Напоминание

"На поиски Снеговиков"


Автор: Мутовина Оксана Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №171
Населённый пункт: город Оренбург, Оренбургская область
Наименование материала: конспект
Тема: "На поиски Снеговиков"
Раздел: дошкольное образование





Назад







МБДОУ №171

Конспект интегрированного логопедического

занятия:

«На поиски Снеговиков»

(средний дошкольный возраст)





Учитель-логопед: Мутовина О.В.

г.Оренбург




Тема: «На поиски Снеговиков»

Цель:
Уточнение и расширение представлений детей о зиме и её приметах.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Закреплять представления о зиме и её приметах; - Уточнять и расширять словарь детей о зиме (зима, снег, снежинки, хлопья, метель, вьюга, сугробы, лёд; холодно, морозно, пасмурно; намело, замерзнуть, наступила, падает); -Закрепить представления о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных; - Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных, существительных и числительных; - С о в е р ш е н с т в о в ат ь н а в ы к и с л о в о о бразования: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; -учить детей различать звуки [С] и [Ш] на слух ; -учить пользоваться различной громкостью голоса;
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать связную речь, речевой слух, речевое дыхание, чувство ритма, зрительное внимание, мышление, память. - Развивать творческое воображение, общую и тонкую моторику, артикуляционную моторику с согласованной работой рук.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать эмоционально-радостное отношения к зимней природе; чуткость, отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающему. - Формировать положительную установку на участие в занятии, навыки сотрудничества, взаимопонимания.
Интегрируемые

образовательные

области
: «Речевое р а з в и т и е » , «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие».
Оборудование
: Письмо от Снеговика, птичка, арка, мольберты, бумажные снежинки, три маленьких Снеговика и один большой Снеговик, шарф Метелицы, снежинки с картинками, зеркала, магнитофон, звукозапись, проектор, экран, слайды с изображением животных, искусственные снежинки, поднос со снегом и орешками, искусственные ели и береза, санки для Снеговичков, машина, санки игрушечные, снежок искусственный, следы животных (бумажные), льдинки, домик Снеговика
Предварительная работа:
Наблюдение за зимними изменениями на прогулке. Беседа об ощущениях, которые возникают во время прогулки зимой. Разучивание стихотворения «По заснеженной дорожке…» Разучивание артикуляционной гимнастики
Методические приемы:


1.Организационный момент
Логопед заводит детей в зал. Логопед: - Ребята, посмотрите, гости здесь у нас с утра Поздоровайтесь, друзья! Логопед: Сегодня замечательное утро. Я очень рада всех вас видеть. У меня хорошее настроение и я хочу им с вами поделиться. Давайте возьмемся за руки. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Логопед: Посмотрите, ребята, к нам птичка- почтальон прилетела! Письмо нам принесла. От кого же оно? Да это от снеговика! Давайте прочитаем его! (логопед открывает письмо и читает) “Здравствуйте, ребята, сегодня на улице была сильная метель. Я вышел на прогулку в лес со своими друзьями - снеговиками и мы потерялись. Ребята, помогите, пожалуйста, найти моих друзей – снеговиков ”. Логопед: “Поможем снеговику найти его друзей?” Дети: “Да!” Логопед: Тогда я приглашаю вас в путешествие. Хотите отправиться в зимний лес? (подходят к арке) Логопед: Посмотрите, какие красивые ворота. Мы войдем в эти ворота и окажемся в зимнем лесу. Но сначала давайте вместе произнесем волшебные слова: Вьюга, вьюга закружи, Много снега намети, Детей в лес приведи. (Дети произносят слова хором) Логопед: ну вот волшебство и начинается (дети проходят сквозь арку, звучит музыка) Логопед: Вот мы с вами и оказались в волшебном лесу. Давайте погуляем и полюбуемся зимним лесом. Логопед: Ребята, как вам кажется, зимний лес красивый? (да) А, что вы видите? (ответы детей) Логопед: Вокруг нас запорошенные снегом ели и березы. Логопед: А вы любите зиму? (Да) Давайте расскажем о зиме.
2.Чистоговорка «Зима»
Логопед: Будем говорить четко, чтобы каждое слово было понятно Ок-ок-ок –выпал беленький снежок Су-су-су – холодно зимой в лесу Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки. Скажите громко как я. Лю-лю-лю – зиму снежную люблю Скажите шепотом как я.
Логопед: Молодцы! Вы все старались говорить правильно. Логопед: Вот так зимушка – зима, Все дорожки и тропинки Снегом белым замела. (подходят к снеговой дорожке, сделанной из бумажных снежинок) Логопед: Где же нам искать снеговиков? Какие сугробы вьюга намела. Давайте пройдем по снежной дорожке, может там, мы встретим снеговиков.
3.Упражнение для вызывания и уточнения произношения звука [С] «Как

