Напоминание

Творческое взаимодействие преподавателя и студентов на занятиях русского языка и литературы


Автор: Рычкова Мария Александровна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Березниковский Строительный Техникум
Населённый пункт: Пермский край, г.Березники
Наименование материала: статья
Тема: Творческое взаимодействие преподавателя и студентов на занятиях русского языка и литературы
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Преподаватель русского языка и литературы

Березниковского строительного техникума

Рычкова Мария Александровна.

Тема:

«Творческое взаимодействие преподавателя и студентов на занятиях

русского языка и литературы».
Гармоническое развитие личности - вот основная задача, которой подчинено преподавание русского языка и литературы в учебном заведении. Поскольку эта задача необъятная, единственный способ дать о ней представление, это выяснить, какая задача является первостепенной для учителя-словесника. И сразу же встает вопрос: «А умеют ли говорить наши студенты?» Под «умением говорить» подразумевается не только обмен отрывочными репликами и междометиями и не только пересказ слов преподавателя или статьи учебника. «Умение говорить» складывается в результате развития общения и мышления, что составляет основу учебной деятельности и выделяет в особое положение дисциплины гуманитарного цикла в образовательном процессе. А положительный эффект грамотной, образной, логичной речи проявляется на занятиях по всем учебным дисциплинам. Психологи и методисты подчеркивают, что богатство, разнообразие, гибкость, доказательность речи являются показателями свойств мышления. Это результат «умения говорить». Очень важен и сам процесс овладения речью. Та система действий и приемов, которая используется на занятиях русского языка и литературы при работе с текстом, помогает учащимся освоить и закрепить методическую основу всей учебной деятельности: восприятие учебной задачи, операции анализа, вычленение явлений и фактов, обобщение, доказательство. Это основа обучения. Но процесс обучения будет проходить эффективно, если студентам будет интересно. Особое внимание привлекает творческого взаимодействия преподавателя и студентов, которое строится на основе технологий сотрудничества, проблемного изложения и личностно-ориентированной технологии.
Творческое взаимодействие обеспечивает активизацию внимания учащихся привлекательностью самого обращения к ним, диалога, поддерживание интереса к теме урока как непременного условия творческого обучения. В процессе общения происходит воспитание культуры эмоций и чувств, развитие способности к сопереживанию, сочувствию, способности управлять своим поведением, контролировать самого себя. Диалог в учебном процессе занимает важное место, это эффективный путь развития личности. Используемая в традиционной системе обучения методика творческого взаимодействия преподавателя и студентов придаёт образовательному процессу развивающую направленность: готовит обучаемого не только к получению, сохранению и выдаче информации, но и формирует навыки совместной деятельности и создаёт основу для сопереживания. Преподаватель, проводящий занятия, должен владеть вербальными и невербальными приёмами учебного диалога (постановка «открытых» вопросов; анализ и самоанализ занятия; характерные позы, жесты и движения, располагающие к совместной деятельности; умение педагога «просчитывать» оптимальное время монологов, диалогов; визуальный контакт: заинтересованное выражение лиц учителя, учеников, контакт глаз; тактильный контакт: близкое расстояние между говорящим и, способствующее контакту; умение «держать паузу»: продолжительность паузы, которую делает педагог, заметно сказывается на характере учебного диалога в аудитории). К методам обучения в общении относятся те, которые вовлекают обучаемого в активный процесс получения и переработки знаний. К ним можно отнести работу в группах, учебную дискуссию, игровое моделирование, деловую игру, учебный диалог, «круглый стол». Эти приёмы обучения важны для учащихся, так как позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения, увидеть многомерность задачи. Они позволяют учащимся самим решать трудные проблемы, а не быть только наблюдателями, создают возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в
реальную, помогают в выработке навыков общения, сотрудничества в групповых формах работы. Можно отметить, что для творческого взаимодействия преподавателя и студентов необходимым условием является использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций, состоящих в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Эвристическая задача - лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия. Таким образом, применение методики творческого взаимодействия преподавателя и студентов является важным направлением в образовательном процессе. Данная методика позволяет вовлечь в общение не только сильных, но и слабых студентов, они забывают о трудностях и в процессе выполнения диалогических упражнений достигают более высоких результатов и начинают активно заниматься на занятиях. Для реализации данных задач на своих уроках литературы и русского языка я применяю следующие эффективные методы и приемы: 1.Нетрадиционное начало традиционного урока (эпиграф, ребус, загадка, музыкальная заставка, видеофрагмент и др.). 2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках, могут быть такими: - ситуация несоответствия; - ситуация конфликта; - ситуация неожиданности; - ситуация выбора; - ситуация предположения. Например, на уроке-практикуме, который строится на основе диалога с автором произведения, критиками, другими читателями, литературоведами, по теме «Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева» рассматриваем проблему нигилизма с рассуждения об образе Базарова и влиянии убеждений на судьбу человека. Для наиболее активных участников диалога попытка разрешения проблемной ситуации, моделируемой практикумом, станет импульсом
