Моделирование и мониторинг индивидуализированной программы повышения квалификации педагога в процессе непрерывного образования
Автор: Шипулина Жанна Сергеевна Должность: методист Учебное заведение: Ставропольское президентское кадетское училище Населённый пункт: Ставрополь Наименование материала: статья Тема: Моделирование и мониторинг индивидуализированной программы повышения квалификации педагога в процессе непрерывного образования Раздел: полное образование
Моделирование и мониторинг индивидуализированной программы повышения квалификации
педагога в процессе непрерывного образования
Преобразования, происходящие в Российском образовании в настоящее время: стандартизация и
диверсификация образовательных программ всех уровней, индустриализация (компьютеризация
и технологизация) образования, проникновение в систему образования современных подходов к
управлению качеством образовательного процесса на основе аудита и оценки педагогических,
социальных
и
экономических
эффектов,
возрастание
индивидуальной
профессиональной
ответственности педагогов за результаты своего труда, требуют выработки новых механизмов
организационно-педагогического,
научного
и
информационного
обеспечения
технологий
повышения
квалификации
педагогов,
меняют
ориентиры
и
ставят
новые
задачи
перед
педагогической наукой и практикой.
Исследователи отмечают, что на фоне быстро растущих требований к профессиональной
подготовке педагогов происходит снижение уровня развития их профессионально важных качеств.
В
тоже
время,
опросы
работодателей,
педагогов
с
различным
стажем
практической
педагогической деятельности показали, что они оценивают уровень своей профессиональной
подготовки как средний или низкий, что вызывает у педагогов неудовлетворенность выбранной
профессиональной
деятельностью
и,
в
конечном
итоге,
приводит
к
отказу
от
работы
по
специальности.
В правительственной стратегии модернизации профессионального образования
(«Концепция
долгосрочного
социально-экономического
развития
Российской
Федерации
на
период до 2020 года», «Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015
годы», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» и др.)
мониторинг
качества
профессиональной
подготовки
и
самообразования
педагогов
рассматривается как одно из приоритетных направлений его обновления.
Мировые интеграционные процессы, появление парадигмы «образование на протяжении
всей жизни», необходимость реагирования системы образования на нестабильную ситуацию в
сфере занятости населения, возрастающие конкуренция между педагогами, уровень требований
работодателей
и
потребителей
образовательных
услуг,
обусловили
необходимость
совершенствования содержания и технологий повышения квалификации педагогов в процессе
непрерывного образования.
Исследование отличается актуальностью, значимостью и новизной, т.к. направлено
на
разработку
эффективной
многоуровневой
модели
и
технологии
мониторинга
индивидуализированной
программы
повышения
квалификации
педагога
в
процессе
непрерывного
образования.
Кроме
того,
комплекс
организационно-педагогических
условий (содержательных, технологических, личностных) в которых будет происходить
реализация
модели
и
технологии
будет
способствовать
их
функциональности
и
эффективности.
В современной педагогике и психологии все более значимым становится исследования,
связанные
с
проектированием
комплексных,
интегральных
исследований,
в
которых
педагогический
процесс
рассматривается
как
целостная
система.
В
трудах
отечественных
педагогов
и
психологов:
В.Г.
Ананьева,
А.Г.
Асмолова,
В.В.
Белоуса,
Е.В.
Бондаревской,
А.В.
Брушлинского,
И.Б.
Котовой,
В.С.
Мерлина, В.Н.
Мясищева, С.Л.
Рубинштейна
и
др.
обнаруживается стремление ученых к целостности познания человеческой индивидуальности и
его
жизнедеятельности.
Отсюда
возрастающая
важность
проектирования
именно
таких
исследований и именно таких образовательных программ.
