Информационная поддержка родителей и вовлечение их в образовательный процесс
Автор: Касаткина Наталья Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ г Хабаровска "Детский сад № 13" Населённый пункт: г.Хабаровск Наименование материала: статья Тема: Информационная поддержка родителей и вовлечение их в образовательный процесс Раздел: дошкольное образование
Информационная поддержка родителей и вовлечение их в
образовательный процесс.
Воспитание может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут
союзниками.
На данный момент ФГОС ДО определен принцип партнерского
взаимодействия с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь
дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи,
родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью
ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также
сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с
родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования
является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является
основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в
воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического
здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции
нарушений их развития.
Он ориентирует родителей на участие в реализации программы, в созданий
условий для полноценного и своевременного развития дошкольника, чтобы не
упустить важнейший период в развитии его личности.
Основная цель взаимодействия детского сада и семьи – создание единого
образовательного пространства «ДОУ и семья», в котором созданы условия для
саморазвития всех субъектов образовательного процесса.
Работа с родителями в нашем детском саду планируется на год и чтобы
хорошо знать родителей своих воспитанников, мы начинаем работу с анализа
социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в
детском саду (Составляем социальный паспорт). Проводим анкетирование, личные
беседы, что помогает правильно выстроить работу, сделать ее эффективной,
подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
На этом метод объединении я представляю свой накопленный опыт по
данному направлению:
Помимо традиционных форм работы МАДОУ и семьи, мною активно
используются инновационные формы и методы работы:
(перечисляем указанные на экране)
Создание группы в социальных сетях: Создали группу в соц.сети для нашего
сада. Чтобы можно было общаться, задавать вопросы, делиться мнениями и
впечатлениями. Родители и педагоги являются активными участниками общения в
сети.
Выпуск внутригрупповой малометражной фотогазеты: Так же родители с
удовольствием получают информацию из внутригрупповой фотогазеты
«Радужка», принимают участие в её создании, публикации. В газете публикуются
материал по наиболее актуальным проблемам, деятельности с детьми в детском
саду, и т.д.
1
День открытых дверей: 2 – 3 раза в год в нашем ДОУ проходят дни
открытых дверей. В этот день родители имеют возможность посещать занятия и
другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам
посещений. Пишут отзывы, пожелания педагогам. Возможность увидеть своего
ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями
своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного
учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям
особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение
ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на
воспитание в домашних условия. Эта форма работы им особенно нравится, так как
позволяет увидеть реальные достижения каждого ребенка.
Вовлечение родителей в подготовку к занятиям: Родители охотно
откликаются на просьбу принести фотографии, сделать генеалогическое древо,
всевозможные макеты, рисунки совместно нарисованные с детьми. Оказывают
помощь в изготовлении и приобретении демонстрационного, раздаточного
материала, пособий, игр и многое др.
Совместные досуги взрослых и детей: С целью привлечения родителей к
активному участию в деятельности ДОУ организованы совместные физкультурные
и музыкальные праздники, развлечения. Сотрудничество педагогов и родителей
позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в
разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных
особенностей.
Приглашаем наших пап для проведения совместных мероприятий. Первыми,
кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном, нравственном,
социально-личностном развитии становятся близкие взрослые, прежде всего его
семья.
Совместное посещение музея педагогов, детей и их родителей: Большое
внимание детский сад уделяет работе с социальными институтами. В этом
направлении мы работаем со школой № 33, библиотекой им Д. Наволочкина,
музеем им Гродекова, музеем города Хабаровска, педагогическим университетом,
детскими садами № 145, 191, театрами и др. Организуем выезд за пределы
детского сада совместно с детьми и родителями. В мае у нас был выезд в музей им
Гродекова, и после посещения музея организовали в группе фольклорный
семейный вечер.
Преемственности МАДОУ и школы: Согласно программе преемственности
МАДОУ и школы разработан план совместных мероприятий. Совместное
посещение уроков, на которых дети вместе с родителями узнают о правилах
школы, экскурсии по школе, в библиотеку, в спортивный зал в котором проходят
совместные мероприятия. Также педагоги школы посещают занятия с детьми в
детском саду, родительские собрания старшей и подготовительной к школе
группах.
Совместное посещение библиотеки: Дети и родители любят совместные
мероприятия в детской библиотеке, где с детьми и родителями проводятся
познавательно-игровые викторины, тематические занятия, праздники, мастер –
классы. 10 декабря запланирована встреча с дальневосточным писателем
2
Мосиным, куда нас пригласили с родителями. Библиотека часто организует
выставки детских работ, где наши дети принимают активное участие. Почти все
дети и родители наших воспитанников являются активными читателями данной
библиотеки.
