Автор: Иванова Лариса Никоноровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ д\с "Родничок" Населённый пункт: п.Мокроус, Саратовская область Наименование материала: Презентация Тема: Уголок природы в старшей группе Раздел: дошкольное образование
УГОЛОК ПРИРОДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Работу подготовили воспитатели МДОУ д/с «Родничок»:
Иванова Лариса Никоноровна,
Сельваровская Светлана Александровна
Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка.
Оформление детского сада – это современный дизайн групповых и раздевальных комнат,
эстетично оформленные стенды, тематические уголки, прогулочные участки,
спортивные и музыкальные залы. Для того, чтобы обучение было результативным, очень
важна правильно подготовленная развивающая среда. Одно из условий, необходимое для
всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе
уголок природы.
Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.
Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением
групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную
деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как
ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за растениями.
В нашей группе есть свой уголок природы и экспериментирования.
Подбор и размещение объектов в уголок в соответствии с возрастом, руководствуясь
Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи
с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых
помещениях, здесь помещают только растения.
Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не
допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно,
обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно
иметь таблички с названием.
Рекомендуется иметь календарь погоды . Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют
знания, полученные в ходе наблюдений в природе. В старшей и подготовительной
группах дети знакомятся с условными знаками для обозначения погоды. Ребята
ежедневно отмечают погоду условными знаками. В конце месяца состояние погоды
сравнивают, считают, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветреных дней, и
делают выводы о погоде.
Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей
и от требований Программы воспитания.
Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует
формированию трудовых навыков.
Со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.
В каждом уголке природы детского сада должен быть организован свой календарь природы. Знакомство с
явлениями природы начинается в младшем дошкольном возрасте. Ведение календарей природы имеет большое
значение для экологического воспитания детей. У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир,
изменения в природе вызывают огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую
действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы. В процессе
ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одними из
них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно
происходящие явления и события в природе Ведение календарей природы имеет большое значение для
экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений),
затем - использование в учебном или в воспитательном процессе. Для развития дошкольников важное значение
имеет и знакомство с закономерно протекающими изменениями в природе: рост и развитие живых существ,
сезонные изменения в природе. Ведя подобную работу, расширяется кругозор и представления детей, развиваются
и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, обогащается словарный запас,
развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес. Работа с календарями природы имеет для
детей в плане умственного воспитания большое значение: абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную
связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. А это дает возможность обобщенно
познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.
Красочные картины природы в разное время года при умелом руководстве педагога становятся средством
эстетического и нравственного воспитания: чувство прекрасного, у них развивается художественное восприятие
действительности. Приучают дошкольников к аккуратности и систематичности в работе. Немаловажное значение
имеют и в патриотическом воспитании. Дети учатся любить и беречь родную природу, развивает чувство гордости
за свой край.
Для постоянного общения детей с растениями в группе создан уголок природы. Хорошо оборудованный и удачно
расположенный уголок природы украсил групповую комнату, доставил удовольствие детям, дает возможность
проводить интересные наблюдения, ухаживать за растениями в течение всего года.
Уголок природы в детском саду – это не просто интересная деталь интерьера обучающего заведения
для детей. Уголки, в которых находятся растения, учат ценить красоту природы. Наблюдения за
растениями помогают детям ценить природное разнообразие, понимать разницу во временах года, и
осознавать необходимость своевременного ухода за флорой. Основной элемент любого уголка природы
в детском саду – это растения. Выбирая растения для оформления уголков в детском саду необходимо
обратить особое внимание на их разнообразие. Чем больше представлено будет разных растений в
детском уголке – тем интереснее будет пребывание детей рядом с ними. Детки должны понимать, что
существует огромное количество растений, и что за каждым из них нужен свой собственный особый
уход.
Лучше всего для детского уголка в детском саду подойдут неприхотливые комнатные растения, за
которыми малышам будет нетрудно ухаживать. Не стоит выбирать представителей флоры для детского
сада из таких сортов, для которых требуются удобрения или дополнительный обогрев
электроприборами, поскольку дети с такими особенностями ухода самостоятельно не справятся.
