Рабочая тетрадь по дисциплине Основы агрономии специальности 35.02.07 "Механизация сельского хозяйства"
Автор: Латыпова Ирина Михайловна Должность: преподаватель агрономических дисциплин Учебное заведение: ГБПОУ КК "Славянский сельскохозяйственный техникум" Населённый пункт: Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани Наименование материала: Методические указания Тема: Рабочая тетрадь по дисциплине Основы агрономии специальности 35.02.07 "Механизация сельского хозяйства" Раздел: среднее профессиональное
ДИСЦИПЛИНА:
ОП 06. Основы агрономии
По специальности
35.02.07. Механизация сельского хозяйства
Студента группы _____________________________________
Ф. И. О. _____________________________________________
____________________________________________________
г. Славянск - на – Кубани, 2015-2016
Рабочая тетрадь составлена преподавателем ГБПОУ «Славянский
сельскохозяйственный техникум»
ЛАТЫПОВОЙ ИРИНОЙ МИХАЙЛОВНОЙ
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
2
1.
Выполнять и соблюдать правила внутреннего распорядка и дисциплину на уроке,
учебной практике, на перерывах (начало и конец занятий, экипировка на занятиях);
2.
Беречь и сохранять имущество лаборатории (мебель, оборудование, наглядность,
учебники и учебные пособия);
3.
Пользоваться
оборудованием,
приборами
наглядностью,
инструментами
после
объяснения и разрешения преподавателя;
4.
Использовать электрощит, светильники, розетки после разрешения преподавателя.
5.
Запрещается проводить какие либо ремонтные работы в лаборатории (побелка,
покраска, установка стендов и т. д.) без отключения напряжения питания и только в присутствии
лаборанта, преподавателя;
6.
Не прикасаться руками к неизолированным электропроводам, по которым проходит
ток;
7.
При работе с натуральными образцами (снопы, гербарий, семена, масла, плоды и т.
д.) без разрешения преподавателя, не дегустировать и не нюхать, во избежание аллергических
заболеваний, отравлений).
8.
При всех несчастных случаях на занятиях в стенах СХТ и проведении полевых
работ пользоваться аптечкой, находящейся в Лаборатории ТППП.
До приезда скорой помощи используй оказание первой помощи. О несчастном случае
сообщи преподавателю, заведующему отделением, директору техникума.
9.
Изучив инструкции, заполни журнал по технике безопасности.
Выполнение студентами лабораторных работ и практических занятий направлено:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по
конкретным темам дисциплины;
- формирование умений применять полученные знания на практике;
- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;
- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как
самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично -
поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер , отличаются тем, что при их проведении студенты
пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория,
основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок
выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и
специальная литература.
Работы,
носящие частично - поисковый характер , отличаются тем, что при их проведении
студенты
не
пользуются
подробными
инструкциями,
им
не
дается
порядок
выполнения
необходимых действий, и требуют от студентов самостоятельного подбора оборудования, выбора
способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.
Работы,
носящие поисковый характер , характеризуются тем, что студенты должны решить
новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
Выполнению
лабораторных
работ
и
практических
занятий
предшествует
проверка
знаний
студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.
Формы организации студентов на лабораторных работах и практических занятиях:
фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту
же работу.
При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2 - 5
человек.
При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное
задание.
Оценки
за
выполнение
лабораторных
работ
и
практических
занятий
могут
выставляться по пятибалльной системе или в форме зачета и учитываться как
показатели текущей успеваемости студентов .
3
Пропущенные
лабораторные
и
практические
занятия
(независимо
от
причины)
должны быть отработаны (выполнены и сданы в форме зачета) в дни консультаций или
дополнительных занятий по учебной дисциплине. Студенты, имеющие задолженности по
ЛПЗ не могут быть аттестованы по результатам работы за месяц и семестр.
Дата выполнения
_________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1 (2 часа)
Тема:
Почва и её происхождение, состав и свойства
Наименование работы:
Определение основных видов почв зоны по монолитам и образцам,
плотности, физико-механическому составу
Метод, способ проведения : групповой
Цель занятия: Изучить основные почвы различных зон РФ и основные почвообразующие породы
Кубани
Компетенции:
Уметь
определять
почвенные
профили,
навыки
самостоятельной
работы
с
образцами
Оснащение рабочего места: Рабочая тетрадь, образцы с почвообразующими породами, монолиты с
почвообразующими образцами пород, учебная литература
Литература: А.М.Лыков. Земледелие с почвоведением, С.А.Воробьев. Лабораторно - практические
занятия по почвоведению и земледелию.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
Письменный опрос по вопросам:
1.
Значение знаний основ агрономии при подготовке техника-механика.
2.
Понятие о почве как природном образовании и основном средстве сельскохозяйственного
производства.
3.
Значение гумуса в почвообразовательном процессе.
4.
Структура почвы и ее значение.
5.
Основные свойства почвы и приемы их улучшения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Задание 1 . Определение основных видов почв зоны по монолитам
Изучить монолиты в застекленных витринах.
Используя монолит, как визуальное наглядное пособие, основную, дополнительную литературу,
опишите и зарисуйте монолиты 2-х почвообразующих пород.
