Автор: Пономарева Наталья Рафаиловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 417" Населённый пункт: город Нижний Новгород Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Развитие творческих способностей дошкольников" Раздел: дошкольное образование
дошкольников»
Цель:
Дать
понятие
«творчество»,
«творческие
способности»;
определить
специфику
взаимодействия
педагогов
и
детей
в
процессе
развития
творчества;
выделить условия, задачи по развитию творческих способностей, познакомить со
способами стимулирования творческой активности.
План
1.
Что такое творчество и творческие способности.
2.
Развитие мышления – путь к развитию творческих способностей.
3.
Условия развития творческих способностей.
4.
Задачи, стоящие перед педагогами, по развитию творческих способностей.
5.
Виды творческой деятельности.
6.
Способы стимулирования творческой активности.
7.
Специфика взаимодействия педагогов и детей в процессе развития творчества
8.
Заключение.
Вам не удастся никогда создать
мудрецов, если будете убивать в
детях шалунов.
Ж.Ж.Руссо.
1.
Что такое творчество и творческие способности.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое
дело
–
задача,
то
более,
то
менее
трудная.
При
решении
задач
происходит
акт
творчества,
находится новый путь её решения или создаётся нечто новое. Вот здесь то и требуются особые
качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи
и зависимости – всё то, что в совокупности составляет творческие способности.
Слово «творчество» происходит от слова «творить»
- А что это значит?
Творить – это создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте индивидуальном или
общественном.
Творчество – это исследование.
Творчество предполагает новое видение, новый подход, новое решение, т.е. готовность к отказу от
привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения.
Человеческая индивидуальность всегда неповторима, а следовательно, само её появление есть уже
появление чего – то нового.
Т.о., творческие проявления ребёнка – это те его проявления, в которых ему удалось реализовать
свою уникальную индивидуальность.
- Кому нужны творческие способности?
Ускорение научно – творческого прогресса будет зависеть от количества и качества творческих
умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники, производства, от того что
называется повышением интеллектуального потенциала народа.
- Получается, что все должны стать творцами?
Да, пусть одни в меньшей степени, другие в большей.
Творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и
везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет или создаёт что-либо новое, какой бы
крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев.
Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые лучше всего
выражаются в играх – драматизациях.
Ребёнок берёт палку и садится на неё верхом.
- Как вы думаете, что он себе воображает? «Что едет на лошади»
- А девочка, играющая с куклой? «Представляет себе её мамой»
Это примеры самого настоящего творчества.
Творчество детей в играх направлено на создание игровых ситуаций, учит обдумывать замысел,
развивает такие качества как активность, самостоятельность.
Учёные
отмечают
динамику
исследовательской
активности
ребёнка
к
7-8
годам.
Творчество
дошкольников часто выражается в форме самостоятельно поставленных вопросов. Именно в этот
период их называют «почемучками».
- Что же вкладывается в смысл понятия «развить способность».
Это вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения
работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости.
Биологи считают, что среди 15 миллиардов клеток головного мозга активно работают лишь 3-5%.
Человеческий мозг несёт в себе огромную, пока далеко не используемую природную возможность.
2.Развитие мышления – путь к
развитию творческих способностей.
Сегодня
вопрос
о
развитии творческих способностей в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так
как исследования последнего времени выявили у ребенка значительно больше, чем предполагалось
ранее, возможности усваивать информацию как в привычной, так и в нестандартной ситуации.
В качестве критерия творчества часто рассматривается оригинальность мышления –
способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных.
Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого
решения среди других стандартных решений.
Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность,
беглость,
глубина
мышления
«отсутствие
скованности»,
отсутствие
«стереотипности»
,
подвижность.
Эти все качества характеризуют творческого человека.
Противоположными качествами является инертность, шаблонность, стереотипность,
поверхность мышления. Но они важны в жизни, так как позволяют быстр решать стандартные
задачи. В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно,
что
высокий
уровень
развития
интеллектуальных
способностей
предлагает
хорошо
развитые
творческие способности.
Метод, связанный с самостоятельным поиском и открытиями дошкольниками тех или иных
истин – является метод проблемного обучения. Перед детьми ставят проблему: познавательную
задачу и дети при непосредственном участии педагога или самостоятельно исследует путь и
способы
её
решения.
Проблемное
обучение
учит
детей
мыслить
самостоятельно,
творчески,
формируют у них элементарные навыки исследовательской деятельности. Такое обучение влияет
на развитие гибкости мышления детей.
Большое
значение
для
развития
поисковой
активности
имеет
познавательная
деятельность.
Развивать творческие способности ребёнка – это значит развивать его воображение.
Однако в практике в большинстве случаев используются репродуктивные задачи,
ориентирующие
ребенка
на
однозначные
ответы,
не
активизирующие
его
мысленной
деятельности.
