Напоминание

Научно-исследовательская деятельность в школе как способ личностного роста детей и раскрытия их творческого потенциала.


Автор: Наташкина Любовь Васильевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 95 с УИОП"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Статья
Тема: Научно-исследовательская деятельность в школе как способ личностного роста детей и раскрытия их творческого потенциала.
Раздел: полное образование





Назад





Научно-исследовательская деятельность в школе как способ

личностного роста детей и раскрытия их творческого потенциала.
Последнее время нашей стране все больше становятся нужны профессии, требующие исследовательского типа личностей. Формирование определенных ценностей, ролевых моделей поведения, которые могут обеспечивать инновационную деятельность, напрямую связаны с научно- ис с лед о ват е льс ко й д е я т е льно с т ью. В на ше й школе н ау ч н о - исследовательской деятельности учеников уделяется особое внимание. Именно исследовательская деятельность делает детей не потребителями готовых знаний, а творческими участниками процесса познания. Приобщение детей к научно-исследовательской деятельности способствует развитию творческой активности, особого склада мышления, самостоятельности, расширению сферы интересов. Включение детей в творческий процесс исследования начинается с дошкольного возраста (подготовка к школе). Работа с самыми маленькими исследователями знаменательна тем, что педагог - психолог занимаются не организацией процесса овладения детьми новыми знаниями, а развитием исследовательского навыка как способа познания окружающей действительности. Работа с детьми ведется через различные виды деятельности: игру, участие в различных конкурсах, проектную деятельность, в которой большое значение имеет общение между детьми и их сотрудничество. Дети понимают, что для достижения цели необходимо договариваться, помогать друг другу, осуществлять совместный поиск решений. Также с детьми пишутся несложные исследовательские работы, способствующие развитию ответственности, коммуникативных качеств, познавательной и творческой активности. Большую роль в проектной и исследовательской деятельности играет организация взаимодействия с родителями и привлечение их к исследовательскому процессу. В рамках своей деятельности педагог-психолог проводит диагностические обследования, направленные на определение уровня развития познавательных процессов каждого ученика, определение сформированности предпосылок УУД. Проводит наблюдения за детьми в учебной деятельности, на переменах, праздниках и т.п. Это позволяет анализировать индивидуальные особенности детей и определять, что им больше всего интересно, к чему имеются склонности. После этого проводится консультирование педагогов и родителей. На своих занятиях педагог-психолог дает задания поискового и творческого характера, задает вопросы открытого типа. Все это положительно сказывается не только на эмоциональном самочувствии школьников, но и на их общем развитии, познавательной активности, а также способствует формированию предпосылок УУД. Полученный опыт исследования приносит детям
большую радость и является основой их дальнейшего познавательного продвижения. Начало учебы в школе стимулирует познавательную активность. В учебных и игровых формах исследования учащиеся действуют в соответствии с моделью ролевого поведения исследователя. Известно, что активные творческие дети, когда не находят применения своим познавательным потребностям и правильного направления своей активности могут пойти по стихийному пути развития. Также желание исследовать может привести к более негативному поиску острых ощущений. Поэтому очень важно своевременно заинтересовывать детей и включать их в общение, игровую, учебную, исследовательскую и другую деятельность. Научно - исследовательской деятельностью занимаются многие ученики, особенно из числа учащихся начальной школы. Практика показывает, что конечный результат и успешность ребенка во многом зависит от его личностных качеств. Поэтому работая с детьми в учебно- исследовательском направлении педагог- психолог совместно с педагогами развивают личностный потенциал ребенка, открывают его скрытые ресурсы. Особое внимание уделяется развитию умения детей показывать и объяснять результаты своей деятельности. Научно- исследовательская деятельность открывает возможности для личностного роста учеников, позволяет им осознать свою значимость. Осуществление детьми творческого поиска, решения задач исследования способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий. Учение обретает личностный смысл, развиваются интересы, волевые качества, осознаются жизненные ценности, корректируется самооценка, улучшаются коммуникативные качества, умения сотрудничать, расширяются интересы, повышается учебная мотивация. Участие детей старшего и среднего звена в исследовательской деятельности обеспечивает не только повышение мотивации учения, но и эффективность учебной деятельности. Любое участие в конференциях обогащает опыт ребенка, так как помимо новых знаний и открытий дает знакомство с профессионалами, которые транслируют ценности науки, и являются образцами моделей социализации одаренных личностей, что важно для дальнейшего развития и самоопределения детей. Для привлечения учащихся младшего и среднего звена к исследовательской работе ежегодно проводится «День исследователя» на котором детям объясняется, что такое исследовательская деятельность, зачем она нужна. Ученики знакомятся с некоторыми учебно - исследовательскими работами, презентации которых проводят дети, имеющие победы на конференциях. Также знакомятся со структурой, методами исследования, получают рекомендации по выполнению исследовательских работ. Помимо этого с детьми и родителями проводятся беседы по привлечению к участию в исследовательской деятельности. Консультации по
выбору тем, составлению анкет, подбору диагностического материала, анализу полученных результатов. Большое внимание уделяется подготовке детей к публичному выступлению по представлению своей работы на конференциях. Подготовка осуществляется через групповые и индивидуальные занятия, классные часы. На занятиях детям предлагаются задания творческие, побуждающие к проявлению активности, сотрудничеству, позволяющие проявить себя, раскрыть свой потенциал, скорректировать самооценку. («Кто я?», «Визитная карточка», «Интервью», «Проба на роль», «Мои качества», упражнения визуализации). На классных часах мы играем в «Конференцию» и «Экзамен», распределяем роли, проигрываем различные ситуации, которые бывают на конференциях и на экзаменах. Такая подготовка укрепляет уверенность в себе, снижает тревожность, способствует развитию мастерства риторики. В подростковом возрасте у учеников возрастает интерес к психологии и к школьному психологу как к личности, которая может ответить на волнующие вопросы, помочь, посоветовать. Именно в этом возрасте дети задумываются о себе, стараются себя лучше узнать и понять. Многие именно через исследовательскую деятельность разбираются в различных вопросах, начинают лучше понимать себя и других, избавляются от комплексов. «Исчез страх выступать перед классом, наоборот хочется выступить. Это оказывается здорово!» В.В. 3 кл. «Я стал лучше работать за компьютером, раньше только играл. Появились новые знания, которые помогают мне на всех уроках». П.К. 4 кл. «Раньше меня почти не замечали ребята, а теперь появились друзья» М.С. 5кл. Тематика научно - исследовательских работ разнообразна, на каждом возрастном этапе она своя, отвечающая запросам учеников того или иного возраста. Дети сами выбирают себе направления исследования и темы, педагог-психолог помогает их формулировать, подбирать методы исследования, теоретический материал, определять гипотезу, анализировать результаты, делать выводы. Личность научного руководителя очень важна, так как он является наставником и помощником. Большое значение играет его отношение к работе, увлеченность наукой, любовь к детям и их принятие. Для детей, родителей и педагогов исследовательская деятельность - это одно из самых радостных направлений, способствующая повышению личной значимости каждого участника и подготовка его ко взрослой жизни. Педагог-психолог МОУ «СОШ № 95 с УИОП» Наташкина Л.В.


В раздел образования