Профиль 1 (название почвы )__________________________________________________________
Строение:___________________________________________________________________________
А
0
_________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
А
1
_________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Состав и свойства:____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4
Классификация:________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Сельскохозяйственное использование: __________________________________________________
______________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Рисунок почвенного профиля с обозначениями:
Профиль 2 (название почвы )__________________________________________________________
Строение:___________________________________________________________________________
А
0
_________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
А
1
_________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Состав и свойства:____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Классификация:________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Сельскохозяйственное использование: __________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Рисунок почвенного профиля с обозначениями:
5
Вывод студента о достижении поставленных целей:__________________________
_______________________________________________________________________
«___»________________20 г. __________________________
Подпись студента
_________________ ____ _________________________
Оценка за работу
Подпись преподавателя
По завершению изучения дисциплины «Основы агрономии»
Вас ждет итоговый письменный зачет.
Вопросы для подготовки к зачету:
1.
Понятие о почве как природном образовании и основном средстве сельскохозяйственного
производства;
2.
Понятие
о
сорняках.
Виды
сорняков.
Вред,
причиняемый
сорняками.
Классификация
и
биологические особенности сорняков;
3.
Агротехнические, биологические и химические меры борьбы с сорняками. Гербициды и их
применение;
4.
Понятие о севообороте. Причины чередования культур в севообороте;
5.
Задачи обработки почвы. Технологические операции при обработке почвы. Приемы основной и
поверхностной обработки почвы;
6.
Классификация удобрений. Роль удобрений в повышении плодородия почв. Минеральные
удобрения, их свойства, применение и хранение;
7.
Понятие о сорте, сортовые и посевные качества семян. Подготовка семян к посеву. Сроки и
способы посева семян. Агротехнологические требования к качеству сева;
8.
Озимые
и
яровые
зерновые
культуры.
Морфологические
признаки
и
биологические
особенности зерновых культур. Технология возделывания основных зерновых культур зоны;
9.
Морфологические признаки и биологические особенности зернобобовых культур. Технология
возделывания основных зернобобовых культур зоны;
10.
Корнеплоды,
их
значение
как
пищевых
и
кормовых
культур.
Виды
корнеплодов,
их
морфологические признаки, биологические особенности и кормовая ценность;
6
11.
Клубнеплоды, их значение как продовольственных, технических и кормовых культур.
Технология возделывания картофеля;
12.
Прядильные и масличные культуры Особенности их возделывания;
13.
Кормовые травы. Однолетние бобовые и злаковые травы, их кормовое и агротехническое
значение. Технология возделывания кормовых трав на сено, сенаж, травяную муку;
14.
Знать
и
уметь
перечислить
сельскохозяйственные
растения
из
различных
групп
по
классификации и описать их производственное значение.
Тема 3. Сорняки, вредители и болезни сельскохозяйственных культур, меры
борьбы с ними
Дата выполнения
_________________________
Практическое занятие - 2 (2часа)
Тема:
Изучение
сорных
растений
и
основных
вредителей
и
болезней
сельскохозяйственных
культур
Цель занятия: Закрепление учебного материала по теме, уметь на практике распознавать
вредные для культурных растений объекты флоры и фауны.
Компетенции :
-
используя гербарные и натуральные образцы, распознавать сорняки, вредителей и болезни с/х
культур;
- особое внимание уделить патогенам, причиняющим ущерб с/х продукции.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
1.
Что такое сорняк и в чем его отличие от засорителя посевов и продукции?
2.
Назовите какие вы знаете сорные растения?
3.
Какова вредоносность от жизнедеятельности болезней и вредителей?
4.
Назовите вредителей с/х растений.
5.
Назовите вредителей зерна и зернопродуктов при хранении.
6.
Назовите болезни с/х культур.
7.
Как защитить растения от патогенов?
ЗАДАНИЕ 1 -
Изучение основных сорных растений зоны
Используя гербарный, табличный материал и натуральные образцы, опишите по форме таблицы
1, три самых известных и злостных сорняка.
Т а б л и ц а 1 - Характеристика сорных растений
№
Название сорного растения
Ботаническое
семейство
Продолжи-
тельность
жизни
(однолетнее,
многолетнее)
Вредоносность
1
2
3
7
ЗАДАНИЕ
2
-
Изучение основных вредителей с/х растений и продуктов
переработки.
Изучите и опишите по форме таблицы -
три основных и наносящих наибольший
ущерб растениям и хранящейся продукции, вредителей.
№ Название
вредителя
Внешние признаки
насекомого
Характер
на не с е ния
вреда
Защитные
мероприятия
1.
Зерновой клоп –
вредная
черепашка
2.
Перелётная
саранча
3.
Яблонная
плодожорка
ЗАДАНИЕ
3
-
Изучение основных болезней с/х растений и продуктов
переработки.
Изучите и опишите по форме таблицы - три основные и наносящие наибольший
ущерб растениям и хранящейся продукции болезни.
№ Название
болезни
Внешние признаки
поражения
Защитные мероприятия
1.
Пыльная
головня
пшеницы
2.
Серая
гниль
семян
подсолнечника
8
3.
