Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников
Автор: Керимова Фарида Рахмедовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Радуга" Населённый пункт: ЯНАО, г.Новый Уренгой Наименование материала: методическая разработка Тема: Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников Раздел: дошкольное образование
Задачи развития речи
- Формирование звуковой культуры речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя
речи.
- Обучение рассказыванию, связной речи.
- Развитие выразительности речи.
Работа по развитию речи ребёнка в
нашей группе осуществляется в разных
видах деятельности ; на специальных
занятиях по развитию речи, а также и на
других занятиях ; вне занятий – в
игровой и художественной деятельности;
в повседневной жизни.
Большое значение для развития речи
дошкольника имеет обогащение словаря на
основе знаний и представлений об
окружающей жизни и в процессе
наблюдений природой. Природа имеет
уникальные возможности для развития речи
детей.
Хочется отдельно
остановиться на роли
развития мелкой
моторики пальчиков в
формировании речи
ребенка
а) застегивание и расстегивание пуговиц;
б) шнурование ботинок;
в) шнуровка на специальных рамках;
г) нанизывание колец на тесьму;
д) игры с мозаикой;
е) сортировка мозаики по ячейкам;
ж) игры с конструкторами;
з) перебирание круп, зерен (например,
фасоль и горох).
Массаж. Массируя пальцы активизируем работу внутренних органов.
Большой - отвечает за голову;
Указательный - желудок;
Средний - печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.
Сказка нужна всем – и большим и
маленьким. Сказкой можно успокоить,
поднять настроение, научить понимать
другого, улучшить самочувствие. Сказка
поможет скоротать время, познакомиться
с нравственными понятиям.
Сформировать грамотную речь у детей
помогает и приобщение к книге, которая
представляет богатейший материал нашей
русской культуры и национальных
традиций. Дети ежедневно слушают сказки,
рассказы, стихи. Привлекают их и
скороговорки, произносимые воспитателем,
и считалки, сочетающихся с ритмом жестов.
Дети с огромной радостью принимают
участие в разных играх начиная с речевых,
дидактических, настольных и заканчивая
подвижными играми.
А хорошо знакомые сказки
можно и проиграть
.
Помимо картин, широко применяем ежедневное
рассматривание книжных иллюстрации
.
Во 2-й младшей группе перед воспитателями стоит задача
интенсивно обогащать речь детей путем восприятия речи и
рассказов взрослых. Эти рассказы самые разнообразные:
1) Рассказы о предстоящих событиях. Их главная цель создать
ситуацию предвкушения радости завтрашнего дня.
2) Рассказы о прошедшем дне – шаговая констатация того, что уже
произошло. Эти рассказы влекут за собой отсроченное переживание
событий, доставивших детям приятное или огорчивших их.
3) Рассказы о детях помогают ребенку услышать, что-то приятное в
свой адрес в присутствии всех детей, так реализуется потребность
ребенка почувствовать себя значимым, компетентным. 4)Рассказы
о взрослых, о животных.
5) Рассказы о приключениях игрушек (мини– инсценировки),
литературных героях.
Другой ключевой задачей развития речи является
развитие диалогической речи.
Эту задачу, прежде всего, решаем в индивидуальных
разговорах с ребенком, а их эффективность напрямую
связана с характером наших отношений с малышом, от
уровня его привязанности и доверия к нам.
Ещё одним средством диалогической речи, помогающим
нам в работе, являются стихи– диалоги (такие, как
«Кисонька – мурысонька»).
А также ролевые диалоги, где дети слышат не только