Программа коррекции отношений матери и дочери:"Поваренная книга как семейная реликвия"
Автор: Абдуллина Галия Султановна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГБОУ школа № 1411 СП № 1327 Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа коррекции отношений матери и дочери:"Поваренная книга как семейная реликвия" Раздел: среднее профессиональное
Создание программы коррекции отношений матери и дочери:
«Поваренная книга как семейная реликвия»
Подготовил
педагог-психолог детского сада№1327
Абдуллина Г.C.
г. Москва, 2016
Актуальность
Взаимодействие с семьей – одна из основных задач работы ДОУ по
ФГОС. Одной из современных технологий образования является проектная
технология.
Совместная
работа
над
проектом
может
стать
хорошим
коррекционным методом педагога - психолога.
В
настоящее
время
у
специалистов
отмечается
высокий
интерес
к
проблеме
оказания
психологической
помощи
семье.
Во
многом
это
обусловлено тем, что в последние десятилетия в институте семьи в нашей
стране
произошло
усиление
деструктивных
тенденций.
Сокращение
и
обеднение
общения
в
семье,
дефицит
эмоционального
тепла,
принятия,
низкая информированность родителей о реальных потребностях, интересах и
проблемах ребенка, недостаток сотрудничества и кооперации в семье ведут к
возникновению трудностей в развитии детей.
Особую
значимость,
с
точки
зрения
функционирования
семьи
и
развития детей играют отношения мать – дочь. Характер этих отношений во
многом
определяет
становлении
личности
дочери,
определяет
психологическую
атмосферу
в
семье,
способность
семейной
системы
преодолевать трудности и кризисные периоды. Отношения матери и дочери
выступают как частный случай межпоколенных отношений в семье.
Исследование и анализ отдельных аспектов межпоколенных отношений
проводился, в основном, в русле изучения межвозрастного взаимодействия в
детских группах и коллективах (Е.И. Дымов, 1975; Л.И. Уманский, 1980), в
семейной
сфере,
причем
сфере
детско-родительских
отношений
(Т.И.
Дымнова,
1998;
А.В.
Камышева,
2006;
А.А.
Нестерова,
2003;
Э.Г.
Эйдемиллер, 2003, А.Я. Варга и др.). Были проведены немногочисленные
исследования взаимоотношений внуков и прародителей (О.В. Краснова, 2003;
И.В. Парфенюк, 2003 и др.). В целом, авторы ориентированы на исследование
отношений с другими (в основном, старшими) поколениями как фактора
развития
и
становления
личности,
а
также
возрастной
специфики
этих
отношений.
Межпоколенные
отношения
в
семье
в
виду
психологических
и
социально-культурных различий между представителями разных поколений
часто создают предпосылки для возникновения семейных конфликтов.
Конфликты в семье многократно становились предметом исследований
в различных научных областях: в социологии (А.И.Антонов, В.М.Медведков,
В.А.Сысенко, 1981, 1989); в психотерапии (Ю.Е.Алешина, 1994; А.Я.Варга,
2001;
В.В.Юстицкис,
Э.Г.Эйдемиллер,
2000);
в
социальной
психологии
(А.Н.Обозова,
1983;
Т.М.Трапезникова,
Н.В.Гришина,
1995,
2000;
Г.Н.Тимченко, А.Н.Харитонов, 2002 и др.). В центре внимания исследований,
в
основном,
оказывается
супружеский
конфликт,
а
детско-родительский
остается на периферии исследовательских интересов.
Трудности
в
межпоколенных
отношениях
в
семье
обуславливают
интерес
исследователей
к
этой
проблеме.
В
частности
разрабатываются
формы
и
методы
оказания
психотерапевтиче ской
помощи.
В
психотерапевтической
литературе
внимание
сосредоточено
на
анализе
межпоколенных отношений в контексте значения истории семьи и предков
(М.
Боуэн,
2004;
Е.Л.
Михайлова,
2003;
А.В.
Черников,
2005;
А.А.
Шутценбергер, 1991; И.Ю. Хамитова, 2003).
Одним из современных подходов психотерапевтических подходов к
разрешению семейных проблем выступает системная семейная психотерапия.
Один из подходов в рамках этого направления предполагает выделение в
семейной системе двух ключевых показателей: сплоченности и гибкости
(адаптации).
Сочетание
этих
показателей
позволяет
выделять
сбалансированные
семейные
системы
(умеренная
выраженность
этих
показателей) и несбалансированные семейные системы (крайние значения
указанных показателей) (Д. Олсон).
