,
ее
тернистых
тропок
и
ухабов
.