Автор: Пруткова Любовь Павловна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ СОШ №16 СПДС "Красная Шапочка" корпус №2 Населённый пункт: г. Жигулевск, Самарская область Наименование материала: конспект по окружающему миру старшая группа Тема: "Зимушка - зима" Раздел: дошкольное образование
Организационная информация
Ф.И.О учителя – логопеда
/категория
Гордова Елена Николаевна
Логопедическое заключение
Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР
Тип/продолжительность
занятия
Получение знаний, выработка умений и навыков. Занятие в системе образовательных
мероприятий. 40 мин
Раздел (этапы программы)
«Дифференциация фонем по артикуляционно-акустическим признакам» рабочей программы
логопедических занятий с обучающимися вторых классов.
Организация образовательного пространства
Ресурсы:
Основные
Дополнительные
Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»
Логопедический кабинет, презентация, демонстрационный материал, книжка – помощница на
каждого ребёнка с приложениями, карточки с индивидуальными заданиями, звуковая дорожка,
предметные картинки, цветные карандаши, зеркала
Методическая информация
Тема занятия
Дифференциация звуков Ж – Ш в слогах, словах и предложениях «Зайчонок Тошка»
Цель занятия
Формирование умений и навыков обучающихся в дифференциация звуков и букв[ж] - [ш] в
слогах, словах и предложениях.
Задачи занятия
Образовательные
Коррекционно-развивающие
Воспитательные
1. Формировать
познавательную мотивацию
2. Совершенствовать и
закреплять умения и навыки
1. Развивать фонематический
слух
2. Учить различать звуки устно
и на письме, обогащать
1. Воспитывать культуру
речевого общения.
2. Формировать функции
контроля и самоконтроля.
дифференциации звуков
«Ш и Ж»
3. Обеспечить восприятие,
осмысление и запоминание
правильной артикуляции
звуков «Ш-Ж». Закрепление
правильного произношения
звуков в речи
словарь
3. Развитие зрительного
восприятия, моторных навыков
4. Закреплять знания языковых
норм, тренировать в
составлении предложений,
закреплять знания норм
орфографии
3. Воспитывать
положительное отношение к
занятию, нравственные
качества, желание помочь
другим.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений
Универсальные учебные
действия
Личностные УУД:
1. Формирование положительного отношения к учебной деятельности.
2. Формирование интереса к учебному материалу.
3. Адекватность оценки действий
Регулятивные УУД:
1. Формирование умения определять цель деятельности на занятии.
2. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.
3. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-
логопедом.
4. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
5. Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1. Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя - логопеда и товарищей.
2. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными
задачами.
Познавательные УУД:
1.Формирование умения на основе анализа делать выводы.
2. Формирование умения обобщать
Планируемые результаты
Личностные УУД:
Мотивация учебной деятельности, развитие познавательного интереса к обучению;
Мотивация учебной деятельности, активизация самостоятельности, интереса к способу
действий;
Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности;
Предметные результаты:
-уметь различать звуки и буквы [ш] – [ж] в слогах, словах, предложениях.
- уметь правильно обозначать буквы «ш»- «ж» на письме.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам;
- устанавливает соответствие полученного результата поставленной цели;
Познавательные:
- уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;
- уметь выделять формальную структуру задачи.
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли;
- осуществление совместной деятельности.
Оценка результатов
деятельности ученика
Научить: соотносить результат с поставленной целью, оценивать результат учебной
деятельности поэтапно, уметь сформулировать на какой «лесенке успеха» находится, уметь
вербализировать свое эмоционально-личностное отношение к занятию
Самооценка учителя по уроку
Самоанализ, выводы, ошибки и успехи, внесение необходимых изменений в технологическую
карту занятия
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Этап занятия
Длительность этапа
Методы и приёмы
работы
Формы
организации
Деятельность
Учителя-логопеда
Деятельность
обучающихся
Формирование
УУД
Этап мотивации
3 мин
Словесные
Фронтальная,
Организационный момент.
Проверка готовности детей к занятию;
эмоциональный настрой на занятие
Здравствуйте ребята!
