Научно-исследовательская деятельность в школе как способ личностного роста детей и раскрытия их творческого потенциала.
Автор: Наташкина Любовь Васильевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МОУ "СОШ № 95 с УИОП" Населённый пункт: г. Саратов Наименование материала: Статья Тема: Научно-исследовательская деятельность в школе как способ личностного роста детей и раскрытия их творческого потенциала. Раздел: полное образование
Научно-исследовательская деятельность в школе как способ
личностного роста детей и раскрытия их творческого потенциала.
Последнее
время
нашей
стране
все
больше
становятся
нужны
профессии, требующие исследовательского типа личностей. Формирование
определенных
ценностей,
ролевых
моделей
поведения,
которые
могут
обеспечивать инновационную деятельность, напрямую связаны с научно-
ис с лед о ват е льс ко й
д е я т е льно с т ью.
В
на ше й
школе
н ау ч н о -
исследовательской деятельности учеников уделяется особое внимание.
Именно
исследовательская
деятельность
делает
детей
не
потребителями
готовых
знаний,
а
творческими
участниками
процесса
познания.
Приобщение
детей
к
научно-исследовательской
деятельности
способствует развитию творческой активности, особого склада мышления,
самостоятельности, расширению сферы интересов.
Включение детей в творческий процесс исследования начинается с
дошкольного возраста (подготовка к школе). Работа с самыми маленькими
исследователями знаменательна тем, что педагог - психолог занимаются не
организацией процесса овладения детьми новыми знаниями, а развитием
исследовательского
навыка
как
способа
познания
окружающей
действительности.
Работа с детьми ведется через различные виды деятельности: игру,
участие в различных конкурсах, проектную деятельность, в которой большое
значение имеет общение между детьми и их сотрудничество. Дети понимают,
что для достижения цели необходимо договариваться, помогать друг другу,
осуществлять
совместный
поиск
решений.
Также
с
детьми
пишутся
несложные
исследовательские
работы,
способствующие
развитию
ответственности, коммуникативных качеств, познавательной и творческой
активности.
Большую роль в проектной и исследовательской деятельности играет
организация
взаимодействия
с
родителями
и
привлечение
их
к
исследовательскому процессу.
В
рамках
своей
деятельности
педагог-психолог
проводит
диагностические
обследования,
направленные
на
определение
уровня
развития
познавательных
процессов
каждого
ученика,
определение
сформированности предпосылок УУД. Проводит наблюдения за детьми в
учебной
деятельности,
на
переменах,
праздниках
и
т.п.
Это
позволяет
анализировать
индивидуальные
особенности
детей
и
определять,
что
им
больше
всего
интересно,
к
чему
имеются
склонности.
После
этого
проводится
консультирование
педагогов
и
родителей.
На
своих
занятиях
педагог-психолог дает задания поискового и творческого характера, задает
вопросы открытого типа. Все это положительно сказывается не только на
эмоциональном
самочувствии
школьников,
но
и
на
их
общем
развитии,
познавательной
активности,
а
также
способствует формированию
предпосылок
УУД.
Полученный
опыт
исследования
приносит
детям
большую
радость
и
является
основой
их
дальнейшего
познавательного
продвижения.
Начало
учебы
в
школе стимулирует познавательную активность. В
учебных
и
игровых
формах
исследования
учащиеся
действуют
в
соответствии с моделью ролевого поведения исследователя.
Известно, что активные творческие дети, когда не находят применения
своим
познавательным
потребностям
и
правильного
направления
своей
активности
могут
пойти
по
стихийному
пути
развития.
Также
желание
исследовать может привести к более негативному поиску острых ощущений.
Поэтому очень важно своевременно заинтересовывать детей и включать их в
общение, игровую, учебную, исследовательскую и другую деятельность.
Научно
-
исследовательской
деятельностью
занимаются
многие
ученики,
особенно
из
числа
учащихся
начальной
школы.
Практика
показывает, что конечный результат и успешность ребенка во многом зависит
от
его
личностных
качеств.
Поэтому
работая
с
детьми
в
учебно-
исследовательском направлении педагог- психолог совместно с педагогами
развивают личностный потенциал ребенка, открывают его скрытые ресурсы.
Особое внимание уделяется развитию умения детей показывать и объяснять
результаты
своей
деятельности.
