Цель: Уточнение и расширение представлений детей о зиме и её приметах.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Закреплять представления о зиме и её приметах;
- Уточнять и расширять словарь детей о зиме (зима, снег, снежинки, хлопья,
метель,
вьюга,
сугробы,
лёд;
холодно,
морозно,
пасмурно;
намело,
замерзнуть, наступила, падает);
-Закрепить представления о внешнем виде, образе жизни и повадках диких
животных;
- Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен
существительных и прилагательных, существительных и числительных;
-
С о в е р ш е н с т в о в ат ь
н а в ы к и
с л о в о о бразования:
образовывать
существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
-учить детей различать звуки [С] и [Ш] на слух ;
-учить пользоваться различной громкостью голоса;
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать связную речь, речевой слух, речевое дыхание, чувство ритма,
зрительное внимание, мышление, память.
-
Развивать
творческое
воображение,
общую
и
тонкую
моторику,
артикуляционную моторику с согласованной работой рук.
Коррекционно-воспитательные задачи:
-
Воспитывать
эмоционально-радостное
отношения
к
зимней
природе;
чуткость, отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающему.
-
Формировать
положительную
установку
на
участие
в
занятии,
навыки
сотрудничества, взаимопонимания.
Интегрируемые
образовательные
области :
«Речевое
р а з в и т и е » ,
«Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие».
Оборудование : Письмо от Снеговика, птичка, арка, мольберты, бумажные
снежинки, три маленьких Снеговика и один большой Снеговик,
шарф
Метелицы,
снежинки
с
картинками,
зеркала,
магнитофон,
звукозапись,
проектор,
экран,
слайды
с
изображением
животных,
искусственные
снежинки, поднос со снегом и орешками, искусственные ели и береза, санки
для Снеговичков, машина, санки игрушечные, снежок искусственный, следы
животных (бумажные), льдинки, домик Снеговика
Предварительная работа:
Наблюдение за зимними изменениями на прогулке.
Беседа об ощущениях, которые возникают во время прогулки зимой.
Разучивание стихотворения «По заснеженной дорожке…»
Разучивание артикуляционной гимнастики
Методические приемы:
1.Организационный момент
Логопед заводит детей в зал.
Логопед: - Ребята, посмотрите, гости здесь у нас с утра
Поздоровайтесь, друзья!
Логопед: Сегодня замечательное утро. Я очень рада всех вас видеть. У меня
хорошее настроение и я хочу им с вами поделиться. Давайте возьмемся за
руки. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу.
Логопед: Посмотрите, ребята, к нам птичка- почтальон прилетела! Письмо
нам принесла.
От кого же оно? Да это
от снеговика! Давайте прочитаем его! (логопед
открывает письмо и читает)
“Здравствуйте, ребята, сегодня на улице была сильная метель. Я вышел на
прогулку в лес со своими друзьями - снеговиками и мы потерялись. Ребята,
помогите, пожалуйста, найти моих друзей – снеговиков
”.
Логопед: “Поможем снеговику найти его друзей?”
Дети: “Да!”
Логопед: Тогда я приглашаю вас в путешествие. Хотите отправиться в зимний
лес?
(подходят к арке)
Логопед: Посмотрите, какие красивые ворота. Мы войдем в эти ворота и
окажемся в зимнем лесу. Но сначала давайте вместе произнесем волшебные
слова:
Вьюга, вьюга закружи,
Много снега намети,
Детей в лес приведи.
(Дети произносят слова хором)
Логопед: ну вот волшебство и начинается
(дети проходят сквозь арку, звучит музыка)
Логопед: Вот мы с вами и оказались в волшебном лесу. Давайте погуляем и
полюбуемся зимним лесом.
Логопед: Ребята, как вам кажется, зимний лес красивый? (да)
А, что вы видите? (ответы детей)
Логопед: Вокруг нас запорошенные снегом ели и березы.
Логопед: А вы любите зиму? (Да)
Давайте расскажем о зиме.
2.Чистоговорка «Зима»
Логопед: Будем говорить четко, чтобы каждое слово было понятно
Ок-ок-ок –выпал беленький снежок
Су-су-су – холодно зимой в лесу
Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.
Скажите громко как я.
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю
Скажите шепотом как я.
Логопед: Молодцы! Вы все старались говорить правильно.
Логопед: Вот так зимушка – зима,
Все дорожки и тропинки
Снегом белым замела.
(подходят к снеговой дорожке, сделанной из бумажных снежинок)
Логопед:
Где
же
нам
искать
снеговиков?
Какие
сугробы
вьюга
намела.
Давайте пройдем по снежной дорожке, может там, мы встретим снеговиков.