Мокрая гниль
клубней
картофеля
Вопросы для самопроверки :
1.
В чем вредоносность сорных растений?
2.
Назовите основные сорные растения зоны?
3.
Как защитить растения от патогенов?
4.
Перечислите основных вредителей картофеля в период вегетации и хранения?
5.
Назовите вредителей зерна и зернопродуктов при хранении;
6.
Назовите болезни с/х культур.
Вывод студента о достижении поставленных целей:_________________________
________________________________________________________________________
«___»________________20 г. __________________________
Подпись студента
__________________ ____ _________________________
Оценка за работу
Подпись преподавателя
Тема 4. Севообороты
Дата выполнения
_________________________
Практическое занятие - 3 (2 часа)
Наименование
работы :
Составление
схем
севооборотов
и
построение
ротационных таблиц
Метод, способ проведения : Звеньевой.
Цель занятия :
-
освоение методики и правил составления схем севооборотов и
построения ротационных таблиц;
- приобретение умений и навыков составления схем севооборотов и построения
ротационных таблиц, согласно задания.
Компетенции:
Уметь определять структуру посевных площадей, тип и вид севооборота, составить схемы
севооборотов
Оснащение рабочего места :
- рабочая тетрадь и письменные принадлежности;
- учебник А.М.Лыкова, практикумы
Форма контроля знаний: письменный опрос
Контрольные вопросы при допуске к работе:
1.
Что такое севооборот?
2.
В чем состоят различия между севооборотом, бессменным посевам, повторными посевом и
монокультурой?
3.
Что такое предшественник?
4.
Что положено в основу классификации севооборотов?
5.
Что такое переходная и ротационная таблица?
9
Задание 1.
Составить структуру посевных площадей
Методика выполнения
Получив задание, внимательно его прочитать. Распределить культуры из вашего задания по
группам (зерновые, кормовые травы, пропашные и т.д.) и посчитайте площадь под каждой
группой. Определить структуру посевных площадей по группам культур и видам паров (форма
таблицы 1) Пример: учебник А.М.Лыков стр.282
Таблица 1
Структура посевных площадей
Наименование
групп культур
площадь
Число полей
Средняя площадь
поля (в%)
в га
в %
Вывод:__________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
(
В выводе определяем тип и вид вашего севооборота и главные культуры, под которые будем
подбирать лучшие предшественники
).
Задание 2. Составление схемы чередования культур в севообороте .
Составим схему полевого севооборота в зоне достаточного увлажнения, почвы
дерново-подзолистые, при наличии следующих культур: озимая пшеница-120
га, соя - 120га, кормовая свекла -100га, яровой ячмень -220 га, многолетние
травы-60 га, однолетние травы на зеленый корм-40 га
Определить
в
задании
1
наиболее
ценные
культуры
отвести
под
эти
культуры
лучшие
предшественники из вашего задания и составить первые звенья схемы севооборота. Учитывать,
что под многолетние травы отворим 2 поля, т.к. многолетние травы в севообороте используются 2
года
Пример:
/учебник
А.М.Лыков
стр.283/
и
так
для
каждой
культуры
найти
свое
звено
10
чередования. Из полученных звеньев составить схему
чередования культур, начав
схему –
например с многолетних трав 1 года использования.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Пример составления схемы севооборота
Составим схему полевого севооборота в зоне достаточного увлажнения, почвы дерново-
подзолистые, при наличии следующих культур: озимая пшеница-160 га, картофель-80га,
корнеплоды-80га, яровые зерновые-80 га, многолетние травы-160 га, однолетние травы на
зеленый корм-80 га (всего 640 га).
1.
озимая пшеница - 160 га;
2.
картофель- 80га;
3.
корнеплоды- 80га; 640га
4.
яровые зерновые- 80 га;
5.
многолетние травы- 160 га;
6.
однолетние травы на зеленый корм-80 га.
Минимальный размер поля – 80 га. Значит:
1.
озимая пшеница – 2 поля;
2.
картофель- - 1 поле;
3.
корнеплоды - 1 поле;
4.
яровые зерновые- 1 поле;
5.
многолетние травы - 2 поля;
6.
однолетние травы на зеленый корм – 1 поле.
Всего полей севооборота - 8 шт.
Теперь составим схему полевого севооборота.
1.
многолетние травы;
2.
многолетние травы;
3.
озимая пшеница;
4.
озимая пшеница;
5.
корнеплоды;
6.
яровые зерновые;
7.
картофель.
В данном севообороте соблюдены все требования, предъявляемые к предшественникам в
зоне достаточного увлажнения.
Дайте обоснование выбранным предшественникам .
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1.
Какие культуры называют подпокровными?
2.
Перечислите стабильные культуры.
3.
Перечислите культуры, которым нужна межпосевная пауза.
4.
Назовите лучшие предшественники для озимых зерновых культур.
5.
Лучшие предшественники пропашных культур.
