Автор: Леонтьева Любовь Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 25 Населённый пункт: г. Рязань Наименование материала: Конспект НОД Тема: "Моя семья" Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №25» ГОРОДА РЯЗАНИ
Конспект НОД
по нравственно-патриотическому воспитанию
во второй младшей группе на тему:
«Моя семья»
Подготовили:
Курбанова Татьяна Сергеевна
Леонтьева Любовь Викторовна
Рязань, 2015
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми во второй
младшей группе на тему «Моя семья»
Цель:
формировать
представления
о
семье
и
её
членах,
о
доброжелательных отношениях родных людей; об эмоциональном состоянии
членов семьи; формировать понятие: мой дом, моя семья.
Словарная работа: семья, члены семьи, письмо.
Материалы и оборудование: изображения курицы, петуха и цыплёнка,
письмо,
фотографии
членов
семьи,
магнитная
доска
с
магнитами,
развивающая игра «Малыш и мама».
Предварительная работа:
Рассматривание семейных фотографий. Рассказы детей о своих близких.
Разучивание стихов о папе, маме, бабушке, дедушке, сестренке. Разучивание
пальчиковых
игр.
Беседа
о
семье
в
нерегламентированное
время,
лепка
снеговиков на прогулке. Дидактические игры «Чей малыш?» , «Кто в домике
живет?» , строительные игры «Мебель для дома» , «Дом для кукол» .
Ход занятия.
Организационный момент (проводится в кругу).
Воспитатель:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
– А теперь давайте улыбнемся нашим гостям и поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте!
Дети садятся полукругом.
На экране изображение картины «Курица, петух и цыплята» .
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?
Дети: Курочка, петух, и цыплята.
Воспитатель: Дети, кто курица для цыплят? (Мама)
– А кто петушок для цыплят? (Петушок – это папа цыплят.)
– А как вы думаете, у них дружная семья? (Да, у них дружная семья.)
– Как вы догадались? (Они живут все вместе. Мама заботится о
цыплятах. Папа защищает их от врагов. Никто не ссорится, не клюется.)
- А у других животных есть семьи?
Дети: Да!
Воспитатель: К нам в гости пришли и другие семьи, но детишки такие
маленькие и шустрые, что потеряли своих родителей. Давайте им поможем
отыскать свои семьи?
Развивающая игра «Малыш и мама».
Воспитатель: Молодцы! Теперь все на месте и очень довольны! Дети!
А курочка с цыплятами прислали нам письмо, интересно, что там?
Воспитатель достает письмо из почтового ящика.
Воспитатель: Ребята, да тут загадки. А вот послушайте загадку:
Излучает она свет,
От улыбки ямочка…
Никого дороже нет,
Чем родная…
Дети: Мамочка.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!
Воспитатель: А теперь послушайте следующую загадку:
Угадайте, кто же это?
Добрый, сильный, ловкий, смелый.
Жду ответа я, ребята,
Молодцы! Конечно…
Дети: Папа.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!
Беседа:
- Как зовут твою маму?
- Как зовут твоего папу?
- Кто ты для папы и мамы?
- Покажи своих родителей на фотографии.
Воспитатель: Замечательно, ребята! Читаем следующую загадку:
Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший …
Дети: Брат.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, правильно!
Беседа (опрос 2-3 детей):
- У кого есть брат?
- Как его зовут?
Воспитатель: Молодцы! А вот ещё загадка:
Мама с папой говорят,
Что теперь я — старший брат,
Что за куколка в коляске плачет?
Видимо, от тряски?
В ванной ползунков гора!
Брату кто она? …
Дети: Сестра.
Воспитатель: Да, ребятки, правильно!
Беседа (опрос 2-3 детей):
- У кого есть сестра?
– Как зовут вашу сестру?
– Ребята, а вас любят в семье? (Да, любят.)
– А как вы догадались, что вас любят? (Меня целуют, ласкают, говорят
хорошие слова, жалеют, играют со мной, заботятся обо мне.)
–
Молодцы!
Слушаетесь
родителей,
помогаете
им,
убираете
свои
игрушки. Не расстраивайте взрослых: маму, папу, братиков и сестренок – всю
свою семью.
Воспитатель:
Мама, папа, дети, а все эти люди вместе называются одним словом –
Семья. Как хорошо, когда у человека есть дружная семья!
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши),
Кто живет у нас в квартире? (топаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте),
Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши),
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево),
Мой щенок, сверчок и я (повороты вправо и влево)
Вот и вся моя семья! (хлопаем в ладоши)
Воспитатель: А вы знаете, где же живёт семья?
