Напоминание

"Детское исследование как способ организации собственного образовательного маршрута ребенка"


Автор: Михайлова Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад № 52 "Крепыш" АН ДОО "Алмазик"
Населённый пункт: г. Мирный, Саха (Якутия)
Наименование материала: доклад
Тема: "Детское исследование как способ организации собственного образовательного маршрута ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Михайлова Екатерина Сергеевна

воспитатель
д/с № 52 «Крепыш» АН ДОО «Алмазик» г. Мирный Саха (Якутия)
Доклад

Тема: «Детское исследование как способ организации собственного образовательного

маршрута ребенка »
Я как воспитатель вовлекаю своих дошколят в различные виды развивающей совместной и индивидуальной деятельности. Считаю, что с момента встречи педагога, ребенка и специально созданных условий начинается собственно образовательная деятельность. Но все мы хорошо знаем, что дети имеют индивидуальные особенности (темперамент, характер, способности), которые влияют на его возможности, поэтому считаю важным подобрать такую форму организации детской деятельности, которая создаст наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития каждого малыша в отдельности. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - естественное состояние малыша, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Как же развивать его исследовательские способности, стимулировать природную поисковую активность ребенка? Традиционные для дидактики вопросы «Чему учить?» и «Как учить?» неизбежно оказываются в центре внимания. В своем арсенале мы имеем 4 основных метода: - объяснительно-иллюстративный; - репродуктивный; - поисковый (эвристический); - исследовательский. Данные методы мы с успехом используем в проектном обучении. Исследование дошкольника, как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает следующие основные этапы: - выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); - выработку гипотез; - поиск и предложение возможных вариантов решения; - сбор материала; - обобщение полученных данных; -
в конце старшего дошкольного возраста
если дети готовы можно провести защиту в виде сообщения, изготовления макета и других форм.
1 ЭТАП «ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ»
Я стараюсь включить ребенка в собственный исследовательский поиск на понравившемся ему объекте. Учу не только наблюдать, экспериментировать, а включаю ребенка в полный цикл исследовательской деятельности – от определения проблемы до получения определенных результатов. Сделала карточки «методы исследования» с символическими изображениями, на тыльной стороне каждой карточки – словесное обозначение каждого метода и карточки с рисунками, обозначающими темы детских
исследований, наклеила на картон. Приготовила ручки, карандаши и небольшие листочки бумаги для фиксации детьми полученной в ходе исследования информации. Мы располагаемся с детьми (10-12 человек) полукругом, так, чтобы они видели педагога и лица друг друга. Перед ними – небольшой столик вроде журнального, на котором я раскладываю карточки с методами исследования. Объявляю детям, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые. Беседую с ними о том, что такое исследование и что значит исследовать что-либо. Для того чтобы показать детям, как вести себя на каждом из этапов исследовательского поиска, я выделила сначала двух наиболее активных ребят Настю, и Антона с развитым интеллектом, креативностью и хорошей речью для выполнения главной работы исследователей от первого до последнего этапа, все остальные на первых занятиях будут участвовать как активные помощники.
Выбор темы
Выделенная мною пара детей-исследователей определяет тему своего исследования. Для того чтобы они смогли это сделать, предлагаю им заготовленные заранее карточки с личными изображениями – темами будущих исследований. Карточки с темами раскладываю на столике и включаю всех детей в обсуждение выбора темы. После короткого обсуждения дети обычно останавливают свой выбор на какой- либо теме – выбирают ту или иную карточку. При выборе темы надо фиксировать внимание детей на том, что лучше выбирать что-то особенно привлекательное. Это будет возможно, если предмет исследования позволит применить большую часть методов.
Темы детских исследований
Все темы для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы: фантастические, эмпирические и теоретические.
Фантастические
– темы, ориентированные на исследование и разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
Эмпирические


темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. Оно емкое, ценно в плане развития самого исследовательского поведения и в плане приобретения новых сведений о мире. Например, ребенок решил провести серию экспериментов с волнистым попугайчиком. Ему требуется проверить экспериментально, как он относится к музыке, можно ли научить его выполнять какие- либо несложные действия и др. Можно провести эксперименты с растениями, их цветами, листьями, семенами и др. Прекрасные объекты для экспериментов и наблюдений – явления неживой природы: вода, глина, камни и даже небесные светила и др.
Теоретические -
темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, то, что содержится в фильмах, написанных в книгах. В настоящее время издается много очень хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста, что создает прекрасные условия для проведения теоретических исследований даже с дошкольниками.
Обычно теоретические темы любят разрабатывать дошкольники, входящие в категорию одаренных детей. Но все дети с большой охотой проводят эмпирические исследования, и многим интересно фантазировать и изобретать что-то необычное.
Правила выбора темы

