Современные инновационные технологии в школьном образовании
Автор: Юдин Сергей Григорьевич Должность: учитель физики Учебное заведение: МОУ СОШ с. Апалиха Населённый пункт: с. Апалиха, Хвалынский район, Саратовская область Наименование материала: статья Тема: Современные инновационные технологии в школьном образовании Раздел: полное образование
Современные инновационные технологии в школьном образовании
Педагогическая
технология
-
это
продуманная м о д е л ь совместной
педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению
учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для
учащихся
и
учителя
(В.М.Монахов).
В
настоящее
время
в
России
идет
становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в
мировое
образовательное
пространство.
Этот
процесс
сопровождается
существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-
воспитательного
процесса.
Происходит
модернизация
образовательной
системы
-
предлагаются
иное
содержание,
подходы,
поведение,
педагогиче ский
менталитет.С егодня
в
р о с с и й с ком образовании
провозглашен
принцип вариативности ,
который
дает
возможность
педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать
педагогический
процесс
по
любой
модели,
включая
авторские.
В
этом
направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов
его
содержания,
использование
возможностей
современной
дидактики
в
повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и
практическое
обоснование
новых
идей
и
технологий.
При
этом
важна
организация
своего
рода
диалога
различных
педагогических
систем
и
технологий
обучения,
апробирование
в
практике
новых
форм
-
дополнительных и альтернативных государственной системе образования,
использование
в
современных
российских
условиях
целостных
педагогических
систем
прошлого.
В
этих
условиях
учителю необходимо
ориентироваться
в
широком
спектре
современных
инновационных
технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие
уже
известного,
а
использовать
весь
арсенал
российского
педагогического
опыта. Сегодня
быть
педагогически
грамотным
специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных
т ех н ол о ги й .
С о в р е м е н н ы е
п ед а го ги ч е с к и е технологии
м о г у т
реализовываться только в инновационной школе. Инновационной школой
называется
учебно-воспитательное
заведение,
деятельность
которого
построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет
собой
новую
образовательную
практику.
Инновационная
школа
является
полисистемой
с
подсистемами
учебной,
трудовой,
художественно-
эстетической, спортивной, научной деятельности, включающей различные
формы
коммуникации
и
общения
детей
и
взрослых.
Современные
инновационные школы чаще всего возникают на базе обычных массовых
школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической
основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить
следующие отличительные качества (критерии) инновационных школ.
*
Инновационность:
наличие
оригинальных
авторских
идей
и
гипотез
относительно перестройки педагогического процесса.
*
Альтернативность:
отличие
каких-либо
из
основных
компонентов
учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и
др.) от традиционных, принятых в массовой школе.
*
Концептуальностъ
учебно-воспитательного
процесса :
сознание
и
использование
в
авторской
модели
философских,
психологических,
социально-педагогических или других научных оснований.
* Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса .
*
Социально-педагогическая
целесообразность:
соответствие
целей
школы социальному заказу.
* Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и
эффективность авторской школы .
Современные инновационные технологии в образовании
В
настоящий
момент
в
школьном образовании
применяют
самые
различные
педагогические
инновации.
Это
зависит,
прежде
всего,
от
традиций
и
статусности
учреждения.
Тем
не
менее,
можно
выделить
следующие наиболее характерные инновационные технологии .
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном
обучении
Внедрение
ИКТ
в
содержание
образовательного
проце сс а
подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой,
что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов
информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте).
Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции
процесса
информатизации
школы:
от
освоения
школьниками
начальных
сведений
об
информатике
к
использованию
компьютерных
программных
средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению
элементами
информатики
структуры
и
содержания
образования,
осуществления
коренной
перестройки
всего
учебно-воспитательного
процесса на базе применения информационных технологий. В результате в
школьной
методической
системе
появляются
новые
информационные
технологии ,
а
выпускники
школ
имеют
подготовку
к
освоению
новых
информационных
технологий
в
будущей
трудовой
деятельности.
Данное
направление реализуется посредством включения в учебный план новых
предметов,
направленных
на
изучение
информатики
и
ИКТ.
Опыт
применения ИКТ в школах показал, что:
а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные
формы
дистанционного
образования,
существенно
повышает
мотивацию
учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием
метода проектов;
б)
информатизация
обучения
привлекательна
для
ученика
в
том,
что
снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода
от
субъективных
отношений
"учитель-ученик”
к
наиболее
объективным
отношениям
"ученик-компьютер-учитель”,
повышается
эффективность
ученического
труда,
увеличивается
доля
творческих
работ,
расширяется
возможность
в
получении
дополнительного
образования
по
предмету
в
стенах
школы,
а
в
будущем
осознается
целенаправленный
выбор
вуза,
престижной работы;
в)
информатизация
преподавания
привлекательна
для
учителя
тем,
что
позволяет
повысить
производительность
его
труда,
повышает
общую
информационную культуру учителя.
2. Личностно - ориентированные технологии в преподавании предмета
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной
образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес
конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных
по тенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и
субъект приоритетный; она
является целью образовательной системы, а не
средством
достижения
какой-либо
отвлеченной
цели.
Проявляется
в
освоении
учащимися индивидуальных
образовательных
программ
в
соответствии с их возможностями и потребностями.
3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и
управление качеством образования школьников.
Применение такой инновационной технологии , как информационно -
аналитическая
методика
управления
качеством
обучения
позволяет
объективно,
беспристрастно
проследить
развитие
во
времени
каждого
ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой
модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно -
обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета
учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.
4 . Мониторинг интеллектуального развития.
Анализ
и
диагностика
качества
обучения
каждого
учащегося
при
помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
5 .
Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования
личности современного ученика.
Данные технологии являются неотъемлемым фактором в современных
условиях
обучения.
Реализуются
в
виде
вовлечения
учащихся
в
дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых
мероприятиях
по
национальным
традициям,
театре,
центрах
детского
творчества и др.
6.
Дидактические технологии как условие развития учебного процесса
ОУ.
Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие
себя приемы, так и новые.Это - самостоятельная работа с помощью учебной
книги,
игра,
оформление
и
защита
проектов,
обучение
с
помощью
аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые,
дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др.
Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.
7.
технологий в учебно-воспитательный процесс школы
Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех
или иных инноваций. Таким образом, опыт современной российской школы
располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций
в
процессе
обучения.
Эффективность
их
применения
зависит
от
сложившихся
традиций
общеобразовательном
учреждении,
способности
педагогического
коллектива
воспринимать
эти
инновации,
материально-
технической базы учреждения.