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
Как хорошо, что мы сегодня все вместе.
Мы спокойны и ласковы. Сделайте глубокий
вдох через нос и вдохните в себя доброту и
волшебство. Выдохните через рот все
Дети готовятся к занятию
Приветствуют логопеда
Слушают логопеда, затем
оценивают состояние своего
Личностные: мотивация
учебной деятельности,
включая социальные,
учебно-познавательные и
внешние мотивы,
любознательность и
интерес к новому
содержанию
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в
Этап актуализации знаний
2 мин
Практические, совместная деятельность
Фронтальная, индивидуальная
Сообщение темы занятия.
(слайд 4).
- Из каких звуков состоят буквы Ж – Ш?
- Дайте характеристику звукам [ж] - [ш]
(слайд 5,6).
- Какой буквой обозначается звук [ж] ?
- А звук [ш]?
Давайте рассмотрим эти буквы.
- Из каких элементов они состоят и на что
похожи.
Буква Ж
Эта буква широка.
И похожа на жука.
И при этом, точно жук.
Издаёт жужжащий звук: ж-ж-ж-ж-ж
Буква Ш
Посмотри на букву Ш.
Буква очень хороша.
И шумит, и шелестит,
Как зелёная листва: ш-ш-ш-ш-ш
- Ребята, напомните, чем отличаются буквы от
звуков?
- Ребята, вы догадались, какие звуки мы будем
учиться различать сегодня на занятии?
Отвечают на вопросы логопед.
Дают характеристику звуков.
Произносят звуки, проверяя
работу голосовых связок
тыльной стороной ладони,
приложенной к горлу.
Составляют буквы из
элементов
Делают глубокий вдох и на
выдохе произносят звуки
[ж] - [ш] глядя на экране
Звуки мы слышим и
произносим, буквы видим,
пишем и читаем
Мы будем учиться различать
звуки [ж] - [ш].
Личностные:
активизировать
самостоятельность;
интерес к способу
действий.
К
оммуникативные:
у
меть
высказывать свою точку
зрения.
Регулятивные:
осуществлять
самоконтроль.
Введение в тему занятия
2 мин
Практические
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах
К нам пришла гостья, догадайтесь кто это?
Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки? –
Это наша…Бабушка
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый …..Дедушка
Артикуляционная гимнастика.
К ним толстые внуки приехали в гости.
С ними худые – лишь кожа, да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись.
Поцеловать они всех потянулись.
Блюдца поставили – положили блины нам.
Дуем на блинчик,
Блинчик жуём, завернём и прикусим, Блинчик
с вареньем малиновым вкусный.
Чашки поставим, чтоб чаю налили,
На нос подули – мы чай остудили.
Чаю попили – никто не обижен
Вкусный был завтрак, мы губки оближем
Отгадывают загадки
Выходят к доске два ребёнка,
надевают маски: бабушка и
дедушка. Логопед читает, дети
повторяют артикуляционную
гимнастику, имитируя
движения
.
Личностные:
развитие познавательного
интереса к обучению.
Регулятивные:
понимать и принимать
учебную задачу в своей
деятельности
Коммуникативные:
оформлять свои
мысли в устной
форме.
Операционно-исполнительский этап
5 мин
Наглядно-демонстрационные, проблемный
Фронтальная, индивидуальная
Фронтальная, индивидуальн
Проработка темы занятия
У вас на столах лежат книжки.
Это не простые книжки, а волшебные.
Они нам помогут во время путешествия.
Приложение 1
Откройте первую страницу.
Здесь находятся буквы.
Сделаем их волшебными. Приложение 2
Путешествовать мы будем не одни.
А вот с кем, сейчас узнаем.
Откройте следующую страницу.
Зачеркните буквы Ж – Ш.
Составьте слово из тех букв, которые остались?
ЗАЙКА. Приложение 3
(слайд 7)
Ребята! Буквы Ж – Ш поведут нас в волшебную
сказку. И чтобы войти туда, надо наполниться
волшебной силой (слайд 8). Дифференциация
Ж – Ш в слогах
Мы оказались с вами в сказочном лесу. А вот и
наш зайчик (слайд 9).