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
Это самое главное правило. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.
Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу

участникам исследования.
Подвести ребенка к идее, о том, что он получит новые полезные знания, умения и навыки – задача сложная, но без ее решения вся работа теряет смысл.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности,

необычности.
Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – умения видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления, отличает истинного творца от творчески не развитого человека.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно

быстро.
Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, то есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, не высока даже у старшего дошкольника. Поэтому часто приходится наблюдать, что увлеченно начатая и не доведенная сразу до конца работа (рисунок, макет, модель и др.) так и остается незаконченной. Выполнить исследование на одном дыхании ребенку значительно легче, чем делать работу много дней. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени. Кроме этого, выбирая тему, надо учитывать:
Возможный уровень решения.
Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи. Имеется в виду ее формулировка и отбор материала для решения. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному, с различной степенью глубины.
Желания и возможности.
Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы. Отсутствие условий даст поверхностный результат.

Составление плана исследования
Итак, дети, Антон и Настя – главные участники исследования, выбрали карточку с изображением кошки. Объясняю исследователям, что их задача – получить как можно больше новых сведений о том, кто является предметом их исследования, и затем рассказать нам. Для того чтобы выполнить эту работу, надо собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать? Естественно, что для детей это сложное, новое дело, поэтому нужно рассказать им о том, что существует много способов получения информации – «методов исследования». Мы использовали только те методы, которые доступны и известны детям. Поэтому на этом этапе подвожу детей к тому, чтобы они начали называть их сами. Начинали мы с обычных проблемных вопросов «Что мы должны сделать вначале?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?». Эти вопросы адресуются не только выделенной нами паре, но и всем детям, участвующим в проведении занятия. В ходе коллективного обсуждения дети назвали основные методы: «прочитать в книге», «понаблюдать», «спросить у мамы, папы» и др. Каждый такой ответ должен быть обязательно отмечен, назвавшего его ребенка следует непременно поощрить. После того как, было сказано о том, что новое можно узнать из книг, положила перед детьми карточку с изображением этого метода исследования. Как только названо наблюдение или эксперимент, положила рядом карточки, обозначающие эти методы. Так постепенно выстроилась цепочка методов исследования. Те методы, которые оказались не названными детьми, пришлось подсказать. Опыт показывает, что дети часто называют наблюдение, эксперимент, книгу, компьютер и даже вопросы специалисту, но нередко забывают, например, о том, что надо подумать самостоятельно. Это естественно и нормально. Карточки с обозначением методов исследования, лежащие перед нами на столе, - не что иное, как план нашего будущего исследования. Но мы их раскладывали бессистемно, по мере поступления предложений от детей. Теперь нам надо сделать наш план более логичным и последовательным. Для этого вновь обратимся к коллективной беседе с детьми. Начнем с вопросов о том, что нам следует сделать в самом начале. С чего начать наше исследование? А что делать во вторую, третью очередь и дальше. Вновь дети начнут предлагать самые разные варианты. Подводим их к идее, что сначала надо подумать самостоятельно. Если в предлагаемых ими вариантах этого предложения нет, его придется подсказать. У детей должно сохраниться представление о том, что все они делают сами. Как только с этим все согласятся, подчеркнем это – кладем на первое место карточку с символом, обозначающим действие – «подумать самостоятельно». Следующий вопрос - «Где еще мы можем узнать что-то новое о кошке?». Так, отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «Подумать самостоятельно», «Спросить у другого человека», «Посмотреть в книгах», «Посмотреть по телевизору», «Понаблюдать».
Можно немного дополнить арсенал методов, например – получить информацию с помощью компьютера, позвонить по телефону специалисту или маме, папе, бабушке, отправить письмо специалисту по электронной почте и др. Следует понимать, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем больше методов, а значит, тем лучше и интереснее пойдет работа. Итак, план проведения исследования составлен. Наши исследователи и их помощники – все участники занятия, готовы к поиску.
Сбор материала
