Автор: Куршова Ольга Антоновна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муромское педагогическое училище Населённый пункт: п.Красная Горбатка, Владимирская область, Селивановский район Наименование материала: Статья Тема: На пути к новому образованию Раздел: дошкольное образование
Эссе «На пути к новому образованию»
Я воспитатель. Стаж моей педагогической деятельности составляет 29 лет в
одном образовательном учреждении. Я ежедневно встречаюсь с детьми, вижу
их бескорыстные улыбки, радостные глаза и понимают чувства, которые они
испытывают от встречи со мной. Это общение происходит без слов (без речи
со стороны ребенка). Я пытаюсь стать им другом, товарищем, расположить
себя так, чтобы они были довольны общением со мной. И это мне удается.
Развиваюсь сама, помогаю развиваться и детям.
Но жизнь в обществе меняется, изменяется и подход к воспитанию и
обучению детей.
В современном мире с появлением телевидения и компьютера поток
информации с огромной силой обрушился на человека. Дети овладевают
компьютером, планшетом, смартфоном гораздо раньше, чем учатся читать;
Ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Следствием
чего заметно снизился интерес к чтению. У детей страдает грамотность,
снизился интеллект, эмоциональное и нравственное воспитание находится не
на должном уровне. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения
интереса к книге, к чтению как процессу ведущей деятельности человека.
А именно из книг малыш узнает много новых слов, образных выражений, его
речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература
помогает ему высказывать свое отношение к прочитанному, используя при
этом в речи эпитеты, сравнения, метафоры, все средства образной
выразительности.
Наше дошкольное учреждение так же, как и все сады находится в поиске
новых решений, творческих идей.
В соответствии с ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведений искусства, восприятие художественной литературы,
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений,
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Поэтому, я считаю, что чтению художественной литературы необходимо
уделять гораздо больше времени, чем требует программа, так как
художественная литература помогает сформировать познавательные
интересы и действия ребенка через его включение в различные виды
деятельности.
Художественная литература служит могучим, действенным средством
умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает
огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В поэтических
образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь
общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Неслучайно в Федеральном Государственном образовательном стандарте
дошкольного воспитание в п. 2.6 прописано «знакомство с книжной
культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы; формирование звуковой аналитическо-
синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Но проблема состоит и в том, что дети в возрасте 1,5 – 2 лет не
разговаривают. Поэтому, строя свою работу с детьми раннего возраста я
решила делать упор на художественную литературу, ознакомление детей
сначала с книгами. Что поспособствует развитию мышление и воображение
ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского
литературного языка. А из книг ребёнок познакомится с разнообразием
окружающего мира, узнает насколько сложно и интересно его устройство.
Поэтому я поставила перед собой цель : развивать у детей интерес к книге
как источнику знаний.
Для достижения цели поставила следующие задачи:
научить детей говорить, используя книгу,
сформировать интерес к художественной литературе,
развивать творческие способности у детей,
совершенствовать стиль партнерских отношений с семьей, способствующий
воспитанию у детей интереса к художественной литературе.
Для реализации работы по этому направлению можно использовать
подручный материал – книги, разорванные детьми в раннем возрасте.
Отреставрировав при этом данную страничку в книге (вырезав подходящее
место заранее) предложить различные картинки – карточки подходящие по
смыслу. Ребенок открывает книгу, а в ней вместо солнца на небе просто
вырезанное пятно. Ребенок пассивен, но приложив различную картинку, он
удивляется и пытается сам подобрать что-то похожее. Так при
рассматривании солнца на небе, ребенок его не находит, но пробует
подобрать похожую картинку. Размещая птичек, бабочек, снежинок
постепенно пытается что-то сказать свое. Развивается фантазия,
воображение, обогащение различными эмоциями, что и заставит ребенка
произнести слово. А дальше ребенок начинает мыслить, а что нельзя
поместить на небо, что может упасть - вот и начинается процесс
всестороннего развития. Далее ребенок пытается привлечь сверстников к
такой игре – занятию, где и появляется общение, развивается речь.
Далее детям уже не надо предлагать картинки, они самостоятельно начинают
мыслить, обговаривать и логически вставлять своих персонажей. Появляется
сказка, придуманная детьми, где дед не с бабкой сидит на лавочке, а с
выдуманным персонажем детьми. Вот так маленькие дети делают первые
шаги к знакомству с книгой, развивая при этом речевую активность. Входят в
мир необычных открытий, обогащая его интересными знаниями,
взаимодействуя друг с другом и своими родителями.
Но необходимо аккуратно и осторожно относиться к такому способу
общения с книгой. Ребенок может остаться один на один с книгой и разорвать
ее, при этом самостоятельно разыскав нужную ему для фантазии картинку.
Нужно предлагать ребенку книгу, аккуратно оформленную, вырезанное место
должно быть выполнено эстетически. Ребенок должен осознавать, что эта
книга игра – головоломка и предназначена только для вставления картинки в
определенное место.
Благодаря такому целенаправленному воздействию книги на детей
повысится уровень развития ребенка. Ребенок научится разговаривать,
сформируется интерес к художественной литературе, повысится творческий
потенциал ребенка, интеллектуальное развитие превзойдет все ожидания.
Дети, вмести с родителями, самостоятельно смогут выдумывать различные
истории, рассказы, выполнять к ним рисунки, тем самым создавая свои мини
книжки. Так своими руками пополниться и обновиться развивающая среда в
своей группе. А дети будут всесторонне развиты. Они потянутся к книге. А
художественная книга, по словам Н. С. Карпинской дает прекрасные образы
литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в
стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках –
меткость, выразительность.
Можно строить свою работу используя компьютер для чтения,
рассматривания, общения. Пересылать по почте свои выдуманные рассказы и
сказки друзьям. Делиться своими работами на сайте своего дошкольного
учреждения. Дети, совместно с родителями, могут обмениваться своими
мыслями, высказываниями друг с другом.
Вот таким я вижу свой детский сад на пути к новому образованию.
Ничто так не характеризует степень развития общества,
степень общественной культуры,
как уровень читающей публики
в данный исторический момент.
Н.А.Рубакин