- Жил – был зайчик. Звали его Тошка. Он был
всем недоволен. Идёт по дороге и бормочет:
Ша – жа жа – ша
Шо – жо ………..а дальше забыл.
Помогите зайке продолжить слоговые дорожки.
Выполнение действий по
инструкции.
Закрашивают буквы синим
цветом.
Составляют слова
Работа над выработкой
воздушной струи – вдох
носом, выдох ртом
Продолжают слоговые
дорожки глядя на экране
Этап объяснения (добывания) нового знания
Практические, наглядно – демонстрационные
логические (аналитико-синтетические)
Фронтальная
Молодцы! Хорошо у нас получилось. А зайчик
всё равно недоволен.
Вдруг откуда не возьмись, летит ворона -
Каркуша (слайд 10).
- Ты, что заяц такой хмурый?
- Тоска меня взяла, ничего интересного вокруг
не вижу.
- Ты, что заяц! Я по лесу почту разношу,
столько интересного встречаю.
Вот тебе конверт. Открой его.
Открыл заяц конверт и ничего не может понять.
Ребята! Помогите Тошке. (слайд 11).
Бежит по сторонам не глядит, чуть в паутину не
угодил. На паутине дядюшка Шнюк
(слайд 12).
- Добрый день, сосед!
- Ничего в нём доброго нет – тоска зелёная.
- А давай, я научу тебя в моих узорах,
разбираться, которые я делаю из паутины.
(слайд 13).
- Угадай, кто запутался в моей паутине? Ребята!
Помогите зайцу.
Работа по развитию
фонематического слуха.
Работа с картинками
Игра: «Что лишне и почему?»
Выбирают картинки, в
названиях которых есть звуки
[ж] - [ш].
Работа по развитию
целостного зрительного
восприятия.
Игра «Кто запутался в
паутине?»
Этап
объяснения
Практическ
ие, наглядно
Фронтальна
Откройте следующую страницу нашей
волшебной книги. Приложение 4
Ребята! Помогите Тошке определить место
звуков в слове.
- Понравилось тебе косой в интересную игру?
Работа по развитию навыков
звукового анализа
Выполнение действий по
Самостоятел
ьная работа
10 мин
Практическ
Фронтальна
Расселись лягушки по местам (показать на
ноты) и стали квакать так громко и непонятно,
что даже первый звуки в словах песни терялся.
Ребята! Верните буквы в слова. Приложение 6.
- Ой! Концерт какой то мокрый заплакал от
Выполнение самостоятельной
работы
Работа над дифференциацией
звуков [ж] - [ш] на уровне
слова .
Рефлексия. Включение нового в систему знаний.
5 мин
Словесные
Фронтальная, индивидуальная
-
А зайчик, всё бурчит и бурчит.
Тут из норки мышонок выскочил (слайд 17).
- Ты, что бурчишь заяц?
- Белка насмехается, говорит, что интерес в
себе надо искать. А где же он прячется? Может
в ушах или в хвосте?
- А ты как думаешь, мышонок?
- В руках и голове!
- Как это?
- Если руки, да голова делом заняты, то и
скучать некогда. Прояви интерес к делу и скука
пройдёт, вместе с тоской зелёной.
Ребята! Сказка подошла к концу, волшебная
сила наша иссякла, мы снова в обычном мире.
Молодцы! как много всего вы умеете! Вы
справились со всеми заданиями.
- Над какими звуками мы сегодня работали?
- Чем сходны эти звуки, и чем они
различаются?
- Что вам больше всего понравилось?
- Какую цель мы ставили перед собой?
- Как вы считаете, достигли ли мы цели?
Вы были заняты интересным, полезным делом.
Если вам понравилась волшебная сказка и вы
не скучали, обведите на картинке цветными
Оценивают состояние своего
настроения в конце занятия
Личностные: выполнять
самооценку на основе
критерия успешности
учебной деятельности.
Регулятивные:
уметь выделять и
формулировать то, что
усвоено, уметь
определять качество и
уровень усвоения знаний.
Познавательные:
закреплять навыки
рефлексии.
.