Напоминание

Программа коррекции отношений матери и дочери:"Поваренная книга как семейная реликвия"


Автор: Абдуллина Галия Султановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ школа № 1411 СП № 1327
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа коррекции отношений матери и дочери:"Поваренная книга как семейная реликвия"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Создание программы коррекции отношений матери и дочери:

«Поваренная книга как семейная реликвия»

Подготовил

педагог-психолог детского сада№1327

Абдуллина Г.C.

г. Москва, 2016


Актуальность
Взаимодействие с семьей – одна из основных задач работы ДОУ по ФГОС. Одной из современных технологий образования является проектная технология. Совместная работа над проектом может стать хорошим коррекционным методом педагога - психолога. В настоящее время у специалистов отмечается высокий интерес к проблеме оказания психологической помощи семье. Во многом это обусловлено тем, что в последние десятилетия в институте семьи в нашей стране произошло усиление деструктивных тенденций. Сокращение и обеднение общения в семье, дефицит эмоционального тепла, принятия, низкая информированность родителей о реальных потребностях, интересах и проблемах ребенка, недостаток сотрудничества и кооперации в семье ведут к возникновению трудностей в развитии детей. Особую значимость, с точки зрения функционирования семьи и развития детей играют отношения мать – дочь. Характер этих отношений во многом определяет становлении личности дочери, определяет психологическую атмосферу в семье, способность семейной системы преодолевать трудности и кризисные периоды. Отношения матери и дочери выступают как частный случай межпоколенных отношений в семье. Исследование и анализ отдельных аспектов межпоколенных отношений проводился, в основном, в русле изучения межвозрастного взаимодействия в детских группах и коллективах (Е.И. Дымов, 1975; Л.И. Уманский, 1980), в семейной сфере, причем сфере детско-родительских отношений (Т.И. Дымнова, 1998; А.В. Камышева, 2006; А.А. Нестерова, 2003; Э.Г. Эйдемиллер, 2003, А.Я. Варга и др.). Были проведены немногочисленные исследования взаимоотношений внуков и прародителей (О.В. Краснова, 2003; И.В. Парфенюк, 2003 и др.). В целом, авторы ориентированы на исследование отношений с другими (в основном, старшими) поколениями как фактора
развития и становления личности, а также возрастной специфики этих отношений. Межпоколенные отношения в семье в виду психологических и социально-культурных различий между представителями разных поколений часто создают предпосылки для возникновения семейных конфликтов. Конфликты в семье многократно становились предметом исследований в различных научных областях: в социологии (А.И.Антонов, В.М.Медведков, В.А.Сысенко, 1981, 1989); в психотерапии (Ю.Е.Алешина, 1994; А.Я.Варга, 2001; В.В.Юстицкис, Э.Г.Эйдемиллер, 2000); в социальной психологии (А.Н.Обозова, 1983; Т.М.Трапезникова, Н.В.Гришина, 1995, 2000; Г.Н.Тимченко, А.Н.Харитонов, 2002 и др.). В центре внимания исследований, в основном, оказывается супружеский конфликт, а детско-родительский остается на периферии исследовательских интересов. Трудности в межпоколенных отношениях в семье обуславливают интерес исследователей к этой проблеме. В частности разрабатываются формы и методы оказания психотерапевтиче ской помощи. В психотерапевтической литературе внимание сосредоточено на анализе межпоколенных отношений в контексте значения истории семьи и предков (М. Боуэн, 2004; Е.Л. Михайлова, 2003; А.В. Черников, 2005; А.А. Шутценбергер, 1991; И.Ю. Хамитова, 2003). Одним из современных подходов психотерапевтических подходов к разрешению семейных проблем выступает системная семейная психотерапия. Один из подходов в рамках этого направления предполагает выделение в семейной системе двух ключевых показателей: сплоченности и гибкости (адаптации). Сочетание этих показателей позволяет выделять сбалансированные семейные системы (умеренная выраженность этих показателей) и несбалансированные семейные системы (крайние значения указанных показателей) (Д. Олсон). В настоящее время для коррекции несбалансированных семейных систем используются различные психотерапевтические методы. В то же
время, с нашей точки зрения, недостаточно исследованы коррекционные возможности методов семейной реконструкции. Семейная реконструкция - это направление работы в семейной психотерапии по интеграции собственного (личного) опыта и семейной истории. Цель применения реконструкции - переработка опыта, полученного в родительской семье, в том числе и травматичного, освобождение от негативного, тормозящего, ограничивающего влияния семейной истории на текущую жизнь для оживления потенциальных ресурсов, повышения эффективности (успешности, гармонии) существования и полноценного развития личности. Использование реконструкции основано на представлении о семейной истории, правилах и мифах, как важных параметрах семейной системы (М.А. Бебчук, 2008). В рамках семейной реконструкции важную роль играет работа семейными ритуалами. Один из таких ритуалов – это приготовление пищи.
В

