Напоминание

Современные инновационные технологии в школьном образовании


Автор: Юдин Сергей Григорьевич
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОУ СОШ с. Апалиха
Населённый пункт: с. Апалиха, Хвалынский район, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Современные инновационные технологии в школьном образовании
Раздел: полное образование





Назад





Современные инновационные технологии в школьном образовании

Педагогическая

технология
- это продуманная
м о д е л ь
совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно- воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогиче ский менталитет.С егодня в р о с с и й с ком
образовании
провозглашен принцип
вариативности
, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого. В этих условиях учителю
необходимо

ориентироваться

в

широком

спектре

современных

инновационных

технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие

уже

известного,

а

использовать

весь

арсенал

российского

педагогического

опыта.
Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных т ех н ол о ги й . С о в р е м е н н ы е п ед а го ги ч е с к и е
технологии
м о г у т реализовываться только в инновационной школе.
Инновационной школой
называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет
собой новую образовательную практику. Инновационная школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно- эстетической, спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные инновационные школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) инновационных школ. *
Инновационность:
наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса. *
Альтернативность:
отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе. *
Концептуальностъ

учебно-воспитательного

процесса
: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований. *
Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса
. *
Социально-педагогическая

целесообразность:
соответствие целей школы социальному заказу. *
Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и

эффективность авторской школы
.
Современные инновационные технологии в образовании
В настоящий момент в школьном
образовании
применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные
технологии
.
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном

обучении
Внедрение ИКТ в содержание образовательного проце сс а подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению
элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные
технологии
, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения ИКТ в школах показал, что:  а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием
метода проектов;
 б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;  в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.
2. Личностно - ориентированные технологии в преподавании предмета
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных по тенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и

управление качеством образования школьников.
Применение такой инновационной
технологии
, как информационно - аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно - обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.
4
.
Мониторинг интеллектуального развития.
Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
5
.
Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования

личности современного ученика.
Данные технологии являются неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуются в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.
6.

Дидактические технологии как условие развития учебного процесса

ОУ.
Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые.Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.
7.

Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных

технологий в учебно-воспитательный процесс школы
Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций общеобразовательном учреждении, способности
педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально- технической базы учреждения.


В раздел образования