Особенности обучение слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС.
Автор: Кочева Дарья Геннадьевна Должность: учитель изобразительного искусства Учебное заведение: ГКОУ "Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат №12" Населённый пункт: город Шадринск, Курганская область Наименование материала: статья Тема: Особенности обучение слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС. Раздел: среднее образование
Особенности обучение слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС.
«Урок
–
это
зеркало
общей
и
педагогической
культуры
учителя,
мерило
его
интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный
педагог В.А.Сухомлинский.
Деятельность педагога с учётом требований профессионального стандарта
Педагог
должен
разработать
и
реализовать
программу
учебных
дисциплин
в
рамках
основной
общеобразовательной
программы
(С
учетом
особенностей
детей).
Осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями
ФГОС.
Участвовать в разработке и реализации программы развития образовательной
организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
Планировать и проводить учебные занятия.
Систематически анализировать эффективность учебных занятий и подходов к
обучению.
Организовывать, осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и
итоговых
результатов
освоения
основной
образовательной
программы
обучающимися.
Формировать универсальные учебные действия.
Формировать
навыки,
связанные
с
информационно-коммуникационными
технологиями.
Формировать мотивацию к обучению.
Современному
обществу
нужны
образованные,
нравственные,
предприимчивые
люди, которые могут:
анализировать свои действия;
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
отличаться мобильностью;
быть способны к сотрудничеству;
обладать
чувством
ответственности
за
судьбу
страны,
ее
социально-
экономическое процветание.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на
результаты
освоения
основных
образовательных
программ.
Под
результатами
понимается
не
только
предметные
знания,
но
и
умение
применять
эти
знания
в
практической
деятельности.
Поэтому
учебная
деятельность
строится
на
основе
деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на
основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться
при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может
стать
основой
формирования
в
будущем
его
самостоятельности.
Значит,
образовательная
задача
состоит
в
организации
условий,
провоцирующих
детское
действие.
ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая
особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают
предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,
преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,
частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится
задача
научиться
создавать
учебные
ситуации
как
особые
структурные
единицы
учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
возраста ребенка;
специфики учебного предмета;
меры сформированности УУД учащихся.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной
ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия. Осваивает характерные
для
предмета
способы
действия,
т.е.
приобретает
наряду
с
предметными,
познавательные и коммуникативные компетенции.
К современному уроку предъявляются следующие требования :
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь
хорошее начало и хорошее окончание;
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко
сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на
сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с
учителем и одноклассниками;
учитель
организует
проблемные
и
поисковые
ситуации,
активизирует
деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока - дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как
профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
Примерная
структура
каждого
типа
урока
по
ФГОС
мало
отличается
от
традиционной
сохраняется организационный этап урока
этап постановки целей и задачей урока
этап проверки домашнего задания
этап актуализации знаний
объяснения нового материала
закрепления материала
комментирования д/з
этап рефлексии
этап подведения итогов и выставления оценок
Отличительной чертой урока по ФГОС является то, что обучающиеся должны
самостоятельно (с подачи учителя) ставить цель урока , ставить задачу, планировать
работу,
контролировать
её
выполнение,
отслеживать
результат,
оценивать
свою
деятельность и деятельность своих одноклассников.
ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Требования
к
структуре
адаптированной
основной
образовательной
программы
основного и среднего общего образования слабовидящих обучающихся.
1. АООП (Адаптированная основная образовательная программа)для слабовидящих
обучающихся
определяет
цели,
задачи,
планируемые
результаты,
содержание
и
организацию
образовательного
процесса
на
уровне
основного
и
среднего
общего
образования
с
учетом
индивидуальных
особенностей
слабовидящего
обучающегося
(учитывать зрительный диагноз ребенка, имеющиеся вторичные отклонения в развитии
и опираться на сформированные компенсаторные механизмы), быть преемственной по
отношению к основной образовательной программе начального, основного, среднего
общего образования.
2.
АООП
для
слабовидящих
обучающихся,
которая
реализуется
в
условиях
инклюзивного
образования,
имеет
структуру,
определенную
требованиями
ФГОС
основного и среднего Основного Образования.
3. Адаптированная основная образовательная программа включает обязательную часть
и часть, формируемую участниками образовательных отношений. АООП реализуется
образовательной
организацией
через
урочную
и
внеурочную
деятельность
с
соблюдением
требований
государственных
санитарно-эпидемиологических
правил
и
нормативов. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и
внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
адаптированной
образовательной
программы определяет образовательная организация.
4. Специфические требования к разделам адаптированной образовательной программы.
4.1. Требования к разделам адаптированной образовательной программы основного и
среднего общего образования соответствуют требованиям ФГОС основного и среднего
ОО с учетом специфики следующих образовательных потребностей слабовидящих и
коррекционной направленности их обучения:
использование при необходимости рельефно-точечной системы Брайля;
применение
наглядных
дидактических
материалов
(коллективного
и
индивидуального пользования): макеты, модели, рельефно-графические пособия
и т.п.;
использование
тифлотехнических
средств
компенсации
слабовидения
(лупа,
портативные и стационарные электронные увеличители и т.п.);
использование программы увеличения информации на экране компьютера;
применение
специальных
приспособлений
для
выполнения
графических
и
рельефно-графических построений на уроках;
взаимосвязи коррекционной программы и программ предметных циклов.
Прибор
«Школьник» для рельефного рисования и черчения. Его основание покрыто
листом
резины.
На
основание
накладывается
лист
специальной
плёнки,
который
закрепляется
при
помощи
металлической
крышки
в
виде
рамки
и
дополнительных
зажимов. Прибор комплектуется шариковой ручкой и листами пленки.
