Напоминание

На пути к новому образованию


Автор: Куршова Ольга Антоновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муромское педагогическое училище
Населённый пункт: п.Красная Горбатка, Владимирская область, Селивановский район
Наименование материала: Статья
Тема: На пути к новому образованию
Раздел: дошкольное образование





Назад




Эссе «На пути к новому образованию» Я воспитатель. Стаж моей педагогической деятельности составляет 29 лет в одном образовательном учреждении. Я ежедневно встречаюсь с детьми, вижу их бескорыстные улыбки, радостные глаза и понимают чувства, которые они испытывают от встречи со мной. Это общение происходит без слов (без речи со стороны ребенка). Я пытаюсь стать им другом, товарищем, расположить себя так, чтобы они были довольны общением со мной. И это мне удается. Развиваюсь сама, помогаю развиваться и детям. Но жизнь в обществе меняется, изменяется и подход к воспитанию и обучению детей. В современном мире с появлением телевидения и компьютера поток информации с огромной силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером, планшетом, смартфоном гораздо раньше, чем учатся читать; Ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Следствием чего заметно снизился интерес к чтению. У детей страдает грамотность, снизился интеллект, эмоциональное и нравственное воспитание находится не на должном уровне. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу ведущей деятельности человека. А именно из книг малыш узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает ему высказывать свое отношение к прочитанному, используя при этом в речи эпитеты, сравнения, метафоры, все средства образной выразительности. Наше дошкольное учреждение так же, как и все сады находится в поиске новых решений, творческих идей. В соответствии с ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, восприятие художественной литературы, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Поэтому, я считаю, что чтению художественной литературы необходимо уделять гораздо больше времени, чем требует программа, так как художественная литература помогает сформировать познавательные интересы и действия ребенка через его включение в различные виды деятельности. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Неслучайно в Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного воспитание в п. 2.6 прописано «знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы; формирование звуковой аналитическо- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Но проблема состоит и в том, что дети в возрасте 1,5 – 2 лет не разговаривают. Поэтому, строя свою работу с детьми раннего возраста я решила делать упор на художественную литературу, ознакомление детей сначала с книгами. Что поспособствует развитию мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. А из книг ребёнок познакомится с разнообразием окружающего мира, узнает насколько сложно и интересно его устройство. Поэтому я поставила перед собой
цель
: развивать у детей интерес к книге как источнику знаний. Для достижения цели поставила следующие
задачи:
научить детей говорить, используя книгу, сформировать интерес к художественной литературе, развивать творческие способности у детей, совершенствовать стиль партнерских отношений с семьей, способствующий воспитанию у детей интереса к художественной литературе. Для реализации работы по этому направлению можно использовать подручный материал – книги, разорванные детьми в раннем возрасте. Отреставрировав при этом данную страничку в книге (вырезав подходящее место заранее) предложить различные картинки – карточки подходящие по смыслу. Ребенок открывает книгу, а в ней вместо солнца на небе просто вырезанное пятно. Ребенок пассивен, но приложив различную картинку, он удивляется и пытается сам подобрать что-то похожее. Так при рассматривании солнца на небе, ребенок его не находит, но пробует подобрать похожую картинку. Размещая птичек, бабочек, снежинок постепенно пытается что-то сказать свое. Развивается фантазия, воображение, обогащение различными эмоциями, что и заставит ребенка произнести слово. А дальше ребенок начинает мыслить, а что нельзя поместить на небо, что может упасть - вот и начинается процесс всестороннего развития. Далее ребенок пытается привлечь сверстников к такой игре – занятию, где и появляется общение, развивается речь. Далее детям уже не надо предлагать картинки, они самостоятельно начинают мыслить, обговаривать и логически вставлять своих персонажей. Появляется сказка, придуманная детьми, где дед не с бабкой сидит на лавочке, а с выдуманным персонажем детьми. Вот так маленькие дети делают первые шаги к знакомству с книгой, развивая при этом речевую активность. Входят в мир необычных открытий, обогащая его интересными знаниями, взаимодействуя друг с другом и своими родителями. Но необходимо аккуратно и осторожно относиться к такому способу общения с книгой. Ребенок может остаться один на один с книгой и разорвать ее, при этом самостоятельно разыскав нужную ему для фантазии картинку. Нужно предлагать ребенку книгу, аккуратно оформленную, вырезанное место должно быть выполнено эстетически. Ребенок должен осознавать, что эта
книга игра – головоломка и предназначена только для вставления картинки в определенное место. Благодаря такому целенаправленному воздействию книги на детей повысится уровень развития ребенка. Ребенок научится разговаривать, сформируется интерес к художественной литературе, повысится творческий потенциал ребенка, интеллектуальное развитие превзойдет все ожидания. Дети, вмести с родителями, самостоятельно смогут выдумывать различные истории, рассказы, выполнять к ним рисунки, тем самым создавая свои мини книжки. Так своими руками пополниться и обновиться развивающая среда в своей группе. А дети будут всесторонне развиты. Они потянутся к книге. А художественная книга, по словам Н. С. Карпинской дает прекрасные образы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Можно строить свою работу используя компьютер для чтения, рассматривания, общения. Пересылать по почте свои выдуманные рассказы и сказки друзьям. Делиться своими работами на сайте своего дошкольного учреждения. Дети, совместно с родителями, могут обмениваться своими мыслями, высказываниями друг с другом. Вот таким я вижу свой детский сад на пути к новому образованию. Ничто так не характеризует степень развития общества, степень общественной культуры, как уровень читающей публики в данный исторический момент. Н.А.Рубакин


В раздел образования