Автор: Чугаева Ольга Александровна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МКОУ Мошковская ОШИ Населённый пункт: НСО р.п. Мошково Наименование материала: статья Тема: ТРИЗ. Что это такое? Раздел: дошкольное образование
ТРИЗ. Что это такое?
Подготовила: старший воспитатель
Чугаева Ольга Александровна
МКОУ Мошковская ОШИ
(дошкольная группа
общеразвивающей направленности).
- ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Изначально они были привязаны к
технической
сфере,
поэтому
и
знакомы
с
ТРИЗ
в
основном
те,
кто
занимался
изобретательством, внедрением или рационализаторством. Но ТРИЗ – это решение не
только технических задач. Мы в своей жизни постоянно сталкиваемся с ситуациями, из
которых нужно найти выход, найти решение.
Ну скажем… наша Таня громко плачет. А почему она плачет? Да потому, что у нее мячик в
центре лужи. С одной стороны – это нормальная жизненная ситуация, с которой ребенок
может справиться сам – позвать маму, спасателей, залезть в лужу. А можно решить задачу
средствами ТРИЗ, детально разобрав ситуацию. Если ребенок будет подходить к каждой
жизненной ситуации с позиций анализа, то у него появляется критичный ум, он трезво
оценивает саму ситуацию и ресурсы, которые есть вокруг и которые можно использовать.
ТРИЗ
изобрел
Генрих
Саулович
Альтшуллер,
но
он
занимался
разработкой
теории
решения именно изобретательских задач. Откуда же появилась ТРИЗ-педагогика?
Сначала ТРИЗ использовали взрослые. Уже позже появились занятия для детей 10-12 лет.
Но т.к. требования к уровню подготовки, уровню знаний постоянно растут, и в школу дети
приходят уже умеющими читать и писать, то и ТРИЗ как следствие молодеет. При этом
обязательно
учитываются
возможности
ребенка,
его
интересы.
ТРИЗ
для
ребенка
включает все, что нужно для его развития в раннем возрасте, а это дает самое главное –
уверенность в себе.
Методы
ТРИЗа
позволяют
подготовить
детей
к
восприятию
понятий.
Поэтому
все
направления подготовки взаимосвязаны и дополняют друг друга:
- это обучение осознанному чтению с полным пониманием текста,
- это формирование представления об окружающем мире,
- это обучение основам математики
- и, конечно, развитие творческого воображения.
Кроме этого в ТРИЗ-педагогике развивается понимание причинно-следственных связей.
Еще одна важная составляющая ТРИЗ-педагогики –
таксономия
– наука о порядке.
Здесь ребенок учится систематизировать, объединять объекты по определенному признаку,
ранжировать
их
внутри
своей
группы.
Таким
образом,
ребенок
учится
расставлять
приоритеты. Речь идет о дошкольниках, хотя большинство детей даже в школе не умеют
этого делать. Тот, кто умеет планировать, намного эффективнее распределяет свое время и
достигает больших результатов, т.к. не тратит время впустую.
Объединяя все эти направляющие, мы получаем систему, в которой у ребенка развивается
все, что нужно: и правое полушарие, и левое, и связи между ними.
Сначала создается база, что позволяет видеть вокруг явные и скрытые ресурсы. Это дает
ребенку возможность оптимального выбора. Потом он учится собирать информацию.
Чтобы этот процесс не был хаотичным, вводится определенная схема, алгоритм. Собрав
достаточное количество сведений в результате исследовательской работы, он уже может
сделать
выводы.
Затем
исследовательская
задача
переводится
в
изобретательскую
и
начинается поиск идей решений, выдвигаются гипотезы и анализируются результаты. В
процессе обучения дети знакомятся с алгоритмами решения задач и учатся применять их
на практике, чтобы это вошло в привычку. Многое зависит от кругозора, от способности
ребенка выйти за рамки, увидеть скрытые ресурсы.
Например,
когда
мы
задаем
вопрос
«чем
можно
копать»,
то
все
дружно
отвечают
«лопатой». Хорошо, а чем еще кроме этого можно копать? После этого кто-то отвечает
«граблями». До тех же рук доходят не сразу, хотя ими тоже можно копать. Про ложку
вспоминают крайне редко.
Суть методики ТРИЗа.
- ТРИЗ-педагогика – это мощная методика, которая развивает воображение ребенка, дает
ему инструмент для решения задач. Ребенок, который идет в школу, сталкивается с
проблемами,
связанными
с
новым
коллективом,
с
появлением
новых
школьных
дисциплин.
Преподаватели
часто
дают
информацию
с
помощью
длинных
фраз
–
нетренированному ребенку их сложно усвоить, т.к. он плохо концентрируется. Услышал
начало, середину пропустил, соединил все с окончанием и в итоге не смог усвоить новые
знания.
Попросите
ребенка
сразу
прыгнуть
на
метр
в
высоту.