Вывод студента о достижении поставленных целей:_________________________
________________________________________________________________________
«___»________________20 г. __________________________
Подпись студента
_________________ ____ _________________________
Оценка за работу
Подпись преподавателя
Тема 5. Обработка почвы
Дата выполнения
_________________________
Практическое занятие - 4 (2 часа)
Наименование работы: Составление системы обработки почвы под озимые
культуры
М е т о д ,
с п о с о б
п р о в е д е н и я :
И н д и в и д у а л ь н а я
р а б о т а
с т у д е н т о в
Цель занятия:
изучить
способы и системы обработки почвы под яровые культуры после
различных предшественников с учетом засоренности полей и почвенно- климатической зоны
Компетенции: Уметь составлять системы обработки почвы под яровые культуры, правильно
подбирать, агрегаты, учитывая предшественника, засоренность, глубину обработок, сроки, и
комбинировать сельскохозяйственные орудия,
Оснащение рабочего места: инструкционно-технологические карты, индивидуальные задания,
рабочие тетради, учебник А.М.Лыкова, практикумы
Правила техники безопасности: СогласноИОТ 004-2007
Литература : учебник А.М.Лыков. Земледелие с почвоведением, С.А.Воробьев. Лабораторно-
практические занятия по почвоведению и земледелию
Форма контроля знаний: устный фронтальный опрос
Контрольные вопросы при допуске к работе:
1.
Что такое обработка почвы, и какое влияние она оказывает на плодородие почвы?
2.
Назовите основные задачи обработки почвы.
3.
Какое влияние оказывает физико-механические свойства почвы?
4.
Какие технологические операции выполняют почвообрабатывающие орудия?
5.
Что физическая спелость почвы и как ее определить?
6.
Приемы основной обработки почвы, их значение.
7.
Какие приемы поверхностной обработки почвы и особенности их применения в зоне
достаточного увлажнения и в засушливых условиях вы знаете?
8.
Что такое система обработки почвы, и от каких факторов она зависит?
Задание 1 – Составить систему обработки почвы под озимые культуры ( согласно задания )
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ
Получив задание, разработайте и кратко обоснуйте приемы обработки почвы
с учетом
почвенно-климатической
зоны,
засоренности
под
озимые
культуры
после
различных
предшественников.
При
выполнении
работы
учитывайте
сроки
уборки
предшественников
и
сроки
посева
культуры, видовой состав сорных растений. Работу выполняйте по форме таблицы №1. Пример
работы учебник А.М.Лыкова стр.338.Заполнить таблицу 1
Таблица 1
Обработка почвы под (название культуры) _________________________________________
после (название предшественника)_________________________________________________
Прием обработки
Время
проведения
Глубина
обработки
(в см)
Орудие обработки
Приемом обработки
достигается
1
2
3
4
5
12
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1.
Назовите озимые культуры.
2.
Назовите яровые культуры позднего срока.
3.
Какие из зерновых культур требуют глубокой вспашки?
4.
После, каких предшественников и под какие культуры можно ограничиться более
мелкой обработкой почвы?
5.
Какая взаимосвязь выбора зяблевой обработки почвы от засоренности поля?
Вывод студента о достижении поставленных целей:_________________________
________________________________________________________________________
«___»________________20 г. __________________________
Подпись студента
_________________ ____ _________________________
Оценка за работу
Подпись преподавателя
Дата выполнения_________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ – 5 (2 ЧАСА)
Наименование работы:
Составление агротехнической части
технологической карты возделывания озимых зерновых культур
Метод проведения : Звеньевой
Цель занятия : Закрепить полученные знания по агротехнике сельскохозяйственных
культур.
Компетенции:
- знать основные агроприемы по выращиванию культуры;
- уметь составлять рабочие планы на периоды сельскохозяйственных работ;
13
- знать сельскохозяйственную технику, необходимую для выполнения работ.
Оснащение рабочего места:
- типовые технологические карты;
- основная и дополнительная литература;
-
Г. Г. Гатаулина на ТППР, П. П. Вавилов "Растениеводство, Н.Г. Малюга – практикум по
растениеводству, стр. 163;
- агрономическая тетрадь интенсивной технологии возделывания озимой пшеницы.
Задание
1
-
Составить
перечень
работ
по
выращиванию
с/х
культуры
______________________________________________(название культуры, согласно задания)
Ваша задача вспомнить и перечислить по пунктам все работы, которые будут проводиться
Вами при выращивании культуры (подробно).
Для примера, начнем, может быть, так:
1.
Лущение стерни;
2.
Погрузка органических удобрений;
3.
Транспортировка органических удобрений;
4.
Внесение навоза;
5.
Вспашка и т. д.
14
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
_______________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
_______________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
______________________________________
15
После
перечисления
всех видов работ, покажите
тетрадь
преподавателю
для
проверки
правильности составления.
Вывод студента о достижении поставленных целей:_________________________
_____________________________________________________________________
«___»________________20 г. __________________________
Подпись студента
__________________ ____ _________________________
Оценка за работу
Подпись преподавателя
Тема 6: Удобрения и их применение
Дата выполнения
_________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6 (2 часа)
Наименование работы: Определение основных видов удобрений, доз их внесения на
запланированный урожай
Метод, способ проведения: Индивидуальная работа студентов под руководством преподавателя
Цель занятия: Закрепление учебного материала по физическим и физиологическим свойствам
минеральных удобрений.