Дети: В своём доме.
Пройдите к столам, где лежат вырезанные из бумаги, домики. Это дом
вашей семьи. Если посмотреть внимательно, то можно заметить, что кого – то
из семьи там нет. Поселите в ваш дом недостающего члена семьи (дети
приклеивают)
Вот теперь вся семья дома. Давайте для всех расскажем стихотворение о
доме.
Воспитатель (рассказывает) :
Дома бывают разные:
Кирпичные, каркасные.
С балконами железными;
Бывают даже снежные,
Совсем как настоящие.
Но, самый лучший, – это мой,
Я в нём живу с моей семьёй.
Рефлексия.
– Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили?
Дети: Говорили о семье.
Воспитатель: Семья – это самые близкие люди: мама, папа, братья и
сестры, бабушки и дедушки. В семье все любят друг друга, заботятся друг о
друге, помогают друг другу (это дома). А в детском саду у нас тоже есть
дружная семья – это мы с вами.
И я хочу вам пожелать, чтобы вы принесли частичку тепла и света с
нашего
занятия
в
вашу
семью.
Вот
вам
частичка
этого
тепла (раздать
солнышки).
Проводили занятие с детьми второй младшей группы.
Тема нашего занятия: «Моя семья».
Цель
–
формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных
отношениях родных людей; об эмоциональном состоянии членов семьи; формировать
понятие: мой дом, моя семья.
Перед собой мы поставили следующие задачи.
Образовательные: 1). Закрепить имеющиеся знания о семье и её членах.
2). Научиться правильно составлять родственные связи.
Развивающие: 1). Развивать диалогическую речь.
2). Совершенствование таких психологических процессов, как внимание, память,
мышление.
Воспитательные: 1). Воспитывать любовь и уважение к своей семье.
2). Привить чувство необходимости и важности в институте семьи.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен
самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы,
соответствующими
данному
возрасту
детей.
Для
реализации
каждой
задачи
были
подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и
активизировали
детей
к
мыслительной
деятельности.
Пособия
достаточного
размера,
эстетически
оформлены.
Их
размещение
и
использование
было
рациональным,
п р о д у м а н н ы м
в
у ч е б н о м
п р о с т р а н с т в е
и
в
з а н я т и и .
Организационный
прием
«Приветствие»
в
стихотворной
форме»
был
направлен
на
развитие
коммуникативных
качеств,
установлению
дружеских
взаимоотношений
как
в н у т р и
д е т с к о г о
к о л л е к т и в а ,
т а к
м е ж д у
г о с т я м и
и
д е т ь м и .
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену
деятельности.
Беседа
-
сидя
на
стульчиках,
поисковая
деятельность
-
стоя,
работа
с
фотографиями «Найди своих родителей». Быстрая сменяемость приемов и смена поз в
т е ч е н и е
з а н я т и я
п о з в о л и л и
и з б е ж а т ь
у т о м л я е м о с т и
д е т е й .
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были
интегрированы
моменты
из
образовательных
областей.
Познание:
закрепляла
умение
выявлять родственные связи между членами семьи. Коммуникация: дети участвовали в
общей беседе, слушали не перебивая своего сверстника; активизировала словарь детей за
счет
слов
–
семья,
члены
семьи,
упражняла
в
согласовании
существительных,
прилагательных.
Социализация:
самостоятельно
выражать
доброжелательность,
сопереживать. Художественное творчество: совершенствовала умение детей наклеивать
готовые детали на лист бумаги.
Приемы на занятии носили игровой характер, были
основаны на игровых обучающих ситуациях.
В каждом моменте занятия мы старались направлять малышей на поиск решений
проблемы,
помогали
приобрести
новый
опыт,
активизировать
самостоятельность
и
п о д д е р ж и в а т ь
п о л о ж и т е л ь н ы й
э м о ц и о н а л ь н ы й
н а с т р о й .
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую
деятельность детей. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-
ориентированном подходе. Робких детей подбадривали, хвалили, чтобы закрепить у них
ситуацию успеха. Во время занятия старались общаться с детьми на одном уровне и
поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
В связи с тем, что дети маленькие и было много хоровых ответов, мы планируем
особое
внимание
уделить
индивидуальным
ответам.
Так
же
необходимо
добиваться
чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и
пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, мы считаем, что все поставленные
нами программные задачи в течение занятия были решены.