Автор: Сошникова Анна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МОУ Д/С 366 "Сказка" Населённый пункт: г.Волгоград Наименование материала: Исследовательский проект Тема: Проект "Воздух вокруг нас" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное образовательное учреждение
Детский сад №366 «Сказка» г.Волгограда.
Исследовательский
проект
для
детей
среднего
дошкольного
возраста
«Воздух
вокруг
нас»
Автор: воспитатель:
Сошникова Анна Владимировна
г. Волгоград.
Тип проекта : исследовательский, долгосрочный
Актуальность:
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может
поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный
полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил
на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде.
Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем
раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу.
В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов
обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы,
развивающие у детей способности к начальным формам обобщения,
умозаключения, абстракции. А таким методом и является
экспериментирование.
Задача взрослых помочь детям сформировать у ребенка активное желание
экспериментировать; создавать оптимальные условия для развития
творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через
разнообразную экспериментальную, художественную деятельность.
Участники проекта: дети старшей логопедической группы, воспитатели
группы, родители.
Цель проекта:
Сформировать у детей желание самостоятельно проводить эксперимент с
воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.
Задачи:
1. способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах
воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни
человека, животных, растений;
2. способствовать развитию умений детей проводить элементарные опыты с
воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;
3. организовать познание детей по теме «Воздух вокруг нас» через
самостоятельный поиск;
4. ознакомить с экологическими проблемами воздуха;
5. развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные
виды деятельности с детьми и взрослыми;
6. воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность
детей.
7. развивать творческую активность в создании художественных образов с
использованием свойств воздуха.
8. развивать познавательную активность, творческие способности,
воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.
Сроки реализации проекта – месяца.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
Изучение и анализ уровня развития у детей познавательных способностей,
умений и навыков исследовательской деятельности и творческого
проектирования. Выявление уровня и эффективности планирования
воспитательно-образовательной работы, анализ организации предметно-
развивающей среды, анализ эффективности работы с родителями по
обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
Моделирующий этап:
Подбор методик, форм работы с детьми, родителями воспитанников,
воспитателями, создание эффективной предметно-развивающей среды в
группе, создание информационного пространства для родителей, подбор
диагностических методик.
Основной этап:
Осуществление поставленных задач, наработка диагностического,
методического, практического материала, определение наиболее
эффективных методов и приёмов работы с детьми, родителями, педагогами
детского сада по организации естественно - научных наблюдений и
экспериментов с детьми.
Контрольный этап:
Анализ проделанной работы, мониторинг уровня развития исследовательских
навыков детей, определение уровня компетенции родителей по организации
естественно – научных наблюдений и экспериментов с детьми дома, желание
сотрудничать с педагогами ДОУ.
Предполагаемый результат:
1. Представление опыта работы в виде презентации на педагогическом совете
ДОУ.
2. Организация фотовыставки «Воздух и мы».
3. Создание альбома «Воздух вокруг нас»
4. Организация группового музея «Воздух-невидимка»
5. Проведение занятия совместно с родителям воспитанников: «Воздух –
нужен всем»
В результате реализации проекта дети будут знать:
1. Где находится воздух.
2. Роль воздуха в жизни человека.
3. Роль воздуха в жизни животных.
4. Роль воздуха в жизни растений.
5. Для чего нужен воздух.
6. Свойства воздуха.
7. Способы очищения воздуха.
8. Правила юного исследователя.
В результате реализации проекта дети будут уметь:
1. Выполнять действия по организации экспериментов с воздухом.
2. Задавать вопросы, искать ответы.
3. Видеть проблему по определенной теме.
4. Формулировать цель, планировать задачи.
5. Выдвигать гипотезы и проверять их.
6. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
7. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.
8. Оформлять результаты опытов в виде простейших схем, знаков, рисунков,
описаний выводов.
Основные направления в работе:
1. Работа с детьми.
2. Работа с родителями.
3. Работа с сотрудниками.
4. Работа по усовершенствованию предметно-развивающей среды.