Научно-
исследовательская
деятельность
открывает
возможности
для
личностного
роста
учеников,
позволяет
им
осознать свою значимость.
Осуществление
детьми
творческого
поиска,
решения
задач
исследования
способствует
формированию познавательных, регулятивных,
коммуникативных и личностных универсальных учебных действий. Учение
обретает
личностный
смысл,
развиваются
интересы,
волевые
качества,
осознаются жизненные ценности, корректируется самооценка, улучшаются
коммуникативные качества, умения сотрудничать, расширяются интересы,
повышается учебная мотивация.
Участие
детей
старшего
и
среднего
звена
в
исследовательской
деятельности обеспечивает не только повышение мотивации учения, но и
эффективность учебной деятельности.
Любое
участие
в
конференциях
обогащает
опыт
ребенка,
так
как
помимо
новых
знаний
и
открытий
дает
знакомство
с
профессионалами,
которые
транслируют
ценности
науки,
и
являются
образцами
моделей
социализации одаренных личностей, что важно для дальнейшего развития и
самоопределения детей.
Для
привлечения
учащихся
младшего
и
среднего
звена
к
исследовательской
работе
ежегодно
проводится
«День
исследователя»
на
котором детям объясняется, что такое исследовательская деятельность, зачем
она нужна. Ученики знакомятся с некоторыми учебно - исследовательскими
работами,
презентации
которых
проводят
дети,
имеющие
победы
на
конференциях.
Также
знакомятся
со структурой, методами исследования,
получают рекомендации по выполнению исследовательских работ.
Помимо
этого
с
детьми
и
родителями
проводятся
беседы
по
привлечению к участию в исследовательской деятельности. Консультации по
выбору
тем,
составлению
анкет,
подбору
диагностического
материала,
анализу полученных результатов.
Большое
внимание уделяется
подготовке
детей
к
публичному
выступлению по представлению своей работы на конференциях. Подготовка
осуществляется через групповые и индивидуальные занятия, классные часы.
На
занятиях
детям
предлагаются
задания
творческие,
побуждающие
к
проявлению
активности,
сотрудничеству,
позволяющие
проявить
себя,
раскрыть свой потенциал, скорректировать самооценку. («Кто я?», «Визитная
карточка»,
«Интервью»,
«Проба
на
роль»,
«Мои
качества»,
упражнения
визуализации). На классных часах мы играем в «Конференцию» и «Экзамен»,
распределяем роли, проигрываем различные ситуации, которые бывают на
конференциях и на экзаменах. Такая подготовка укрепляет уверенность в
себе, снижает тревожность, способствует развитию мастерства риторики.
В подростковом возрасте у учеников возрастает интерес к психологии и
к
школьному
психологу
как
к
личности, которая
может
ответить
на
волнующие вопросы, помочь, посоветовать. Именно в этом возрасте дети
задумываются о себе, стараются себя лучше узнать и понять. Многие именно
через исследовательскую деятельность разбираются в различных вопросах,
начинают лучше понимать себя и других, избавляются от комплексов. «Исчез
страх
выступать
перед
классом,
наоборот
хочется
выступить.
Это
оказывается здорово!» В.В. 3 кл. «Я стал лучше работать за компьютером,
раньше только играл. Появились новые знания, которые помогают мне на
всех уроках». П.К. 4 кл. «Раньше меня почти не замечали ребята, а теперь
появились друзья» М.С. 5кл.
Тематика научно - исследовательских работ разнообразна, на каждом
возрастном этапе она своя, отвечающая запросам учеников того или иного
возраста.
Дети
сами
выбирают
себе
направления
исследования
и
темы,
педагог-психолог
помогает
их
формулировать,
подбирать
методы
исследования, теоретический материал, определять гипотезу, анализировать
результаты, делать выводы.
Личность
научного
руководителя очень
важна,
так
как
он
является
наставником
и
помощником.
Большое
значение
играет
его
отношение
к
работе, увлеченность наукой, любовь к детям и их принятие.
Для детей, родителей и педагогов исследовательская деятельность - это одно
из
самых
радостных
направлений,
способствующая
повышению
личной
значимости каждого участника и подготовка его ко взрослой жизни.
Педагог-психолог
МОУ «СОШ № 95 с УИОП»
Наташкина Л.В.