Напоминание

Орудия труда


Автор: Кузнецова Анастасия Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №210"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: педагогический проект
Тема: Орудия труда
Раздел: дошкольное образование





Назад




1
Педагогический проект

Название проекта: «
Орудия труда и инструменты».
По доминирующей деятельности
: познавательный.
По количеству участников
: коллективный.
Характер контактов
: среди детей одной группы.
По продолжительности
: краткосрочный (1 неделя).
Заявитель
: дети старшего дошкольного возраста.
Автор проекта
:
2. Структура проекта.

Актуальность темы:
Процесс социализации детей дошкольного возраста неразрывно связан с познанием окружающего мира и прежде всего мира взрослых. Знания о социальных явлениях, важнейшим из которых является труд, призваны сыграть ведущую роль в становлении личности дошкольника. Трудовое воспитание в Программе современной дошкольной образовательной организации является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Формирование знаний о труде взрослых предполагает формирование у детей дошкольного возраста знаний о направленности, содержании и структуре конкретных трудовых процессов. Дети овладевают знаниями о том, как правильно организовать и построить трудовой процесс. Формирование знаний о труде подготавливает основу для освоения этих же трудовых процессов детьми. Тем не менее, в Программе ДОО акцент делается, в большей степени, на воспитание трудолюбия у самого ребенка, организацию его труда, в меньшей степени, происходит ознакомление с трудом взрослых. Многие дети могут назвать лишь несколько распространенных профессий (врач, учитель, художник, повар, продавец) и указать на одно-два орудия (или инструмента) труда, с которым у них ассоциируется данная профессия. Недостаточное количество знаний об
2 орудиях труда может вызывать ряд затруднений у детей при объяснении специфики той ли иной профессии. Таким образом, возникает проблема между потребностью современной дошкольной педагогики в формировании представлений об орудиях и инструментах труда у детей дошкольного возраста и недостаточной методической обоснованностью данного процесса. Проблема. Цель. Не сформированы представления об орудиях труда. Дать представления Причины. Задачи. Недостаточно материалов. Мало внимания уделяется дома. Мало внимания уделено в программе ДОО. Подобрать материал по теме проекта. Создать картотеку игр, стихов, произведений. О р г а н и з о в а т ь п р а з д н и к , посвященный профессиям и орудиям труда. Организационный этап: Что мы знаем? Существуют разные профессии и орудия труда, которые используют представители разных профессий. Что мы хотим узнать? Какие орудия труда существуют, как н а з ы в а ю т с я , д л я ч е го и к е м используются. Научиться составлять рассказ об орудиях труда. С помощью чего узнаем? С помощью стихотворений, рассказов о профессиях и орудиях труда, бесед с воспитателем, различных игр.
Цель проекта
: ожидаемые результаты деятельности, выраженный в позитивных изменениях
Задачи проекта:

3 1.Формировать представления детей старшего дошкольного возраста о профессиях людей, орудиях труда. 2. Формировать устойчивое эмоционально-положительное отношение к труду; желание трудиться по внутреннему побуждению, проявляя инициативу, оказывая конкретную посильную помощь взрослым. 3. Приучать детей экономно расходовать материалы. 4. Уделять особое внимание воспитанию уважения к людям различных профессий и формированию интереса к разным видам труда. 5. Подчеркивать значение труда в жизни людей, его коллективный характер, общественно значимые мотивы.
3. Этапы проекта.

1. Организационный
. 1. Педагог (воспитатель) – раскрывает проблему. 2. Педагог определяет цель, намечает задачи для реализации поставленной цели. 3. Дети – вхождение в проект. 4. Родители – вызывать положительный отклик родителей на существующую проблему.
2. Планирование деятельности.
1. Педагог: - изготовление пособий для проекта; - беседы; - изготовление игр; - подбор имеющихся игр; - обучение с использованием дидактических, сюжетно-ролевых, пальчиковых игр, стихов, загадок; - продумывание практической, экспериментальной деятельности; - продуктивная деятельность; - чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий.
4 2. Дети – разучивание игр, стихов, участие в экспериментальной и продуктивной деятельности, поиск с родителями и педагогом новых знаний по теме. 3. Родители – ищут информацию, работают по созданию развивающей среды группы (по заданиям педагогов), изготавливают с детьми различный наглядный материал. 3. Заключительный. Ожидаемый результат. Продукт. Образовательные Воспитательные Развивающие Оздоровительные Программа Методические рекомендации Методическая разработка На какие результаты рассчитываем? Что будет являться продуктом проекта? Результаты диагностики и т.п. Формирование высокого уровня и н ф о р м и р о в а н н о с т и д е т е й дошкольного возраста об орудиях труда.
5
4. Паутинка проекта. По образовательным областям.
5. План осуществление проекта (основной этап). Режимные моменты Совместная работа педагога с детьми. Совместная работа родителей с детьми. Свободная творческая деятельность детей. Беседы о разных видах труда и об инструментах. Рассматривание картинок, фотографий, видео ресурсов об орудиях труда. Э к с к у р с и и н а работу родителей. Беседа на тему « К е м я х о ч у быть». Социально- игровые формы (дидактические, сюжетно-ролевые игры). Продуктивная деятельность.
6
6. Заключительный этап. Ожидаемый результат.