На этой пленке с помощью шариковой ручки можно получать прямое рельефное и
одновременно цветное изображение, что позволяет незрячим чертить геометрические
фигуры и иллюстрировать (делать схематические рисунки) условия задач.
4.2. Требования к планируемым результатам освоения адаптированной образовательной
программы.
Структура
и
содержание
планируемых
результатов
освоения
адаптированной образовательной программы основного и среднего общего образования
должны
адекватно
отражать
требования
Стандарта,
передавать
специфику
образовательного процесса, учитывать глубину поражения зрительного анализатора,
сформированность
компенсаторных
механизмов,
соответствовать
возрастным
и
психофизическим
возможностям
слабовидящих
обучающихся.
Система
оценки
достижения
планируемых
результатов
освоения
адаптированной
образовательной
программы
основного
и
среднего
общегообразования
слабовидящих
обучающихся
должна
включать
описание
организации
и
содержания
государственной
(итоговой)
аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и
внеурочной деятельности, итоговой оценки достижений слабовидящих обучающихся по
предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию, в т.ч. оценки
проектной
деятельности.
Государственная
(итоговая)
аттестация
слабовидящих
обучающихся
должна
проводиться
с
увеличением
времени
выполнения
заданий,
обеспечением доступности, имеющихся в заданиях рисунков и графических материалов
с помощью масштабирования или, в индивидуальном порядке по рекомендации ПМПК,
адаптированных для тактильно-зрительного восприятия слабовидящим обучающимся.
Для каждого такого ребенка разрабатывается индивидуальный учебный план.
4.3. Требования к индивидуальному учебному плану (ИУП). Индивидуальный учебный
план
для
слабовидящего
обучающегося
разрабатывается
образовательной
организацией
в
соответствии
с
рекомендациями
ПМПК,
с
учетом
психофизических
особенностей
ребенка-
инвалида,
индивидуальной
программы
реабилитации
(ИПР),
пожеланий
родителей
(законных
представителей).
Индивидуальный
учебный
план
дляслабовидящего
обучающегося
отражает
перечень
и
форму
освоения
отдельных
предметов, сроки и количество часов, отводимых на каждый предмет. Также включает
предметы коррекционной программы и внеурочную деятельность.
4.4.
Требования
к
организации
внеурочной
деятельности.
Направления
и
формы
внеурочной деятельности, идентичны указанным в требованиях к структуре ООП ФГОС
основного и среднего ОО, при условии обеспечения коррекционной направленности в
каждом виде деятельности. В рамках внеурочной деятельности, для слабовидящих
обучающихся
организуются
самостоятельные
коррекционные
курсы
в
формеиндивидуальных
и
подгрупповых
занятий.
Данные
курсы
обеспечивают
реализацию
индивидуальных
образовательных
потребностей,
и
непосредственно
влияют на формирование жизненных компетенций: «развитие зрительного восприятия»,
«основы
тифлоинформационных
технологий»,
«домоводство»,
«тифлографика»,
«ориентирование и мобильность». Содержание работы по программам и направлениям
внеурочной деятельности со слабовидящими детьми, необходимо корректировать с
учетом особенностей их психофизического развития, возрастных и индивидуальных
возможностей.
4.5.
Требования
к
программе
формирования
универсальных
учебных
действий
у
слабовидящих обучающихся на ступени основного и среднего общего образования.
Программа развития универсальных учебных действий у слабовидящих обучающихся на
ступени
основного
и
среднего
общего
образования,
кроме
перечисленных
в
ФГОС
основного и среднего ОО направлений также должна предусматривать:
формирование у обучающихся целостных, системных представлений о предметах
и явлениях окружающего мира, их предметно-пространственных отношений;
владение
техническими
средствами,
обеспечивающими
доступ
к
информации
слабовидящего
пользователя:
программы
увеличения
информации
на
экране
компьютера,
умение
применять
на
практике
персональные
современные
тифлотехнические средства, пользоваться электронной книгой, планшетом и т.п.;
владение основами системы рельефно-точечных обозначений Л. Брайля;
способность учащегося адекватно оценивать свои возможности в разных видах
деятельности
с
учетом
имеющегося
ограничения
зрительной
функции,
уметь
использовать зрение в пространственном ориентировании;
отражать специфику подготовки слабовидящего учащегося к профессиональной
деятельности
Примерная
структура
каждого
типа
урока
по
ФГОС
обучающихся
с
ограниченными возможностями здоровья.
•
организационный этап урока
этап постановки целей и задачей урока
этап проверки домашнего задания
этап актуализации знаний
зрительная гимнастика
объяснения нового материала
закрепления материала
физ. минутка и зрительная гимнастика
комментирования д/з
этап рефлексии
этап подведения итогов и выставления оценок
Требования при составлении презентации:
Не более 10 слайдов
Белый фон и черный шрифт
Шрифт выбирается Arial, Calibri или Verdana(беззасечек). Курсив не желателен
Размер шрифта:заголовки 34-36, основной 24-28
На слайде 1-2 изображения (по горизонтали)
Минимум подписи
Никакой анимации
Информация, написанная на слайде, должна быть озвучена учителем
Требования
при
создании
наглядного
материала
(иллюстрации)
для
слабовидящих детей
Любое наглядное пособие должно быть взято в четкую черную рамку
Правый нижний угол должен быть срезан, что бы ребенок понимал где низ и
лицевая сторона
Изображения располагать только по горизонтали
На одной странице не более 5-7 изображений (объектов)
От одного изображения до другого расстояние 1 см
Только использовать контрастные цвета (красный-желтый плохо, синий-зеленый
плохо)
Близкие по цвету объекты должны разделяться рельефной линией
Сложные коллажи не использовать
Если нет подходящей иллюстрации можно взять фото, но увеличить его в 1,5-2
раза