Компетенции: - уметь делать расчеты доз минеральных удобрений на запланированный урожай;
- уметь составлять систему применения удобрений;
- знать физические свойства и % д. в. удобрений.
Оснащение рабочего места: инструкционно-технологические карты, рабочие тетради, учебник
по агрохимии, практикумы
Литература : учебник Г.Г. Гатаулиной «Технология производства продукции растениеводства»,
справочники агрохимика.
Форма контроля знаний: разгадай кроссворд
Задание 1 Характеристика минеральных удобрений
По форме таблицы 1 опишите предложенные преподавателем основные минеральные удобрения
Таблица 1
Характеристика минеральных удобрений
Название удобрения
% действующего
вещества
Группа по
классификации
Под какие культуры
применяется
15
16
ЗАДАНИЕ
2
-
Расчет
доз
удобрений
на
планируемый
урожай
озимой
пшеницы
.
1.
Выпишите с карточки задание в лабораторную тетрадь
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2.
Сделайте Расчет доз удобрений;
3.
Сделайте Вывод по заданию 2_________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Задание 3 - Составление системы применения (внесения) удобрений под озимую
пшеницу
Чтобы освежить в памяти, что такое система применения удобрений, и из каких показателей
она складывается, откройте учебник Г.Г. Гатаулиной «Технология производства продукции
растениеводства» на стр. 52 и повторите этот учебный материал.
Теперь составьте систему применения удобрений, исходя из Вашего задания и расчетов
доз удобрений
16
17
Таблица 2
Система применения удобрений под озимую пшеницу (на заданную площадь)
Сроки и
способы
внесения
удобрений
Навоз
(тонн)
Минеральные удобрения (центнеров)
N_______________
Название удобрения
Р________________
Название удобрения
К________________
Название удобрения
Основное
Припосевное
\
Подкормка
ИТОГО:
Укажите сроки подкормок озимой пшеницы и машины и агрегаты для внесения удобрений:
1____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Вопросы для самопроверки :
1.
От чего зависят дозы внесения минеральных удобрений под культуру?
2.
Назовите удобрения: азотные, фосфорные, калийные;
3.
Каков % д. в, мочевины, аммиачной селитры, двойного суперфосфата, хлористого калия?
4.
Назовите сроки и способы внесения удобрений;
5.
Сроки подкормок озимой пшеницы;
6.
Какие
машины
и
агрегаты
применяются
для
внесения
органических
и
минеральных
удобрений?
Вывод студента о достижении поставленных целей:_________________________
_____________________________________________________________________
«___»________________20 г. __________________________
Подпись студента
_________________ ____ _________________________
Оценка за работу
Подпись преподавателя
17
18
Тема 7. Мелиорация земель и защита почв от эрозии
Дата выполнения
_________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7 (2 часа)
Наименование работы: Расчет оросительной и поливной нормы для конкретной культуры
Метод, способ проведения: Индивидуальная работа студентов под руководством преподавателя
Цель занятия: Закрепление учебного материала по видам мелиорации, оросительным
мелиорациям, режимам орошения и использования оросительной техники.
Компетенции: - уметь делать расчет оросительной и поливной нормы для конкретной культуры.
Оснащение рабочего места: рабочие тетради, калькуляторы;
Литература : учебник по сельскохозяйственной мелиорации;
Форма контроля знаний: фронтальный опрос
1.
Для чего необходимо орошение почвы?
2.
К чему приводит избыточное обеспечение растений водой?
3.
Назовите способы орошения почвы;
4.
Дайте понятие – эрозии почвы;
5.
Каковы причины возникновения эрозии почвы?
6.
Каковы способы борьбы с эрозией почвы.
Задание – 1 Расчет оросительной нормы для конкретной культуры
Выпишите задание из карточки
________________ _____________________________________________________
норма —
количество
воды,
которое
необходимо
дать
при
поливах
с.-х.
культуре за весь период вегетации. Оросительная норма восполняет дефицит водного баланса 1 га
посева,
т.
е.
разницу
между
суммарным
водопотреблением
(расход
воды
на
транспирацию
растениями и испарение почвой) и естественными водными запасами влаги в почве. Величина
оросительной нормы зависит от климатических и погодных условий, свойств почвы, особенностей
растений и технологии их возделывания. Оросительная норма для хлопчатника 6-10 тыс. м
3
/га,
зерновых культур до 2,5 тыс., люцерны 2-12 тыс. м
3
/га воды. Оросительную норму разделяют на
поливные нормы.
Оросительная норма:
M = E - 10 μ H
ос
- (W
н
- W
к
) - W
г
, м
3
/га,
где:
Е - общее водопотребление культуры, м
3
/га
Е = У * K
в
,
где:
У - запланированный урожай культуры, т/га,
K
в
, - коэффициент водопотребления, м
3
/т, (
один кубометр пресной воды весит 1 тонну) –
приложение - 1;
H
ос
- количество осадков, выпавших за вегетационный период данной культуры, мм,
μ - коэффициент использования осадков;
W
н
- запас влаги в расчетном слое почвы в начале вегетационного периода, м
3
/га;
18
19
W
к
- то же в конце вегетационного периода, м
3
/га;
W
г
- количество воды, поступающее в расчетный слой почвы по капиллярам от
грунтовых вод за вегетационный период, м
3
/га.