Механизм реализации проекта
Работа с детьми
(планируется и проводится в течение всего дня, через все виды деятельности)
:
• Занятия непосредственно образовательной деятельности (НОД) из
образовательной области «Познание»
• Экспериментальная деятельность дошкольников.
• Поисково-исследовательская деятельность.
• Организация игр: дидактических, настольно-печатных, словесных,
творческих, сюжетно-ролевых.
• Организация трудовой деятельности.
• Организация художественно-речевой деятельности.
• Организация изобразительной деятельности.
• Рассматривание картин, иллюстраций.
• Организация прогулок и наблюдений.
• Чтение художественных произведений.
• Беседы.
• Выставка детских рисунков.
• Создание музея «Воздух-невидимка».
Работа с родителями:
• Анкетирование.
• Оформление папок – передвижек, папок – раскладушек.
• Организация совместной деятельности: изготовление атрибутов, игр,
домашние задания, участие в развлечении.
• Составление кроссвордов.
• Подбор художественного слова, загадок.
• Выставка рисунков.
• Выставка иллюстраций, фотографий.
• Индивидуальные беседы.
Работа с сотрудниками:
• Семинар – практикум «Как знакомить детей с явлениями неживой природы
(на примере воздуха) »
• Консультация «Как создать музей воздуха»
• Разработка методических материалов в рамках темы (перспективное
планирование, анкета)
Список использованной литературы:
1. Бурыкина М. Ю. Введение в мир неживой природы детей дошкольного
возраста. Брянск 1995г.
2. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. 1993год.
3. Журнал дошкольное воспитание №3, 1999год. Стр. 23 -30.
4.Н.А.Рыжова «Воздух — невидимка» Москва, 1998г.
5. Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»
Санкт- Петербург. «Детство — Пресс», 2011г.
Приложение №1:
Планирование наблюдений с детьми средней группы по ознакомлению с
воздухом.
Время
года
Наблюдения
ОСЕНЬ
1. Воздух в начале осени: прохладный, прозрачный.
2. Наблюдение за облаками в ветреную и тихую погоду.
Почему облака плывут? Отметить, какие облака – высокие или
низкие. Дать представление о кучевых (как кучи ваты) и
перистых (словно перышки – легкие, полупрозрачные)
облаках.
ЗИМА
1. Воздух в пасмурный (холодный и влажный) и в ясный день
(сухой, «щиплет» нос и щеки).
2. Наблюдения за дымом: во влажную, ветреную погоду дым
стелется; в морозную – дым столбом.
3. Наблюдения за поземкой. Объяснить, что это такое.
ВЕСНА
1. Весенний ветер: чистый, свежий, теплый.
2. Понаблюдать, как ветер гонит рябь по лужам. Почему
бывают волны?
ЛЕТО
1. Наблюдение за ветром: теплый, легкий, прохладный. Если
сгибаются верхушки деревьев, качаются ветви – ветер
сильный, порывистый. Если чуть колышутся листочки – ветер
слабый. Понаблюдать, как перед грозой сильный ветер
поднимает и закручивает пыль.
2. Наблюдение за грозой. Объяснить, что чем меньше времени
между вспышкой молнии и раскатом грома, тем быстрее
начнется дождь.
3. Сравнение облаков и туч.
Приложение №2:
Опыты и эксперименты с воздухом
для детей среднего дошкольного возраста.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами,
элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества,
возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше,
обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной
деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать,
отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную
связь, соблюдать правила безопасности.
Цель экспериментальной деятельности. Углублять представления о живой
и неживой природе. Учит самостоятельно проводить исследования,
добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать
результаты опытов.
«Воздух». Переверни стакан вверх дном и
медленно опусти его в банку с водой. Что
получается? Попадает ли вода в стакан?
Почему нет?
«Ветер – это движение воздуха». В холодную
погоду приоткрой дверь на улицу. Зажги две свечи. Держи одну свечку
в низу, а другую вверху образовавшейся щели. По направлению
пламени можно проследить как движется воздух.
