Напоминание

Моделирование и мониторинг индивидуализированной программы повышения квалификации педагога в процессе непрерывного образования


Автор: Шипулина Жанна Сергеевна
Должность: методист
Учебное заведение: Ставропольское президентское кадетское училище
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Моделирование и мониторинг индивидуализированной программы повышения квалификации педагога в процессе непрерывного образования
Раздел: полное образование





Назад




Моделирование и мониторинг индивидуализированной программы повышения квалификации педагога в процессе непрерывного образования Преобразования, происходящие в Российском образовании в настоящее время: стандартизация и диверсификация образовательных программ всех уровней, индустриализация (компьютеризация и технологизация) образования, проникновение в систему образования современных подходов к управлению качеством образовательного процесса на основе аудита и оценки педагогических, социальных и экономических эффектов, возрастание индивидуальной профессиональной ответственности педагогов за результаты своего труда, требуют выработки новых механизмов организационно-педагогического, научного и информационного обеспечения технологий повышения квалификации педагогов, меняют ориентиры и ставят новые задачи перед педагогической наукой и практикой. Исследователи отмечают, что на фоне быстро растущих требований к профессиональной подготовке педагогов происходит снижение уровня развития их профессионально важных качеств. В тоже время, опросы работодателей, педагогов с различным стажем практической педагогической деятельности показали, что они оценивают уровень своей профессиональной подготовки как средний или низкий, что вызывает у педагогов неудовлетворенность выбранной профессиональной деятельностью и, в конечном итоге, приводит к отказу от работы по специальности. В правительственной стратегии модернизации профессионального образования («Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» и др.) мониторинг качества профессиональной подготовки и самообразования педагогов рассматривается как одно из приоритетных направлений его обновления. Мировые интеграционные процессы, появление парадигмы «образование на протяжении всей жизни», необходимость реагирования системы образования на нестабильную ситуацию в сфере занятости населения, возрастающие конкуренция между педагогами, уровень требований работодателей и потребителей образовательных услуг, обусловили необходимость совершенствования содержания и технологий повышения квалификации педагогов в процессе непрерывного образования. Исследование отличается актуальностью, значимостью и новизной, т.к. направлено на разработку эффективной многоуровневой модели и технологии мониторинга индивидуализированной программы повышения квалификации педагога в процессе непрерывного образования. Кроме того, комплекс организационно-педагогических условий (содержательных, технологических, личностных) в которых будет происходить реализация модели и технологии будет способствовать их функциональности и эффективности. В современной педагогике и психологии все более значимым становится исследования, связанные с проектированием комплексных, интегральных исследований, в которых педагогический процесс рассматривается как целостная система. В трудах отечественных педагогов и психологов: В.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, В.В. Белоуса, Е.В. Бондаревской, А.В. Брушлинского, И.Б. Котовой, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна и др. обнаруживается стремление ученых к целостности познания человеческой индивидуальности и его жизнедеятельности. Отсюда возрастающая важность проектирования именно таких
исследований и именно таких образовательных программ. На необходимость проведения исследований, связанных с развитием непрерывного образования взрослого населения и, прежде всего, работников образования в индивидуализированной форме, указывает целый ряд международных и российских нормативно- правовых актов. К ним, в первую очередь, необходимо отнести Меморандум непрерывного образования ЕС 2000 г.; Коммюнике Комиссии Европейских Обществ от 23 октября 2006 года «Обучение взрослых: учиться никогда не поздно»; «Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях»; Федеральную целевую программу развития российского образования; Стратегию социально-экономического развития России до 2020 года и др. Главная цель данных стратегических документов - приведение количественных и качественных параметров существующей системы образования различных категорий населения (особенно категории педагогических работников) в Российской Федерации в соответствие с международными подходами и требованиями. С точки зрения задач нашего исследования, ценность данных работ состоит в том, что их результаты позволяют создать целостное представление о сущности педагогического моделирования (его этапах, направленности, сферах применения, закономерностях) и возможности его использования в качестве основы для конструирования программы повышения квалификации педагогов. Несмотря на достаточно высокий теоретический и методический уровень проанализированных нами исследований, следует констатировать, что основное внимание в них уделяется общим вопросам образования взрослых и психологической поддержки как психолого- педагогическим процессам. В настоящее время не существует комплексных программ, организуемых государственными и негосударственными учреждениями образования, которые учитывали индивидуальные особенности педагогов, были бы направлены на одновременное обучение, психологическую поддержку и социальную адаптацию педагогов. При этом недостаточно раскрыты процессы проектирования моделей индивидуализированных программ, отмечается недостаточная разработанность организационно-педагогических условий реализации программ, их мониторинга с позиций качества, неразработанность критериально-оценочного инструментария измерения эффективности таких программ. Анализ вышеназванных публикаций и рефлексия собственного методического и педагогического опыта работы в сфере дополнительного профессионального образования, позволили констатировать, что перспективность исследования определяется: - противоречием между социальным заказом общества, государства на разработку и внедрение инновационных (педагогически и экономически эффективных) моделей индивидуализированных программ повышения квалификации педагогов и продолжающей сохраняться системой дополнительного профессионального обучения работников образования на основе традиционных программ, недостаточно эффективно решающих проблему личностного и профессионального становления педагога, его конкурентоспособности; - необходимостью теоретического обоснования использования педагогического потенциала интеграции различных форм образования в практике моделирования программ повышения квалификации педагогов и технологии мониторинга таких программ;
- неразработанностью организационно-педагогических условий реализации, а также структуры и содержания индивидуализированных программ повышения квалификации педагогов в процессе непрерывного образования, использующих потенциал внешнего и внутреннего мониторинга таких программ, позволяющего повысить их качество и эффективность. Литературные источники: 1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. - № 10. – С. 8-14. 2. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. – 2003. - № 10. – С. 51-55. 3 . Вершловский С. Непрерывное образование как фактор социализации. //[электронный ресурс] Общество знание России. URL: znanie/jornal/n1_01/nepreriv_obraz.html (дата обращения: 08.02.2009) 4. Мельникова Е.В. Улучшения в стиле кайдзен // Методы менеджмента качества. - 2007. - № 3. – С. 8-11. 5. Образование взрослых как социальный институт / Под ред. докт. пед. наук, проф Е.П. Тонконогой, докт. пед. наук В.И. Подобеда. – СПб.: ИОВ РАО, 1999. – 216 с. 6. Обучение взрослых: учиться никогда не поздно // Коммюнике Комиссии Европейских Обществ, 2 3 о к т я б р я 2 0 0 6 г . К О М ( 2 0 0 6 ) 6 1 4 . / / eaeabudapest.hu/EAEA_ru/downloads/dokumenti/tanulas.doc (дата обращения: 08.02.2009)


В раздел образования