Напоминание

Анализ недостатков в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой


Автор: Ишмуратова Нина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 2 ж.-д. ст. Шентала СП ДС "Звёздочка"
Населённый пункт: Шентала
Наименование материала: статья
Тема: Анализ недостатков в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой
Раздел: дошкольное образование





Назад





Анализ недостатков в работе по ознакомлению детей дошкольного

возраста с книжной культурой
В последние годы значительно снизился интерес к книге. У книги появился конкурент - это экран, причем экран теперь уже в двух своих разновидностях - телевизионный и компьютерный, окно в мировую информационную сеть. У населения, как взрослого, так и детского, пропал интерес к чтению. К тому же идет ухудшение качества чтения за счет ухудшения книжной среды, окружающей ребенка. К сожалению, родители в силу своей занятости, не уделяют должного внимания чтению книг с детьми, составлению рассказов и сказок. Современному обществу нужны грамотные, компетентные, успешные люди. Требования к человеку в новом информационном обществе возрастают. Между тем, одним из главных звеньев в этом подходе по-прежнему остается чтение. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей книжной культуры. Книжная культура является показателем личностного роста ребёнка и характеризуется стремлением к приобретению навыков чтения, уважительным и бережным отношением к книге, желанием приобщиться к миру читающих людей. Не случайно в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (2010 г.) выделена образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой должно быть «направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса». Нормативно-правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года и приказ Министерства образования науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», внесли значительные коррективы в содержание дошкольного образования. В Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой особое место занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития
интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. По требованиям ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает в себя знакомство не только с детской литературой, но и с книжной культурой. Однако, анализ практической деятельности, основного процесса дошкольного образования и условий профессиональной деятельности позволяет выявить ряд недостатков.
Недостатки в результатах
:  у детей недостаточно сформировано представление о книге как одной из главных ценностей культуры, источнике знаний;  недостаточно сформировано понимание на слух тестов различных жанров детской литературы;  недостаточно сформированы навыки бережного обращения с книгой;  отсутствие осознанного отношения к книжной культуре;  неумение получать удовольствие от чтения.
Недостатки в основном процессе:
 отсутствие системы работы в ДОО по формированию у детей познавательного интереса и любви к книге, бережного отношения к ней;  недостаточная компетентность воспитателей по ознакомлению детей с книжной культурой;  недостаточное использование игровых развивающих технологий в работе с дошкольниками, преобладание традиционных форм и методов организации образовательного процесса; идет вытеснение игры как основного вида деятельности дошкольника;  отсутствие взаимопонимания и совместной целенаправленной работы педагогов и родителей (законных представителей);  недостаточная грамотность родителей в формировании книжной культуры у детей дошкольного возраста;  несовершенность оценки качества образования дошкольников на основе реализации компетентностного подхода;  неготовность педагогических кадров в работе со средствами ИКТ и разработке мультимедийных пособий с целью вызвать интерес детей к художественной литературе.
Недостатки в условиях профессиональной деятельности:
 наполняемость групп не всегда позволяет осуществить индивидуальную работу с каждым ребёнком;  снижение качества образования; 2
 недостаточная методическая, материальная база ДОО;  преобладание традиционных подходов к организации предметно- пространственной развивающей среды. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки: поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям и др. Но родители делают упор на развитие интеллекта своего ребёнка. В то время как предназначение ДОО состоит в развитии всех личностных качеств своих воспитанников. Налицо противоречие между требованиями к ДОО и воспитателям со стороны государства, ожиданиями со стороны общества, спросом со стороны семьи и реальными возможностями дошкольного образования. Поэтому в ДОО необходимо внести изменения в образовательном процессе, создать систему работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой.
Использованная литература
1) ФГТ (2010 г.) 2) ФГОС ДО (ФГОС 2013 г.) 3) Конвенция о правах ребёнка (05.12.1989г.) 4) Закон РФ «Об образовании» (от 29.12.2012г.) 5) Программа воспитания и обучения в детском саду под. Ред. М.А.Васильевой 6) Основная общеобразовательная программа ДОО 3


В раздел образования