Напоминание

"Конструктор урока"


Автор: Кунгурова Рахиля Зинатовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Гобгуртская СОШ Селтинского района, Удмуртской Республики
Населённый пункт: д.Гобгурт, Селтинского района, Удмуртской Республики
Наименование материала: мастер - класс
Тема: "Конструктор урока"
Раздел: среднее образование





Назад




МКОУ «Гобгуртская СОШ» Селтинского района Удмуртской Республики План проведения мастер – класса «Педагогическая техника «Конструктор» как средство формирования УУД на уроках русского языка». Секция «Современная педагогическая техника «Конструктор» Автор: Кунгурова Рахиля Зинатовна, учитель русского языка и литературы МКГОУ «Гобгуртская СОШ» Гобгурт 2015



Вступительное слово
.
Педагогическая техника «Конструктор»
Сегодня, в условиях внедрения ФГОС, учителю необходимо искать новые формы, методы, приёмы для совершенствования современного урока. Разрабатываются новые педагогические технологии, которые предусматривают новые подходы к разработке уроков. Роль учителя на современном уроке существенно отличается от традиционной формы. Учитель должен научить учащихся самостоятельно добывать знания, применять их в практической деятельности т.е. формировать у учащихся универсальные учебные действия. Активно применяются в работе педагогов такие технологии, как технология французских мастерских, технология развития критического мышления, проектно – исследовательский метод и другие. В современной педагогике есть такая интересная педагогическая идея “Конструктор урока”, применяемая как эффективное средство для “сборки уроков”. Опыт применения данной техники даёт возможность вводить элемент новизны в совершенствовании современного урока. Принципы данной техники: -
свобода выбора
– предоставление права выбора ученику
- открытость
– столкновение ученика с проблемами, решение которых лежит за пределами учебника
-деятельность
– освоение знаний, умений, навыков учащимися в деятельности
-обратная связь
– прослеживание учителем настроения обучающихся, их заинтересованности, уровень понимания.
-идеальность
– повышение результативности, уменьшение затрат Разработан алгоритм деятельности по применению техники “Конструктор”: 1.Обязательное обозначение основных разделов урока и обозначение их буквами. 2.Изучение разных приемов и их комбинаций. 3.Структурирование всех приемов в “Конструкторе”. 4.Тематическое планирование с введением раздела “Конструктор”. 5.Создание собственного “Конструктора” уроков. ( Подробнее с этой техникой можно познакомиться в серии книг Анатолия Гин «Приёмы педагогической техники». Издательство «Вита – Пресс», Москва. В этой книге подробно разработаны приёмы, их применение на разных этапах урока, плюсы и минусы каждого приёма и т. Д.) Примерно конструктор урока выглядит так:
Этапы

урока

1

2

3

4

5

….
А Начало урока Интеллектуа льная разминка по базовым вопросам “Да –нет” Фантастичес кая добавка Взаимоо прос Вопросител ьные слова Привлекате льная цепь
Б. Объясне ние нового материа ла Привлекате льная цель Удивляй! Вопроситель ные слова Вопросы к тексту Своя опора Лови ошибку! В. Закрепле ние, трениров ка, отработк а умений Лови ошибку! Пресс – конфере нция Игра – тренинг Взаимоо прос Игра «Компетент ность» Деловая игра “Компетент ность” Г. Повторе ние Своя опора Повторя ем с контроле м Свои примеры Пересеч ение тем Игра в случайность Показатель ный ответ Д. Контроль “Светофор” Опрос по цепочке Программир уемый опрос Обычная контроль ная работа Выборочный контроль Блиц - контрольна я Е. Домашне е задание Задание массивом Три уровня домашне го задания Необычност ь обычного Творчест во работает на будущее Индивидуал ьное задание Отсроченн ая отгадка Ж.Конец урока Опрос - итог Отсроче нная отгадка Роль “подводящи й итог” Чужие мокасин ы Роль “Психолог”
Комбинации данных приёмов могут быть разные. Это зависит от подготовленности учителя, от содержания урока и цели урока, от предпочтений учителя, т.к. отдельные приёмы учитель применяет чаще, потому что видит, что ребятам больше нравится, какой приём эффективнее.
Выводы по применению педагогической техники “Конструктор”
Применение современной педагогической техники “Конструктор” дает следующие преимущества: 1.Значительно возрастает разнообразие уроков. 2.Происходит систематизация известных и используемых в работе методических приемов, которые без конструктора трудно удержать в голове. 3.При использовании конструктора значительно снижается время на подготовку уроков. 4.При подготовке к урокам уделяется большее внимание на организацию начала и конца урока, на дачу домашнего задания. 5.Разнообразные уроки повышают интерес учащихся к предмету, что, несомненно, сказывается на качестве обучения 6.Возрастает творческий потенциал учителя. 7.Педагогическая техника универсальна, применяема для всех учебных дисциплин.
Конспект урока с применением техники «Конструктор»

Тема урока: Деепричастие.

