Анализ недостатков в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой
Автор: Ишмуратова Нина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 2 ж.-д. ст. Шентала СП ДС "Звёздочка" Населённый пункт: Шентала Наименование материала: статья Тема: Анализ недостатков в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой Раздел: дошкольное образование
Анализ недостатков в работе по ознакомлению детей дошкольного
возраста с книжной культурой
В последние годы значительно снизился интерес к книге. У книги
появился конкурент - это экран, причем экран теперь уже в двух своих
разновидностях -
телевизионный и компьютерный, окно в мировую
информационную сеть. У населения, как взрослого, так и детского,
пропал интерес к чтению. К тому же идет ухудшение качества чтения
за
счет
ухудшения
книжной
среды,
окружающей
ребенка.
К
сожалению, родители в силу своей занятости, не уделяют должного
внимания чтению книг с детьми, составлению рассказов и сказок.
Современному
обществу
нужны
грамотные,
компетентные,
успешные
люди.
Требования
к
человеку
в
новом
информационном
обществе возрастают. Между тем, одним из главных звеньев в этом
подходе по-прежнему остается чтение. Очень важным на сегодняшний
день является формирование у детей книжной культуры.
Книжная
культура
является
показателем
личностного
роста
ребёнка
и
характеризуется
стремлением
к
приобретению
навыков
чтения, уважительным и бережным отношением к книге, желанием
приобщиться к миру читающих людей.
Не
случайно
в
«Федеральных
государственных
требованиях
к
структуре
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования»
(2010
г.)
выделена
образовательная
область
«Чтение
художественной
литературы»,
содержание
которой
должно
быть
«направлено
на
достижение
цели
формирования
интереса
и
потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих
задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных
ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение
к
словесному
искусству,
в
том
числе
развитие
художественного
восприятия и эстетического вкуса».
Нормативно-правовые документы федерального уровня последних
лет, в первую очередь Федеральный закон Российской Федерации «Об
образовании»
от 29 декабря 2012 года и приказ
Министерства
образования науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования»,
внесли
значительные
коррективы в содержание дошкольного образования.
В Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А.
Васильевой
особое
место
занимает
ознакомление
детей
с
художественной
литературой
как
искусством
и
средством
развития
интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к
книге. По требованиям ФГОС ДО образовательная область «Речевое
развитие»
включает
в
себя
знакомство
не
только
с
детской
литературой, но и с книжной культурой.
Однако, анализ практической деятельности, основного процесса
дошкольного образования и условий профессиональной деятельности
позволяет выявить ряд недостатков.
Недостатки в результатах :
у детей недостаточно сформировано представление о книге как
одной из главных ценностей культуры, источнике знаний;
недостаточно
сформировано
понимание
на
слух
тестов
различных жанров детской литературы;
недостаточно сформированы навыки бережного обращения с
книгой;
отсутствие осознанного отношения к книжной культуре;
неумение получать удовольствие от чтения.
Недостатки в основном процессе:
отсутствие системы работы в ДОО по формированию у детей
познавательного интереса и любви к книге, бережного отношения
к ней;
недостаточная
компетентность
воспитателей
по
ознакомлению
детей с книжной культурой;
недостаточное использование игровых развивающих технологий
в работе с дошкольниками, преобладание традиционных форм и
методов
организации
образовательного
процесса;
идет
вытеснение игры как основного вида деятельности дошкольника;
отсутствие
взаимопонимания
и
совместной
целенаправленной
работы педагогов и родителей (законных представителей);
недостаточная грамотность родителей в формировании книжной
культуры у детей дошкольного возраста;
несовершенность оценки качества образования дошкольников на
основе реализации компетентностного подхода;
неготовность педагогических кадров в работе со средствами ИКТ
и разработке мультимедийных пособий с целью вызвать интерес
детей к художественной литературе.
Недостатки в условиях профессиональной деятельности:
наполняемость
групп
не
всегда
позволяет
осуществить
индивидуальную работу с каждым ребёнком;
снижение качества образования;
2
недостаточная методическая, материальная база ДОО;
преобладание традиционных подходов к организации предметно-
пространственной развивающей среды.
Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества
личности, ключевые социальные навыки: поликультурность, уважение
к другим людям, приверженность демократическим ценностям и др.
Но родители делают упор на развитие интеллекта своего ребёнка. В то
время как предназначение ДОО состоит в развитии всех личностных
качеств
своих
воспитанников.
Налицо
противоречие
между
требованиями
к
ДОО
и
воспитателям
со
стороны
государства,
ожиданиями
со
стороны
общества,
спросом
со
стороны
семьи
и
реальными возможностями дошкольного образования.
Поэтому в ДОО необходимо внести изменения в образовательном
процессе, создать систему работы по ознакомлению детей дошкольного
возраста с книжной культурой.
Использованная литература
1) ФГТ (2010 г.)
2) ФГОС ДО (ФГОС 2013 г.)
3) Конвенция о правах ребёнка (05.12.1989г.)
4) Закон РФ «Об образовании» (от 29.12.2012г.)
5)
Программа
воспитания
и
обучения
в
детском
саду
под.
Ред.
М.А.Васильевой
6) Основная общеобразовательная программа ДОО
3