Хорошо подходят для уголка природы в детском саду такие растения, как хлорофитум, аспарагус,
китайская роза, монстера. Не стоит помещать в уголке природы ядовитые растения и кактусы,
прикасаясь к которым ребенок сможет пораниться.
Отличной идеей для воспитателей будет разделение детей на несколько групп и прикрепление к
каждой из них маленького росточка. Малыши должны будут ухаживать за ростком, наблюдая за тем,
как он превращается в большое и красивое растение. Та группа детей, чей росток быстрее всех
вырастет, побеждает в соревновании.
Мы
живём
в
стремительно
меняющимся
мире,
в
эпоху
информации,
компьютеров,
спутникового
телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших
сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в
постоянно
растущем
потоке
информации,
нужно
научить
их
легко
и
быстро
воспринимать
информацию,
анализировать её, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Проблема
развития
интеллектуально
-
творческого
потенциала
личности
ребёнка
одна
из
главных
образовательных
задач.
У
каждого
ребёнка
индивидуальные
познавательные
способности.
Способности
обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.
Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимание, памяти, творческого
воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по
определенному
признаку,
получать
удовлетворение
от
найденного
решения.
Когда
ребёнок
сам
действует
с
объектами,
он
лучше
познаёт
окружающий
мир,
поэтому
приоритет
в
работе
с
детьми
следует
отдавать
практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Большой интерес представляет для детей экспериментирование . Экспериментирование – это истинно
детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.
ЧЕМ ПОЛЕЗНО ДЕТСКОЕ
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ?
Во – первых , у детей появляется контакт с предметами, сто позволяет понять их качества, свойства.
Во – вторых , экспериментальная деятельность побуждает ещё большую любознательность, открывает для ребёнка
новый мир, полный чудес и загадок.
В – третьих,
у детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся
размышлять, наблюдать за явлениями, анализировать и делать выводы. И, конечно, детское экспериментирование в
детском саду позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление. Дети по природе своей
– исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание
окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами,
измеряет глубину снежного покрова на участке; объём воды и т.д. Всё это объекты исследования.
Исследовательское поведение дошкольника – главный источник для получения представления о мире.
Наша задача –
помочь
детям
в
проведении
этих
исследований,
сделать
их
полезными:
при
выборе
объекта
исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного
продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения
об окружающей природе, учитывая возрастные особенности ребёнка, их интересы, касающиеся не столько выбора
проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её формулировка и отбор материала. Умозаключения детей
основывается на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от
воспитателя.
Следовательно, необходимо использовать практические методы.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции
(анализ,
синтез,
классификацию,
обобщение),
стимулирует
познавательную
активность
и
любознательность,
активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических
знаний с этическими правилами в жизни общества.
Планируя работу по организации экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, я учитывала
наличие
двух
типов
поисковой
деятельности
детей
–
самостоятельное
экспериментирование,
где
инициатором
выступает ребенок и специально организованные педагогом опыты. Для самостоятельного экспериментирования в
группе
оформляется
уголок,
а
для
проведения
опытов
у
нас
подобрано
много
оборудования
и
материалов. Экспериментировать с детьми можно всегда и везде, во время любого вида деятельности. Мы совершаем
открытия на прогулке и в группе, во время умывания и различных игр и т.д. Главное уметь увидеть возможность для
проведения спонтанных опытов и экспериментов, вызвать желание самим «добывать» новые крупицы знаний.
Но особое внимание я хочу уделить опытам. Опыт-это наблюдение, которое проводится в специально организованных
условиях. Каждый опыт – это возможность раскрыть взаимосвязи и причины наблюдаемых явлений. Позволяют
получать новые знания практическим путем, обобщать и систематизировать уже имеющиеся представления.
В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Несложные опыты
могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде,
включаться в занятия. Больше всего детям нравятся опыты с водой, песком и воздухом.