По данным некоторых исследователей лишь 10% задач вызывают процессы творческого видения,
самостоятельного наблюдения, общения внимания, быстроты охватывания. Среди них и те задачи,
которые
стимулируют
познавательную
активность
дошкольников,
содержат
элементы
неизвестности, противоречия, т.е. задачи творческого уровня.
Из практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего – либо с
непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили.
Между тем ещё немецкие педагог Дистервег «последователь Песталоцци» писал, что больше
пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение
десяти различных предметов одной стороны.
Разумеется, увидеть что – то по новому, не так как все, и не так ты видел раньше, - очень
не простая задача. Но этому
можно научить, если направить процесс обучения на развитие
творческих
способностей
систему
познавательных
задач,
при
решении
которых
у
ребят
появляется интерес не только к знаниям и к самому процессу поиска.
Не надо готовить творческие задания персонально для наиболее способных детей. Такой
способ
индивидуализации
ставит
детей
в
неравные
условия
и
делит
их
на
способных
и
неспособных.
Задания творческого характера должны даваться всей группе детей.
При
их
выполнении оценивается
только
успех.
В
каждом
ребёнке
педагог
должен
видеть
индивидуальность. Американский учёный Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог
ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если
раньше считалось не очень способными.
Уровень
развития
творческих
способностей
зависит
от
содержания
и
методов
воспитания
и
обучения.
Используя
разнообразные
методы
обучения,
в
том
числе
и
игровые,
педагог
систематически, целенаправленно развивает у детей подвижность и гибкость мышления, учит их
рассуждать,
и
мыслить,
самим
делать
выводы,
находить
новые
оригинальные
подходы,
доказательства и т.д. Огромное значение для развития творческих способностей имеет уровень
развития внимания, памяти, воображения ребёнка. Именно эти качества, по данным психологов,
являются основой развития продуктивного мышления, творческих способностей и повышает
творческо – поисковую активность.
3. Условия развития творческих способностей.
Успешное
развитие
творческих
способностей
возможно
лишь
при
создании
определённых
условий, благоприятствующих их формированию.
- Каковы же условия развития творческих способностей?
Такими условиями являются:
1.
Большое
поле
деятельности
по
привитию
детям
вкуса
к
творчеству
имеют
занятия
музыкой, изобразительной деятельности, продуктивными видами труда, ознакомление с
художественной
литературой,
познавательная
деятельность,
театрализованная
деятельность.
2.
Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
3.
Создание обстановки, определяющее развитие ребёнка.
4.
Предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности
5.
Умная доброжелательная помощь , а не «подсказка» взрослых.
6.
Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребёнка к
творчеству.
7.
Проведение детального анализа.
8.
Сам педагог – творческая личность.
9.
Мотивация.
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и всестороннее развитие
личности
предполагает
необходимость
сочетания
учебной
деятельности,
в
рамках
которой
формируются базовые ЗУН, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных
задатков
дошкольников,
их
познавательной
активности,
способности
решать
нестандартные
задачи.
4.Творческая
деятельность
–
специфический
вид
активности
человека,
направленный
на
познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.
- Какие существуют виды творческой деятельности?
- Продуктивная деятельность.
- Декоративно – прикладная.
- Художественно – эстетическая.
- Литературное творчество.
- Творчество в движении.
- Общение и лидерства.
- Творческое мышление.
5. Способы стимулирования творческой активности.
- Какими способами педагог должен стимулировать творческую активность?
1. Создание благоприятной атмосферы: доброжелательность со стороны педагога, его отказ от
высказывания оценок и критики в адрес ребёнка способствуют свободному проявлению много
аспектного мышления.
2. Обогащение окружающей среды разнообразными новыми для ребёнка предметами и стимулами
с целью развития его любознательности.
3. Поощрение высказывания оригинальных идей.
4. Обеспечение возможностей для упражнений и практики, широкое использование вопросов.
5. Использование личного приёма творческого подхода к решению проблем.
6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над
тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал
открывать
истины,
известные
некоторым,
и,
наконец,
стал
открывать
истины,
никому
ещё
неизвестные».
Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательности
и исследовательского таланта.
Наша обязанность – помочь ребёнку встать на этот путь.
6.Говоря
о
специфике
взаимодействия
воспитателей
и
детей,
стиля
общения
и
сотрудничества в процессе развивающих занятий, необходимо раскрыть принципы, на которых
они основываются.
Создание атмосферы,
благоприятствующей появлению новых идей и мнений,
атмосферы, которая может вдохновлять ребенка, вселять уверенность в себе, поощрять
интересы, развивать творческое начало.
Создание климата взаимного доверия,
психологической
безопасности (следует
помнить: критическое высказывание
в
адрес
детей
подавляет
их творческие
способности).
Восхищение каждой идеей детей, аналогичное восхищению первыми ша-
гами ребенка (позитивное подкрепление всех идей и ответов, поощрение
оригинальных идей, использование ошибки как возможности нового,
неожиданного взгляда на что-то привычное).