Сделайте расчет оросительной нормы, согласно своего задания:
1.
Е = У * K
в
=
м
3
/га;
2.
M = E - 10 μ
H
ос
- (W
н
- W
к
)
- W
г
, м
3
/га =
Приложение - 1
Средний транспирационный коэффициент культур -
K
в
(тонн воды для получения 1 тонны семян)
Культура
т/т
Культура
т/т
Культура
т/т
Оз. пшеница
450
Горох
430
Подсолнечник
520
Оз. рожь
375
Соя
440
Рапс
490
Яр. пшеница
380
Фасоль
445
Клещевина
510
Оз. ячмень
370
Арахис
425
Тыква
455
Яр. ячмень
385
Корм. бобы
435
Арбуз
470
Овес
430
Вика
420
Кориандр
420
Просо
280
Сах. свекла
360
Конопля
480
Гречиха
460
Корм. свекла
380
Лен
385
Кукуруза
385
Картофель
460
Дыня
410
Задание – 2 Расчет поливной нормы для конкретной культуры
Поскольку потребность растений в воде на протяжении вегетационного периода неодинакова
и частично удовлетворяется выпадающими осадками, оросительную норму следует подавать в
засушливые периоды на поле не сразу, а частями.
Норма отдельного полива равна разности запасов воды в расчетном слое до и после полива.
Количество воды, которое необходимо подать на 1 га за один полив, называется поливной
нормой (m).
Оросительную норму разделяют на поливные нормы.
Поливная норма — количество воды, подаваемое на 1 га посева орошаемой культуры за один
полив. Сумма поливных норм за период вегетации должна быть равна просительной норме.
Поливная норма зависит от глубины корнеобитаемого слоя почвы, подлежащего увлажнению,
особенностей культуры и фазы её развития, механического состава и водно-физических свойств
почвы, способа и назначения полива и др. Обычно при самотёчных вегетационных поливах
поливные нормы (м
3
/га) 600-1200, при дождевании — 300-800, при влагозарядковых поливах —
1000-2000.
Поливная норма (m) определяется по формуле:
m = 100 h d (ß
20
d - объемная масса расчетного слоя почвы, т/ м
3
;
ß
max
- влажность в % к массе сухой почвы,
ß
min
- влажность в % к массе сухой почвы, соответствующая нижнему пределу увлажнения, т.е
ß
min
= 0,6 х ß
max
;
Сделайте расчет поливной нормы:
1.
m = 100 h d (ß
max
- ß
min
),
м
3
/га =
В течение вегетационного периода оросительную норму подают частями в соответствии с
изменением
мощности
корнеобитаемого
слоя,
потребности
растений
в
воде,
естественным
увлажнением, допустимыми пределами влажности.
Сроки
и
нормы
поливов
устанавливают
различными
методами.
На
работающих
оросительных
системах
эксплуатационные
режимы
орошения
разрабатывают
на
основе
рекомендаций
научных
учреждений,
опыта
других
хозяйств,
непосредственных
полевых
наблюдений за всасывающей силой корней, концентрацией клеточного сока, влажностью почвы.
Рассчитайте количество поливов исследуемой культуры
.
Оросительная норма- это общее количество воды, необходимое за период вегетации
культуры, а поливная норма - за 1 полив.
Сколько поливов в Вашем варианте требуется?
Вывод по работе: (в выводе укажите, что Вы получили в результате сделанных
расчетов, предложите сроки полива культуры).
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Вопросы для самопроверки:
1.
Роль воды в жизни растения?
2.
Что такое оросительная норма?
3.
Что такое поливная норма?
4.
В какие сроки осуществляется полив сельскохозяйственных растений?
5.
Какие Вы знаете способы полива?
6.
Что такое полив – дождеванием?
7.
Что такое капельный полив?
Вывод студента о достижении поставленных целей:____________________
_____________________________________________________________________
«___»________________20 г. __________________________
Подпись студента
__________________ ____ _________________________
20
21
Оценка за работу
Подпись преподавателя
Тема 8. Технология возделывания основных сельскохозяйственных культур
зоны
Дата выполнения
_________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА - 1 (2 ЧАСА)
Наименование
работы :
Изучение
морфологических
признаков
зерновых
и
зернобобовых
культур
Метод, способ проведения : Индивидуальная работа студентов под руководством
преподавателя.
Цели занятия:
1. Ознакомиться с морфологическими особенностями зерновых и зернобобовых культур.
2. Выявить видовые отличия растений по зерну и вегетирующим растениям.
Компетенции :
- знать морфологические отличия растений группы зерновых и бобовых;
- знать анатомическое строение зерновки;
- уметь различить зерновые и зернобобовые культуры по зерну;
Оснащение рабочего места :
- снопы, семена, гербарный материал всех зерновых и бобовых культур;
- разборные доски, смесь семян изучаемых культур.
Правила техники безопасности :
При
выполнении
лабораторной
работы
необходимо
соблюдать
инструкцию
по
технике
безопасности при проведении занятий в аудитории.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
1.
Назовите зерновые культуры;
2.
К какому семейству они относятся?