В
настоящее
время
для
коррекции
несбалансированных
семейных
систем
используются
различные
психотерапевтические
методы.
В
то
же
время,
с
нашей
точки
зрения,
недостаточно
исследованы
коррекционные
возможности методов семейной реконструкции.
Семейная
реконструкция
-
это
направление
работы
в
семейной
психотерапии
по
интеграции
собственного
(личного)
опыта
и
семейной
истории. Цель применения реконструкции - переработка опыта, полученного
в
родительской
семье,
в
том
числе
и
травматичного,
освобождение
от
негативного, тормозящего, ограничивающего влияния семейной истории на
текущую
жизнь
для
оживления
потенциальных
ресурсов,
повышения
эффективности
(успешности,
гармонии)
существования
и
полноценного
развития
личности.
Использование
реконструкции
основано
на
представлении
о
семейной
истории,
правилах
и
мифах,
как
важных
параметрах семейной системы (М.А. Бебчук, 2008).
В
рамках
семейной
реконструкции
важную
роль
играет
работа
семейными ритуалами. Один из таких ритуалов – это приготовление пищи.
В
большинстве
культур
существует
почтительное,
религиозное
отношение
к
пище.
«Совместное
принятие
пищи
(трапеза,
застолье,
воскресный обед, ежедневный ужин и т.д.) кроме утилитарной функции
выполняет
еще
и
социально-психологические,
обрастая
в
каждой
культуре,
и
в
частности
в
культуре
каждой
семьи,
своей
историей,
своими
неповторимыми
традициями,
ритуалами,
гласными
и
негласными правилами. Особую важность этот ритуал играет в жизни
женщин, причем разных поколений.
Таким
образом,
я
полагаю,
что
именно
приготовление
пищи
в
семье
способно
раскрыть
нам
многие
параметры
системы
и
в
особенности
параметры,
касающиеся
взаимоотношений
женщин
этой
семейной
системы
(эволюционных
процессов
семейной
системы,
сплоченности,
иерархии,
гибкости,
внешних
и
внутренних
границ,
ролевой
структуры
семьи),
а,
значит,
появляется
возможность
коррекции этих взаимоотношений.
С моей точки зрения, ритуал приготовления пищи может стать
мощным
психотерапевтическим
средством,
если
включить
в
него
создание
«поваренной
книги
как
семейной
реликвии».
Это
будет
способствовать
сближению
матери
и
дочери,
структурированию
семейной
истории,
самоидентификации
клиента
как
члена
семьи,
преодолению
эмоциональных
разрывов,
и
тем
самым
повышению
сбалансированности
семейной
системы,
что
будет
благотворно
отражаться на личном развитии членов семьи.
Как
показывает
анализ
современной
консультативной
и
психотерапевтической
практики,
воздействие
на
семью
широкого
ряда
социальных
факторов
становится
для
семьи
тяжелым
психологическим
грузом. Достаточно остро стоит проблема межпоколенных взаимоотношений
в семье, в частности отношений «мать-дочь».
Когда меняется социальная система, в обществе неизбежно возникает
ситуация неопределенности: одни традиции утрачиваются, в том числе и в
семейном воспитании, от других добровольно отказываются, хотя еще не
готовы выработать новые. В этой связи часто семьи нуждаются в балансе
близости – раздельности, и оптимальном сочетании изменений внутри семьи
со способностью сохранять свои характеристики стабильными.
Чаще всего именно женщины являются клиентами психотерапевтов,
что
связано,
в
том
числе,
с
большей
ориентацией
женщин
на
семью,
семейные отношения.
В настоящее время достаточно остро стоит проблема межпоколенных
взаимоотношений
как
на
микроуровне
(например,
в
семье),
так
и
на
макроуровне (в обществе в целом). Как в России, так и в развитых западных
странах
наблюдается
тенденция
увеличения
продолжительности
жизни
человека, «cтарения» населения. В этой связи важным потенциалом развития
семьи выступает ее история.
История семьи – это совокупность знаний о членах семьи старших
поколений,
их
жизни
и
личностных
особенностях,
а
также
семейных
традициях,
правилах,
ритуалах,
фиксированных
в
семейной
памяти
в
частично
мифологизированной
форме,
осознанно
или
неосознаваемо
передаваемых из поколения в поколение как семейный нарратив. На наш
взгляд,
при
обращении
матери
к
такому
ресурсу,
как
семейная
история,
возможна коррекция ее взаимоотношений с дочерью. При этом эта коррекция
может
повышать
потенциал
совладающего
поведения
членов
семейной
системы.