скрипит снег»
Логопед: Давайте голосом покажем, как скрипит снег. Для этого широко улыбнемся, язычок опустим вниз и подуем: с-с-с. (идут по снежной дорожке, произнося: с-с-с) Логопед: Молодцы! У вас получился любимый звук Снеговика. Но где же сам Снеговик? Где нам его искать? Смотрите сколько снежинок. (логопед обращает внимание на сугроб, покрытый искусственными снежинками) Логопед: Давайте возьмем по снежинке и полюбуемся ими. (Дети берут в руки снежинку)
4.Игра «Скажи, какая?»
Логопед: Снежинка она какая? (белая, узорчатая, красивая, резная) На что похожа снежинка? (на звездочку)
5.Дыхательное упражнение «Снежинка»
Логопед: Давайте подуем на снежинки. Держите снежинку напротив губ. Будем дуть так, чтобы щечки не надувались, плечики не поднимались, губы трубочкой. Вы будете дуть, а я почитаю вам стихотворение про снежинки. (Дети дуют на снежинки, логопед читает стихотворение) Мы снежинки – мы пушинки Покружиться мы не прочь. Мы снежинки – балеринки, Мы танцуем день и ночь. Логопед: Молодцы! Логопед: а это что такое? (обращает внимание на сугроб) Это, наверное, метелица свой снежный шарф потеряла. Интересно, что там такое. Давайте посмотрим. (Логопед поднимает шарф, из него вылетают снежинки, а под снежинками Снеговик) Логопед: да это же Снеговик. Как засыпало его снегом. Давайте поможем Снеговику уберем с него снежинки. Ребята, а снежинки-то непростые, а волшебные с картинками.
6.Игра на развитие фонематического слуха.

Логопед: Вам нужно снежинки со звуком [ш] положить в машину, а со звуком [с] в санки. На снежинках картинки: лошадка, мышка, груша, чашка, мишка, носок, автобус, кактус, санки, весы и т.д. Логопед: Ну вот мы и освободили Снеговика. (берет Снеговика в руки) Логопед: Здравствуй, Снеговик. Ребята, поздоровайтесь со Снеговиком. Снеговик: Здравствуйте ребята. Спасибо, вам , что вы спасли меня, а за это я расскажу вам снежную сказку. Возьмите каждый по волшебному зеркалу, садитесь поудобнее.
7.Артикуляционная гимнастика.
(Дети берут зеркала и садятся на стулья). Проводится артикуляционная гимнастика и мимичекие упражнения. У меня в лесу есть подружки сосульки. Они такие худенькие (Втягивают щеки в себя.) Как-то раз гуляли мы Снеговички – Толстячки по лесу ( Надувают щеки) и повстречались с Сосульками. (Втягивают щеки в себя, надувают щ еки). Как мы обрадовались этой встрече! И стали улыбаться друг другу, (Улыбка) Целоваться друг с другом, (Губы вытягивают трубочкой) Стали мы кататься с высокой горки (упр. «горка») Но вдруг мы поссорились. Отвернулись друг от друга. Тихо стало в лесу. Лишь изредка постукивал по дереву дятел. (Язык стучит за верхними зубами звонко, отчетливо произнося: «д-д-д»). Но ведь всем известно, что врозь-то жить скучно. И мы помирились Улыбнулись друг другу. (Улыбка) Поцеловались. (Губы вытягивают трубочкой) Добро и дружба всегда побеждают. ( Дети убирают зеркала на пенек). Логопед: Спасибо тебе, Снеговик, за твою снежную сказку. Ребята, давайте возьмем снеговика с собой и отправимся дальше по зимнему лесу. Нам надо еще найти друзей снеговика. (Усаживает снеговика в санки) Логопед: Хорошо зимой в лесу! Ребята, а без чего не бывает зимы? (ответы детей) Вы узнаете, когда отгадаете загадку:
8.Упражнение «Отгадай загадку»

