Автор: Бубнова Марина Евгеньевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Василёк" с. Енотаевка" МО "Енотаевский район" Населённый пункт: с. Енотаевка, Астрахансая область Наименование материала: логопедическое занятие Тема: "В гостях у лягушки-говорушки" Раздел: дошкольное образование
Открытое логопедическое подгрупповое
занятие «В гостях у лягушки-говорушки»
Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в
словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах,
предложениях, чистоговорках;
- дать характеристику звука Р;
- развивать фонематический слух;
- расширять словарный запас;
- корректировать лексико-грамматический строй речи.
- развивать разговорную речь детей.
Коррекционно-развивающие:
-Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;
- формировать правильное речевое дыхание;
- развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления,
тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
- формирование положительной установки на участие в занятии;
- формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности,
ответственности;
- стимулировать речевую активность
Оборудование:
мягкая игрушка “Лягушка-говорушка;
картинки для выполнения артикуляционной гимнастики “приключения язычка”;
предметные картинки со звуком [р];
«стрекозы» для дыхательной гимнастики;
сигнальные карточки для характеристики звука [р];
кукла Би-ба-бо – кошка;
мяч;
картинки со звуком [р]
Ход занятия
1. Организационный момент
Посмотри, кто сегодня к нам пришел в гости. Это-«Лягушка-говорушка». Она
весёлая зверушка и хочет с вами подружиться. Вы согласны с ней дружить?
Давайте вместе с ней делать гимнастику для язычка.
2. Артикуляционная гимнастика
Язычок проснулся утром. Выглянул в окошко (Высовывание языка). Посмотрел
наверх и вниз (“Качели”, посмотрел по сторонам (“Часики”, почистил зубки
(верхние/нижние) и отправился на прогулку. Сел на кораблик (“Парус”) и кораблик
приплыл к лягушке (“Лягушка”). Лягушка улыбнулась и позвала слоника (“Слоник”).
Язычок отправился дальше гулять. На полянке встретил змею (“Змея”). Со змеей
поиграл и дальше побежал. Встретил язычок лошадку (Лошадка”). Чтобы у
лошадки была красивая грива, язычок ее расчесал (“Расческа”). А вот и вечер
наступил. Язычок посмотрел на часы (“Часики”) и решил отправиться домой. Сел
на машинку, завел мотор и вернулся домой (“Мотор”) .
3. Игра “Подуем на стрекозу»
Вокруг лягушки летают стрекозы, подуем на них. (Дыхательная гимнастика)
4. Сообщение темы занятия.
Ребенок смотрит в зеркало и произносит звук [р] (губы растянуты в улыбке, кончик
языка упирается в бугорки за верхними зубами. Воздушная струя создает
вибрацию. Логопед предлагает дать характеристику данному звуку: Звук [р]
согласный или гласный? (звук [р] согласный, так как воздух встречает преграду –
язык и зубы) .
А еще какой звук [р]? (Твердый, глухой, обозначается синим цветом). (Работа с
сигнальными карточками)
5. Определение места звука [р] в словах.
Ребята, научите лягушку определять, где слышится звук [Р] в словах. Наши слова
состоят из звуков. Давай определим, где стоит звук [Р] в этих словах (в начале
слова, в середине слова, в конце слова) :баран, рак, топор, ракушка, арбуз, сыр,
расчёска и т. д.
6. Физкультминутка
Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)
Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)
Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)
Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)
Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)
Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)
7. Игра “Что пропало? ”
Логопед выкладывает картинки (горох, ворона, рак, перо, топор). Ребенок четко
произносит названия картинок. После логопед просит ребенка закрыть глаза и
сказать, какой картинки не стало (игра проводится 3 раза) .
8. Игра “Кисонька-мурысонька ”.
Лягушка дружит с кисонькой, давайте спросим у кисоньки, где она была и что
делала».
Дети парами разыгрывают потешку, спрашивают и отвечают по тексту потешки.
(Дети инсценируют потешку «Кисонька-мурысонька»
«Кисонька-мурысонька».
- Кисонька-мурысонька
Где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысонька
Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысонька
Что из муки пекла?
- Прянички
- Кисонька-мурысонька
А с кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна!
- Не ешь одна!
Дети объясняют Мусе, что некрасиво жадничать. С друзьями надо делиться.
Кошка благодарит детей за совет.
9. Игра «Чья голова? Чей хвост? »
У лягушки много друзей. Посмотрите на фотографии и отгадайте чьи это
портреты?
10. Игра «Один-много» Поиграем с лягушкой в мяч.
красивая зебра – красивые зебры красная рубашка - …
крутая гора- … чёрная ворона - …
горный ручей - … быстрая ракета - …
яркая брошка - … серая крыса - … .
11. Игра “Исправь предложение”
А теперь предстоит самое сложное задание. И если мы с ним справимся,
«Лягушка-говорушка» будет очень рада.
Исправь предложения:
Мяч играет в Рому (Рома играет в мяч).
Короля носит корона (Корону носит король).
Пруд плавает в рыбе (Рыба плавает в пруду).
Нора роет крота (Крот роет нору).
Стена висит на картине. (Картина висит на стене).
В моркови растёт огород. (В огороде растёт морковь).
Рыбака ловит рыба. (Рыбак ловит рыбу).
12. Пересказ сказки «Ворона и рак»
Поймала ворона рака, села на вербу над озером. А рака во рту держит. Видит рак:
беда грозит. Стал рак хвалить родителей вороны: «Хорошие были птицы! » Ворона
отвечает: «Угу! » А рта не раскрывает.
Тогда рак стал хвалить братьев и сестёр вороны: «Добрые были птицы! » А ворона
опять: «Угу! », - но рта не раскрывает.
Хитрый рак стал хвалить ворону: «Все они хорошие птицы, но ты лучше. Умнее.
Красивее всех! » - «Ага! » - закричала обрадованная ворона. А рак бултых в озеро
и был таков.
По К. Д. Ушинскому
13. Подведение итогов занятия.
Логопед предлагает детям вспомнить, о каком звуке говорили на занятии и дать
ему характеристику. «Лягушка-говорушка» оценивает работу детей.
Ребята, мы с вами дружно работали и «Лягушка - говорушка» говорит вам спасибо
и до свидание.