3.Упражнение для вызывания и уточнения произношения звука [С] «Как
скрипит снег»
Логопед: Давайте голосом покажем, как скрипит снег. Для этого широко
улыбнемся, язычок опустим вниз и подуем: с-с-с.
(идут по снежной дорожке, произнося: с-с-с)
Логопед: Молодцы! У вас получился любимый звук Снеговика.
Но где же сам Снеговик? Где нам его искать?
Смотрите
сколько
снежинок.
(логопед
обращает
внимание
на
сугроб,
покрытый искусственными снежинками)
Логопед: Давайте возьмем по снежинке и полюбуемся ими. (Дети берут в
руки снежинку)
4.Игра «Скажи, какая?»
Логопед: Снежинка она какая? (белая, узорчатая, красивая, резная)
На что похожа снежинка? (на звездочку)
5.Дыхательное упражнение «Снежинка»
Логопед: Давайте подуем на снежинки. Держите снежинку напротив губ.
Будем дуть так, чтобы щечки не надувались, плечики не поднимались, губы
трубочкой. Вы будете дуть, а я почитаю вам стихотворение про снежинки.
(Дети дуют на снежинки, логопед читает стихотворение)
Мы снежинки – мы пушинки
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Логопед: Молодцы!
Логопед: а это что такое? (обращает внимание на сугроб)
Это, наверное, метелица свой снежный шарф потеряла. Интересно, что там
такое. Давайте посмотрим.
(Логопед поднимает шарф, из него вылетают снежинки, а под снежинками
Снеговик)
Логопед: да это же Снеговик. Как засыпало его снегом. Давайте поможем
Снеговику уберем с него снежинки. Ребята, а снежинки-то непростые, а
волшебные с картинками.
6.Игра на развитие фонематического слуха.
Логопед: Вам нужно снежинки со звуком [ш] положить в машину, а со звуком
[с] в санки.
На снежинках картинки:
лошадка, мышка, груша, чашка, мишка, носок, автобус, кактус, санки, весы и
т.д.
Логопед: Ну вот мы и освободили Снеговика. (берет Снеговика в руки)
Логопед: Здравствуй, Снеговик. Ребята, поздоровайтесь со Снеговиком.
Снеговик: Здравствуйте ребята. Спасибо, вам , что вы спасли меня, а за это я
расскажу вам снежную сказку. Возьмите каждый по волшебному зеркалу,
садитесь поудобнее.
7.Артикуляционная гимнастика.
(Дети берут зеркала и садятся на стулья).
Проводится артикуляционная гимнастика и мимичекие упражнения.
У меня в лесу есть подружки сосульки. Они такие худенькие
(Втягивают щеки в себя.)
Как-то раз гуляли мы Снеговички – Толстячки по лесу
( Надувают щеки)
и повстречались с Сосульками.
(Втягивают щеки в себя, надувают щ
еки).
Как мы обрадовались этой встрече!
И стали улыбаться друг другу,
(Улыбка)
Целоваться друг с другом,
(Губы вытягивают трубочкой)
Стали мы кататься с высокой горки (упр. «горка»)
Но вдруг мы поссорились. Отвернулись друг от друга.
Тихо стало в лесу. Лишь изредка постукивал по дереву дятел.
(Язык стучит за верхними зубами звонко, отчетливо произнося: «д-д-д»).
Но ведь всем известно, что врозь-то жить скучно.
И мы помирились Улыбнулись друг другу.
(Улыбка)
Поцеловались.
(Губы вытягивают трубочкой)
Добро и дружба всегда побеждают.
( Дети убирают зеркала на пенек).
Логопед: Спасибо тебе, Снеговик, за твою снежную сказку. Ребята, давайте
возьмем снеговика с собой и отправимся дальше по зимнему лесу. Нам надо
еще найти друзей снеговика. (Усаживает снеговика в санки)
Логопед: Хорошо зимой в лесу! Ребята, а без чего не бывает зимы? (ответы
детей)
Вы узнаете, когда отгадаете загадку:
8.Упражнение «Отгадай загадку»
Логопед: С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный ...
Логопед: Правильно, снег! Не бывает зимы без снега.
(дети подходят с подносу со снегом, логопед обращает внимание на снег)
9.Беседа «Какой снег?»
Логопед: Ребята посмотрите в нашем лесу настоящий снег.
Логопед: Какого он цвета? (белый)
А КАКОЙ еще снег? Потрогайте его.
(Дети трогают руками снег и отвечают: холодный, мокрый и т.д.)
Возьмите снег себе на ладошку, посмотрите, как он переливается.
(дети держат снег на ладошке, любуются им).
Ребята, а куда же делся снег, что вместо него осталось? (вода)
Почему снег растаял? (ладошка теплая, а снег холодный вот он и растаял)
А
давайте
посмотрим,
что
там
под
снегом?
(раскапывают
снег
и
видят
орешки).