Проектная деятельность. Большое внимание в ДОУ уделяется проектной
деятельности.
Проект «Родительская почта»: Реализация проекта «Родительская почта»
была создана с целью наладить динамичную и действенную обратную связь в
работе детского сада и семьи. Ящики устанавливаются на видном и доступном
месте в приемной группы, рядом помещается бумага и ручка. После все
обращения родителей анализируются и обрабатываются. Продумываются формы
информирования родителей по их обращениям: непосредственная (на собраниях,
встречах, консультациях) и опосредованные (через информационные стенды,
памятки и т.д.)
Проект «Петрушкины друзья»: Совместно с родителями группы был создан
проект по театрализованной деятельности «Петрушкины друзья». Родители
являются активными участниками данного проекта. Помогают в изготовлении и
приобретении костюмов, кукольных героев и др. Проект длительный и находится
на заключительном этапе. В марте мы планируем организовать показ
театрализованного представления для родителей и детей детского сада, как
результат данного проекта.
Проект «Будем крепкими и здоровыми»: Согласно программы детского
сада «Здоровье» в ДОУ создан долгосрочный проект «Будем крепкими и
здоровыми». Наша группа тоже не осталась в стороне. Родители принимают
активное участие в создании условий для двигательной активности детей,
оздоровлению. Была изготовлена родителями дорожка здоровья в группе,
изготовлены и приобретены пособия в физкультурный уголок. Принимают
активное участие в создании условий для двигательной активности детей в летний
период. Как результат год назад – наш сад занял 1 место в городе в конкурсе
физкультурных площадок и третье место на краевом уровне.
Создание условий для двигательной активности детей в зимний период.
Зимой также оказывают помощь в создании условий для двигательной активности.
Как результат – ежегодно участвуем в городском конкурсе на лучшее оформление
в зимний период и получаем призовые места и ценные подарки.
Оформление и создания предметно-развивающей среды в МАДОУ:
В тесном сотрудничестве с родителями ежегодно создается на игровом
участке предметно-развивающая среда, позволяющая обеспечить максимальный
психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для
реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в
ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. Попадая на
наш участок, вы встречаетесь с африканскими животными: жирафом, зеброй,
слонами и др. Кроме участка родители помогают создавать уют и на остальной
территории детского сада. Заходя на территорию нас встречает лебединое озеро с
лебедями, кувшинками, красиво и красочно оформленное, веселый клоун в
нарядном костюме, миниуголки сказок со сказочными героями. Также создан
3
уголок «Поляна сказок» с героями русских народных сказок, где в летний период
сидя на одеялах мы с детьми входим в мир сказок, легенд. Она также несет в себе
функцию поляны психологической разгрузки, где педагог – психолог ДОУ
проводит свои занятия, тренинги.
На территории ДОУ также создан экспериментальный уголок. Где мы с
детьми и родителями садим овощи, ухаживаем за растениями, наблюдаем за
ростом, а главное прививаем трудовые навыки.
Мы стремимся сделать так, чтобы дети весело и с пользой проводили время
в детском саду и на его территории во все времена года.
Выставки совместного творчества детей и родителей: Родители с
удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже стали
традиционными, но всё же вызывают огромный интерес малышей и желание мам
и пап заниматься со своими детьми изобразительным искусством. Поэтому
постоянно организовываем выставки творческих работ. Также родители с детьми
участвуют в городских, краевых, международных (дистанционных) конкурсах и
как результат – в группе собрано портфолио с грамотами, сертификатами и имеет
уже объемный вид.
Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников
детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники
МАДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую
деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном
процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это
необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных
государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную
деятельность детского сада и семьи более эффективно.
Результат, применяя в работе МАДОУ разных форм работы по взаимодействию с
родителями, способствовал:
- У родителей появился интерес к работе детского сада и воспитанию детей.
- Изменился характер вопросов родителей к педагогам детского сада, рост их
педагогических интересов и знаний.
- Овладение родителями необходимыми практическими умениями и навыками
воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому
просвещению, их активности в участии в различных конкурсах, досугах,
праздниках и т.д.
- Понимание родителями практической и воспитательной значимости их помощи
детскому саду в хозяйственной и педагогической работе.
- Проявление интереса к активному включению в планирование образовательного
процесса.
4