Цели: а) Дать понятие о деепричастии ка особой форме глагола

(предметные УУД)

б) Формировать умение формулировать и задавать вопросы по

теме, добывать необходимую информацию из текста (метапредметные

УУД)

в) Выработать умение работать в группе, осознавать

ответственность за общее дело, осуществлять контроль результатов

своей деятельности.



Этапы

Конструктор

Деятельность

Деятельнос

Формируемые


урока

урока, приёмы учащихся

ть учителя

УУД
А. Начало урока
Приём

«Вопроситель

ные слова»
Формулируют вопросы к теме «Деепричастие» Записывает на доске вопросы, которые сформулиро ваны учащимися. Умение формулировать вопросы Б. Объяснение нового материала
Приём

«Вопросы к

тексту»
Находят ответы на вопросы, которые сформулировали сами. Раздаёт группам тексты для работы, контролируе т процесс, помогает. Умение работать с лингвистически м текстом, выделять главное в тексте. В.Закрепле ние, тренировка, отработка умений.
Приём

«Удивляй!»
Сравнивают тексты стихотворений Задаёт наводящие вопросы, помогает. Умение сравнивать, делать выводы. Г Контроль
Приём

утверждений

«согласен – не

согласен»
Отвечают на вопросы учителя ответами «да» или «нет». Задаёт вопросы по теме. Анализируе т вместе с учащимися ответы. Умение контролировать себя, оценить свои возможности и продвижение. Д Домашнее задание.
Приём «Войди

в роль»,

«Отсроченная

отгадка»
Записывают домашнее задание. Объясняет домашнее задание Развитие творческих способностей. Ж. Конец урока. Рефлексия.
Приём

«Чужие

мокасины
» Формулируют фразы: сегодня на уроке мой(я) сосед(ка) узнал(а) …,понял(а), осознал(а)… Организует работу по рефлексии. Умение оценить своё продвижение, анализировать изменения в знаниях. Приложение 1 ( стихотворение состоит только из существительных)
УТРО. РОЩА. ЛУГ. РЕКА. ВОЗДУХ. НЕБО. ОБЛАКА. ИВА. ТРЕЛИ. СОЛОВЬИ. СОЛНЦЕ. ОТБЛЕСКИ ЗАРИ. ОДУВАНЧИК. ВАСИЛЁК. ЖУК. БУКАШКА. МОТЫЛЁК. СТАДО. ПЕСНЯ ПАСТУХА. ЛЕТО.ТРАВКА. СТЕПЬ. ОЛЬХА. ТИШИНА. НОЧЬ. ТЕМЬ. ЛУНА. ЗВЁЗДЫ. СВЕЖЕСТЬ. МОШКАРА. РЫБА. ПЛЕСК. УХА. КОСТЁР. ПЛАМЯ. СМЕХ.КРИК. РАЗГОВОР. СТОГ. КОСА. СТУК. ПЕРЕСВИСТ. КУРОПАТКА. ФИЛИН. РИСК. ЗОРЬКА. КАПЕЛЬКИ РОСЫ. ЩЕБЕТ. ПОЛЕ. КУСТ. ДРОЗДЫ. ХОЛОДОК. ВЗДОХ ВЕТЕРКА. УТРО. РОЩА. ЛУГ. РЕКА. Приложение 2 (Стихотворение состоит только из глаголоов)
Проснулся. Прищурился. Сел. Улыбнулся. Отдёрнул. Зажмурился. Встал. Потянулся. Взглянул. Почесался. Намылил. Умылся. Зевнул. Причесался. Почистил. Оделся. Приложение № 3 (стихотворение состоит из деепричастий) Как падают воды в Лодоре? Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Держа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре – Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!


В раздел образования