В
отечественной
психологии
рассматривалась
тема
совладаюшего
поведения
как
поведения
субъекта,
осознанно
выбирающего
способы
действий
в
трудной
жизненной
ситуации
(Т.Л.
Крюкова,
2004;
М.В.
Сапоровская,
2002;
С.А.
Хазова,
2002
и
др.).
В
исследовании
М.В
Сапоровской, «Межпоколенные связи в семейном контексте», представлены
результаты
исследования
материнских
установок
и
их
динамики
в
трех
поколениях женщин (прародителей, родителей и детей). Преемственность
(воспроизводство)
родительских
установок
последующими
поколениями
рассматривается в работе как фактор укрепления межпоколенных связей в
семье (М.В. Сапоровская, 2008).
Ресурс
совладающего
поведения
рассматривается
нами
как
совокупность
(система)
личностных
и
средовых
средств,
ценностей,
возможностей, которые имеются в наличии в потенциальном состоянии и
которые
человек
может
осознанно
использовать
при
необходимости
в
совладании с трудной жизненной ситуацией. Таким ресурсом совладания
являются
межпоколенные
отношения,
отражающиеся
в
социальных
представлениях о старших поколениях, в частности, в семье, на жизненном
пути человека (Е.А. Петрова, 2008). Межпоколенный ресурс совладающего
поведения Е. А. Петрова считает социальным ресурсом, который включает в
себя
отношения
со
значимыми
представителями
старшего
поколения,
выступающими
объектами
идентификации
и
источниками
социальной
поддержки,
и
представления
о
значимых
людях
другого
поколения
(их
личностных
особенностях,
событиях,
истории
жизни),
которые
субъект
может
использовать
при
необходимости
в
целях
совладания
с
трудной
жизненной ситуацией. К критериям действенности межпоколенного ресурса
относятся: улучшение эмоционального состояния, укрепление Я - концепции
и позитивного образа Я, лучшее понимание трудной жизненной ситуации,
сохранение и поддержание контактов с окружающими людьми (Петрова Е.
А., 2008).
Таким
образом,
в
настоящее
время
в
современной
психологии
ощущается явный дефицит эмпирических исследований, результаты которых
могли бы раскрыть особенности отношений матери и дочери в разных типах
семейных
систем.
Именно
социальный
запрос
на
оптимизацию
жизнедеятельности семьи, повышение эффективности детско-родительских
отношений,
решение
проблем
воспитания
детей
в
семье
заставляет
продолжать поиски новых возможностей коррекции этих отношений. Так как,
в
качестве
коррекционной
программы,
женщинам
предложено
создание
«поваренной
книги
как
семейной
реликвии»,
необходимо
пояснить,
что
понимается под «семейной реконструкцией» и «семейными реликвиями».
Семейная
реконструкция
-
это
направление
работы
в
семейной
психотерапии
по
интеграции
собственного
(личного)
опыта
и
семейной
истории. Цель применения реконструкции - переработка опыта, полученного
в
родительской
семье,
в
том
числе
и
травматичного,
освобождение
от
негативного, тормозящего, ограничивающего влияния семейной истории на
текущую
жизнь
для
оживления
потенциальных
ресурсов,
повышения
эффективности
(успешности,
гармонии)
существования
и
полноценного
развития
личности.
Использование
реконструкции
основано
на
представлении
о
семейной
истории,
правилах
и
мифах,
как
важных
параметрах семейной системы (М.А. Бебчук, 2008).
Как правило, в семьях хранятся вещи, связанные с наиболее важными,
значимыми
фигурами
семейной
истории.
Соприкосновение
с
ними
дает
клиенту
ощущение
опоры,
надежного
тыла,
что,
как
известно,
является
хорошим ресурсом. Таким образом, семейная реликвия - это любая вещь,
доставшаяся нам от предков и хранящая память о них.
В
большинстве
культур
существует
почтительное,
религиозное
отношение
к
пище.
«Совместное
принятие
пищи
(трапеза,
застолье,
воскресный
обед,
ежедневный
ужин
и
т.д.)
кроме
утилитарной
функции
выполняет еще и социально-психологические, обрастая в каждой культуре, и
в
частности
в
культуре
каждой
семьи,
своей
историей,
своими
неповторимыми традициями, ритуалами, гласными и негласными правилами.
