Развитие режиссерской игры детей 4- го года жизни на основе кумулятивных и волшебных сказок
Автор: Клейменова Надежда Афанасьевна Должность: воспитатель детского сада Учебное заведение: МАДОУ №60 "Золушка" Населённый пункт: город Нижневартовск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Развитие режиссерской игры детей 4- го года жизни на основе кумулятивных и волшебных сказок Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА
ДЕТСКИЙ САД №60 «ЗОЛУШКА
Развитие режиссерской игры
детей 4 - го года жизни на основе
кумулятивных и волшебных сказок
Воспитатель :
Клейменова Надежда Афанасьевна
г. Нижневартовск, 2016 г.
Программа "Развитие", является одной из основных программ нашего ДОУ. В этой
программе есть дополнительный раздел "режиссерская игра", которая направлена как
на психическое развитие дошкольников, так и на общее развитие их познавательной
деятельности.
Свой опыт работы по развитию режиссерской игры детей 4 - го года жизни я
представляю в этой статье.
По результатам педагогического мониторинга за первый год развития
режиссерской игры детей 4 - го года жизни было выявлено, что:
.
1.У 29 % детей не сформировано умение согласовывать рассказывание сказки с игровыми
действиями (лишь с постоянной помощью взрослого или рассказывают забывая
сопровождать действия словами, или молча действуют с игрушкой).
2. У 26 % детей не сформировано умение проигрывать все элементы композиции сказки
(проигрывают только начало и сразу конец сказки. Таким образом, пропускаются действия
персонажей, не сохраняется целостность сюжета).
3.У 23 % детей не сформировано умение отделять сказку от действительности
(самостоятельно не отмечают ни начало, ни конец сказки).
4.У 34 % детей не сформирована ориентировка на игровом поле в соответствии с
сюжетом сказки.
Исходя из результатов диагностики, мною были определены следующие задачи:
1.Научитть детей согласовывать игровые действия с рассказыванием
кумулятивных сказок.
2.Научить детей проигрывать сюжет сказки, не пропуская действия от начала до конца.
3.Научить детей самостоятельно отмечать начало и конец сказки.
4.Научить детей ориентироваться на игровом поле в соответствии с сюжетом сказки.
Вся работа строились постепенно в три этапа.
Первый этап - разыгрывание воспитателем "образцовой" режиссерской игры по сюжету
кумулятивных сказок.
Цель: задать детям образцовый способ разыгрывания режиссерской игры.
Согласно разделу "Режиссерская игра" по программе "Развитие" мы разыгрывали 4
- е кумулятивных сказки "Курочка Ряба", "Репка", "Теремок", "Колобок". В месяц по 1- 2
сказки с каждым ребенком 1 - 2 раза.
работа строилась следующим образом:
1. Воспитатель - рассказчик повествует о событиях в сказке с использованием
настольного театра.
2. Взрослый использует ролевую речь за каждого персонажа.
3.Взрослый сам действует с игрушкой.
Я выступала рассказчиком, повествуя о событиях в сказке, используя ролевую речь за
каждого персонажа, одновременно действуя игрушками.
Результатом первого этапа является пример "образцовой" режиссерской игры.
Второй этап - разыгрывание кумулятивных сказок совместно с воспитателем.
Цель - учить разыгрывать кумулятивные сказки совместно с воспитателем.
Данная работа происходила поэтапно.
1. Знакомство ребенка с игрушками.
Для разыгрывания каждой сказки ребенку давали только те игрушки и атрибуты, которые
необходимы для данной сказки.
2. Определение жестом игрового пространства на расстоянии вытянутой руки
воспитателя. Ребенку говорила - это место, где будет жить сказка". Во время игры я
сидела напротив ребенка так, чтобы игровое пространство находилось между нами.
3.Начало сказки сопровождается звоном в колокольчик, или словесно.
4.Проигрывание того, что в этой сказке, когда - то случилось.
Играла с каждым ребенком во время свободной деятельности: на ковре, в игровых
уголках, в спальне, когда дети были заняты другой деятельностью и не мешали друг другу.
Результатом второго этапа является:
*умение согласовывать рассказывание сказки с игровыми действиями;
*умение проигрывать все элементы композиции сказки;
*умение самостоятельно отмечать начало и конец сказки.
Третий этап - разыгрывание волшебных сказок.
Цель - учить детей проигрывать целостный сюжет по волшебным сказкам.
Он проходил с января по май. На этом этапе проигрываются такие сказки "Волк и семеро
козлят", "Маша и медведь", "Гуси - лебеди", "Петушок - золотой гребешок", "Красная
шапочка".
Работа строилась поэтапно:
1. Подготовительный этап. Сюда входит:
*прочитывание и рассказывание сказки
*рассматривание игрового поля
*определение места для каждого персонажа сказки
*расстановка игрушек и домиков на соответствующие участки поля
2.Проигрывание волшебных сказок совместно с воспитателем:
*ребенок самостоятельно дает команду с проговариванием сказочных формул (жили -
были...", "однажды...") или колокольчиком.