Логопед: С неба он летит зимой, Не ходи теперь босой, Знает каждый человек, Что всегда холодный ... Логопед: Правильно, снег! Не бывает зимы без снега. (дети подходят с подносу со снегом, логопед обращает внимание на снег)
9.Беседа «Какой снег?»
Логопед: Ребята посмотрите в нашем лесу настоящий снег. Логопед: Какого он цвета? (белый) А КАКОЙ еще снег? Потрогайте его. (Дети трогают руками снег и отвечают: холодный, мокрый и т.д.) Возьмите снег себе на ладошку, посмотрите, как он переливается. (дети держат снег на ладошке, любуются им). Ребята, а куда же делся снег, что вместо него осталось? (вода) Почему снег растаял? (ладошка теплая, а снег холодный вот он и растаял) А давайте посмотрим, что там под снегом? (раскапывают снег и видят орешки). Как вы думаете, кто спрятал орешки под снег? (ответы детей). Посмотрите вокруг, может мы увидим, что это за зверь спрятал орешки. (дети смотрят вокруг и видят на дереве хвост белки) Чей это хвостик выглядывает? (беличий) Так значит, это белка спрятала орешки! Логопед: Посмотрите какая белочка красивая, на ушах у нее кисточки. Потрогайте белочку. Какая у нее шерстка? (мягкая, пушистая) Логопед: Ребята, а зачем белочка прячет орешки под снег? (она заготовила их на зиму) Давайте поиграем с орешками.
10.Массаж рук орехом
С орехом будем мы играть Своим ручкам помогать. Раз катаем, два катаем И ладошки согреваем Катаем, катаем, катаем Сильней на орешек нажимаем В ручку правую возьмем В кулачок его сожмем. Раз сжимаем, два сжимаем Орех мы не выпускаем. Логопед: поиграли мы с орешками, а теперь давайте вернем орешки белке, скажем спасибо и спросим: не видела ли она снеговика. Логопед: Белочка, спасибо тебе за орешки, а ты не видела здесь снеговика?
Логопед: Ребята, я слышала, что Белочка сказала, что снеговик застрял в снегу за елкой. Давайте посмотрим там ли он. (Дети идут за елку и находят Снеговика) Логопед: А вот и Снеговик. Ребята, поздоровайтесь со Снеговиком Снеговик: Здравствуйте, ребята. Спасибо вам, что нашли меня. А то мне скучно одному и поиграть не с кем. Устал я один считать эти елки, шишки, птиц. Ребята, а вы поиграете со мной? (Да) Снеговик: Я буду бросать вам снежок и называть один предмет, который есть в лесу, а вы мне будете возвращать снежок, при этом называя, как будто этого предмета много.
11.Игра «Один – много»
(снежинка, льдинка, сосна, береза, вьюга, шишка, дятел, сугроб, сосулька, снежок и т.д.) Снеговик: Спасибо. Мне очень интересно с вами играть. Логопед: Ребята, давайте возьмем Снеговика с собой и отправимся дальше по зимнему лесу.(Усаживает второго снеговика в санки)
12.Игра «Следы»
Логопед: ребята, посмотрите здесь кто-то наследил, это чьи следы? (животных) Значит мы не одни в лесу. Почему следы есть, а животных нет? Где они? ( Они прячутся). Логопед: Лесные звери очень пугливые. Логопед: Здесь пробежал один зверек? (вновь обращает внимание детей на бумажные следы). Почему несколько? (ответы детей – здесь пробегало много зверей, потому что следы разные). Логопед: Хотите узнать, каким животным принадлежат эти следы? (Да) Логопед: Зимой на снегу хорошо видны следы диких животных: у всех они разные. Я помогу вам узнать каких животных можно увидеть в зимнем лесу. Если правильно отгадаете загадку, то мы с вами увидим отгадку. (Логопед обращает внимание на экран и загадывает загадки).
13.Упражнение «Отгадай загадку»
Логопед: Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней (лиса) Логопед: Вот она лиса. Давайте назовем ее ласково (лисичка). Посмотрите какая она рыжая, красивая у нее пушистый хвост. 1-ой ребенок: Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг (заяц) Логопед: Да это заяц. Какой цвет меха у него? Да он беленький, маленький. А какие у него ушки? (у него длинные уши). 2-ий ребенок: Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк) Логопед: да это волк. Он серый, лохматый у него острые зубы. На экране появляются поочередно изображения диких животных (слайды). Логопед: – Вы отлично справились с заданием.

14.Беседа о диких животных.
Логопед: А почему здесь нет следов медведя? (он зимой спит) Логопед: – Белка, заяц, волк, лиса, медведь – какие это животные? (ответы детей – дикие животные). Почему их называют дикими? (ответы). Правильно, диких животных еще называют лесными зверями. Они сами добывают себе корм, заботятся о своих детенышах. Логопед: Давайте мы пойдём по следам и посмотрим, куда они нас приведут. Вокруг снег, вставайте друг за другом и шагайте, колени выше поднимайте.
15.Координация речи с движением
(Ходьба с высоким подниманием коленей) Логопед: По заснеженной дорожке Дети: Зашагали наши ножки Логопед: Раз шажок, два шажок Дети: Веселей иди, дружок
16.Упражнение для вызывания и уточнения произношения звука [Ш]

«Шумит лес»
Логопед: следы завели нас далеко в лес. Но погода ухудшается Тучи на небо надвигаются. Подул зимний холодный ветер Колышит он верхушки деревьев. Они качаются и шумят: ш-ш-ш. Давайте поднимем руки вверх –это веточки деревьев. Покачайте ими из стороны в сторону сначала медленно (дует легкий ветерок) и тихо говорите: ш-ш-ш. но вот подул сильный ветер качайте руками и громко говорите: ш-ш- ш.