Когда наши исследователи определили последовательность работы, начинаем собирать материал. Разложенные на столе коврике есть не что иное как план исследования. Подчеркнем, что он отличается от плана настоящего, профессионального исследователя только по форме выражения. Суть остается единой. Собираемые сведения можно просто запоминать, но дошкольникам - трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Сделать это технически несложно, несмотря на то, что дети еще не умеют писать. На маленьких, заранее заготовленных листочках бумаги, ручкой сделаем заметки. Это могут быть несложные рисунки, отдельные, уже знакомые буквы или даже специальные, изобретенные детьми на ходу, знаки и символы. На первом этапе проведения работы приходится неизбежно сталкиваться с тем, что потребность письменно фиксировать информацию у детей пока отсутствует. Но по мере участия в исследованиях такая потребность у них будет возрастать, а вместе с ней будет расти и мастерство символического изображения фиксируемых идей. Уже в старшем дошкольном возрасте ребенком активно воспринимается чувственно- образная информация о мире, которая в дальнейшем станет объектом осмысления и изучения. В итоге юный исследователь учится постепенно познавать такую важнейшую характеристику текста, как его логическая структура, последовательность изложения. Используемое нами пиктографическое письмо позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов(зрение, слух, вкус и т.п.). Отражение в пиктографическом письме собственных впечатлений ребенка является показателем того, что данное сенсорное ощущение стало предметом осознания, размышления ребенка и, следовательно, приобретает для него значимость, становится ценностью. Материал по исследованию мы собираем, используя ряд методов.
Подумать
. Например, приходим к выводу: кошка – домашнее животное. Для того чтобы это зафиксировать, нарисуем, например, на листочке изображения домика, человечка и кошки. Домик и человечек будут служить напоминаем о том, что кошка – домашнее животное. Следующая идея, например, такая: «кошки бывают большие и маленькие». Отмечаем все это на наших листочках. Большую кошку можно изобразить большим овалом, с пририсованными к нему треугольными ушками, рядом на основе маленького овала можно нарисовать также схематично маленькую кошку. Затем, подумав, дети отмечают, что у кошек бывают разные окрасы. Нарисовав на листочке несколько ярких пятен (коричневых, черных) цветными фломастерами, ребенок может закрепить для себя идею «о ярком и разноцветном окрасе кошек».
Как показывает наш экспериментальный опыт, этих несложных значков оказывается вполне достаточно для фиксации такой относительно простой информации на короткий срок. Но идеи могут быть и такими, что их сложно воплотить в изображении, однако выход есть. Например, исследователи пришли к мысли, что кошки могут быть большими друзьями людей. Нарисуем маленького человечка и рядом с ним кошку. Причем подчеркиваем, не надо концентрироваться на «правильности» изображения. Старайтесь обучать ребенка тому, чтобы эти значки и символы он делал быстро. Для этого он должен действовать раскованно и свободно. Способность изобретать эти символы и значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития. Наш экспериментальный опыт показывает, что дети обучаются способности создавать символы для обозначения идей очень быстро и делают это обычно легко и свободно.
Спросить у другого человека.
Теперь попробуем настроить наших исследователей на то, чтобы расспросить других людей. Вопросы можно задавать всем присутствующим детям и взрослым, что на первых порах вызывает большие трудности. Дети объективно, в силу особенностей возрастного развития, эгоцентричны, им трудно спрашивать, им трудно услышать и воспринять ответ другого человека. Эта способность спрашивать и воспринимать информацию должна рассматриваться нами как одна из важнейших целей педагогической работы. Все мы по собственному опыту знаем, что нередко встречаются даже взрослые, которые не умеют спрашивать, не умеют слушать и самое главное – слышать других людей. И если, специально развивая ребенка, мы можем преодолеть его эгоцентризм, то для взрослого это уже практически непреодолимая серьезная личностная проблема. Преодоление, смягчение детского эгоцентризма является важным этапом подготовки ребенка к школе, ведь зачастую дети не умеют слушать учителя и друг друга. Специалисты в области психологии творчества часто подчеркивают в своих работах, что умение поставить вопрос (выделить проблему) часто ценится выше умения его решать. Выполняя подобную работу с ребенком, мы должны осознавать, что за этими внешне несерьезными «игрушечными» исследованиями стоят очень глубокие и в высшей степени важные проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Первое время следует особенно фиксировать внимание детей на том, что в результате расспросов других людей можно узнать что-то совсем новое, неизвестное раньше. Так, например, в нашем случае кто-то может подсказать, что кошки живут в теплых странах живут и в дикой природе. Для закрепления идеи нарисуем схематические изображения нескольких деревьев (они будут напоминать нам о дикой природе) и кошку.
Узнать

