"Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие компетентностей дошкольников"
Автор: Мальцева Мария Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ детский сад №11 Населённый пункт: город Стерлитамак, Республика Башкортостан Наименование материала: статья Тема: "Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие компетентностей дошкольников" Раздел: дошкольное образование
дошкольников»
Подготовила:
воспитатель Мальцева М.В.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем
мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности». В.А. Сухомлинский
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления
личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об
окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное
отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки
правильного поведения, складывается
характер. Вся
жизнь ребенка-
дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир
для себя.
Игра является одной из основных форм
организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.
Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни.
Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка,
развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра
выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где
всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и
наоборот.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного
возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн
подчеркнул, что эта игра есть наиболее
спонтанное проявление ребенка . Ей
присущи основные черты игры:
взаимодействии ребенка со взрослыми
эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность,
активность, творчество.
Основной источник,
питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это
окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней
воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и
ролей.
Сюжет игры -
это ряд событий, которые объединены жизненно
мотивированными связями.
В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и
отношений, которыми связаны участники событий
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и
изобразительные - «как будто».
Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом
им придается воображаемое, игровое значение.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные
отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то
же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые
отношения (например, мамы и дочки, врача и пациента и т. п.).
Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является
то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации:
действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще
нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка
заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу
действие.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего
ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что
в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и
действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует
те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра),
вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или
ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях,
речи, мимике, пантомиме.
Сюжетно-ролевая игра -
это модель взрослого общества, но связи
между детьми в ней серьезные.
Во второй младшей группе роль получает тот, у кого в данный момент
находится необходимый с точки зрения детей для нее атрибут. И тогда
получаются ситуации, когда на машине едут два шофера или на кухне
готовят сразу две мамы. У детей среднего дошкольного возраста роли
формируются уже до начала игры. Все ссоры из-за ролей. У старших
дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, кто
кем будет играть, а основные вопросы теперь уже "Бывает так или нет?"
Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. Заметно
сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в коллектив.
Тематика сюжетно-ролевых игр детей 3-4 лет
преимущественно
связана с отражением семейных отношений и элементарного
профессионального взаимодействия взрослых (врач-пациент, парикмахер –
клиент, и т.п.). В совместной игре с детьми воспитатель развивает
у детей
умение принимать игровую роль, участвовать в несложном игровом диалоге,
побуждает детей называть свои игровые роли и игровые действия.
Дошкольники учатся вступать в общение с воспитателем через игровой
персонаж. (Воспитатель от лица куклы спрашивает: «А что я буду кушать? А
куда мы пойдем гулять?» Ребенок отвечает и совершает игровые действия.
При поддержке и помощи воспитателя дети учатся вступать в игровое
общение со сверстниками - в парное, в малой группе.
Тематика сюжетно-ролевых игр детей 4-5лет
преимущественно
связана с отражением семейных и несложных профессиональных отношений
взрослых (врач-пациент и т.д.). В одной сюжетно-ролевой игре могут
переплетаться разнообразные события (мама с дочкой собрались в гости,
сначала они зашли в парикмахерскую, а затем в магазин за подарками). В
совместной игре с детьми развивается умение до начала игры определять
тему, 1-2 события (« Во что будем играть? Что произойдет?"). Воспитатель
побуждает детей отвечать на вопросы о названии игры, о выбранной роли и о
ролях других играющих. Создает условия для использования детьми в
самостоятельной игре предметов- заместителей (разнообразные кубики,
бруски, флаконы, веревки, бечевки, которые могут быть использованы в
качестве других предметов). Воспитатель стимулирует развитие игрового
замысла через проблемную ситуацию: потеря какого-либо предмета (у
парикмахера исчезли все расчески, невозможно достичь цели (корабль сбился
с курса). Появление игровой проблемы способствует пробуждению детской
фантазии, делает сюжет игры событийным.
Тематика сюжетно-ролевых игр детей 5-6 лет
преимущественно
связана с социальной действительностью. При этом в одной с.р игре могут
переплетаться как реальные, так и фантастические события. В ходе
построения сюжета происходит придумывание и комбинирование
разнообразных ситуаций взаимодействия людей, событий. Под влиянием
широкого ознакомления с социальной действительностью и средств массовой
информации в игровом репертуаре ребенка появляются новые игровые темы
«Супермаркет», «Салон красоты», «Музей», «Книжный гипермаркет» ,
«Туристическое агентство»…Воспитатель стимулирует детей к
самостоятельному созданию игровой обстановки с учетом темы игры и
воображаемой ситуации, вовлекает в изготовление игрушек- самоделок и
предметов –заместителей до игры или по её ходу. Следует способствовать
самостоятельному или с небольшой помощью воспитателя согласованию
общего игрового замысла с использованием разнообразных способов
(считалки, жребия, договора по желанию), установлению договоренности о
развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры.
В подготовительной группе
воспитатель продолжает обогащать
игровой опыт детей. Главное – обеспечить дальнейшее развитие
самостоятельности в игре, интереса к новым видам игр, развивать игровое
творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты,
ролевые диалоги, элементы игровой обстановки, новые игровые правила. В
сюжетно-ролевых играх дети отображают события, связанные с их
непосредственным опытом (посещение гипермаркета, кафе, парикмахерской),
впечатления от просмотра телепередач, чтения художественной литературы,
от ожиданий, связанных с перспективой поступления в школу. В с.р. игре
намечается постепенное смещение интересов с процесса игры на ее
результат. Это делает возможным организацию игр проектного типа, в
которых, принимая на себя роли, дети создают определенный продукт,
который в дальнейшем может быть использован в других играх (например,
рекламный проспект «Мой район). Используется продуктивная деятельность
по созданию необходимых атрибутов для игры (изготовление рекламных
плакатов для игры в «цирк», коллажей, талончиков для лотереи, призов для
победителей конкурсов и т.п.). Дошкольники создают коллекции новогодних
украшений для игры «Новогодний базар в гипермаркете», коллекция
школьных принадлежностей для игр «Школа», «Школьный базар»).
Воспитатель вовлекает детей в игры с использованием словесной передачи
воображаемых игровых событий, места действия (Здесь море. Это корабль,
он плывет к замку волшебника»), приемом условного проигрывания части
сюжета – «как-будто».
Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов
(Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н.
В. Королевой и др.) показали, что основным содержанием творческих
сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее
разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в
которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.
Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит
коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку.
Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для
развития сюжетно-ролевых игр.
Сюжетно- ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его
реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для
дошкольной педагогики является проблема использования сюжетно-ролевой
игры в целях всестороннего развития ребенка,
формирования его
положительных личностных качеств и социализации как члена общества.