МОЙ КРАЙ.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую
значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от
усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней,
способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина-патриота сегодня – есть залог
гарантированного будущего для всего российского общества.
В то же время современная ситуация оценивается как нестабильная. Это связано с существенным
изменением жизненных стратегий и ценностных ориентаций значительной части сегодняшней
молодёжи, ее отчуждением от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего
народа, с отсутствием чётких перспектив в воспитании личности. Под влиянием западной культуры
произошла переоценка духовных и нравственных ценностей, присущих определённой группе детей,
молодым гражданам. Сила негативного влияния, исходящая от телевидения, Интернета,
безграничного моря аудио и видеопродукции, улицы, где большую часть времени проводит ребенок,
во много раз превзошла влияние семьи, школы и других общественных институтов. Человеку –
молодому и взрослому - стало не просто отличить свои собственные желания и мысли от тех, что
навязывают ему извне. И как результат – рост наркомании, пьянства, детской преступности, отказ
молодых людей от службы в Вооруженных Силах.
Значительная часть молодежи выдвигает главным приоритетом в своей жизни личный успех,
карьеру, деньги, и поэтому многие ищут оправдания своих мыслей, желаний, поступков. Одним из
уязвимых моментов в воспитании является отсутствие у подрастающего поколения ясности в
жизненных ориентирах утрата патриотического сознания молодого поколения – всё это угрожает
национальной безопасности страны.
Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое
мы впитываем с детства. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества –
это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества
формируются в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов.
В данный момент я работаю над направлением «Знать, чтобы помнить. Мой край». Цель этой
работы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют
основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих
способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).
Одной из актуальных тем являются темы связанные с государственной символикой Российской
Федерации, и Республики Башкортстан. Мною были разработаны такие занятия: «Флаг и гербр
Республики Башкортостан», «Символы России». Цель таких занятий: познакомить детей с
историей возникновения государственной символики, с их назначением и ролью в
жизни гражданина страны; способствовать принятию личностью государственной символики как
общественной ценности. Развивать навыки поисковой исследовательской работы, коллективной
творческой деятельности. Воспитывать патриотизм и гражданственность детей. В дальнейшем
планирую разработать познавательные беседы: «Герб и флаг моей республики».
Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества становятся основой патриотического
воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их
нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка. По
этой теме мною были разработаны такие беседы: «Прохоровское поле - третье ратное
поле России», «Салют, героям!». Начала работу над циклом бесед на тему: «Восхищаюсь
белгородцами». Ребенку можно показать исторические и культурные памятники родного
города, микрорайона или рассказать ему о героических подвигах дедушки, который совсем
юным защищал Родину от фашистских захватчиков.
Достопримечательности Ишимбая
Ишимбай — один из самых благоустроенных и красивых городов в Башкирии
.
. Памятники, парки и
скверы
создают
легко
узнаваемый
облик
города.
Примечательные
строения
—
здание
Ишимбайского
Дворца
культуры,
здания
городской
администрации
и
Управления
труда
и
социальной защиты
[прим. 3]
, православный храм и мечеть города.
Памятники
В городе Ишимбае установлены свыше 40 памятников и скульптурных композиций. Они являются
неотъемлемой культурной частью города. Наиболее значимые из них:
Стела
в
честь
основания
города
Ишимбая (2002).
Изготовлена
в
виде
бурового
инструмента,
в
центре
которого
—
соцветие
цветка
курая.
На
стеле
—
надпись
«Ишимбай» на русском и башкирском языках и две даты «1932» и «1940». Расположена
на пересечении улиц Бульварной и Жукова.
.
Монумент первооткрывателям башкирской
нефти (1969,
скульптор
Т.
П.
Нечаева,
Б.
Д.
Фузеев,
архитектор
Л.
В.
Хихлуха).
Выдающийся памятник монументального искусства
]
. Главный символ города Ишимбая и
всей нефтедобывающей промышленности Башкирии. Постамент: диаметр — 4,5×6,3 м,
высота — 0,6 м; скульптура: высота — 12 м. Постамент и скульптура сделаны из серого
гранита. Установлен на площади Первооткрывателей Башкирской Нефти.