«Волшебная воронка». Сверни конус и закрепи его скотчем внутри и
снаружи. У конуса срежь кончик. Положи в воронку теннисный мячик.
Вставь в отверстие соломинку и дуй. Что происходит с мячиком?
Почему?
«Дырявая баночка». Проделай дырочки в дне и крышке баночки.
Залепи обе дырочки скотчем. Наполни баночку водой и закрути
крышку. Аккуратно сними скотч с донышка. Выходит ли вода? Сними
скотч с крышки. Что произошло? Теперь попробуй пальцем открывать
и закрывать дырку в крышке.
«Надувание воздушного шарика».
Задача – обнаружить воздух.
Оборудование – емкость с водой, воронка, воздушный шарик.
Дети рассматривают воздушный шарик. Взрослый спрашивает, можно ли его
надуть с помощью какого-нибудь приспособления. Рассматривает вместе с
детьми воронку: объясняет, для чего она служит; предлагает надеть на узкое
отверстие шарик, потрогать его, повернуть воронку узким отверстием вверх и
не наклоняя, медленно погрузить в воду. Обсуждает, что случилось с
шариком, каким образом он надулся. Затем взрослый осторожно наклоняет
воронку, не вынимая ее из воды, и спрашивает детей, как изменяется шарик
(он остается сухим). Взрослый наливает воду в воронку, дети наблюдают, как
пузырьки воздуха выходят из нее, и видят, что внутри шарик становится
мокрым. Взрослый предлагает детям самостоятельно выполнить эти
действия. Дети зарисовывают результат.
«Поиск воздуха».
Задача – обнаружить воздух.
Оборудование – султанчики, ленточки, флажки, пакет. Воздушные шары,
трубочки для коктейля, емкость с водой.
Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть
воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно
или по выбранной модели. Объясняют происходящие процесс на основе
результата действий с предложенным оснащением (например, дуют в
трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или
целлофановый пакет и др.).
«Что в пакете?»
Задача – выявитьсвойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы,
сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).
Оборудование – два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом)
алгоритм описания свойств воздуха и воды.
Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в
них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке,
ощупывают, открывают, нюхают и пр. Обсуждают, чем похожи и чем
отличаются вода и воздух. Сходства – прозрачны, не имеют вкуса и запаха,
принимают форму сосуда и т.д. Различия – вода тяжелее, льется, в ней
растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда;
воздух – невидим, невесом и т.д.
«Загадочные пузырьки».
Задача – обнаружить воздух в других предметах.
Оборудование – емкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева,
комочки земли, глина.
Дети рассматривают твердые предметы, погружают их в воду, наблюдают за
выделением воздушных пузырьков. Обсуждают, что это (воздух); откуда он
взялся (вода вытеснила воздух). Рассматривают, что изменилось в предметах
(намокли, стали тяжелее и пр.).
«Надувание мыльных пузырей».
Задача – обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место.
Оборудование – соломинки длиной 10 см разного размера, крестообразно
расщепленные на конце; мыльный раствор.
Взрослый вместе с детьми по алгоритму разводит мыльный раствор и
надувает разные по размеру пузыри. Проводит конкурс «Самый большой
пузырь». Выясняет, почему надувается и лопается мыльный пузырь (в каплю
воды попадает воздух; чем его больше, тем больше пузырь; лопается
мыльный пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается
в капле становится очень много и он не помещается в капле или когда
задеваешь и рвешь его оболочку). Обсуждают, как надуть самый большой
пузырь (надувать осторожно, долго к нему не прикасаться).
«Пузырьки-спасатели».
Задача – выявить, что воздух легче воды, имеет силу.
Оборудование – стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.
Взрослый наливает в стакан минеральную воду, сразу бросает в нее
несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Дети
наблюдают, обсуждают: почему падает на дно пластилин (он тяжелее воды,
поэтому тонет); Что происходит на дне. Почему пластилин всплывает и снова
падает. Что тяжелее и почему (в воде есть пузырьки воздуха, они
поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки
воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно).
