Автор: Чигрина Елена Витальевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 3 им. К. А. Москаленко" Населённый пункт: г. Липецк Наименование материала: статья Тема: "Эффективность педагогической оценки" Раздел: среднее образование
Эффективность педагогической оценки
Под
эффективностью
педагогической
оценки
понимается
её
стимулирующая
роль
в обучении
и
воспитании
детей.
Педагогически
эффективной считается такая оценка, которая создаёт у ребёнка стремление к
самосовершенствованию,
к
приобретению
знаний,
умений
и навыков,
к
выработке ценных положительных качеств личности, культурного поведения.
Эффективная педагогическая оценка имеет индивидуальный и социально-
специфический характер. Индивидуальный характер педагогической оценки
проявляется
в
том,
что
её
эффективность
зависит
от
индивидуальных
особенностей ребёнка, от его потребностей.
Действенной будет та педагогическая оценка, которая соотносится с
системой
интересов
и потребностей
конкретного
ребёнка,
учитывает
их
приоритеты, динамику изменения со временем. Необходимо как можно точнее
приспосабливать систему стимулов к интересам и потребностям конкретного
ученика.
Мы очень хорошо умеем дифференцировать нагрузку в соответствии с
индивидуальными
способностями
учащихся.
Используем
разноуровневые
задания
во
время
урока
и
для
домашней
работы,
дифференцированные
самостоятельные и контрольные работы, индивидуальные карточки, которые
одному
ребёнку
помогают
понять
алгоритм
выполнения
действий
и
выработать прочный навык его применения, а другому – развить логику
мышления при решении нестандартного задания в рамках изучаемой темы.
Дифференциация учебной нагрузки позволяет каждому ребёнку проявить
себя, поверить в свои силы и помогает нам оценивать каждого ученика
индивидуально, поддерживая у него интерес к предмету.
Но
иногда
мы
сталкиваемся
с
такой
ситуацией,
что
не
лишённый
способностей
ребёнок
безо
всякого
желания
выполняет
предложенную
работу
в
классе,
часто
не
делает
домашнее
задание
или
при
любой
возможности старается не прийти на урок. В этой ситуации полезно узнать
обстоятельства жизни ребёнка, его интересы, увлечения и выявить людей,
имеющих на него особое влияние. Оценить успехи ребёнка в том, что ему
очень
нравится
и
попробовать
использовать
это
в
процессе
обучения.
Публичное
признание
достижений
повышает
самооценку
ребёнка
и
стимулирует
стремление
в
достижении
успехов.
Главные
способы
стимулирования учебных и воспитательных успехов детей это внимание,
одобрение,
выражение
признания,
поддержка,
награда,
повышение
социальной роли, престижа и статуса.
Доброжелательное
внимание
является
одной
из
действенных
форм
поощрения любого человека. Каждому приятно, когда он вызывает к себе
повышенный интерес со стороны окружающих людей. Для ребёнка такое
внимание означает, что его ценят, выделяют среди окружающих детей. И,
напротив, когда на него не обращают внимание, когда его только порицают,
это вызывает у него устойчивое неприятное чувство и уничтожает любое
желание стремиться к чему-то лучшему.
Когда говорят о социально-специфическом характере педагогической
оценки, имеют в виду два обстоятельства:
Во-первых, в системе обучения и воспитания отдаётся предпочтение
разным видам педагогических оценок: наиболее действенными являются
материальные стимулы, морально-нравственные
стимулы,
социально-
психологические стимулы. Это же относится и к развиваемым у детей
мотивам учения и воспитания.
В
качестве
материальных
стимулов
могут
выступать
грамоты,
дипломы, медали, сувениры, премии, стипендии и многое другое.
Моральная
педагогическая
оценка
содержит
в
себе
похвалу
или
порицание,
характеризующие
действия
ребёнка
с
точки
зрения
их
соответствия
принятым
нормам,
заданному
объёму
работы.
Здесь
мы
оцениваем конечный результат деятельности или пути его достижения, объём
выполненной
работы,
например,
число
решённых
задач,
или
качество
выполненной работы, её точность, аккуратность, тщательность.
Социально-психологическая
оценка
включает
в
себя
средства
стимулирования действий учащихся и воспитанников, которые связаны с
повышением
или
понижением
авторитета
ребёнка
в
глазах
окружающих
значимых для него людей.
Во-вторых, социально-специфический характер педагогической оценки
проявляется в том, что такая оценка может быть различной по своей
эффективности в зависимости от ситуации, в которой она даётся.
Следует помнить, что персональная значимость педагогической оценки со
временем может меняться. Это происходит, по крайней мере, по двум причинам.
Прежде всего потому, что изменяется значимость потребностей по мере их
удовлетворения. Кроме того, по мере взросления происходят существенные
личностные изменения, и на первое место выходят другие потребности.
Основные
тенденции
возрастного
изменения
з н ач и м о сти
педагогической оценки заключаются в следующем:
с возрастом,
растёт понимание необходимости приобретения новых знаний, умений и
навыков;
увеличивается
значимость
обладания
определёнными
качествами
личности;
возрастает роль социально-психологических стимулов;
намечается
тенденция
постепенного
перехода
от
внешних
к
собственным внутренним стимулам.
Например, в младшем школьном возрасте на первый план выходят и
приобретают
в
глазах
детей
особенную
ценность
стимулы,
связанные
с
имеющимися
у
них
знаниями,
умениями
и
навыками,
с
соблюдением
дисциплинарных требований, а также социально-психологические стимулы.
Характерной чертой этого возраста в стимулировании обучения и воспитания
детей становится то, что наиболее эффективными являются оценки, даваемые
не всеми, а лишь значимыми взрослыми людьми, учителями и родителями.
В
подростковом
возрасте
ситуация
меняется.
Прежние
способы
стимулирования сохраняют свою роль, но главное, что происходит в этом
возрасте, состоит в том, что дети начинают больше реагировать на оценки,
даваемые
их
сверстниками
и
друзьями,
чем
на
оценки,
получаемые
от
родителей и учителей.
В
старшем
школьном
возрасте
значимость
оценок,
предлагаемых
взрослыми людьми, вновь возрастает. Педагогические оценки, получаемые от
взрослых
людей,
в
этом
возрасте,
как
правило,
преломляются
через
самооценку, и собственное восприятие себя становится более существенным,
чем оценки, получаемые со стороны. Это является признаком перехода на
высший уровень личностной зрелости.
Ни
для
кого
не
секрет,
что
наименьшее
внешнее
стимулирование
учебной деятельности нужно учащимся 10 – 11 классов, которые в той или
иной степени уже определили направление своего будущего образования и
выстраивают индивидуальную учебную нагрузку в соответствии с ним.