Мемориальный комплекс «„Вышка-бабушка“ — „первооткрывательница“ башкирской
нефти»(1967). Главный элемент комплекса — законсервированная нефтяная вышка —
скважина № 702, 16 мая 1932 года положившая начало «Второго Баку», в 11 часов 30
минут с глубины 680,15 метра выбросив первый 36-метровый фонтан промышленной
нефти.
Представляет
собой
трёхствольную
металлическую
конструкцию
в
виде
усечённой пирамиды, установлена на бетонном основании, которое поднято над уровнем
земли. Наверху вышки находится рабочая площадка, подъём на которую осуществляется
при помощи металлической четырёхмаршевой лестницы, идущей по наружному контуру
вышки. В центре бетонной площадки — насос-качалка. Возле вышки установлена стела с
чеканкой вереницы нефтяных вышек и фигурой девушки, простирающей руки в сторону
«Вышки-бабушки». Рядом установлена гранитная стела с именами нефтяников. По бокам
аллеи — таблички с открытыми месторождениями. Мемориальный комплекс расположен
в сквере Нефтяников (улица Первооткрывателей Башкирской Нефти)
[216]
.
Исторический
памятник (памятник местного значения)
Памятник А. А. Блохину (2001, скульптор М. П. Шабалтин). Идея создания принадлежит
начальнику НГДУ «Ишимбайнефть» В. И. Генералову. Скульптура изготовлена из белого
мрамора
[217]
.
Памятник
расположен
в
сквере
напротив
администрации
НГДУ
«Ишимбайнефть» на улице Геологической.
Обелиск воинской славы (1967). В нише обелиска замурован список граждан города
Ишимбая,
погибших
в
боях,
умерших
от
ран
и
болезней
на
фронтах
Великой
Отечественной войны 1941—1945 гг. На обелиске табличка с текстом: «Слава героям,
отстоявшим честь, свободу и независимость нашей Родины». Изготовлен из кирпича.
Высота — 3,5 м. В 2010 году реконструирован и облачён в мрамор. Путь к нему выложен
тротуарной плиткой
[217][218]
. Расположен в парке Победы.
Мемориальный комплекс «Аллея Героев» (2005, скульпторы В. Дворник, А. Пименов).
Главный элемент комплекса — постамент в виде ордена с установленными на нём
фигурой скорбящей матери и силуэтом солдата. Прилегающая территория вымощена
тротуарной плиткой с шагреневым покрытием. С правой стороны аллеи находятся бюсты
двух
Героев
Советского
Союза
и
одного
полного
кавалера
орденов
Славы
города
Ишимбая — А. Ф. Рябова, С. У. Сайранова и Г. Т. Кузнецова, а также бюсты четырёх
Героев Советского Союза Ишимбайского района — Г. И. Бердина, Д. С. Нагуманова, Т. Г.
Халикова и Н. А. Черных. С левой стороны — памятная стела с количеством участников
Великой Отечественной войны, погибших и пропавших без вести города и района.
Мемориальный комплекс расположен на площади им. Ленина, возле гимназии № 1
[217][219]
.
Братская могила советских воинов, умерших от ран в госпиталях в годы Великой
Отечественной
войны (1949).
В
центре
установлен
обелиск
из
бетона,
имеется
металлическое ограждение периметром 8 м. Могила расположена в сквере на месте
бывшего
кладбища
(квартал
улиц
Вахитова,
Чкалова,
Зелёной
и
Губкина)
[217][220]
.
Исторический памятник (памятник местного значения)
Памятник нефтяникам, павшим в боях за Родину (1997). Представляет собой стальной
штык,
установленный
на
постаменте
с
именами
320-ти
погибших
ишимбайских
нефтяников. Высота — 12 м
[221]
. Установлен в сквере на улице Блохина, на высоком берегу
реки Белой.
Памятник А. М. Матросову (1974, скульптор Г. Левицкая). Второй вариант памятника,
скульптор первого — Л. М. Кошкин. Изготовлен из алюминия, интонирован под чугун.
Установлен на гранитном постаменте. Высота — 4 м
[222]
. Расположен впарке культуры и
отдыха им А. М. Матросова со стороны улицы Советской.
Памятник З. А. Космодемьянской. Один из трёх памятников в городе. Расположен в
сквере им. Зои Космодемьянской возле средней школы № 3.
