Творческое взаимодействие преподавателя и студентов на занятиях русского языка и литературы
Автор: Рычкова Мария Александровна Должность: преподаватель русского языка и литературы Учебное заведение: Березниковский Строительный Техникум Населённый пункт: Пермский край, г.Березники Наименование материала: статья Тема: Творческое взаимодействие преподавателя и студентов на занятиях русского языка и литературы Раздел: среднее профессиональное
«Творческое взаимодействие преподавателя и студентов на занятиях
русского языка и литературы».
Гармоническое развитие личности - вот основная задача, которой подчинено
преподавание русского языка и литературы в учебном заведении. Поскольку
эта задача необъятная, единственный способ дать о ней представление, это
выяснить, какая задача является первостепенной для учителя-словесника. И
сразу
же
встает
вопрос:
«А
умеют
ли
говорить
наши
студенты?»
Под
«умением
говорить»
подразумевается
не
только
обмен
отрывочными
репликами и междометиями и не только пересказ слов преподавателя или
статьи учебника.
«Умение
говорить»
складывается
в
результате
развития
общения
и
мышления, что составляет основу учебной деятельности и выделяет в особое
положение дисциплины гуманитарного цикла в образовательном процессе. А
положительный эффект грамотной, образной, логичной речи проявляется на
занятиях по всем учебным дисциплинам.
Психологи
и
методисты
подчеркивают,
что
богатство,
разнообразие,
гибкость, доказательность речи являются показателями свойств мышления.
Это результат «умения говорить».
Очень
важен
и
сам
процесс
овладения
речью.
Та
система
действий
и
приемов, которая используется на занятиях русского языка и литературы при
работе с текстом, помогает учащимся освоить и закрепить методическую
основу всей учебной деятельности: восприятие учебной задачи, операции
анализа,
вычленение
явлений
и
фактов,
обобщение,
доказательство.
Это
основа обучения.
Но процесс обучения будет проходить эффективно, если студентам будет
интересно.
Особое внимание привлекает творческого взаимодействия преподавателя и
студентов,
которое
строится
на
основе
технологий
сотрудничества,
проблемного изложения и личностно-ориентированной технологии.
Творческое
взаимодействие
обеспечивает
активизацию
внимания
учащихся
привлекательностью
самого
обращения
к
ним,
диалога,
поддерживание интереса к теме урока как непременного условия творческого
обучения.
В процессе общения происходит воспитание культуры эмоций и чувств,
развитие способности к сопереживанию, сочувствию, способности управлять
своим поведением, контролировать самого себя. Диалог в учебном процессе
занимает важное место, это эффективный путь развития личности.
Используемая
в
традиционной
системе
обучения
методика
творческого
взаимодействия
преподавателя
и
студентов
придаёт
образовательному
процессу развивающую направленность: готовит обучаемого не только к
получению,
сохранению
и
выдаче
информации,
но
и
формирует
навыки
совместной деятельности и создаёт основу для сопереживания.
Преподаватель, проводящий занятия, должен владеть вербальными и
невербальными
приёмами
учебного
диалога
(постановка
«открытых»
вопросов;
анализ
и
самоанализ
занятия;
характерные
позы,
жесты
и
движения,
располагающие
к
совместной
деятельности;
умение
педагога
«просчитывать»
оптимальное
время
монологов,
диалогов;
визуальный
контакт: заинтересованное выражение лиц учителя, учеников, контакт глаз;
тактильный
контакт:
близкое
расстояние
между
говорящим и,
способствующее
контакту;
умение
«держать
паузу»:
продолжительность
паузы, которую делает педагог, заметно сказывается на характере учебного
диалога в аудитории).
К
методам
обучения
в
общении
относятся
те,
которые
вовлекают
обучаемого в активный процесс получения и переработки знаний.
К
ним
можно
отнести
работу
в
группах,
учебную
дискуссию,
игровое
моделирование, деловую игру, учебный диалог, «круглый стол».
Эти приёмы обучения важны для учащихся, так как позволяют каждому
включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки
зрения,
увидеть
многомерность
задачи.
Они
позволяют
учащимся
самим
решать
трудные
проблемы,
а
не
быть
только
наблюдателями,
создают
возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в
реальную,
помогают
в
выработке
навыков
общения,
сотрудничества
в
групповых формах работы.
Можно отметить, что для творческого взаимодействия преподавателя и
студентов
необходимым
условием
является
использование
методов,
основанных
на
создании
проблемных
ситуаций,
состоящих
в
поиске
и
решении
сложных
вопросов,
требующих
актуализации
знаний.
Эвристическая задача - лучший способ мгновенно возбудить внимание и
учебный интерес, приблизить возможность открытия.
Таким
образом,
применение
методики
творческого
взаимодействия
преподавателя и студентов является важным направлением в образовательном
процессе. Данная методика позволяет вовлечь в общение не только сильных,
но и слабых студентов, они забывают о трудностях и в процессе выполнения
диалогических
упражнений
достигают
более
высоких
результатов
и
начинают активно заниматься на занятиях.
Для реализации данных задач на своих уроках литературы и русского
языка я применяю следующие эффективные методы и приемы:
1.Нетрадиционное начало традиционного урока (эпиграф, ребус,
загадка, музыкальная заставка, видеофрагмент и др.).