Как вы думаете, кто спрятал орешки под снег? (ответы детей).
Посмотрите вокруг, может мы увидим, что это за зверь спрятал орешки.
(дети смотрят вокруг и видят на дереве хвост белки)
Чей это хвостик выглядывает? (беличий)
Так значит, это белка спрятала орешки!
Логопед:
Посмотрите
какая
белочка
красивая,
на
ушах
у
нее
кисточки.
Потрогайте белочку. Какая у нее шерстка? (мягкая, пушистая)
Логопед: Ребята, а зачем белочка прячет орешки под снег? (она заготовила
их на зиму)
Давайте поиграем с орешками.
10.Массаж рук орехом
С орехом будем мы играть
Своим ручкам помогать.
Раз катаем, два катаем
И ладошки согреваем
Катаем, катаем, катаем
Сильней на орешек нажимаем
В ручку правую возьмем
В кулачок его сожмем.
Раз сжимаем, два сжимаем
Орех мы не выпускаем.
Логопед: поиграли мы с орешками, а теперь давайте вернем орешки белке,
скажем спасибо и спросим: не видела ли она снеговика.
Логопед: Белочка, спасибо тебе за орешки, а ты не видела здесь снеговика?
Логопед: Ребята, я слышала, что Белочка сказала, что снеговик застрял в
снегу за елкой. Давайте посмотрим там ли он. (Дети идут за елку и находят
Снеговика)
Логопед: А вот и Снеговик. Ребята, поздоровайтесь со Снеговиком
Снеговик: Здравствуйте, ребята. Спасибо вам, что нашли меня.
А то мне скучно одному и поиграть не с кем. Устал я один считать эти елки,
шишки, птиц. Ребята, а вы поиграете со мной? (Да)
Снеговик: Я буду бросать вам снежок и называть один предмет, который есть
в лесу, а вы мне будете возвращать снежок, при этом называя, как будто этого
предмета много.
11.Игра «Один – много»
(снежинка, льдинка, сосна, береза, вьюга, шишка, дятел, сугроб, сосулька,
снежок и т.д.)
Снеговик: Спасибо. Мне очень интересно с вами играть.
Логопед: Ребята, давайте возьмем Снеговика с собой и отправимся дальше по
зимнему лесу.(Усаживает второго снеговика в санки)
12.Игра «Следы»
Логопед:
ребята,
посмотрите
здесь
кто-то
наследил,
это
чьи
следы?
(животных)
Значит мы не одни в лесу.
Почему следы есть, а животных нет? Где они? ( Они прячутся).
Логопед: Лесные звери очень пугливые.
Логопед: Здесь пробежал один зверек? (вновь обращает внимание детей на
бумажные следы).
Почему несколько? (ответы детей – здесь пробегало много зверей, потому что
следы разные).
Логопед: Хотите узнать, каким животным принадлежат эти следы? (Да)
Логопед: Зимой на снегу хорошо видны следы диких животных: у всех они
разные. Я помогу вам узнать каких животных можно увидеть в зимнем лесу.
Если правильно отгадаете загадку, то мы с вами увидим отгадку.
(Логопед обращает внимание на экран и загадывает загадки).
13.Упражнение «Отгадай загадку»
Логопед: Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней (лиса)
Логопед: Вот она лиса. Давайте назовем ее ласково (лисичка).
Посмотрите какая она рыжая, красивая у нее пушистый хвост.
1-ой ребенок: Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг (заяц)
Логопед: Да это заяц. Какой цвет меха у него? Да он беленький, маленький. А
какие у него ушки? (у него длинные уши).
2-ий ребенок: Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)
Логопед: да это волк. Он серый, лохматый у него острые зубы.
На экране появляются поочередно изображения диких животных (слайды).
Логопед: – Вы отлично справились с заданием.
14.Беседа о диких животных.
Логопед: А почему здесь нет следов медведя? (он зимой спит)
Логопед: – Белка, заяц, волк, лиса, медведь – какие это животные? (ответы
детей – дикие животные).
Почему их называют дикими? (ответы).
Правильно, диких животных еще называют лесными зверями. Они сами
добывают себе корм, заботятся о своих детенышах.
Логопед: Давайте мы пойдём по следам и посмотрим, куда они нас приведут.
Вокруг снег, вставайте друг за другом и шагайте, колени выше поднимайте.
15.Координация речи с движением
(Ходьба с высоким подниманием коленей)
Логопед: По заснеженной дорожке
Дети: Зашагали наши ножки
Логопед: Раз шажок, два шажок
Дети: Веселей иди, дружок
16.Упражнение для вызывания и уточнения произношения звука [Ш]
«Шумит лес»
Логопед: следы завели нас далеко в лес. Но погода ухудшается
Тучи на небо надвигаются.
