Напоминание

Информационная поддержка родителей и вовлечение их в образовательный процесс


Автор: Касаткина Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г Хабаровска "Детский сад № 13"
Населённый пункт: г.Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Информационная поддержка родителей и вовлечение их в образовательный процесс
Раздел: дошкольное образование





Назад





Информационная поддержка родителей и вовлечение их в

образовательный процесс.
Воспитание может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. На данный момент ФГОС ДО определен принцип партнерского взаимодействия с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Он ориентирует родителей на участие в реализации программы, в созданий условий для полноценного и своевременного развития дошкольника, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Основная цель взаимодействия детского сада и семьи – создание единого образовательного пространства «ДОУ и семья», в котором созданы условия для саморазвития всех субъектов образовательного процесса. Работа с родителями в нашем детском саду планируется на год и чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников, мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду (Составляем социальный паспорт). Проводим анкетирование, личные беседы, что помогает правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. На этом метод объединении я представляю свой накопленный опыт по данному направлению: Помимо традиционных форм работы МАДОУ и семьи, мною активно используются инновационные формы и методы работы: (перечисляем указанные на экране) Создание группы в социальных сетях: Создали группу в соц.сети для нашего сада. Чтобы можно было общаться, задавать вопросы, делиться мнениями и впечатлениями. Родители и педагоги являются активными участниками общения в сети. Выпуск внутригрупповой малометражной фотогазеты: Так же родители с удовольствием получают информацию из внутригрупповой фотогазеты «Радужка», принимают участие в её создании, публикации. В газете публикуются материал по наиболее актуальным проблемам, деятельности с детьми в детском саду, и т.д. 1
День открытых дверей: 2 – 3 раза в год в нашем ДОУ проходят дни открытых дверей. В этот день родители имеют возможность посещать занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещений. Пишут отзывы, пожелания педагогам. Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условия. Эта форма работы им особенно нравится, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребенка. Вовлечение родителей в подготовку к занятиям: Родители охотно откликаются на просьбу принести фотографии, сделать генеалогическое древо, всевозможные макеты, рисунки совместно нарисованные с детьми. Оказывают помощь в изготовлении и приобретении демонстрационного, раздаточного материала, пособий, игр и многое др. Совместные досуги взрослых и детей: С целью привлечения родителей к активному участию в деятельности ДОУ организованы совместные физкультурные и музыкальные праздники, развлечения. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей. Приглашаем наших пап для проведения совместных мероприятий. Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном, нравственном, социально-личностном развитии становятся близкие взрослые, прежде всего его семья. Совместное посещение музея педагогов, детей и их родителей: Большое внимание детский сад уделяет работе с социальными институтами. В этом направлении мы работаем со школой № 33, библиотекой им Д. Наволочкина, музеем им Гродекова, музеем города Хабаровска, педагогическим университетом, детскими садами № 145, 191, театрами и др. Организуем выезд за пределы детского сада совместно с детьми и родителями. В мае у нас был выезд в музей им Гродекова, и после посещения музея организовали в группе фольклорный семейный вечер. Преемственности МАДОУ и школы: Согласно программе преемственности МАДОУ и школы разработан план совместных мероприятий. Совместное посещение уроков, на которых дети вместе с родителями узнают о правилах школы, экскурсии по школе, в библиотеку, в спортивный зал в котором проходят совместные мероприятия. Также педагоги школы посещают занятия с детьми в детском саду, родительские собрания старшей и подготовительной к школе группах. Совместное посещение библиотеки: Дети и родители любят совместные мероприятия в детской библиотеке, где с детьми и родителями проводятся познавательно-игровые викторины, тематические занятия, праздники, мастер – классы. 10 декабря запланирована встреча с дальневосточным писателем 2
