Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста
Автор: Фаткуллина Юлия Ирековна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1 с.Месягутово Населённый пункт: село Месягутово Наименование материала: Педагогический проект Тема: Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Цель проекта:
создание условий для развития мелкой
создание условий для развития мелкой
моторики и координации движений
моторики и координации движений
пальцев рук;
пальцев рук;
повышение педагогической культуры
повышение педагогической культуры
родителей;
родителей;
вовлечь родителей в процесс
вовлечь родителей в процесс
формирования речи детей посредством
формирования речи детей посредством
развития мелкой моторики .
развития мелкой моторики .
Задачи проекта:
Задачи проекта:
совершенствовать предметно - развивающую среду для
совершенствовать предметно - развивающую среду для
развития мелкой моторики;
развития мелкой моторики;
развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего
развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего
возраста через использование разнообразных форм,
возраста через использование разнообразных форм,
методов и приемов;
методов и приемов;
познакомить родителей с работой, которая проводится в
познакомить родителей с работой, которая проводится в
группе по данной теме и её значении, привлечь их к
группе по данной теме и её значении, привлечь их к
совместной деятельности;
совместной деятельности;
подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые
подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые
игры, упражнения, практические задания, настольные
игры, упражнения, практические задания, настольные
игры, подготовить дидактический материал;
игры, подготовить дидактический материал;
вызвать у детей и родителей позитивное отношение к
вызвать у детей и родителей позитивное отношение к
детскому саду; Желание заниматься с ребенком.
детскому саду; Желание заниматься с ребенком.
Основной метод накопление информации – прикосновения.
Основной метод накопление информации – прикосновения.
Ребенку необходимо все хватать , трогать , гладить и пробовать
Ребенку необходимо все хватать , трогать , гладить и пробовать
на вкус. Поэтому начинать работу по развитию мелкой
на вкус. Поэтому начинать работу по развитию мелкой
моторики нужно с самого раннего возраста.
моторики нужно с самого раннего возраста.
В младшем дошкольном возрасте можно выполнять простые
В младшем дошкольном возрасте можно выполнять простые
упражнения , сопровождаемые стихотворным текстом.
упражнения , сопровождаемые стихотворным текстом.
Игры с
конструкторам
и мозаикой
Пальчиковая
гимнастика
Рисование и
раскрашивание
Игры со
шнуровками
Средства развития
Средства развития
мелкой моторики
мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика решает множество
задач в развитии ребенка :
способствует овладению навыками мелкой моторики ;
помогает развивать речь ;
повышает работоспособность головного мозга ;
развивает психические процессы : внимание , память , мышление ,
воображение ;
развивает тактильную чувствительность ;
снимает тревожность .
бусы, липучки, молнии и другие
Развивает пространственную ориентировку , внимание ,
Развивает пространственную ориентировку , внимание ,
формируют навыки самообслуживания ;
формируют навыки самообслуживания ;
Развивают творческие способности , глазомер , укрепляют
Развивают творческие способности , глазомер , укрепляют
пальцы рук.
пальцы рук.
«Рвать бумагу»
«Мять бумагу»
Игры по развитию моторики
1.
«Вдавливать в
пластилин»;
2. «Разминать
пластилин».
1
2
Упражнения по выработке обобщенного
Упражнения по выработке обобщенного
двигательного образа предмета
двигательного образа предмета
Пальчиковый театр :
Пальчиковый театр :
развивает речь;
развивает речь;
способствует овладению – навыками мелкой моторики ;
способствует овладению – навыками мелкой моторики ;
развивает внимание , память , мышление , воображение ;
развивает внимание , память , мышление , воображение ;
снимает тревожность ;
снимает тревожность ;
повышает работоспособность головного мозга .
повышает работоспособность головного мозга .
Мелкая
Мелкая
моторика -
моторика -
Совокупность
Совокупность
скоординированных
скоординированных
действий нервной,
действий нервной,
мышечной и костной
мышечной и костной
систем, часто в
систем, часто в
сочетании со
сочетании со
зрительной
зрительной
системой, в
системой, в
выполнении мелких
выполнении мелких
и точных движений
и точных движений
кистями и пальцами
кистями и пальцами
рук и ног.
рук и ног.
Работа с родителями:
Работа с родителями:
Консультации для родителей;
Консультации для родителей;
Анкета для родителей;
Анкета для родителей;
Игровой тренинг для родителей.
Игровой тренинг для родителей.
Игры на развитие тонких
Игры на развитие тонких
дифференцированных движений пальцев рук
дифференцированных движений пальцев рук
Игра «Ринг-Динг «Катись, карандаш!»
Игра «Ринг-Динг «Катись, карандаш!»
Игра «Ринг-Динг «Массаж с шариком
Игра «Ринг-Динг «Массаж с шариком
Су-Джок»
Су-Джок»
Игра «Ринг-Динг Игра с прищепками
Игра «Ринг-Динг Игра с прищепками
«Гусенок»
«Гусенок»
Массаж с Пальчиковая
Массаж с Пальчиковая
карандашами гимнастика
карандашами гимнастика
Вывод:
Вывод:
Проводимая работа дала положительные
Проводимая работа дала положительные
результаты. Но на этом, я считаю,
результаты. Но на этом, я считаю,
останавливаться не надо. Необходимо искать
останавливаться не надо. Необходимо искать
новые интересные формы взаимодействия с
новые интересные формы взаимодействия с
детьми и их родителями.
детьми и их родителями.
В дальнейшем, чтобы работа велась
В дальнейшем, чтобы работа велась
планомерно, необходимо:
планомерно, необходимо:
Продолжать совместную работу с родителями
Продолжать совместную работу с родителями
по развитию мелкой моторики, которая
по развитию мелкой моторики, которая
положительно влияет на развитие речи детей.
положительно влияет на развитие речи детей.
Продолжать пополнять картотеку игр по
Продолжать пополнять картотеку игр по
развитию мелкой моторики, а также по
развитию мелкой моторики, а также по
развитию речи.
развитию речи.
В результате проделанной работы я пришла к
В результате проделанной работы я пришла к
з а к л ю ч е н и ю ,
ч т о
ц е л е н а п р а в л е н н а я ,
з а к л ю ч е н и ю ,
ч т о
ц е л е н а п р а в л е н н а я ,
систематическая и планомерная работа по развитию
систематическая и планомерная работа по развитию
мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
во
взаимодействии
с
родителями
способствует
во
взаимодействии
с
родителями
способствует
формированию
интеллектуальных
способностей,
формированию
интеллектуальных
способностей,
положительно
влияет
на
речевые
зоны,
а
самое
положительно
влияет
на
речевые
зоны,
а
самое
главное – способствует сохранению физического и
главное – способствует сохранению физического и
психического здоровья ребенка. И все это напрямую
психического здоровья ребенка. И все это напрямую
готовит
его
к
успешному
обучению
в
школе.
готовит
его
к
успешному
обучению
в
школе.