На необходимость проведения исследований, связанных с развитием непрерывного
образования
взрослого
населения
и,
прежде
всего,
работников
образования
в
индивидуализированной форме, указывает целый ряд международных и российских нормативно-
правовых
актов. К
ним,
в
первую
очередь,
необходимо
отнести Меморандум непрерывного
образования ЕС 2000 г.; Коммюнике Комиссии Европейских Обществ от 23 октября 2006 года
«Обучение взрослых: учиться никогда не поздно»; «Российское образование – 2020: модель
образования
для
экономики,
основанной
на
знаниях»; Федеральную
целевую
программу
развития российского образования; Стратегию социально-экономического развития России до
2020 года и др. Главная цель данных стратегических документов - приведение количественных и
качественных параметров существующей системы образования различных категорий населения
(особенно
категории
педагогических
работников)
в
Российской
Федерации
в
соответствие
с
международными подходами и требованиями.
С точки зрения задач нашего исследования, ценность данных работ состоит в том, что их
результаты
позволяют
создать
целостное
представление
о
сущности
педагогического
моделирования
(его
этапах,
направленности,
сферах
применения,
закономерностях)
и
возможности его использования в качестве основы для конструирования программы повышения
квалификации педагогов.
Несмотря
на
достаточно
высокий
теоретический
и
методический
уровень
проанализированных нами исследований, следует констатировать, что основное внимание в них
уделяется общим вопросам образования взрослых и психологической поддержки как психолого-
педагогическим
процессам.
В
настоящее
время
не
существует
комплексных
программ,
организуемых государственными и негосударственными учреждениями образования, которые
учитывали индивидуальные особенности педагогов, были бы направлены на одновременное
обучение,
психологическую
поддержку
и
социальную
адаптацию
педагогов.
При
этом
недостаточно раскрыты процессы проектирования моделей индивидуализированных программ,
отмечается недостаточная разработанность организационно-педагогических условий реализации
программ,
их
мониторинга
с
позиций
качества,
неразработанность
критериально-оценочного
инструментария измерения эффективности таких программ.
Анализ
вышеназванных
публикаций
и
рефлексия
собственного
методического
и
педагогического
опыта
работы
в
сфере
дополнительного
профессионального
образования,
позволили констатировать, что перспективность исследования определяется:
-
противоречием
между
социальным
заказом
общества,
государства
на
разработку
и
внедрение
инновационных
(педагогически
и
экономически
эффективных)
моделей
индивидуализированных
программ
повышения
квалификации
педагогов
и
продолжающей
сохраняться системой дополнительного профессионального обучения работников образования на
основе традиционных программ, недостаточно эффективно решающих проблему личностного и
профессионального становления педагога, его конкурентоспособности;
-
необходимостью
теоретического
обоснования
использования
педагогического
потенциала
интеграции
различных
форм
образования
в
практике
моделирования
программ
повышения квалификации педагогов и технологии мониторинга таких программ;
-
неразработанностью
организационно-педагогических
условий
реализации,
а
также
структуры и содержания индивидуализированных программ повышения квалификации педагогов
в
процессе
непрерывного
образования,
использующих
потенциал
внешнего
и
внутреннего
мониторинга таких программ, позволяющего повысить их качество и эффективность.
Литературные источники:
1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе //
Педагогика. – 2003. - № 10. – С. 8-14.
2. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. –
2003. - № 10. – С. 51-55.
3 . Вершловский С. Непрерывное образование как фактор социализации. //[электронный ресурс]
Общество
знание
России.
URL: znanie/jornal/n1_01/nepreriv_obraz.html
(дата
обращения: 08.02.2009)
4. Мельникова Е.В. Улучшения в стиле кайдзен // Методы менеджмента качества. - 2007. - № 3. –
С. 8-11.
5.
Образование
взрослых
как
социальный
институт
/
Под
ред.
докт.
пед.
наук,
проф
Е.П.
Тонконогой, докт. пед. наук В.И. Подобеда. – СПб.: ИОВ РАО, 1999. – 216 с.
6. Обучение взрослых: учиться никогда не поздно // Коммюнике Комиссии Европейских Обществ,
2 3
о к т я б р я
2 0 0 6
г .
К О М
( 2 0 0 6 )
6 1 4 . / /
eaeabudapest.hu/EAEA_ru/downloads/dokumenti/tanulas.doc
(дата
обращения:
08.02.2009)