обращения к иным книжным и электронным источникам информации по проблеме, выходу в открытое информационное пространство в поисках аргументов и доказательств, к расширению и углублению проблемы, к исследовательской деятельности в области литературоведения, филологии, философии. 3. Использование видео и компьютерной наглядности (создание слайдов для презентации и иллюстрирования информационного и учебного материала), доклады, рефераты. 4. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем, таблиц, опорных конспектов, которые являются хорошими помощниками при изучении нового материала, содержащего немало информации. 5. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности (работа в парах, в группах постоянного или сменного состава). Так на уроках при изучении рассказов В.М. Шукшина «Чудик», «Срезал» ставим следующие цели: выявление идейно-тематического своеобразия произведения, особенности просторечия в языке не очень образованного жителя провинции. При изучении пьесы А.М. Горького «На дне» выясняем взаимосвязь речевой характеристики и жизненной позиции героев через оценочные реплики и афоризмы. 6. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «Брейн-ринг», «Мозговой штурм», «Интервью с различными персонажами», методы проектов. При работе над информационным проектом учащиеся собирают информацию о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления аудитории для обсуждения. Например, «Русские имена: история и современность», «SMS как новый речевой жанр», «Из истории русской письменности». Творческие проекты «Литературные места писателей», «Усадьбы и музеи писателей городов Пермского края» могут быть представлены в виде альбома или красочной папки-раскладушки. Исследовательский проект по русскому языку по структуре – научное исследование и может включать социологический опрос, лабораторный
эксперимент, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. Например, «Неологизмы в журнальных рубриках», «Языковые курьезы на телевидении», «Современная жаргонная речь на страницах газет». 7. Выполнение заданий творческого характера (написание эссе, лингвистической сказки, создание сюжета видеофильма, кроссворда, небольшой фотовыставки, ребуса, урок-конкурс). 8. Игры, инсценирование, игровые фрагменты ( ролевые игры на уроках русского языка удачны при составлении и разборе предложений, когда учащиеся выступают в роли частей речи или знаков препинания, синтаксических конструкций). Актерские роли представлены в художественных текстах, учащиеся становятся героями, персонажами. На традиционных уроках учащиеся рассказывают о них, а на ролевых – в них перевоплощаются. Выбор героя, способ репродукции или импровизации – условие и ре зультат самовыражения в учебном процессе. Дидактические игры «Верю – не верю», «да-нет» и др. активизируют мыслительную деятельность и дают большой эффект при усвоении материала, создают условия для развития творческих способностей учащихся, формируют демократический стиль общения преподавателя и учащихся. 9. Контроль знаний и умений учащихся в форме зачета (терминологического, хронологического, графического) или учебной встречи с элементами соревнования, тестовые задания, олимпиада, викторины. Инновационные образовательные технологии прочно входят в нашу жизнь. Внедрение таких новаций на уроках литературы и русского языка требуют осторожности и продуманности, поскольку эти предметы имеют свою специфику. В данном случае мы не всегда имеем положительный результат от применения технических и технологических средств в процессе образования с точки зрения воспитательного эффекта. Главное в этом деле не п от е р я т ь от в е т с т в е н н о с т ь п р е п од а ват е л я з а ф о р м и р о в а н и е мировоззренческих установок учащегося, за духовную и нравственную составляющую образовательного процесса, которая возможна только на уровне взаимодействия преподавателя и обучающегося.
В педагогическом процессе личность преподавателя была и остается тем уникальным фактором, без которого невозможно достижение успеха. Эффективность той или другой технологии во многом зависит от того, кто конкретно будет воплощать данные подходы в педагогической практике. Потому-то и должна быть разработана своеобразная палитра педтехнологий, чтобы преподаватель мог реализовать ту, которая более всего соответствует его личности, его индивидуальности с учетом основной задачи образования и социального заказа общества. Таким образом, использование современных инновационных образовательных технологий, методов, приемов – это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования.


В раздел образования