*самостоятельное проигрывание "правильного" сюжета.
Это достигается не сразу, а постепенно. Развивающий эффект происходит тогда, когда
ребенок переживает столкновение между "так надо" и "мне так хочется" и сможет
проиграть "правильный" сюжет предложенной сказки.
Результатом третьего этапа стало:
1.Умение детей ориентироваться на игровом поле.
2.Умение детей отмечать начало и конец сказки.
3.Умение проигрывать основные звенья сюжета.
Для эффективного проигрывания режиссерских игр детьми 4 - го года жизни мною
была создана развивающая среда:
*игровые поля
*конусные куклы
*наборы со сказочными персонажами
*настольный театральный набор
*подобраны мелкие предметы - заместители
*изготовлены цилиндры с изображениями персонажей
*пальчиковые игрушки.
Все игрушки, необходимые для режиссерской игры хранятся в отдельной и
недоступной для ежедневной забавы коробке. Лишь, когда нужно разыграть ту или иную
сказку коробка достается. Это дает возможность поддерживать интерес к режиссерской
игре.
В результате проведенной работы из сравнительной диаграммы стало видно, сто детей
с низким уровнем развития режиссерской игры детей 4 - го года жизни по всем
показателям стало меньше.
Таким образом, всю технологию развития режиссерской игры детей 4 - го года жизни
можно представить в таблице:
Первый этап -
разыгрывание воспитателем
"образцовой" режиссерской
игры по сюжету
кумулятивных сказок.
Второй этап - разыгрывание
кумулятивных сказок
совместно с воспитателем.
Третий этап - разыгрывание
волшебных сказок.
Цель: задать детям
образцовый способ
разыгрывания
режиссерской игры.
Цель - учить разыгрывать
кумулятивные сказки
совместно с воспитателем.
Цель - учить детей
проигрывать целостный
сюжет по волшебным
сказкам.
Позиция взрослого - педагог
"образец"
Позиция взрослого - педагог
- партнер
Позиция взрослого - педагог
- помощник
Алгоритм работы:
1. Воспитатель - рассказчик
повествует о событиях в
сказке с использованием
настольного театра.
2. Взрослый использует
ролевую речь за каждого
персонажа.
3.Взрослый сам действует с
игрушкой.
Алгоритм работы
1. Знакомство ребенка с
игрушками.
Для разыгрывания каждой
сказки ребенку давали
только те игрушки и
атрибуты, которые
необходимы для данной
сказки.
2. Определение жестом
игрового пространства на
расстоянии вытянутой руки
воспитателя. Ребенку
говорила - это место, где
будет жить сказка". Во
время игры я сидела
напротив ребенка так, чтобы
игровое пространство
находилось между нами.
3.Начало сказки
сопровождается звоном в
колокольчик, или словесно.
4.Проигрывание того, что в
этой сказке, когда - то
случилось.
Алгоритм работы
1. Подготовительный этап.
Сюда входит:
*прочитывание и
рассказывание сказки
*рассматривание игрового
поля
*определение места для
каждого персонажа сказки
*расстановка игрушек и
домиков на
соответствующие участки
поля
2.Проигрывание волшебных
сказок совместно с
воспитателем:
*ребенок самостоятельно
дает команду с
проговариванием сказочных
формул (жили - были...",
"однажды...") или
колокольчиком.
*самостоятельное
проигрывание
"правильного" сюжета.
Результатом первого этапа
является пример
"образцовой" режиссерской
игры.
Результатом второго этапа
является:
*умение согласовывать
рассказывание сказки с
игровыми действиями;
*умение проигрывать все
элементы композиции
сказки;
*умение самостоятельно
отмечать начало и конец
Результатом третьего этапа
стало:
1.Умение детей
ориентироваться на
игровом поле.
2.Умение детей отмечать
начало и конец сказки.
3.Умение проигрывать
основные звенья сюжета.
сказки.
Список использованной литературы:
1. Программа нового поколения для ДОУ "Развитие" (младшая группа) Под ред.
О.М.Дьяченко. НОУ "Учебный центр им. Л.А. Венгера "Развитие". Москва, 2000.
2.Планы занятий по программе "Развитие" для младшей группы детского сада УЦ им. Л.
А. Венгера "Развитие". Москва, 2000.
3.Педагогическая диагностика по программе "Развитие" (младший и средний дошкольный
возраст). НОУ "Учебный центр им. Л.А. Венгера "Развитие". Москва, 1999.
4.ФГОС ДО от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва.
5.Образовательная работа в детском саду по программе "Развитие"
Под ред. О.М.Дьяченко, В.В.Холмовской. - М.: Новая школа, 1996.