7. Продукт проекта.

8. Диагностика детей на начало работы по проекту:
Для диагностики уровня знаний детей старшего дошкольного возраста была использована методика Е.И. Медвецкой «Что такое профессия». В таблице 1 представлены данные на начало и конец работы по проекту. Таблица 1. – Результаты диагностики уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о профессиях и орудиях труда Уровень Начало проекта (количество детей) Конец проекта (количество детей) Высокий 4 8 Средний 16 17 Низкий 7 2 На рисунке 1 представлены процентные данные по результатам диагностики.
7 Рисунок 1. – Распределение детей старшего дошкольного возраста по уровням знаний о профессиях и орудиях труда Диагностика детей на начало работы над проектом позволила сделать следующие выводы. Дошкольникам были задан вопрос: Какие ты знаешь профессии? По каждой названной профессии ребенку было предложено рассказать, какими орудиями труда пользуется человек названной профессии. Предложено объяснить процесс работы данной профессии. Большинство дошкольников назвали самые про стые и распространенные профессии: продавец, врач, учитель. Было отмечено, что практически все дети сразу же назвали профессии своих родителей. Вопрос об орудиях труда по каждой из профессий также вызвал некоторые замешательства у детей. Те дети, которые знают о специфике работы родителей, смогли объяснить и процесс труда. Характеризуя знакомые профессии, дети недостаточно полно ориентировались в трудовых средствах, прослеживалась бедность словаря, характеризующего специфику профессий. Некоторые ребята смогли назвать профессии взрослых, но не смогли с легкостью рассказать о сопутствующих профессии оружиях труда. Можно
8 сделать вывод, что названных профессий было довольно немного, ответы о процессе работы и орудиях труда очень скудны. По результатам диагностики выявлена проблема: низкий уровень сформированности представлений о труде взрослых. Необходимо разработать план мероприятий по ознакомлению детей с трудом взрослых и орудиями труда. Полученные данные позволили сделать заключение о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста об орудиях и инструментах труда.
9. Презентация проекта.
В презентацию проекта вошли продукты деятельности старших дошкольников: рисунки, поделки и т.п.
10. Рефлексия.
Разработанный проект позволил сформировать у детей старшего дошкольного возраста конкретные представления об орудиях труда взрослых, о трудовом процессе, трудовыми действиями, результатами и качеством труда, с назначением оборудования, техники, инструментов, необходимых для работы в той или иной профессии. Полученные знания закреплялись в изобразительной деятельности знания о труде взрослых; в различных играх, стимулировали желание детей принять участие в труде, способствовали развитию активности в процессе трудовой деятельности, воспитывали в детях, на примерах труда взрослых, дружелюбие, взаимопомощь, вежливость, честность, гуманные чувства, уважение друг к другу, к результатам труда. 11. Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции. Негативные последствия. Способы их коррекции. Чрезмерная информированность детей старшего дошкольного возраста об орудиях труда. Более тщательный отбор информации по теме.
Список использованных источников и литературы

9 1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика [Текст] / Т.М. Бабунова. – М.: Сфера, 2007. – 204 с. 2. Васильева, М.А. Трудовое воспитание [Текст] / М.А. Васильева // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С.18. 3. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников [Текст]: Учеб. пособие / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ҏед. С.А. Козловой. – М.: Академия, 2003. – 144 с. 4. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников [Текст] / С.А. Козлова. – М.: Просвещение, 2002. – 271с. 5. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий [Текст]: учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. – Балашов: изд. «Николаев», 2004. – 52 с. 6. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир [Текст] / М.В. Крулехт. – СПб.: Детство-Пҏесс, 2003. – 160с. 7. Куликова, Т. Учите детей трудиться! [Текст] / Т.Куликова // Дошкольное воспитание. – 2000 год. №7. – С.101–105. 8. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка – дошкольника [Текст] / Л.В. Куцакова. – М.: Просвещение, 2004. – С.45–54. 9. Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. – М.: Детство-Пҏесс, 2008. – 224с. 10.Пышьева, Н.С. Повышение творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда [Текст] / Н.С. Пышьева // Пҏеподаватель XXI век. – 2008. – №4. – С.36–40.
10
Приложение