большинстве

культур

существует

почтительное,

религиозное

отношение

к

пище.

«Совместное

принятие

пищи

(трапеза,

застолье,

воскресный обед, ежедневный ужин и т.д.) кроме утилитарной функции

выполняет

еще

и

социально-психологические,

обрастая

в

каждой

культуре,

и

в

частности

в

культуре

каждой

семьи,

своей

историей,

своими

неповторимыми

традициями,

ритуалами,

гласными

и

негласными правилами. Особую важность этот ритуал играет в жизни

женщин, причем разных поколений.

Таким

образом,

я

полагаю,

что

именно

приготовление

пищи

в

семье

способно

раскрыть

нам

многие

параметры

системы

и

в

особенности

параметры,

касающиеся

взаимоотношений

женщин

этой

семейной

системы

(эволюционных

процессов

семейной

системы,

сплоченности,

иерархии,

гибкости,

внешних

и

внутренних

границ,

ролевой

структуры

семьи),

а,

значит,

появляется

возможность

коррекции этих взаимоотношений.


С моей точки зрения, ритуал приготовления пищи может стать

мощным

психотерапевтическим

средством,

если

включить

в

него

создание

«поваренной

книги

как

семейной

реликвии».

Это

будет

способствовать

сближению

матери

и

дочери,

структурированию

семейной

истории,

самоидентификации

клиента

как

члена

семьи,

преодолению

эмоциональных

разрывов,

и

тем

самым

повышению

сбалансированности

семейной

системы,

что

будет

благотворно

отражаться на личном развитии членов семьи.
Как показывает анализ современной консультативной и психотерапевтической практики, воздействие на семью широкого ряда социальных факторов становится для семьи тяжелым психологическим грузом. Достаточно остро стоит проблема межпоколенных взаимоотношений в семье, в частности отношений «мать-дочь». Когда меняется социальная система, в обществе неизбежно возникает ситуация неопределенности: одни традиции утрачиваются, в том числе и в семейном воспитании, от других добровольно отказываются, хотя еще не готовы выработать новые. В этой связи часто семьи нуждаются в балансе близости – раздельности, и оптимальном сочетании изменений внутри семьи со способностью сохранять свои характеристики стабильными. Чаще всего именно женщины являются клиентами психотерапевтов, что связано, в том числе, с большей ориентацией женщин на семью, семейные отношения. В настоящее время достаточно остро стоит проблема межпоколенных взаимоотношений как на микроуровне (например, в семье), так и на макроуровне (в обществе в целом). Как в России, так и в развитых западных странах наблюдается тенденция увеличения продолжительности жизни человека, «cтарения» населения. В этой связи важным потенциалом развития семьи выступает ее история.
История семьи – это совокупность знаний о членах семьи старших поколений, их жизни и личностных особенностях, а также семейных традициях, правилах, ритуалах, фиксированных в семейной памяти в частично мифологизированной форме, осознанно или неосознаваемо передаваемых из поколения в поколение как семейный нарратив. На наш взгляд, при обращении матери к такому ресурсу, как семейная история, возможна коррекция ее взаимоотношений с дочерью. При этом эта коррекция может повышать потенциал совладающего поведения членов семейной системы. В отечественной психологии рассматривалась тема совладаюшего поведения как поведения субъекта, осознанно выбирающего способы действий в трудной жизненной ситуации (Т.Л. Крюкова, 2004; М.В. Сапоровская, 2002; С.А. Хазова, 2002 и др.). В исследовании М.В Сапоровской, «Межпоколенные связи в семейном контексте», представлены результаты исследования материнских установок и их динамики в трех поколениях женщин (прародителей, родителей и детей). Преемственность (воспроизводство) родительских установок последующими поколениями рассматривается в работе как фактор укрепления межпоколенных связей в семье (М.В. Сапоровская, 2008). Ресурс совладающего поведения рассматривается нами как совокупность (система) личностных и средовых средств, ценностей, возможностей, которые имеются в наличии в потенциальном состоянии и которые человек может осознанно использовать при необходимости в совладании с трудной жизненной ситуацией. Таким ресурсом совладания являются межпоколенные отношения, отражающиеся в социальных представлениях о старших поколениях, в частности, в семье, на жизненном пути человека (Е.А. Петрова, 2008). Межпоколенный ресурс совладающего поведения Е. А. Петрова считает социальным ресурсом, который включает в себя отношения со значимыми представителями старшего поколения, выступающими объектами идентификации и источниками социальной
