Напоминание

Особенности обучение слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС.


Автор: Кочева Дарья Геннадьевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: ГКОУ "Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат №12"
Населённый пункт: город Шадринск, Курганская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности обучение слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС.
Раздел: среднее образование





Назад





Особенности обучение слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский. Деятельность педагога с учётом требований профессионального стандарта  Педагог должен разработать и реализовать программу учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы (С учетом особенностей детей).  Осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС.  Участвовать в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.  Планировать и проводить учебные занятия.  Систематически анализировать эффективность учебных занятий и подходов к обучению.  Организовывать, осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.  Формировать универсальные учебные действия.  Формировать навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями.  Формировать мотивацию к обучению. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:  анализировать свои действия;  самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;  отличаться мобильностью;  быть способны к сотрудничеству;  обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально- экономическое процветание. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Поэтому учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:  возраста ребенка;  специфики учебного предмета;
 меры сформированности УУД учащихся. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия. Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными, познавательные и коммуникативные компетенции.
К современному уроку предъявляются следующие требования
:  хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;  учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;  урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;  учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;  вывод делают сами учащиеся;  минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;  времясбережение и здоровьесбережение;  в центре внимания урока - дети;  учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;  умение демонстрировать методическое искусство учителя;  планирование обратной связи;  урок должен быть добрым.
Примерная

структура

каждого

типа

урока

по

ФГОС

мало

отличается

от

традиционной
 сохраняется организационный этап урока  этап постановки целей и задачей урока  этап проверки домашнего задания  этап актуализации знаний  объяснения нового материала  закрепления материала  комментирования д/з  этап рефлексии  этап подведения итогов и выставления оценок Отличительной чертой урока по ФГОС является то, что обучающиеся должны самостоятельно (с подачи учителя) ставить цель урока
,
ставить задачу, планировать работу, контролировать её выполнение, отслеживать результат, оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников.

ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Требования к структуре адаптированной основной образовательной программы основного и среднего общего образования слабовидящих обучающихся. 1. АООП (Адаптированная основная образовательная программа)для слабовидящих обучающихся определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне основного и среднего общего образования с учетом индивидуальных особенностей слабовидящего обучающегося (учитывать зрительный диагноз ребенка, имеющиеся вторичные отклонения в развитии и опираться на сформированные компенсаторные механизмы), быть преемственной по отношению к основной образовательной программе начального, основного, среднего общего образования. 2. АООП для слабовидящих обучающихся, которая реализуется в условиях инклюзивного образования, имеет структуру, определенную требованиями ФГОС основного и среднего Основного Образования. 3. Адаптированная основная образовательная программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. АООП реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной образовательной программы определяет образовательная организация. 4. Специфические требования к разделам адаптированной образовательной программы. 4.1. Требования к разделам адаптированной образовательной программы основного и среднего общего образования соответствуют требованиям ФГОС основного и среднего ОО с учетом специфики следующих образовательных потребностей слабовидящих и коррекционной направленности их обучения:  использование при необходимости рельефно-точечной системы Брайля;  применение наглядных дидактических материалов (коллективного и индивидуального пользования): макеты, модели, рельефно-графические пособия и т.п.;  использование тифлотехнических средств компенсации слабовидения (лупа, портативные и стационарные электронные увеличители и т.п.);  использование программы увеличения информации на экране компьютера;  применение специальных приспособлений для выполнения графических и рельефно-графических построений на уроках;  взаимосвязи коррекционной программы и программ предметных циклов.
Прибор