Всем известна истина: «Принуждение — враг творчества». Творческое развитие
возможно только при наличии у ребенка положительной мотивации. Поэтому важным моментом в
процессе
организации
развивающих
занятий
является создание
мотивации,
которая
основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста. Психологи отмечают, что у
ребенка
очень
рано
зарождается потребность
в
осознании
своей, значимос т и , признании,
самоутверждении, реализовать которую ребенок может в игровой ситуации. Именно в игре
реализуется
потребность
дошкольника
действовать
самостоятельно,
активно,
как
взрослый.
Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий, решение проблемных
ситуаций стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным. Иногда им приходится
превращаться в волшебников, художников, портных, конструкторов и т. п. Дети с удовольствием
включаются в игровую ситуацию, выступая в позиции помощника, защитника, чувствуя себя
сообразительными, умными.
Важным стимулом, побуждающим дошкольников к деятельности, в том числе и творческой,
является мотив личной заинтересованности. Чем старше дети, тем реже возникает необходимость
в использовании этого мотива, больше внимания уделяется формированию общественно-значимых
мотивов: желания сделать приятное, нужное другим людям, облегчить их положение, принести
пользу, оказать помощь.
Значимой для дошкольников являетс я потребность в общении со взрослым.
Дети стараются
получить одобрение, похвалу, положительную оценку со стороны взрослого. Процесс общения
должен
сопровождаться
только
положительными
эмоциями:
радость
нового
знания,
радость
открытия, радость творчества, удовлетворенность похвалой. Отрицательные эмоции недопустимы.
Иногда все-таки возникают ситуации; когда наряду с одобрением необходима и объективная
критическая оценка результатов детской деятельности с целью показа недостатков или коррекции
поведения.
Однако педагог должен высказывать необходимую критику относительно тех или иных форм
поведения детей, но не их личных качеств.
С
возрастом
потребность
в
общении
со
взрослыми
претерпевает
качественные
изменения:
основным
мотивом
общения
все
чаще
выступает стремление
получить
новую
информацию,
обсудить
какое-либо
явление
или
событие. Постепенно
наиболее
значимой
для
старших
дошкольников становится познавательная
потребность. Дети с увлечением «отправляются в
путешествие» на Север, в Африку, в «космические полеты на воображаемые планеты».
Наряду с познавательной в старшем возрасте проявляется и потребность в созидании, которую
педагогу следует всячески стимулировать.
Организуя познавательную творческую деятельность, необходимо постоянно помнить, что знания
и умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственным положительным
отношением,
не
становятся
активным
достоянием
ребенка.
Эмоциональный настрой
поддерживает и стимулирует познавательную активность детей, что в свою очередь способствует
развитию творческого мышления.
Методы и приемы развития
воображения, нестандартного мышления освобождают детей от
психической инерции, раскрепощают их, внушают им уверенность в своих силах, что может
иногда
привести
к
завышению
самооценки,
а
также
к
развитию
отрицательных
качеств
—
зазнайства, высокомерия, резкости и даже грубости по отношению к сверстникам, родителям.
Поэтому должны решаться задачи формирования культуры общения, поведения. Ребенок
должен овладеть искусством установления и поддержания контактов с окружающими его людьми.
В содержание деятельности по развитию творчества детей можно включать советы Дейла Карнеги.
Многие из них понятны детям:
Улыбнитесь.
Помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на
любом языке.
Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никогда не говорите человеку, что он
не прав.
Будьте щедры на похвалу.
Я ни о ком не буду говорить плохо, но расскажу все хорошее, что знаю о каждом.
Интересуйтесь другими людьми.
Заключение.
7.Универсальные
творческие
способности
–
это
индивидуальные
особенности,
качества
человека,
которые
определяют
успешность
выполнения
их
творческой
деятельности
различного рода.
Детский возраст имеет богатейшие
возможности для развития творческих способностей. К
сожалению, эти возможности с течением времени необходимо утрачиваются, поэтому необходимо,
как можно эффективнее использовать их в уже дошкольном детстве.
Для
успешного
развития
творческих
способностей
необходима
целенаправленная
работа
по
развитию творческого потенциала у детей.
Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на
эффективное развитие творческих способностей дошкольников:
1.
Самообразование педагогов.
2.
Применение на всех занятиях с детьми заданий творческого характера.
3.
Использование специальных игр, развивающих творческие способностей детей.
4.
Привлечение родителей к проблеме развития творчества детей.
Литература:
1.
Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.
2.
Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.
3.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
4.
Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
5.
Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
6.
Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М, 1993.
7.
Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.
8.
Симоновский А.Э. Развитие творческого мышления у детей.
9.
Пасечник Л. Одаренные дети в детском саду и в семье.// Дошкольное воспитание.2009. №4.