из

книг.
Сложности возникают и с другими источниками информации. Например, можно обратиться к книге, но как не умеющему читать узнать из нее что-то новое? Можно посмотреть иллюстрации и попросить помощи у того, кто может прочитать. В ходе исследования кроме воспитателя ребенку в этом никто не поможет. Поэтому надо заранее подобрать литературу и быть готовым.
Нужно учитывать, что в настоящее время издается большое количество детских справочников и энциклопедий, они посвящены разной тематике, хорошо иллюстрированы, имеют краткие и доступные детям информативные тексты. Для проведения учебных исследований это прекрасный источник. Прочитаем нужный текст вслух и поможем зафиксировать новые идеи.
Наблюдение и эксперимент
. Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и эксперименты. Возможность их использования может дать и рассматриваемая нами тема. Можно предложить провести эксперименты дома. Например, боится ли кошка громких звуков и резких движений, любит ли она музыку? Чем она питается и что особенно любит? Ест ли она что-то необычное? Отметим, что у дошкольника способность концентрировать внимание не высока. Поэтому работу по сбору информации надо проводить быстро. Если какой-то из методов на начальных этапах работы не идет, не страшно – можно не акцентировать на этом внимание. Помогите ребенку сгруппировать то, что он уже имеет. Очень важно поддерживать темп, чтобы работа шла на одном дыхании.
Обобщение материалов
Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем на столике листочки с собранной информацией так, чтобы их видели все дети. И начинаем смотреть, что нового, интересного мы узнали, продумывать, что можно рассказать по результатам проведенного исследования. На первых занятиях, надо активно помогать исследователям обобщать полученные разрозненные данные. Для детей это очень сложная задача. Но вместе с тем на полученном материале как нигде можно развивать мышление и творческие способности ребенка. Во–первых, выделим главные идеи, отметим второстепенные. Затем можно попытаться дать определения некоторым основным понятиям. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего ученого. Уточнить, конкретизировать определение ребенка всегда можно, а вот научить его смело высказывать свои определения – очень важная задача дошкольного обучения. Без этого всякая дальнейшая работа будет существенно осложнена.
Презентация итогов исследования
Как только информация обобщена, игру надо продолжить. Детей располагаем полукругом, только добавляем перед выступающими маленькую имитацию «трибуны». Наденем на исследователей академические головные уборы и мантии. Головные уборы можно склеить из картона. Эти атрибуты важны, так как они позволят усилить значимость момента, а игровую ситуацию сделают более концентрированной. Наши исследователи выступают с сообщением – «Сообщение о кошке». Качество представленной информации зависит от общего уровня развития ребенка. Выступая индикатором такого уровня, сообщение будет служить и важным средством развития и обучения. Длится первый доклад обычно недолго, но с приобретением исследовательского опыта собирается все больше информации, появляется больше деталей. Доклады становятся более глубокими, развернутыми и обстоятельными.
После выступления исследователей надо обязательно устроить обсуждение их доклада, дать слушателям возможность задавать вопросы. Процесс обсуждения нуждается в умелом руководстве педагога.
Второй этап «Самостоятельные учебные исследования старших дошкольников»