Мемориал воинам-интернационалистам (1994). В центре на постаменте установлена на
постаменте
БРДМ-1
(Боевая
разведывательно-дозорная
машина),
по
бокам
—
мемориальные плиты с иименами воинов-интернационалистов
[223]
. Установлен в сквере
Воинов-Интернационалистов.
Памятник В. И. Ленину (1966). Эскиз памятника разработан художественным фондом
БАССР. Сооружён из железобетона, исполнен чеканкой по меди, постамент облицован
гранитными плитами. Высота памятника — 6 м
[217]
. Один из трёх памятников в городе.
Установлен на площади им. Ленина.
Памятник С. М. Кирову (1945). Первоначально был установлен на улице Геологической,
возле здания НПУ «Ишимбайнефть», затем — в сквере Нефтяников
[217]
. Расположен на
проспекте Ленина возле здания управления труда и соцзащиты населения.
Памятник Ю. А. Гагарину (1960-е). Установлен в сквере им. Ю. А. Гагарина
[217]
.
Бюст В. М. Комарова. Сооружён благодаря директору СОШ № 6 В. В. Бабушкину.
Установлен в фойе бывшей школы № 6 (ныне — второй корпус школы № 2) на улице
Мичурина.
Памятник
создателям
двухзвенных
транспортёров
«Витязь» (2005).
Расположен
на
Индустриальном шоссе возле АО «Машиностроительная компания „Витязь“».
Стела 50-летия Ишимбайского нефтеперерабатывающего завода (1986). Расположена
возле проходной Ишимбайского НПЗ на улице Левый Берег.
При этом каждый конкретный поход должен ассоциироваться с Родиной. Ведь самые яркие и
позитивные переживания человек получает в детском возрасте и хранит это в памяти. Именно
поэтому с малых лет человеку нужно увидеть красоту родных мест и узнать историю своей Родины
и семьи.
Очень важным для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Знание истории
необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к
«малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия,
чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Прежде чем приступать к воспитанию у ребенка любви к Родине, необходимо объяснить ему, что
такое Родина. Это очень сложное и емкое понятие, включающее в себя многие чувства от любви до
уважения. Многогранность любви к Родине проявляется не только в привязанности человека к
определенному географическому месту. Эта любовь состоит также из особых чувств к маме, папе,
другим дорогим людям, к своему дому, городу, где живешь, природе и стране. Любовь к родным
местам входит в круг общечеловеческих ценностей. Любовь к Родине имеет самые глубокие
исторические особенности. По этой теме целесообразно проводить экскурсии по памятным местам
города, области, своего микрорайона.
Сейчас возрождаются многие забытые национальные традиции, изучаются и восстанавливаются
исторические ценности. В области формирования патриотических чувств одним из главных
факторов в приобщении детей к историческим ценностям является знакомство ребенка с его
родословной, с традициями родного края. Так в нашем центре ежегодно проводятся такие
праздники как: «Рождественские колядки», «Проводы зимы. Масленица», «Пасха», «Летний
нардуган»,»Зимний нардуган»,»Сабантуй», Мною была проведена викторина о народных традициях
«Знатоки родного края». Специалисты утверждают, что еще в самом раннем возрасте в ребенке
пробуждается заинтересованность ко многим вещам. Также с этого момента начинается познание
ребенком многих нравственных ценностей, основанных на любви к родным местам.
Взрослые должны научить ребенка видеть достопримечательности, замечать окружающую красоту,
отмечать неповторимые особенности родной улицы и своего города. Эта работа должна
осуществляться каждый день.
Таким образом, любовь к Родине у ребенка формируется в первые годы его жизни. На зарождение
этого чувства влияет патриотическая атмосфера, которая наблюдается в семье, в школе, в детском
саду, в группе. Взрослые должны помнить, что если они искренне любят свой родной край
демонстрируют эту любовь своим детям, тогда их дети тоже будут сильно любить Родину, а
патриотизм не будет для них пустым понятием. Необходимо постоянно показывать детям
привлекательные стороны любви к родным местам и окружающей среде. Вот тогда можно
полностью быть уверенным в том, что дети станут самыми достойными гражданами своей Родины.
Важно помнить, что патриотизм является выражением единых чувств граждан страны в форме
национальной гордости, а также в виде уважительного отношения к другим народам.