«Школьник»
для рельефного рисования и черчения. Его основание покрыто листом резины. На основание накладывается лист специальной плёнки, который закрепляется при помощи металлической крышки в виде рамки и дополнительных зажимов. Прибор комплектуется шариковой ручкой и листами пленки. На этой пленке с помощью шариковой ручки можно получать прямое рельефное и одновременно цветное изображение, что позволяет незрячим чертить геометрические фигуры и иллюстрировать (делать схематические рисунки) условия задач. 4.2. Требования к планируемым результатам освоения адаптированной образовательной программы. Структура и содержание планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы основного и среднего общего образования должны адекватно отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательного процесса, учитывать глубину поражения зрительного анализатора, сформированность компенсаторных механизмов, соответствовать возрастным и
психофизическим возможностям слабовидящих обучающихся. Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы основного и среднего общегообразования слабовидящих обучающихся должна включать описание организации и содержания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки достижений слабовидящих обучающихся по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию, в т.ч. оценки проектной деятельности. Государственная (итоговая) аттестация слабовидящих обучающихся должна проводиться с увеличением времени выполнения заданий, обеспечением доступности, имеющихся в заданиях рисунков и графических материалов с помощью масштабирования или, в индивидуальном порядке по рекомендации ПМПК, адаптированных для тактильно-зрительного восприятия слабовидящим обучающимся. Для каждого такого ребенка разрабатывается индивидуальный учебный план. 4.3. Требования к индивидуальному учебному плану (ИУП). Индивидуальный учебный план для слабовидящего обучающегося разрабатывается образовательной организацией в соответствии с рекомендациями ПМПК, с учетом психофизических особенностей ребенка- инвалида, индивидуальной программы реабилитации (ИПР), пожеланий родителей (законных представителей). Индивидуальный учебный план дляслабовидящего обучающегося отражает перечень и форму освоения отдельных предметов, сроки и количество часов, отводимых на каждый предмет. Также включает предметы коррекционной программы и внеурочную деятельность. 4.4. Требования к организации внеурочной деятельности. Направления и формы внеурочной деятельности, идентичны указанным в требованиях к структуре ООП ФГОС основного и среднего ОО, при условии обеспечения коррекционной направленности в каждом виде деятельности. В рамках внеурочной деятельности, для слабовидящих обучающихся организуются самостоятельные коррекционные курсы в формеиндивидуальных и подгрупповых занятий. Данные курсы обеспечивают реализацию индивидуальных образовательных потребностей, и непосредственно влияют на формирование жизненных компетенций: «развитие зрительного восприятия», «основы тифлоинформационных технологий», «домоводство», «тифлографика», «ориентирование и мобильность». Содержание работы по программам и направлениям внеурочной деятельности со слабовидящими детьми, необходимо корректировать с учетом особенностей их психофизического развития, возрастных и индивидуальных возможностей. 4.5. Требования к программе формирования универсальных учебных действий у слабовидящих обучающихся на ступени основного и среднего общего образования. Программа развития универсальных учебных действий у слабовидящих обучающихся на ступени основного и среднего общего образования, кроме перечисленных в ФГОС основного и среднего ОО направлений также должна предусматривать:  формирование у обучающихся целостных, системных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, их предметно-пространственных отношений;  владение техническими средствами, обеспечивающими доступ к информации слабовидящего пользователя: программы увеличения информации на экране компьютера, умение применять на практике персональные современные тифлотехнические средства, пользоваться электронной книгой, планшетом и т.п.;  владение основами системы рельефно-точечных обозначений Л. Брайля;  способность учащегося адекватно оценивать свои возможности в разных видах деятельности с учетом имеющегося ограничения зрительной функции, уметь использовать зрение в пространственном ориентировании;  отражать специфику подготовки слабовидящего учащегося к профессиональной деятельности

Примерная

структура

каждого

типа

урока

по

ФГОС

обучающихся

с

ограниченными возможностями здоровья.
• организационный этап урока  этап постановки целей и задачей урока  этап проверки домашнего задания  этап актуализации знаний  зрительная гимнастика  объяснения нового материала  закрепления материала  физ. минутка и зрительная гимнастика  комментирования д/з  этап рефлексии  этап подведения итогов и выставления оценок
Требования при составлении презентации:
 Не более 10 слайдов  Белый фон и черный шрифт  Шрифт выбирается Arial, Calibri или Verdana(беззасечек). Курсив не желателен  Размер шрифта:заголовки 34-36, основной 24-28  На слайде 1-2 изображения (по горизонтали)  Минимум подписи  Никакой анимации  Информация, написанная на слайде, должна быть озвучена учителем
Требования

при

создании

наглядного

материала

(иллюстрации)

для

слабовидящих детей
 Любое наглядное пособие должно быть взято в четкую черную рамку  Правый нижний угол должен быть срезан, что бы ребенок понимал где низ и лицевая сторона  Изображения располагать только по горизонтали  На одной странице не более 5-7 изображений (объектов)  От одного изображения до другого расстояние 1 см  Только использовать контрастные цвета (красный-желтый плохо, синий-зеленый плохо)  Близкие по цвету объекты должны разделяться рельефной линией  Сложные коллажи не использовать  Если нет подходящей иллюстрации можно взять фото, но увеличить его в 1,5-2 раза


В раздел образования