поддержки, и представления о значимых людях другого поколения (их личностных особенностях, событиях, истории жизни), которые субъект может использовать при необходимости в целях совладания с трудной жизненной ситуацией. К критериям действенности межпоколенного ресурса относятся: улучшение эмоционального состояния, укрепление Я - концепции и позитивного образа Я, лучшее понимание трудной жизненной ситуации, сохранение и поддержание контактов с окружающими людьми (Петрова Е. А., 2008). Таким образом, в настоящее время в современной психологии ощущается явный дефицит эмпирических исследований, результаты которых могли бы раскрыть особенности отношений матери и дочери в разных типах семейных систем. Именно социальный запрос на оптимизацию жизнедеятельности семьи, повышение эффективности детско-родительских отношений, решение проблем воспитания детей в семье заставляет продолжать поиски новых возможностей коррекции этих отношений. Так как, в качестве коррекционной программы, женщинам предложено создание «поваренной книги как семейной реликвии», необходимо пояснить, что понимается под «семейной реконструкцией» и «семейными реликвиями». Семейная реконструкция - это направление работы в семейной психотерапии по интеграции собственного (личного) опыта и семейной истории. Цель применения реконструкции - переработка опыта, полученного в родительской семье, в том числе и травматичного, освобождение от негативного, тормозящего, ограничивающего влияния семейной истории на текущую жизнь для оживления потенциальных ресурсов, повышения эффективности (успешности, гармонии) существования и полноценного развития личности. Использование реконструкции основано на представлении о семейной истории, правилах и мифах, как важных параметрах семейной системы (М.А. Бебчук, 2008). Как правило, в семьях хранятся вещи, связанные с наиболее важными, значимыми фигурами семейной истории. Соприкосновение с ними дает
клиенту ощущение опоры, надежного тыла, что, как известно, является хорошим ресурсом. Таким образом, семейная реликвия - это любая вещь, доставшаяся нам от предков и хранящая память о них. В большинстве культур существует почтительное, религиозное отношение к пище. «Совместное принятие пищи (трапеза, застолье, воскресный обед, ежедневный ужин и т.д.) кроме утилитарной функции выполняет еще и социально-психологические, обрастая в каждой культуре, и в частности в культуре каждой семьи, своей историей, своими неповторимыми традициями, ритуалами, гласными и негласными правилами. Они затрагивают как форму принятия пищи (время, место, порядок рассаживания за столом, оживленная беседа или безмолвие во время еды и т.д.), так и ее (пищи) «содержание» (меню, количество и последовательность блюд и спиртных напитков, кулинарные предпочтения и запреты). В связи с этим, идея использования кулинарных традиций в качестве материала для семейной реконструкции является достаточно универсальной и технически исполнимой». (М.А. Бебчук, 2008). На наш взгляд, само приготовление пищи способно раскрыть нам взаимоотношения между структурными элементами семейной системы. Исходя из опыта консультационной работы, мы считаем, что при наличии в семье дисфункциональных взаимодействий между женщинами этой семьи (чаще всего – это застревание на жизненной стадии, жесткие индивидуальные границы, амбивалентное отношение к дочери и, как следствие, частые конфликты) часто «ответственность приготовления пищи» не доверяется младшему поколению женщин этой семьи. В связи с этим, можно предположить, что процесс именно приготовления пищи в семье способно раскрыть нам многие параметры системы и в особенности параметры, касающиеся взаимоотношений женщин этой семейной системы (эволюционных процессов семейной системы, сплоченности, иерархии, гибкости, внешних и внутренних границ, ролевой структуры семьи), а, значит, появляется возможность коррекции этих взаимоотношений.
Опираясь на анализ литературы и собственный опыт мною была разработана Программа коррекции отношений матери и дочери: «Создание поваренной книги как семейной реликвии».
Этапы