Подул зимний холодный ветер
Колышит он верхушки деревьев. Они качаются и шумят: ш-ш-ш.
Давайте поднимем руки вверх –это веточки деревьев. Покачайте ими из
стороны в сторону сначала медленно (дует легкий ветерок) и тихо говорите:
ш-ш-ш. но вот подул сильный ветер качайте руками и громко говорите: ш-ш-
ш.
Логопед: какой ветер, намел целый сугроб (логопед обращает внимание на
сугроб)
Ребята, посмотрите кто-то выглядывает из-под снега. Кто это?
Да это же Снеговик.
(логопед и дети достают Снеговика из-под снега)
Логопед:
Здравствуй,
Снеговик.
Ребята,
давайте
поздороваемся
со
снеговиком.
Снеговик: Здравствуйте, ребята. Как я рад, что вы нашли меня. Я уже давно
здесь в снегу сижу. Никак выбраться не могу. Спасибо вам, что вы нашли
меня. Хотите поиграть со мной? (Да)
Снеговик:
У
меня
для
вас
есть
льдинки.
(логопед
достает
льдинки
из
рюкзачка Снеговика и выкладывает на стол)
Посмотрите, какие они красивые, все разной формы.
17.Игра «Зимние слова»
Снеговик: будем играть в зимние слова. Я буду называть разные слова, как
только вы услышите зимнее слово, вы хлопните в ладоши.
Снеговик: снежинка (дети хлопают в ладоши)
Логопед: Кирилл, так это зимнее слово? (Да)
Возьми
льдинку
и
отдай
ее
Снеговику.
Какой
формы
льдинка
у
тебя?
(круглая)
Снеговик: жара
Логопед: Это зимнее слово? (нет).
Снеговик: рукавички (дети хлопают в ладоши)
Логопед: это зимнее слово? (Да) Возьми льдинку Вика, отдай ее снеговику.
Какой формы льдинка у тебя? (треугольная)
Снеговик: трава
Логопед: Это зимнее слово? (нет, это не зимнее слово, зимой травы не
бывает)
Снеговик: Дед Мороз (дети хлопают в ладоши)
Логопед:
Данил,
будем
брать
льдинку?
Какой
формы
льдинка
у
тебя?
(квадратная) и т.д.
Снеговик: как хорошо мы с вами поиграли. Я возьму эти льдинки с собой и
поиграю со своими друзьями снеговиками.
Логопед: Идем, Снеговичок, с нами. (логопед берет снеговика и усаживает
его в сани)
Твои друзья тебя уже дожидаются.
Логопед: Друзей Снеговика мы нашли, а где же домик снеговика, где же нам
его искать? Посмотрите
волнистая дорожка.
Давайте пойдем по этой
дорожке может она нас приведет к домику Снеговика.(дети и логопед идут
по волнистой дорожке и находят домик Снеговика)
Логопед: А вот и домик. Давайте постучим
( Дети стучат в домик).
Логопед: Снеговик – Снеговичок,
Выходи скорей дружок!
(из-за домика появляется Снеговик)
18.Сюрпризный момент.
Снеговик: Ребята, спасибо, что вы пришли ко мне в зимний лес. Как я рад,
что вы помогли найти мне моих друзей.
Снеговики: Спасибо вам , ребята, что вы помогли нам найти дорогу домой.
Логопед: Ну вот теперь вы все вместе. (выкладывает снеговиков из санок)
Снеговик: Теперь мне будет не скучно, потому что у меня нашлись мои
друзья. А я для вас приготовил сюрприз.»
(мешочек с сюрпризиками-значками-снежинками).
Логопед: Давайте посмотрим что там. Да это снежинки. Сердце у снеговика
из
снежинок
и
он
дарит
частичку
своего
сердца
вам,
чтобы
вы
его
не
забывали. Давайте приколем снежинку на левую сторону – там, где сердечко!
И скажем снеговикам добрые слова. Что вы хотите пожелать снеговикам?
Логопед:
Вот
и
заканчивается
наше
путешествие,
пора
возвращаться
в
детский сад.
Скажите снеговикам до свидания.
Давайте скажем волшебные слова, пройдем обратно в ворота и тогда мы с
вами окажемся в детском саду
Логопед и дети:
Вьюга, вьюга закружи,
Детей в детский сад приведи.
(дети проходят в ворота, звучит музыка)
19.Итог занятия:
Логопед: где мы с вами побывали сегодня? Кого повстречали? Кому мы
помогли
сегодня?
Что
вам
понравилось
больше
всего?
А,
чтобы
это
путешествие запомнилось вам надолго, когда придете в группу нарисуйте то,
что вам больше всего понравилось.
Сегодня вы все были молодцы. Вы были дружные. Вы совершили добрый
поступок, вы не оставили без помощи Снеговиков, вы им помогли.