Напоминание

Вопросы применения мультимедийных презентаций на уроках литературы, посвященных изучению древнерусской литературы


Автор: Кимаева Анастасия Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "ЦТТ "Гефест"
Населённый пункт: Республика Башкортостан, город Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Вопросы применения мультимедийных презентаций на уроках литературы, посвященных изучению древнерусской литературы
Раздел: полное образование





Назад





Вопросы применения мультимедийных презентаций на уроках

литературы, посвященных изучению древнерусской литературы

Кимаева Анастасия Сергеевна
На сегодняшний день различные информационные технологии начинают занимать одно из главных мест в учебном процессе. Мультимедийное программное обеспечение, при котором стало возможно человеку вступить в диалог с компьютером, позволяет формировать информационные потоки с неограниченными характеристиками. Интерактивность по определению обеспечивает передачу данных в двухстороннем направлении: от пользователя к компьютеру, и от компьютера к пользователю. Обычно, на традиционных уроках только учитель руководит информационным потоком. Но, начиная применять информационные технологии на уроках, управление этим информационным потоком переходит в руки учащихся. Такой процесс очень эффективен: возрастает результат обучения, и снижаются психофизические нагрузки на учащихся и педагогов. Следовательно, компьютерные технологии становятся важным звеном в образовательном процессе. Древнерусская литература для школьников – не очень интересная тема. Для того чтобы сделать изучение данной темы увлекательным, учитель должен внедрять в свои уроки мультимедийные презентации. Они повысят интерес учащихся к изучению и результативность обучаемости. Поэтому, я считаю, что использование мультимедийных презентаций на уроках древнерусской литературы является актуальной проблемой современного школьного образования. К теме использования на уроках литературы мультимедийных презентаций обращалось множество исследователей. Из них можно выделить несколько: Филатова Е. Г., Хохлова Н. А., Крупская С. А. и др. Так, Филатова Е. Г. писала, что внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем
самостоятельной работы учащихся [2]. Крупская С. А. в своей статье заметила: «Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками». Таким образом, сами исследователи отмечают, что применение на уроках информационных технологий положительно влияет на процесс обучения в целом. Для того чтобы древнерусская литература детям давалась более легко, как говорилось уже ранее, полезно бы было применять на таких уроках мультимедийные презентации. Но, что мы конкретно будем указывать в этих презентациях? Специфика подготовки урока-презентации, безусловно, определяется типом урока. При проведении урока-лекции информационно- коммуникационные технологии делают лекцию более эффективной и активизируют работу класса. На экране можно проиллюстрировать самое главное, что нужно получить детям из лекции. Например, при изучении «Жития Сергия Радонежского» можно показать портрет Епифания Премудрого, которым было написано это произведение, иллюстрации к житию и многое другое. Главное, чтобы все было в цвете. Цвет привлекает внимание детей, что помогает более глубокому усвоению знаний. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. В ходе такого урока дети должны обязательно фиксировать то, что увидели на экране, в свои тетради. Применение ИКТ не отменяет ход традиционного урока, а просто в некоторой степени его облегчает. На уроке анализа текста мультимедийные презентации позволяют реализовывать интегративный подход к обучению. Так, анализируя текст «Слово о полку Игореве» ученик должен видеть разнообразие трактовок к понятию смысла произведения, толкование непонятных для него древнерусских слов. Такие уроки должны стать п р о бл е м н о - исследовательскими, то есть на размещенных слайдах должны формулироваться задания, фиксироваться промежуточные и итоговые выводы. Важно помнить, что на таких уроках главным остается работа с
самим текстом, а мультимедийные презентации лишь разнообразят методы, формы и приемы работы. Еще один тип урока, который можно проводить с использованием ИКТ – обобщающие уроки. Здесь нужно собрать воедино все выводы, сделанные в процессе анализа текста, но уже на уровне более глубоко понимания. Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время и, самое главное, представить изученный материал целостно. Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса учащихся. В ходе работы с мультимедийными презентациями намного лучше осуществляется индивидуальный подход к обучению, личность ребенка самоутверждается, развивается историческое мышление. Так как мы живем в современное время, мы должны, и шагать в ногу со временем. Поэтому, современный учитель должен научиться работать с новыми средствами обучения, хотя бы ради того, что ученик имеет право на качественное образование.


В раздел образования