Логопед: какой ветер, намел целый сугроб (логопед обращает внимание на сугроб) Ребята, посмотрите кто-то выглядывает из-под снега. Кто это? Да это же Снеговик. (логопед и дети достают Снеговика из-под снега) Логопед: Здравствуй, Снеговик. Ребята, давайте поздороваемся со снеговиком. Снеговик: Здравствуйте, ребята. Как я рад, что вы нашли меня. Я уже давно здесь в снегу сижу. Никак выбраться не могу. Спасибо вам, что вы нашли меня. Хотите поиграть со мной? (Да) Снеговик: У меня для вас есть льдинки. (логопед достает льдинки из рюкзачка Снеговика и выкладывает на стол) Посмотрите, какие они красивые, все разной формы.
17.Игра «Зимние слова»
Снеговик: будем играть в зимние слова. Я буду называть разные слова, как только вы услышите зимнее слово, вы хлопните в ладоши.
Снеговик: снежинка (дети хлопают в ладоши) Логопед: Кирилл, так это зимнее слово? (Да) Возьми льдинку и отдай ее Снеговику. Какой формы льдинка у тебя? (круглая) Снеговик: жара Логопед: Это зимнее слово? (нет). Снеговик: рукавички (дети хлопают в ладоши) Логопед: это зимнее слово? (Да) Возьми льдинку Вика, отдай ее снеговику. Какой формы льдинка у тебя? (треугольная) Снеговик: трава Логопед: Это зимнее слово? (нет, это не зимнее слово, зимой травы не бывает) Снеговик: Дед Мороз (дети хлопают в ладоши) Логопед: Данил, будем брать льдинку? Какой формы льдинка у тебя? (квадратная) и т.д. Снеговик: как хорошо мы с вами поиграли. Я возьму эти льдинки с собой и поиграю со своими друзьями снеговиками. Логопед: Идем, Снеговичок, с нами. (логопед берет снеговика и усаживает его в сани) Твои друзья тебя уже дожидаются. Логопед: Друзей Снеговика мы нашли, а где же домик снеговика, где же нам его искать? Посмотрите волнистая дорожка. Давайте пойдем по этой дорожке может она нас приведет к домику Снеговика.(дети и логопед идут по волнистой дорожке и находят домик Снеговика) Логопед: А вот и домик. Давайте постучим ( Дети стучат в домик). Логопед: Снеговик – Снеговичок, Выходи скорей дружок! (из-за домика появляется Снеговик)
18.Сюрпризный момент.
Снеговик: Ребята, спасибо, что вы пришли ко мне в зимний лес. Как я рад, что вы помогли найти мне моих друзей. Снеговики: Спасибо вам , ребята, что вы помогли нам найти дорогу домой. Логопед: Ну вот теперь вы все вместе. (выкладывает снеговиков из санок) Снеговик: Теперь мне будет не скучно, потому что у меня нашлись мои друзья. А я для вас приготовил сюрприз.» (мешочек с сюрпризиками-значками-снежинками). Логопед: Давайте посмотрим что там. Да это снежинки. Сердце у снеговика из снежинок и он дарит частичку своего сердца вам, чтобы вы его не забывали. Давайте приколем снежинку на левую сторону – там, где сердечко! И скажем снеговикам добрые слова. Что вы хотите пожелать снеговикам? Логопед: Вот и заканчивается наше путешествие, пора возвращаться в детский сад. Скажите снеговикам до свидания.
Давайте скажем волшебные слова, пройдем обратно в ворота и тогда мы с вами окажемся в детском саду Логопед и дети: Вьюга, вьюга закружи, Детей в детский сад приведи. (дети проходят в ворота, звучит музыка)
19.Итог занятия:
Логопед: где мы с вами побывали сегодня? Кого повстречали? Кому мы помогли сегодня? Что вам понравилось больше всего? А, чтобы это путешествие запомнилось вам надолго, когда придете в группу нарисуйте то, что вам больше всего понравилось. Сегодня вы все были молодцы. Вы были дружные. Вы совершили добрый поступок, вы не оставили без помощи Снеговиков, вы им помогли.


В раздел образования