Автор: Иванова Лариса Никоноровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ д\с "Родничок" Населённый пункт: п.Мокроус, Саратовская область Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: "Подводный мир" Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД
Тема: «Подводный мир»
Подготовительная группа
Воспитатель: Иванова Л.Н.
Р.п.Мокроус д/с «Родничок»
2015 г.
Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под
ред. Н.Е.Вераксы.
Возрастная группа: подготовительная.
Тема ( в соответствии с комплексно-тематическим планированием): «Мой
город, моя страна, моя планета».
Тема НОД: «Подводный мир».
Цель: Создать условия для закрепления представлений о морских обитателях
и морской фауне нашей страны.
Задачи:
Образовательные: Расширять и углублять знания детей о море и его
обитателях. Совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи,
звукопроизношение, выразительность речи.
Развивающие: Расширять и активизировать словарный запас
существительными, прилагательными, глаголами по теме « Подводный мир»;
совершенствовать навыки словообразования; развивать артикуляционную
моторику; развивать общую и мелкую моторики; развивать ловкость,
координацию движений; активизировать логическое мышление, внимание,
память, воображение.
Воспитательные: воспитывать познавательный и природоохранный интерес к
представителям морской фауны, повышать интерес к познанию ее законно;
реально участвовать в деятельности по охране природы; формировать умение
работать и играть в коллективе. Воспитывать чувство коллективизма,
ответственности.
Предварительная работа: Рассказ воспитателя о подводном мире – об
удивительных созданиях, которые могут жить только в воде( растения,
животные). Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских
обитателях, плакатов из альбомов « Мир природы», чтение « Морских
сказок» С. Сахарова, разучивание физминутки, пальчиковой гимнастики.
Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение произведений о подводном
мире.
Ход занятия
Деятельность воспитателя
Вводная часть
- Ребята, посмотрите какие ракушки
мне прислали друзья с Черного моря.
А кто из вас был на море? На каком?
А какие еще моря нашей страны вы
знаете? Давайте посмотрим на карту
нашей Родины – России. Посмотрите,
какая огромная наша страна – самая
большая в мире. С севера ее омывают
такие моря как Белое море, Карское
море, Баренцево море и др., а с юга –
Черное море, Каспийское, Азовское.
- Эта ракушка прислана мне в
подарок с Черного моря. Вы наверное
слышали такое выражение, что если
приложить ракушку к уху, то
услышите шум моря. Возьмите по
ракушке и послушаем шум моря.
Звучит шум моря
-Как вы думаете, где мы можем
слышать такие звуки?
-А какие еще звуки слышны на
берегу моря?
- А вы хотите узнать о жизни морских
рыб и животных? Что для этого
нужно?
- А чтобы погрузиться в морские
глубины нам нужны какие то
приспособления. Выберите из
карточек те предметы, которые нам
нужны и объясните для чего они нам
потребуются.
- Надеваем маски и акваланги и
погружаемся на морское дно.
Основная часть
Показ небольшого видео о морских
обитателях, сопровождающийся
Деятельность детей
Дети рассматривают ракушки
Дети рассматривают карту
Прикладывают ракушки к уху,
слушая шум моря
На берегу моря
Крики чаек, шуршание гальки
Нужно опуститься в морские глубины
Дети выбирают из карточек
подводную лодку, батискаф,
подводную маску, трубку, ласты,
акваланг и объясняют их
предназначение
Надевают маски и акваланги и
имитируют движения пловцов
подводников
комментариями воспитателя
- А каких еще морских обитателей вы
видите в морских глубинах?
- Присядем на дно морское и
расскажем, что же мы знаем о
морских рыбах и животных.
Вновь включается монитор. Звучит
тревожный крик дельфина.
-Ребята, а кто это кричит?
- Как вы думаете, какие это звуки –
радостные или тревожные? Почему?
- Что же нам делать?
Плывем дальше, подплываем к месту
где нет ни одной рыбки.
- Вы ничего не замечаете?
- Как вы думаете, что же могло
произойти?
- Вы хотите выяснить что же
случилось и где же все рыбы?
- Давайте поплывем и поищем рыбок.
Воспитатель читает задания:
Одна половина детей работает
парами с разрезными картинками. По
выполнению работы рассказывают о
собранных рыбах.
Вторая половина ( по 2 человека)
составляют рассказы по
3 детей читают стихи о рыбах
Ответы детей: - Я вижу в морских
глубинах….акулу…
Предполагаемые ответы: они плавают
в воде, имеют разные формы тела,
тело покрыто чешуей, дышат
жабрами и т.д.
Дельфины
Тревожные, наверное что то
произошло, что то случилось.
Давайте поплывем дальше и узнаем,
что же произошло.
Здесь нет ни одной рыбки и ни
одного морского животного
Предполагаемые ответы детей:
произошел сильный шторм, и рыбы
покинули это место; рыбаки
выловили всю рыбу; произошла
авария на корабле, перевозившем
нефть и т.д
Да
Ребенок находит сундучок.