Материалы проекта
Задание 1. Родителям рекомендуется: - побеседовать с ребенком о том, что на свете есть очень много профессий, спросить его, какие профессии он знает, кем бы он хотел стать, когда вырастет; - спросить у ребенка, что делают люди разных профессий, какую работу они выполняют, какие инструменты и орудия труда им для этого нужны; - рассказать ребенку о своей профессии, о том, где и кем вы работаете, что делаете, какую пользу приносит ваша работа людям; - если есть возможность, отведите ребенка на место вашей работы. Задание 2. Дидактическая игра «Кем ты будешь?» (употребление глаголов будущего времени). Я буду строителем, построю дома. Я буду ... ). Задание 3. Дидактическая игра «Назови профессию» (образование существительных с помощью суффикса -щик). Кто носит багаж? - Носильщик. Кто сваривает трубы? - Сварщик. Кто вставляет стекла? - Стекольщик. Кто работает на кране? - Крановщик. Кто кладет камни? - Каменщик. Кто чинит часы? – Часовщик. Кто точит ножи? - Точильщик. Кто кроит платье? — Закройщик. Задание 4. Дидактическая игра «Назови женские профессии» (словообразование): ткач - ткачиха, повар - ..., воспитатель - ..., учитель - ..., художник - ..., продавец - ..., певец - ..., летчик - ..., пианист - ..., скрипач - ... . Задание 5. Дидактическая игра «Почему так названы?» (сложные слова): рыболов - ловит рыбу, пчеловод - ..., землекоп - ..., лесоруб - ..., трубочист - ....
11 Задание 6. Дидактическая игра «Кто чем работает?» (образование творительного падежа имен существительных): маляр - кистью, землекоп - ..., дворник - ... . Задание 7. Дидактическая игра «Назови действия»: лопатой – копают, иголкой - ..., пилой - ..., топором - …, граблями - ..., кистями - ..., ножницами - .... Задание 8. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы» (дательный падеж имен существительных): поварешка нужна повару, письмо нужно ..., метла нужна ..., указка нужна ..., топор нужен ... . Задание 9. Дидактическая игра «Ответь на вопрос» (употребление предлога в). Куда пойдет мама, если нужен врач? Куда ты пойдешь, если нужно сшить платье? Куда нужно пойти, чтобы купить лекарство? хлеб? Задание 10. Дидактическая игра «Подбери родственные слова к слову строить»: стройка, строитель, строительство, строительный, постройка. Задание 11. Дидактическая игра «Подскажи словечко». Дровосеки рубят бор - есть у каждого ... (топор). Папе гвоздь забить помог деревянный ... (молоток). Пыль на полу - подайте ... (метлу). Возле школы все ребята убирают снег ... (лопатой). Задание 12. Отгадать и выучить загадки по выбору. Я землю копала — ничуть не устала. А кто мною копал, тот и устал. (Лопата)
12 То л с т ы й т о н ко го п о б ь е т, т о н к и й ч т о - н и буд ь п р и б ь е т. (Молоток и гвоздь) Листья падают в саду, я их быстренько смету. (Грабли) Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб. (Пила) Выложить «отгадки» из спичек по образцу. Задание 13. Упражнение для кистей рук Красят домик маляры для любимой детворы. Если только я смогу, то им тоже помогу. Кулаки опущены вниз. Одновремено поднять вверх кисти рук, раздвигая в стороны пальцы. Задание 14. Прочитать ребенку отрывок из стихотворения Д. Родари «Чем пахнут ремесла» и обсудить его. У каждого дела есть запах особый: В булочной пахнет тестом и сдобой. Пахнет маляр скипидаром и краской. Пахнет стекольщик оконной замазкой. Пахнет кондитер орехом мускатным. Доктор в халате — лекарством приятным. Рыхлой землею, полем и лугом Пахнет крестьянин, идущий за плугом. Рыбой и морем пахнет рыбак. Только бездельник не пахнет никак.


В раздел образования