Вместе с детьми взрослый определяет в виде сериационного ряда, что легче,
что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самим.
«Морской бой».
Задача – выявить, что воздух легче воды, имеет силу.
Оборудование – емкость с водой, бумага (прямоугольник) для корабликов.
Взрослый вместе с детьми обсуждает, что может произойти с лодками, если
будет сильный ветер (они могут утонуть). Затем предлагает поиграть в
морской бой, для чего сделать кораблики из бумаги и топить корабли
противника. Дети делятся на рапы и дуют на лодки друг друга (одновременно
или по очереди), пока чья-нибудь не перевернется. Взрослый определяет
победителей, обсуждает, как дуть, чтобы ветер был сильнее и резче (набирать
больше воздуха, сильнее и резче его выдыхать).
Дополнительный материал (вопросы), которые можно задавать детям, в
ходе реализации проекта. На данные вопросы дети могут ответить, после
проведения экспериментальной работы, бесед, также после просмотра
видеофильмов, энциклопедий, различных иллюстраций.
1.
Чем дышат люди?
2.
Сколько времени вы можете обходиться без воздуха?
3.
Чем дышат животные, которые
обитают в воде?
4.
Как обнаружить воздух?
5.
Почему в лесу воздух чище, чем в
городе?
6.
Чем загрязнен воздух в городе?
Приложение №3:
Анкета для родителей для организации родительского собрания.
на тему "Воздух и его охрана"
Воздух в нашей квартире
I. Определите состояние воздуха в вашей квартире:
а) чистый
б) грязный
в) не знаю
II. Удовлетворены ли вы качеством воздуха в вашей квартире
а) да
б) нет
III. Назовите возможные источники загрязнения воздуха в вашем доме.
IY. Сколько у вас комнатных растений?
Y. Следите ли вы за влажностью воздуха?
YI Стараетесь ли поддерживать определенную температуру? Как?
YII. Часто ли вы проветриваете помещение?
а) регулярно
б) изредка
в) не обращаю внимания на это.
YIII. Как часто вы делаете влажную уборку?
а) каждый день
б) по выходным дням (раз в неделю)
в) другие варианты (напишите об этом)
IX. Учитываете ли вы экологическую безопасность материалов при покупке
а) мебели
б) обоев
в) ковров
X.. Какими препаратами бытовой химии вы пользуетесь?
XI. .Как очищаете воздух в квартире?
Анкеты могут заполняться анонимно. Ответы обобщаются, и на основе этого
можно разработать консультации для детей и родителей «Нам нужен чистый
воздух».
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Курение и воздух.
I Сколько членов вашей семьи курит?
II Бывает ли так, что ребенок находится в прокуренной комнате?
III Если вы не курите, как относитесь к "пассивному
курению":
а) считаю опасным для себя присутствие курящего человека рядом:
да нет
б) покидаю помещение, где курят:
да нет
IY Считаете ли вы, что курение усугубляет влияние
неблагоприятной экологической обстановки на здоровье курильщика:
а) согласен
б) не согласен
Ответы обобщаются, на их основе можно разработать консультации для
родителей
на
тему:
«Воздух,
который
нас
окружает»,
рассмотреть
на
родительском собрании.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Выбор безопасного участка для прогулок и отдыха с детьми.
I Как часто вы гуляете с детьми?
а) каждый день
б) по выходным дням
в) другие варианты (укажите какие)
II Чаще всего вы гуляете:
а) в парке, сквере, посадке (укажите какие)
б) во дворе
в) в других (каких?) местах.
Ill Вспомните, есть ли недалеко от мест ваших прогулок:
а) автодороги
б) гаражи
в) автостоянки и автозаправочные станции
г) свалки
д) предприятия
IY Много ли зеленых насаждений в тех местах?
а) много деревьев и кустарников
б) есть деревья, кустарники
в) растения отсутствуют.
Y Назовите растения, которые вы видели в местах прогулок с детьми? Знаете
ли вы, как они влияют на состояние воздуха?
YI Слышен ли какой-нибудь шум на этой территории?