Одно из любимых видов деятельности у детей занимает экспериментирование. Для этого у нас в
группе создан «Уголок экспериментирования» где дети в любое время в свободной деятельности
могли удовлетворить свои исследовательские интересы. Наш уголок постоянно пополняется новыми
материалами
в соответствии с возрастом детей и их интересами. В содержании уголка входят:
материалы для сенсорного развития (вкладыши-формы, головоломки, ребусы и т.д.), природные объекты
( образцы почв, морские ракушки, плоды каштана, дуба (желуди), коллекция камней, различные виды
круп, соль, сахар и т.п.), инструменты, приборы для моделирования природных явлений ( лупы, весы,
термометры, часы, простые механизмы, магниты, свечи, рулетки, преломляющая призма, пробирки,
колбы, микроскоп и т.п.), наглядно – графические модели (парные картинки с реалистическими и
условными изображениями предметов, картинки для иерархической классификации предметов (родо-
видовых связей), схемы-планы пространственного расположения элементов целого и т.п.)
Уголок открыт и доступен для детей. Оформление и содержание центра опытно-
экспериментальной деятельности соответствует возрасту детей и требованиям
основной общеобразовательной программы, а также требованиям организации
безопасности жизнедеятельности детей.
Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского
экспериментирования мы постоянно пополняем свой уголок. Предоставляемые в
распоряжение детей новые предметы ( например, сетки, полоски резины, куски
гофрированного картона и т.д.) толкают их на экспериментирование с использованием
этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и
развивается любознательность.
В старшей группе на 6-м году жизни детей продолжается обогащение опыта детей по познанию
окружающего мира. На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных
материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных
ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. Во время совместного
экспериментирования мы с детьми ставим цель, выдвигаем гипотезы, совместно определяем этапы
работы, делаем выводы. На 6-м году жизни детей их эксперименты усложняются по содержанию и
методике проведения. Теперь инициатива по проведению экспериментов чаще принадлежит детям.
Постепенно увеличиваются задания по прогнозированию результатов. Например, « Сегодня мы
посадили зерна овса, подумайте, каким он будет через 10 дней».
При проведении таких опытов у детей вырабатывается умение самостоятельно анализировать
результат, они делают выводы, составляют развернутый рассказ об увиденном.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ С ВОЗДУХОМ
Во́
здух - это смесь газов, главным образом азота и кислорода, образующая земную атмосферу.
Воздух необходим для существования подавляющего числа наземных живых организмов:
кислород, содержащийся в воздухе, в процессе дыхания поступает в клетки организма, где
создается необходимая для жизни энергия. Из всех разнообразных свойств воздуха важнее всего
то, что он необходим для жизни на Земле. Существование людей и животных было бы
невозможно без кислорода. Но, так как для дыхания нужен кислород в разбавленном виде,
наличие других газов в воздухе тоже имеет жизненно важное значение. О том, какие газы
находятся в воздухе, мы узнаем в школе, а в детском саду мы познакомимся со свойствами
воздуха.
Опыт: Способ обнаружения воздуха ,воздух невидим.
Цель: доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух.
Оборудование: прочный прозрачный полиэтиленовый мешок, мелкие игрушки.
Наполним пустой мешочек разными мелкими игрушками. Мешочек изменил свою форму, теперь
он не пустой, а полный, в нем - игрушки. Выложим игрушки, расширим края мешочков. Он опять
раздулся, но мы ничего не видим в нем. Мешочек кажется пустым. Начинаем скручивать мешочек
со стороны отверстия. По мере скручивания мешочек вздувается, становится выпуклым, как-будто
он наполнен чем-то. Почему? Его заполняет невидимый воздух.
Вывод: Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый.
ОПЫТ: НЕВИДИМЫЙ ВОЗДУХ ВОКРУГ НАС, МЫ ЕГО ВДЫХАЕМ И ВЫДЫХАЕМ.
Цель: Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.
Оборудование:
1. Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.
2. Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.
3. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.
Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе
к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем
воздух, который двигает бумажную полоску? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух.
Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это
выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и
других органов человека.
Вывод: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для
жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ВОЗДУХОМ
Тема: Танец горошин
Цели: познакомиться с понятием «сила движения», развивать наблюдательность, любознательность,
смекалку.
Материал: вода, горошины
Оборудование: баночка, трубочка, салфетка
Воспитатель предлагает детям научить горох плавать и выполнять манипуляции с горохом, как в цирке.
Выполнение эксперимента:
Дети под руководством воспитателя опускают с баночкой с водой четыре горошины и трубочку. Дуют в
баночку через трубочку. Сначала слабо, потом с большей силой.
-
Почему
горошины
движутся
то
быстрее,
то
медленнее?
(Когда
воздух
через
трубочку
поступал
медленно, горошины двигались медленно; сила воздуха увеличилась – и скорость движения горошин
возрастала). Значит, сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ С ВОДОЙ
Вода является соединением двух распространенных химических элементов - водорода и кислорода.
В чистом виде она не имеет формы, вкуса и цвета. В условиях, свойственных нашей планете, большая
часть воды пребывает в жидком состоянии и сохраняет его при нормальном давлении и температуре от 0
град. до 100 град. по Цельсию. Однако вода может принимать вид твердого тела (лед, снег) или газа (пар).
В физике это называется агрегатным состоянием вещества. Различают три агрегатных состояния воды -
твердое, жидкое и газообразное. Как мы знаем, вода может существовать в каждом из трех агрегатных
состояний. Кроме того, вода интересна тем, что является единственным веществом на Земле, которое
может быть в одно и то же время одновременно представлено в каждом из трех агрегатных состояний.
Для того, чтобы это понять, вспомните или представьте себя летом возле речки с мороженым в руках.
Замечательная картинка, правда? Так вот, в этой идиллии кроме получения удовольствия можно еще
осуществить физическое наблюдение. Обратите внимание на воду. В реке она жидкая, в составе
мороженого в виде льда - твердая, а в небе в виде облаков - газообразная. То есть вода одновременно
может находиться в трех различных агрегатных состояниях.
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ВОДОЙ
Тема: Играем с красками
Цели: познакомиться с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании);
развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
Материал: прозрачная вода, краски
Оборудование: две баночки, лопаточка, салфетка из ткани
Выполнение эксперимента:
Воспитатель в баночку с водой добавляет немного красной краски. Что происходит? (краска медленно,
неравномерно растворяется). В другую баночку с водой добавляет немного синей краски, размешивает.
Что происходит? (краска растворяется равномерно).
Дети по руководством воспитателя смешивают воду их двух баночек. Что происходит? (при соединении
синей и красной краски вода в банке стала коричневой).
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ВОДОЙ
Тема: у воды нет запаха
Цель: дать представление о том, что чистая вода не имеет запаха
Материал: вода
Оборудование: стаканчики
Выполнение эксперимента:
Под руководством воспитателя дети нюхают воду, пока не убедятся, что запаха нет.
Воспитатель акцентирует внимание детей на то, что вода из водопроводного крана
может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была
безопасной для нашего здоровья.
Вывод: чистая вода не имеет запаха
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ПЕСКОМ
Тема: Песчаный конус
Цель: помочь определить может ли песок двигаться
Материал: песок
Оборудование: плоская ёмкость
Ход экспериментирования:
1. Постановка исследовательской задачи
Воспитатель насыпает чистый песок в большой лоток. Дети под руководством воспитателя через лупу рассматривают форму
песчинок. Вместе с воспитателем дети вспоминают свойства песка – сыпучесть.
2. Прогнозирование результата
Воспитатель: Может ли песок двигаться? (Предположения детей)
3. Выполнение эксперимента
Дети по руководством воспитателя аккуратно проводят опыт. Горсть сухого песка выпускают струйкой так, чтобы он падал в
одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий всю большую площадь
основания. Если долго сыпать песок, легко заметить: то в одном месте, то в другом месте возникают сплывы; движение песка
похоже на течение.
Вывод: Песок может двигаться