Они
затрагивают
как форму
принятия
пищи
(время,
место,
порядок
рассаживания за столом, оживленная беседа или безмолвие во время еды и
т.д.), так и ее (пищи) «содержание» (меню, количество и последовательность
блюд и спиртных напитков, кулинарные предпочтения и запреты). В связи с
этим, идея использования кулинарных традиций в качестве материала для
семейной реконструкции является достаточно универсальной и технически
исполнимой». (М.А. Бебчук, 2008).
На
наш
взгляд,
само приготовление
пищи
способно
раскрыть
нам
взаимоотношения
между
структурными
элементами
семейной
системы.
Исходя из опыта консультационной работы, мы считаем, что при наличии в
семье дисфункциональных взаимодействий между женщинами этой семьи
(чаще
всего
–
это
застревание
на
жизненной
стадии,
жесткие
индивидуальные
границы,
амбивалентное
отношение
к
дочери
и,
как
следствие,
частые
конфликты)
часто
«ответственность
приготовления
пищи» не доверяется младшему поколению женщин этой семьи. В связи с
этим,
можно
предположить,
что
процесс
именно приготовления пищи
в
семье способно раскрыть нам многие параметры системы и в особенности
параметры, касающиеся взаимоотношений женщин этой семейной системы
(эволюционных
процессов
семейной
системы,
сплоченности,
иерархии,
гибкости,
внешних
и
внутренних
границ,
ролевой
структуры
семьи),
а,
значит, появляется возможность коррекции этих взаимоотношений.
Опираясь
на
анализ
литературы
и
собственный
опыт
мною
была
разработана Программа коррекции отношений матери и дочери: «Создание
поваренной книги как семейной реликвии».
Этапы
программы
коррекции
отношений
матери
и
дочери:
«Создание поваренной книги как семейной реликвии».
В течение трех месяцев необходимо:
1) собирать информацию о семейных рецептах, для этого необходимо
встречаться
с
родными
и
решать,
какие
из
рецептов
являются
наиболее
значимыми
для
семьи,
какие
из
них
хочется
сохранить
и
передать
следующему поколению. Рецепты вносятся в книгу самими родственниками
и
под
их
диктовку.
Это
могут
быть
рецепты
бабушкиных
пирогов
или
любимый салат тети, рецепты к семейным праздникам или на каждый день.
Для
родителей
с
детьми
до
7
лет
было
предложено
подобрать
рецепты
наиболее
простых
блюд.
Сбор
информации
о
семье
способствует
погружению
в
семейную
историю,
и
построению
структуры
семьи,
формированию запроса.
2)
с
помощью,
подобранных
и
занесенных
в
поваренную
книгу,
рецептов, как минимум 2 раза в месяц, мама с дочкой должны приготовить
семейный обед или ужин. Инструкция звучит так: «С помощью, подобранных
рецептов,
вместе
с
дочерью
приготовьте
семейный
обед
или
ужин.
Постарайтесь
сделать
это
так,
чтобы
дочь
а)
смогла
в
следующий
раз
приготовить их сама (для детей старше 7 лет) или б) запомнила ингредиенты
и примерную последовательность приготовления блюда (для детей младше 7
лет).
3) фото, приготовленных блюд, поместить в поваренную книгу, рядом с
рецептами. Кроме контроля процесса терапевтом, фото блюд для клиентов
является c одной стороны своего рода завершением процесса, и с другой,
стороны, азартным ожиданием пополнения своей «коллекции», «копилки»,
которую можно с гордостью продемонстрировать терапевту и группе.
4) В конце каждого месяца необходимо встретиться с терапевтом для
обсуждения процесса создания книги. Терапевт задает вопросы о том, как
продвигается сбор информации, какие сложности возникают в составлении
книги,
как
проходит
процесс
приготовления,
кто
решает
какие
рецепты
поместить в книгу и т.п. Эта беседа позволяет, кроме контроля процесса,
получить больше информации о семье.
5)
Завершающий
этап.
Рассказ
участника
о
проделанной
работе
и
метафорическое,
символическое
выражение
семьи
и
произошедших
изменений в виде кукол.
Использованная литература:
М.А. Бебчук, Системная семейная терапия, 2008
А.Я.Варга, Системная семейная терапия, 2001;
В.В.Юстицкис, Э.Г.Эйдемиллер, "Психология и психотерапия семьи"
2000
М. Боуэн, Теория семейных систем, 2004;
Е.Л. Михайлова, Вчера наступает внезапно, 2003;
А.В. Черников, Системная семейная терапия 2005;
А.А. Шутценбергер, Синдром предков,1991;