2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных
ситуаций.
Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках, могут быть такими:
- ситуация несоответствия;
- ситуация конфликта;
- ситуация неожиданности;
- ситуация выбора;
- ситуация предположения.
Например, на уроке-практикуме, который строится на основе диалога с
автором произведения, критиками, другими читателями, литературоведами,
по теме «Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева» рассматриваем проблему
нигилизма с рассуждения об образе Базарова и влиянии убеждений на судьбу
человека.
Для наиболее активных участников диалога попытка разрешения
проблемной
ситуации,
моделируемой
практикумом,
станет
импульсом
обращения к иным книжным и электронным источникам информации по
проблеме,
выходу
в
открытое
информационное
пространство
в
поисках
аргументов
и
доказательств,
к
расширению
и
углублению
проблемы,
к
исследовательской деятельности в области литературоведения, филологии,
философии.
3. Использование видео и компьютерной наглядности (создание
слайдов для презентации и иллюстрирования информационного и учебного
материала), доклады, рефераты.
4. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем,
таблиц, опорных конспектов, которые являются хорошими помощниками при
изучении нового материала, содержащего немало информации.
5. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к
учащимся, организация групповой деятельности (работа в парах, в группах
постоянного или сменного состава).
Так на уроках при изучении рассказов В.М. Шукшина «Чудик»,
«Срезал»
ставим
следующие
цели:
выявление
идейно-тематического
своеобразия
произведения,
особенности
просторечия
в
языке
не
очень
образованного жителя провинции. При изучении пьесы А.М. Горького «На
дне» выясняем взаимосвязь речевой характеристики и жизненной позиции
героев через оценочные реплики и афоризмы.
6. Использование форм так называемого интерактивного обучения или
их элементов: «Брейн-ринг», «Мозговой штурм», «Интервью с различными
персонажами», методы проектов.
При работе над информационным проектом учащиеся собирают
информацию о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и
представления
аудитории
для
обсуждения.
Например,
«Русские
имена:
история и современность», «SMS как новый речевой жанр», «Из истории
русской письменности».
Творческие проекты «Литературные места писателей», «Усадьбы и
музеи писателей городов Пермского края» могут быть представлены в виде
альбома или красочной папки-раскладушки.
Исследовательский проект по русскому языку по структуре – научное
исследование
и
может
включать
социологический
опрос,
лабораторный
эксперимент,
выдвижение
гипотезы
с
последующей
ее
проверкой,
обсуждение полученных результатов. Например, «Неологизмы в журнальных
рубриках», «Языковые курьезы на телевидении», «Современная жаргонная
речь на страницах газет».
7. Выполнение заданий творческого характера (написание эссе,
лингвистической
сказки,
создание
сюжета
видеофильма,
кроссворда,
небольшой фотовыставки, ребуса, урок-конкурс).
8. Игры, инсценирование, игровые фрагменты ( ролевые игры на уроках
русского
языка
удачны
при
составлении
и
разборе
предложений,
когда
учащиеся
выступают
в
роли
частей
речи
или
знаков
препинания,
синтаксических конструкций).
Актерские роли представлены в художественных текстах, учащиеся
становятся
героями,
персонажами.
На
традиционных
уроках
учащиеся
рассказывают о них, а на ролевых – в них перевоплощаются. Выбор героя,
способ
репродукции
или
импровизации
–
условие
и
ре зультат
самовыражения в учебном процессе. Дидактические игры «Верю – не верю»,
«да-нет» и др. активизируют мыслительную деятельность и дают большой
эффект при усвоении материала, создают условия для развития творческих
способностей
учащихся,
формируют
демократический
стиль
общения
преподавателя и учащихся.
9.
Контроль
знаний
и
умений
учащихся
в
форме
зачета
(терминологического, хронологического, графического) или учебной встречи
с элементами соревнования, тестовые задания, олимпиада, викторины.
Инновационные образовательные технологии прочно входят в нашу
жизнь. Внедрение таких новаций на уроках литературы и русского языка
требуют осторожности и продуманности, поскольку эти предметы имеют
свою
специфику.
В
данном
случае
мы
не
всегда
имеем
положительный
результат от применения технических и технологических средств в процессе
образования с точки зрения воспитательного эффекта. Главное в этом деле не
п от е р я т ь
от в е т с т в е н н о с т ь
п р е п од а ват е л я
з а
ф о р м и р о в а н и е
мировоззренческих
установок
учащегося,
за
духовную
и
нравственную
составляющую
образовательного
процесса,
которая
возможна
только
на
уровне взаимодействия преподавателя и обучающегося.
В педагогическом процессе личность преподавателя была и
остается тем уникальным фактором, без которого невозможно достижение
успеха. Эффективность той или другой технологии во многом зависит от
того,
кто
конкретно
будет
воплощать
данные
подходы
в
педагогической
практике. Потому-то и должна быть разработана своеобразная палитра
педтехнологий, чтобы преподаватель мог реализовать ту, которая более всего
соответствует его личности, его индивидуальности с учетом основной задачи
образования и социального заказа общества.
Таким образом, использование современных инновационных
образовательных
технологий,
методов,
приемов
–
это
объективная
необходимость
и
условие
достижения
высокого
качества
современного
образования.