а) сильный б) слабый в) отсутствует шум
г) постоянный д) изредка бывает
YII Как вы сами оцениваете состояние воздуха в местах
ваших прогулок?
а) чистый б) загрязненный
Ответы обобщаются, на их основе можно разработать консультации для
родителей
на
тему:
«Оздоровление
воздуха
с
помощью
растений»,
рассмотреть на родительском собрании.
Приложение №4:
Консультация для родителей «Нам нужен чистый воздух»
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Повторим мы вслед за великим поэтом и покажем, на что намекают сказки.
В сказках волшебники могут всё, любое дело им по плечу, любые расстояния
– не препятствие, всё доступно и подвластно. Захотят – легко поднимутся из
глубин моря – океана, да ещё захватят с собой прекрасных витязей; пожелают
– полетят на волшебном ковре; надо – горы высокие раздвинут. Не трудно им
успокоить
синее
море,
а
один
взмах
руки
–
и
расстелется
скатерть
–
самобранка.
Воздух –
один
из
таких
волшебников.
Вы
убедитесь,
что
он
способен
совершать много
чудес.
Он
может
поднять
с
морского
дна
затонувший
корабль,
сделать возможным плавный полёт дирижаблей и стремительное
движение
самолётов;
он
способен
разрушать
взрывами
скалы
ради
прокладывания
тоннелей
и
защитить
берег
от
ударов
морских
волн;
не
обходится без него и приготовления любимых сладостей.
Кто
же
этот
всемогущий
волшебник?
Не
спешите
возмущаться
и
сомневаться. Да, да, это маленький пузырёк и множество его верных друзей.
Обычно воздух – невидимка, мы даже не замечаем его. Он, будто одежда
голого короля, прозрачен. Возможно, не такими уж большими обманщиками
были
придворные
портные,
которые
сшили
одежду
королю
из
особого
воздушного материала, который и не мог не быть прозрачным. Если бы тот
материал
заморозить,
он
бы
сначала
стал
жидким,
как
вода,
а
потом
–
твердым, как лёд. И тогда одежда короля была бы белой, искристой, с лёгким
голубоватым оттенком.
Воздух – это газ, точнее, смесь газов. Многие газы так далеко разбрасывают
свои
частички
друг
от
друга,
что
становятся
прозрачными,
а
скорость
движения
частичек
настолько
большая,
что
они
не
могут
удержаться
в
определённом объёме, а стараются занять всё пустое пространство. Немало
усилий нужно, чтобы собрать их всех вместе.
Мы постоянно окружены воздухом и так привыкли к нему, что почти его
не замечаем. Но взмахните резко рукой или немного пробегите – и убедитесь,
что вас окружает воздух. Мы погружены в этот «доброжелательный» газ, как
рыбы в воду. Мы живём в нём и дышим им.
Охрана воздуха от загрязнения.
Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен
чистый воздух. Но бесчисленные заводы, фабрики загрязняют его. Ежедневно
выбрасывают они из своих труб тысячи тонн сажи, золы и вредных газов.
Загрязняют
воздух
ядовитым угарным газом и автомашины. Как сберечь
чистоту воздуха?
В законе Российской Федерации об охране природы сказано, что каждый
завод, каждая фабрика должны иметь особые установки – уловители пыли и
вредных газов. Из задержанных этими установками сажи и газов изготовляют
различные полезные материалы. Например, сажу используют для получения
цемента,
красок,
а
из
газов
делают
многие
химические
вещества,
необходимые в народном хозяйстве.
Отлично
очищают
воздух
растения.
Поэтому
в
городах
и
вокруг
них
создаются пояса садов, парков и лесов. Чем больше зелени в городе, тем
чище и здоровее воздух, которым мы дышим.
Сажайте деревья,
Любите деревья!
Пусть будет их больше
У рек и дорог…
Безоблачна жизнь –
И земля зеленеет,
И нежен
Рождённый в листве
Ветерок.
ПОСАДИТЕ ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ ОДНО ДЕРЕВО!