Мосиным, куда нас пригласили с родителями. Библиотека часто организует выставки детских работ, где наши дети принимают активное участие. Почти все дети и родители наших воспитанников являются активными читателями данной библиотеки. Проектная деятельность. Большое внимание в ДОУ уделяется проектной деятельности. Проект «Родительская почта»: Реализация проекта «Родительская почта» была создана с целью наладить динамичную и действенную обратную связь в работе детского сада и семьи. Ящики устанавливаются на видном и доступном месте в приемной группы, рядом помещается бумага и ручка. После все обращения родителей анализируются и обрабатываются. Продумываются формы информирования родителей по их обращениям: непосредственная (на собраниях, встречах, консультациях) и опосредованные (через информационные стенды, памятки и т.д.) Проект «Петрушкины друзья»: Совместно с родителями группы был создан проект по театрализованной деятельности «Петрушкины друзья». Родители являются активными участниками данного проекта. Помогают в изготовлении и приобретении костюмов, кукольных героев и др. Проект длительный и находится на заключительном этапе. В марте мы планируем организовать показ театрализованного представления для родителей и детей детского сада, как результат данного проекта. Проект «Будем крепкими и здоровыми»: Согласно программы детского сада «Здоровье» в ДОУ создан долгосрочный проект «Будем крепкими и здоровыми». Наша группа тоже не осталась в стороне. Родители принимают активное участие в создании условий для двигательной активности детей, оздоровлению. Была изготовлена родителями дорожка здоровья в группе, изготовлены и приобретены пособия в физкультурный уголок. Принимают активное участие в создании условий для двигательной активности детей в летний период. Как результат год назад – наш сад занял 1 место в городе в конкурсе физкультурных площадок и третье место на краевом уровне. Создание условий для двигательной активности детей в зимний период. Зимой также оказывают помощь в создании условий для двигательной активности. Как результат – ежегодно участвуем в городском конкурсе на лучшее оформление в зимний период и получаем призовые места и ценные подарки. Оформление и создания предметно-развивающей среды в МАДОУ: В тесном сотрудничестве с родителями ежегодно создается на игровом участке предметно-развивающая среда, позволяющая обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. Попадая на наш участок, вы встречаетесь с африканскими животными: жирафом, зеброй, слонами и др. Кроме участка родители помогают создавать уют и на остальной территории детского сада. Заходя на территорию нас встречает лебединое озеро с лебедями, кувшинками, красиво и красочно оформленное, веселый клоун в нарядном костюме, миниуголки сказок со сказочными героями. Также создан 3
уголок «Поляна сказок» с героями русских народных сказок, где в летний период сидя на одеялах мы с детьми входим в мир сказок, легенд. Она также несет в себе функцию поляны психологической разгрузки, где педагог – психолог ДОУ проводит свои занятия, тренинги. На территории ДОУ также создан экспериментальный уголок. Где мы с детьми и родителями садим овощи, ухаживаем за растениями, наблюдаем за ростом, а главное прививаем трудовые навыки. Мы стремимся сделать так, чтобы дети весело и с пользой проводили время в детском саду и на его территории во все времена года. Выставки совместного творчества детей и родителей: Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже стали традиционными, но всё же вызывают огромный интерес малышей и желание мам и пап заниматься со своими детьми изобразительным искусством. Поэтому постоянно организовываем выставки творческих работ. Также родители с детьми участвуют в городских, краевых, международных (дистанционных) конкурсах и как результат – в группе собрано портфолио с грамотами, сертификатами и имеет уже объемный вид. Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники МАДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно. Результат, применяя в работе МАДОУ разных форм работы по взаимодействию с родителями, способствовал: - У родителей появился интерес к работе детского сада и воспитанию детей. - Изменился характер вопросов родителей к педагогам детского сада, рост их педагогических интересов и знаний. - Овладение родителями необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста. - Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активности в участии в различных конкурсах, досугах, праздниках и т.д. - Понимание родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе. - Проявление интереса к активному включению в планирование образовательного процесса. 4


В раздел образования