3.
Назовите зернобобовые культуры;
4.
Как делятся зернобобовые культуры по их использованию?
5.
Тип корневой системы и количество корешков при прорастании пшеницы, овса, ячменя,
ржи и тритикале;
6.
Типы соцветий зерновых культур;
7.
Какой % белка в семенах и растениях сои, гороха, люпина, фасоли и др. бобовых культур?
ЗАДАНИЕ 1 - Ознакомиться с морфологическими и биологическими различиями между
хлебами 1 и 2 группы .
По морфологическим, биологическим и хозяйственным признакам хлебные злаки делятся на 2
группы:
1). Хлеба 1 группы - пшеница, ячмень, рожь, овес, тритикале;
2). Хлеба 2 группы - кукуруза, рис, просо, сорго.
Заполнить таблицу 1, для выполнения задания использовать сноповой материал зерновых культур,
семена. Практикумы: Г.С. Посыпанова стр. 43, Н.Г. Малюга стр. 28,
Г.Г. Гатаулиной стр. 32, М.И. Кондрашкиной стр. 3.
Признаки
Хлеба 1 группы
Хлеба 2 группы
1. Культуры
пшеница,
ячмень,
рожь,
овес, тритикале
кукуруза, рис, просо,
сорго
2. Требовательность к теплу
21
22
3. Требовательность к влаге
4. Требовательность к длине дня
5. Наличие озимых и яровых форм
ЗАДАНИЕ 2 - Ознакомиться с родовыми отличиями хлебов 1 группы по зерну.
На разборной доске у Вас смесь зерна хлебных злаков.
Разберите по внешнему виду, отобрав по нескольку зерен каждого рода.
Ваша основная задача: уметь различать по внешним признакам семена зерновых культур.
Обратите внимание на то, что семена пшеницы, ржи, тритикале очень сходны внешне, и легко их
перепутать. Семена ячменя, овса, риса – покрыты внешней оболочкой (они пленчатые). Семена
кукурузы не перепутать ни с чем, они довольно крупные и голые.
ЗАДАНИЕ 3 - Изучить морфологические признаки семян зернобобовых культур .
Название вида
Форма и окраска семян
Горох посевной
I
Чечевица
Чина посевная
Кормовые бобы
Нут
Люпин
Фасоль обыкновенная
Соя
ЗАДАНИЕ 4 - Решить задачи.
1.
Определить норму высева семян гороха при 95 % посевной годности, если при 100%
на 1 га требуется 300 кг.
22
23
2.
Рассчитать
весовую
норму
высева
семян
сорго,
если
посев
произведен
широкорядным способом 70 х 15 см. Вес 1000 зерен - 35 гр.
Вопросы для самопроверки:
1.
Из зерна каких культур производят манную, перловую, ячневую крупы?
2.
Как из семян риса получить крупу?
3.
Назовите продукты питания, получаемые из зерна кукурузы;
4.
Какая из зернобобовых культур имеет самые крупные семена?
5.
Назовите культуры, не выносящие на поверхность почвы семядольные листья;
6.
Назовите культуры, которые выносят семядоли на поверхность почвы;
7.
Почему з/б культуры относятся к классу двудольных растений?
8.
Опишите форму, размер и окраску семян нута, чины, фасоли
9.
Как можно использовать в народном хозяйстве зерно сои, арахиса?
Вывод студента о достижении поставленных целей:____________________
_____________________________________________________________________
«___»________________20 г. __________________________
Подпись студента
__________________ ____ _________________________
Дата выполнения
_________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА -2 (2 ЧАСА)
Наименование работы :
Изучение
морфологических
признаков
корнеплодных
и
клубнеплодных
и
масличных
культур.
Метод, способ проведения : Самостоятельная работа студентов,
Цель
занятия:
Изучить
морфологические
признаки
основных
корнеплодов,
клубнеплодов и масличных культур, их строение.
Компетенции: Уметь определять корнеплодные, клубнеплодные и масличные культуры по
их морфологическим признакам.
- знать строение картофельного клубня (внешнее и анатомическое строение);
- уметь различать основные масличные культуры по морфологическим признакам.
Оснащение рабочего места:
- письменные принадлежности;
- учебник, практикум и конспект по предмету;
-
корнеплоды, клубнеплоды, масличные культуры
натуральные, муляжи, семенной
материал, гербарий.
Контрольные вопросы при допуске к работе :
23
24
1.
Назовите корнеплоды и клубнеплоды, возделываемые в полеводстве;
2.
Назовите самую распространенную в России техническую корнеплодную культуру.
3.
Что представляет собой семенной материал картофеля?
4.
Из каких частей состоит корнеплод сахарной свеклы?
5.
В чем значение масличных культур для народного хозяйства?
6.
Какими показателями оценивается качество масла?
7.
Из семян каких культур получают высыхающее масло, и каково его значение?
8.
Назовите пищевые масла.
ЗАДАНИЕ 1 - Ознакомиться с морфологическими особенностями корнеплодов.
В полеводстве возделываются следующие корнеплоды:
- свекла (сахарная и кормовая ), брюква, турнепс, морковь.
При
изучении
корнеплодов
каждого
вида
найти
головку,-
шейку
и
собственно
корень.