Открываем, в нем ракушка с
заданиями
Выполнение работы детьми
мнемотаблицам о морских животных.
- Ребята, мы выполнили задание, но
ничего не изменилось, рыбки не
появились. Где же еще можем найти
их? Посмотрите, какая большая
волна, может под нею они
спрятались. Опустим руки поглубже в
воду, что мы чувствуем?
- Что же с ними случилось?
-Как вы думаете, почему?
_ Хотели ли вы им помочь?
- Я вижу небольшой грот ( а вы
знаете что такое грот?)
- Давайте поплывем туда, там есть
воздух, мы можем снять маски и
немного передохнуть, а затем
поможем рыбкам обрести цвет.
- как вы думаете, как же мы поможем
рыбкам?
- Да, но раскрашивать будем не
красками, а цветным песком.
Объяснение воспитателем методики
раскрашивания цветным песком.
- Но перед работой разомнем
пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Помощь и подсказки воспитателя в
ходе выполнения работы детьми.
По окончании работы:
- Полюбуемся своими рыбками.
Надеваем маски, акваланги,
выплываем из грота, опускаем рыбок
Дети опускают руки и нащупывают
песок, а в песке- рыбки.
Они стали бесцветными
Версии детей
Да. Дети берут по рыбке и плывем к
гроту.
Подплываем, снимаем маски,
положили своих рыбок.
Перерыв 10мин.
Версии детей: раскрасим красками,
гуашью и т.д.
Самостоятельная деятельность детей
в море и отправляемся на берег.
Заключительная часть
- Что вам больше всего запомнилось в
нашем подводном путешествии?
- Давайте еще раз откроем сундучок.
-Посмотрите, какие замечательные
блокноты вам дарят дельфины в
подарок, за оказанную вами помощь
рыбкам. В них вы можете нарисовать
свои впечатления о морском
путешествии.
- Но на первой страничке блокнота
давайте нарисуем лесенку в 3
ступеньки, оценим себя, как мы
сегодня помогли обитателям моря,
какие добрые дела совершили.
Поставьте себя на ту ступеньку
лесенки, как вы себя оцениваете.
Объясните, почему вы так себя
оценили?
Один из детей предлагает взять с
собой сундучок.
Ответы детей
Самоанализ детей
АНАЛИЗ НОД
Непосрпедственно – образовательная деятельность проводилась с детьми
подготовительной группы.
НОД состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых
поэтапно выполнялись различные действия. Данная структура вполне
оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение определенных
задач и предлагает выбор методов и приемов.
В водной части была организация детей, мотивация к предстоящей
деятельности. Здесь был использован словесный метод ( беседа о нашей
Родине – России, ее бескрайних просторах, о ее морях и реках). В игровой
форме было предложено надеть маски и кислородные баллоны и спуститься
на морское дно. Это стимулировало принятие элементов учебной задачи,
создавало интерес, игровую мотивацию к содержанию занятия.
Основная часть НОД представляла собой специально организованную и
самостоятельную деятельность детей, направленную на решение
поставленных задач.
В этой части был применен проблемно- ситуационный метод ( крики
дельфина о помощи). Дети четко сформулировали эту ситуацию, предложили
свое участие в решении проблемы.
В ходе решения проблемной ситуации дети в самостоятельно выполняли
такие задания, как « Собери картинку морского животного или рыбы и
расскажи о ней», работа с мнемотаблицами. В этих заданиях я старалась
побуждать детей к активной речевой деятельности.
В работе с детьми использовала вопросы на сообразительность и логическое
мышление – все это способствовало эффективности НОД, мыслительной
деятельности и развитию речи детей.
В заключительной части НОД дети решили проблемную ситуацию ( помогли
рыбкам обрести цвет). Дети раскрашивали рыбок цветным песком
( нетрадиционное направление изобразительного искусства – рисование
цветным песком.
Так же, в заключительной части был проведен метод самоконтроля «
Лесенка». Дети самостоятельно оценивали себя, поставив себя на
определенную ступеньку лесенки, мотивируя свои действия тем, что у него
получалось в ходе НОД, что хорошего он сделал во время занятия, что, может
где-то не понял и т.д.
В подготовке НОД принимали участие родители воспитанников ( изготовляли
акваланги, приносили игрушки морских животных, ракушки и т.д.)
Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне,
соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для
решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны,
чувствовали себя комфортно.
Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой.
На НОД я применяла следующие формы работы: фронтальную,
подгрупповую, групповую.
Методы:
1.
Словесный ( беседы, вопросы к детям, уточнение, поощрение)
2.
Наглядно – демонстрационный (показ видео, изображения морских
животных,
3.
Практический ( рисование песком)
4.
Метод контроля.
Я считаю, что выбранная мною форма организации НОД была достаточно
эффективной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта.
Считаю, что поставленные в НОД задачи были выполнены.