программы

коррекции

отношений

матери

и

дочери:

«Создание поваренной книги как семейной реликвии».
В течение трех месяцев необходимо: 1) собирать информацию о семейных рецептах, для этого необходимо встречаться с родными и решать, какие из рецептов являются наиболее значимыми для семьи, какие из них хочется сохранить и передать следующему поколению. Рецепты вносятся в книгу самими родственниками и под их диктовку. Это могут быть рецепты бабушкиных пирогов или любимый салат тети, рецепты к семейным праздникам или на каждый день. Для родителей с детьми до 7 лет было предложено подобрать рецепты наиболее простых блюд. Сбор информации о семье способствует погружению в семейную историю, и построению структуры семьи, формированию запроса. 2) с помощью, подобранных и занесенных в поваренную книгу, рецептов, как минимум 2 раза в месяц, мама с дочкой должны приготовить семейный обед или ужин. Инструкция звучит так: «С помощью, подобранных рецептов, вместе с дочерью приготовьте семейный обед или ужин. Постарайтесь сделать это так, чтобы дочь а) смогла в следующий раз приготовить их сама (для детей старше 7 лет) или б) запомнила ингредиенты и примерную последовательность приготовления блюда (для детей младше 7 лет). 3) фото, приготовленных блюд, поместить в поваренную книгу, рядом с рецептами. Кроме контроля процесса терапевтом, фото блюд для клиентов является c одной стороны своего рода завершением процесса, и с другой, стороны, азартным ожиданием пополнения своей «коллекции», «копилки», которую можно с гордостью продемонстрировать терапевту и группе.
4) В конце каждого месяца необходимо встретиться с терапевтом для обсуждения процесса создания книги. Терапевт задает вопросы о том, как продвигается сбор информации, какие сложности возникают в составлении книги, как проходит процесс приготовления, кто решает какие рецепты поместить в книгу и т.п. Эта беседа позволяет, кроме контроля процесса, получить больше информации о семье. 5) Завершающий этап. Рассказ участника о проделанной работе и метафорическое, символическое выражение семьи и произошедших изменений в виде кукол. Использованная литература: М.А. Бебчук, Системная семейная терапия, 2008 А.Я.Варга, Системная семейная терапия, 2001; В.В.Юстицкис, Э.Г.Эйдемиллер, "Психология и психотерапия семьи" 2000 М. Боуэн, Теория семейных систем, 2004; Е.Л. Михайлова, Вчера наступает внезапно, 2003; А.В. Черников, Системная семейная терапия 2005; А.А. Шутценбергер, Синдром предков,1991;


В раздел образования