Подготовка
Нам вновь понадобятся карточки с изображениями тем будущих исследований. Их количество должно равняться количеству детей в группе либо превышать его. Из новых средств потребуется только
специальная «Папка исследователя».
Рассмотрим устройство «Папки исследователя». На лист картона формата А4 наклеены большие кармашки из плотной белой бумаги. На каждом кармашке схематическое изображение метода исследования. В эти кармашки дети вкладывают свои пиктографические записки. На них, как и в ходе тренировочного занятия, будет фиксироваться собираемая информация.
Проведение исследования
На этом этапе в активный исследовательский поиск вовлекаются все участники. Каждый ребенок в ходе тренировочных исследований познакомился с общим планом действия и потенциально готов к собственному исследованию. В ходе исследования дети должны иметь полную свободу перемещений по комнате. Это надо сразу учесть. Начинается с выбора темы исследователями. Карточки с изображениями «тем» будущих исследований раскладываем на столе. И каждый ребенок выбирает себе то, что хочет.
Сбор материала
Вооружившись всем необходимым, каждый ребенок начинает действовать самостоятельно, включается в собственный исследовательский поиск. Задача – собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и подготовить собственный доклад. Все это можно сделать, не затягивая время – в рамках одного дня, а можно предложить детям продолжить сбор информации дома вместе с родителями. Если дети работают самостоятельно в группе, они сами изучают все, что связано с выбранной ими темой. Задача педагога выполнять обязанности активного помощника, консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту. Во время сбора материала каждый ребенок действует в своем темпе, перемещается по комнате так, как ему необходимо. Все это вносит некоторые сложности в процесс работы воспитателя, но никаких непреодолимых трудностей обычно не возникает. Педагогу, для того чтобы действовать эффективно, надо помнить несложные правила:  Всегда подходить к проведению этой работы творчески.  Учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.  Не сдерживать инициативы детей.
 Не делать за них то, что они могут сделать сами, или то, что они могут научиться делать самостоятельно.  Не спешить с вынесением оценочных суждений.  Помочь детям учиться управлять процессом усвоения знаний.  Ориентировать детей на их собственные наблюдения и эксперименты.  Учить прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями.  Помочь детям формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.  Учить детей анализу, синтезу и классификации информации.  Поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.
Сообщения
Как только подготовлены первые сообщения, детей можно собрать и усадить для прослушивания. Наши сообщения и следует рассматривать как вариант взаимного обучения. Выступающий вынужден структурировать информацию, выделить главное, дать определения основным понятиям, причем не просто рассказать определенные сведения, а и обучить других. Неважно, что содержательный материал, на котором работают дети, выглядит простым и даже может показаться примитивным с точки зрения взрослого, для нас важно в данном случае то, что за внешне простым делом формируются ценнейшие качества творческой личности. Если времени мало, то какие-то сообщения можно выслушать сразу, а какие-то перенести и послушать авторов в другое время.Важно, учить детей говорить кратко и точно и, во-вторых, гибко использовать время. По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и в особенности тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.
Работа с родителями
Родителей ребенка, его бабушек и дедушек мы привлекаем в союзники. Поэтому исследовательская и проектная деятельность ребенка должна находить поддержку и участие с их стороны. Небольшая часть современных родителей имеет высокую исследовательскую и педагогическую квалификацию в силу своей профессиональной подготовки. Такие родители вполне способны квалифицированно помогать детям. Однако большинство родителей, не понимая смысла этой работы, стремятся просто выполнять ее за детей. Стоит ли говорить, что это делает бессмысленной все усилия по развитию познавательных потребностей и исследовательских способностей детей. В нашем случае все наоборот. Мы пытаемся объяснить родителям, что главное – дать ребенку импульс к самостоятельному поиску новых знаний. И сам опыт такого поиска значительно ценнее полученных в итоге сведений и знаний. Поэтому не надо делать за ребенка его работу. Пусть итоги его первых изысканий будут примитивны и невыразительны, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины.
Мониторинг Стремление расширить свои познавательные горизонты, то есть свой кругозор. 1. Появление желания выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения. 2. Потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру. Роль исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников. В основе исследовательской деятельности лежит концентрический принцип подачи материала: к одним и тем же понятиям педагог возвращается многократно и каждый раз добавляет к имеющимся же у детей знаниям что-то новое, такой подход соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В исследовательской деятельности включены различные виды детской деятельности (игровая, трудовая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, чтение). Благодаря этому педагогический процесс приобретает структурную и содержательную целостность. В заключении наша задача заключается не только в том, чтобы сформировать у детей определенные знания, умения, навыки, но и в том, чтобы доставить детям радость познания, радость открытия. НА ДИАГРАММЕ вы можете посмотреть уровень развития познавательных способностей детей по методике Прохоровой. Срезы были проведены в мае октябре 2011 года, в мае-сентябре 2012 года. Как мы видим, количество воспитанников с низким уровнем развития постепенно снижается, а количество воспитанников с высоким уровнем развития увеличивается.
Использованная

литература
: А.И. Савенков «Методика исследовательского обучения дошкольников», А.И. Савенков «Психология детской одаренности»


В раздел образования