Обратить
внимание
на
расположение
боковых
корешков.
Зарисовать
корнеплоды
основных
культур и обозначить их части.
Сахарная свекла
Кормовая свекла
Морковь
Т а б л и ц а 1 - Отличительные признаки корнеплодов
Корнеплод
Форма корня
Окраска подземной части
Сахарная свекла
Кормовая свекла
Морковь
ЗАДАНИЕ 2 - Ознакомиться с морфологическими особенностями клубнеплодов.
К клубнеплодам относятся: картофель, земляная груша (топинамбур) и батат .
24
25
1. Изучите строение клубня картофеля.
Разделите клубень на 2 части – верхушечную и пуповинную. Сосчитайте число глазков в одной и
другой части клубня. Зарисуйте клубень и обозначьте его части.
ЗАДАНИЕ 3 - Ознакомиться с морфологическими особенностями масличных культур
Масличные растения возделываются с целью получения семян, богатых жиром. К этой
группе
относятся
представители
различных
ботанических
семейств,
отличающиеся
по
морфологическим, биологическим и хозяйственным признакам.
Изучите масличные культуры по снопам, семенам, гербарным образцам, литературе
Ознакомиться с растительными маслами и описать их по форме таблицы 2
Т а б л и ц а 2
– Характеристика растительных масел
Культуры
Содержание масла в
семенах, %
Степень высыхаемости масла и как
используется в народном хозяйстве
Подсолнечник
Клещевина
Соя
Арахис
Горчица белая
Рапс
ЗАДАНИЕ 4 - Решить задачи:
1.
В хранилище 16 закромов. Каждый закром имеет длину 6 м, ширину 3,5 м, высоту 2м.
Определите вес засыпанного в хранилище картофеля, если вес 1м
3
- составляет - 800 кг.
25
26
2.
Определите вес картофеля заложенного в бурт, если длина - 20 м, ширина – 22 м, высота
0,9 м, вес 1м
3
- 600 кг.
Вопросы для самоконтроля:
1.
Сколько почек в глазке клубня картофеля?
2.
К какому семейству относится картофель?
3.
Чем ценна сахарная свекла?
4.
Как хранят продовольственный картофель?
5.
Как делятся растительные масла по способности их к высыханию?
6.
Как влияет лузжистость, на % выхода масла из семян?
Вывод студента о достижении поставленных целей:____________________
_____________________________________________________________________
«___»________________20 г. __________________________
Подпись студента
__________________ ____ _________________________
Дата выполнения_________________________
Лабораторная работа – 3
(2 ЧАСА)
Наименование работы:
Изучение ботанического разнообразия, морфологических
признаков и значения овощных культур
Цели занятия:
- образовательная: ознакомиться с ассортиментом и ботаническим разнообразием овощных
культур зоны Кубани, изучить значение основных культур, распространение и урожайность;
-
воспитательная: привить наблюдательность, способность к анализу, аккуратность при
выполнении задания, способность выбрать главное и основное из разнообразия материала;
Материально-техническое оснащение занятия:
- учебная аудитория;
- основная и дополнительная литература по овощным культурам;
- атласы овощных культур;
- муляжи и натуральные образцы овощных растений, гербарий.
Литература.
Содержание и методика выполнения заданий
Задание 1. Разнообразие овощных культур
Разгадать кроссворд, в беспорядочном наборе букв найти 50 названий овощных культур.
Работа осуществляется по 2 студента на вариант.
Буквы зачеркивать карандашом или ручкой, названия растений выписывать в рабочую
тетрадь в таблицу 1.
26
27
Таблица 1
Ботаническое разнообразие, морфологические признаки и значение овощных культур
№
Название овощной
культуры
Группа по классификации
Используемый
человеком
плодовый орган
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
27
28
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
Контрольные вопросы
1.
Что вы знаете о целебных свойствах овощных растений?
2.
Назовите овощные культуры, обладающие ароматическими свойствами;
3.
Назовите овощные культуры, имеющие повышенное содержание витамина - С, витамина – А,
витамина - В
1,
В
2 ,
РР;
4.
Какие овощные культуры относятся к корнеплодам?
5.
Какие из овощных растений имеют двулетний цикл развития?
6.
Назовите многолетние овощные растения;
7.
Что такое мангольд?
8.
Какое растение имеет название – татарка?
9.
Для чего выращивают шпинат и щавель?
10.
Назовите пряные овощные культуры;
11.
Почему народная пословица утверждает, что хрен редьки не слаще?
Вывод студента о достижении поставленных целей:____________________
_____________________________________________________________________
«___»________________20 г. __________________________
Подпись студента
__________________ ____ _________________________
Оценка за работу Подпись преподавателя
Итоговая оценка работы по выполнению практических работ по дисциплине:
«Основы агрономии» и замечания преподавателя_____________________________
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Содержание
Всего – 20 часов, из них: Практические занятия – 14 часов,
Лабораторные работы – 6 часов.
28
29
Правила техники безопасности и требования к выполнению лабораторно-
практических работ…………………………………………………………………2
1.
ПЗ – 1 Определение основных видов почв зоны по монолитам и образцам,