Он
этого
не
сможет
сделать.
Правильнее будет сначала научить его прыгать на50 см., потом на 60 и т.д. Также и тут –
мы с детства тренируем у ребенка определенные мыслительные навыки.
ТРИЗ-педагогика помогает ребенку не бояться новой информации: если он увидит новое
слово, то понимает, что за ним спрятался какой-то интересный объект, с которым можно
познакомиться.
Это
очень
важно
для
детского
развития
–
не
ограничивать
себя,
а
открывать
новое.
А
еще
мы
учим
ребенка
уверенно
выходить
в
социум.
Такая
возможность возникает у ребенка, когда он уверен не только в своих знаниях, но и в том,
что он может ими воспользоваться.
«Тренировать воображение». Как оно тренируется?
Тренировка
начинается
с
создания
базы
образов,
на
которые
и
будет
опираться
воображение.
Затем
знакомство
со
свойствами
предметов
и
объектов,
которыми
пользуется
воссоздающее
воображение.
Обучение
различным
способам
определения
месторасположения объекта на плоскости и в пространстве, тренировка зрительной и
словесно-слуховой памяти ребенка, готовится мышление ребенка к восприятию приемов и
методов РТВ на базе ТРИЗ.
Наша задача – развить у детей управляемое творческое воображение, подчеркиваю –
управляемое
С какого возраста начинается ТРИЗ-педагогика?
С рождения. Вот в соседней комнате сейчас занимаются полуторагодовалые дети. Многие
из них сначала только и делали, что катали мячики, больше ничего их не интересовало.
Это понятно – ребенок всегда предпочтет занятие, которое он уже знает, которое ему
понятно. А ТРИЗ-педагогика учит учиться, учит познавать новое без страха, с интересом.
И чем ранее ребенок самостоятельно научится учиться, тем лучше для него.
Как проходят занятия?
Предлагается задачи. Есть сложные ситуации, а дети должны сами сформулировать
идеальный конечный результат, чтобы они не стояли возле лужи и плакали, как та Таня, а
сказали:
«Моя
цель
достать
мяч
и
не
замочить
ног».
Потом
они
должны
увидеть
противоречия, оценить ситуацию и доступные ресурсы. А когда уже появятся несколько
способов решения, выбрать из них самый лучший. Например, когда мы достаем кошку с
дерева, то какой-то из способов может не подойти, т.к. кошка может пострадать. Тут
учитывается морально-нравственная сторона вопроса, ребенок учится выбирать способ,
который не принесет вреда другим.
Групповые занятия предпочтительнее. Мы осознанно создаем группы из 2-4 человек,
чтобы каждая семья могла получить ощутимый результат от
занятий. Дети постарше
обмениваются мнениями, учатся слышать собеседника, делиться своей точкой зрения,
аргументировать ее.
Диагностика
творческих
способностей
показывает,
как
развита
фантазия,
воображение, память зрительная и слуховая, насколько хорошо он видит причинно-
следственные связи.
Необходимо такой срез в самом начале занятий по программе, чтобы определить текущий
уровень развития ребенка. Тот же самый срез в конце года показывает, насколько мы
продвинулись, какие направления идут хорошо, а каким нужно уделить больше внимания.
Можем увидеть динамику. Ездить ведь можно только на круглом колесе. Если какой-то
сектор неразвит, то колесо начинает хромать, далеко Вы не уедете.
ТРИЗ-педагогика должна присутствовать в наших детских садах, тогда детям не нужно
дополнительно посещать центры или клубы. Хорошо утром в детском саду позаниматься
ТРИЗом. А потом пойти гулять и тут же применить полученные навыки на практике. А
если бы еще и родители вечером поинтересовались у ребенка, чем он занимался, что
нового узнал за этот день, то было бы вообще замечательно.
Далеко не каждый родитель делает это, а ведь рядом с ними растет личность. Личность,
которой нужно будет выбирать профессию, строить семью, работать. Всего 15-30 минут в
день общения со своим ребенком дают очень многое. И, конечно же, не стоит забывать о
физическом развитии. В детском саду детям не хватает целенаправленной физической
нагрузки. Желательно, чтобы ребенок ходил в какие-то спортивные школы, клубы, где
будет развиваться гибкость, ловкость, где будет укрепляться его организм.
Родителям нужно решить – будут ли они формировать у ребенка мышление творческого
человека. Многие тут могут возразить, что их ребенок и рисует, и лепит, и поет, но это – не
развивает
мышление. Ребенок заполняется тем, что идет на него с улицы, с экрана
телевизора, из разговоров родителей. Именно родители определяют то, чем будет заполнен
их ребенок – будет ли он мечтать, фантазировать, создавать что-то новое или бояться
открытий, с опаской смотреть на все неизвестное и теряться в непривычных ситуациях.
Я надеюсь, что у каждого родителя найдется, полчаса свободного времени в день, чтобы
заложить успешность своего ребенка с детства.