ОЗДОРОВЛЕНИЕ
ВОЗДУХА
С
ПОМОЩЬЮ
РАСТЕНИЙ
.
Рекомендации
родителям
.
С
глубокой
древности
человек
стремился
украсить
свое
жилище
растениями.
Интерьерное
озеленение
возникло
как
эл е м е н т
культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек
ощущал себя единым целым с природой, к ней он обращался за исцелением,
перенося частицу живой природы в свой дом.
Известно,
что
окружающая
среда
является
важнейшим
фактором
становления
человеческой
личности,
так
как
воздействует
на психику,
чувства, эмоции человека. Комнатные растения, являясь частью предметной
среды, важны как для детей, так и для взрослых, поскольку оказывают
влияние на самочувствие и состояние здоровья людей.
В
н а с т о я щ е е
в р е м я
н ау ч н ы й
п о д х о д
к
и н т е р ь е р н о м у
озеленению подразумевает
сочетание
эстетического
восприятия
красоты
формы, окраски цветов и листьев растений с другой — полезной функцией
растений,
о
которой
было
давно
известно: живые
растения улучшают
состав воздуха и очищают атмосферу.
Еще Гиппократ рекомендовал использовать растения в том виде, в каком
их
создала
природа.
Вещества,
которые
выделяют
клетки
растений
в
процессе своей жизнедеятельности, являются биологически активными и
служат источниками лекарственных средств.
Не
секрет,
что
воздушная
среда
в
городских
помещениях
далека от идеальной.
Помимо
пыли,
часто
воздух
имеет
повышенное
содержание
химических
соединений,
выделяемых
строительными
материалами,
мебелью,
не
говоря
о
выхлопных
газах.
Кроме
этого
в воздушной среде присутствуют микроорганизмы, такие как стафилококки,
которые,
попадая
при
благоприятных
условиях
на
слизистую
верхних
дыхательных путей, вызывают ОРЗ и аллергические заболевания.
Даже самые современные технические средства очистки воздуха не всегда
обеспечивают здоровую воздушную среду. В то же время летучие выделения
м н о г и х
р а с т е н и й
о б л а д а ю т фитонцидными с в о й с т в а м и ,
т . е .
способностью
подавлять жизнедеятельность микроорганизмов.
• Это сансевьера, плющ обыкновенный, бегонии, бересклет шюн-
ский,
колеус, пилея,
розмарин,
аукуба,
лавр
благородный,
кофе
ара
вийский, алоэ и другие.
Наряду
с
растениями,
летучие
выделения
которых
обладают
выраженными фитонцидными свойствами,
имеются
растения,
летучие
выделения которых оказывают лечебный эффект на организм человека.
• К ним
относятся: монстера,
мирт,
лимон,
жасмин самбак и
другие.
• Есть
и
растения-фильтры,
поглощающие
вредные
газы
из
воз-
духа, например: хлорофитум хохлатый, циссус, фикус Бенджамина.
Так, сансевьеру можно
назвать
настоящей
кислородной
установкой,
которая продуктивно работает в дневное время.
Кофейное
дерево
прекрасно
озонирует
воздух. С
токсинами
неплохо
справляются плющ, различные виды фикусов и обычный алоэ.
Кроме этого, хорошо также иметь и такие растения, которые накапливают
пыль,
вместо
штор,
которая
считается
самой
вредной. С
этой
целью
желательно завести комнатные ель и сосну, особенно ценные еще и за то,
что
выделяют
отрицательные
ионы,
которые
полезны
для
людей
с
плохой сердечно-сосудистой системой, а также снимают головные боли.
Т а к и м
о б р а з о м ,
р а с т е н и я ,
о б л а д а ю щ и е
выраженной фитонцидной активностью,
помогают
сделать
воздух
в
п о м е щ е н и и
« ж и в ы м »
к а к
в
п р и р о д е ,
н а п р и м е р ,
в
л е с у.
Они оздоравливают его, обогащая биологически активными веществами. Мы
же, созерцая красоту растений, получаем лекарство и пищу для души.
Однако необходимо помнить о том, что среди фитонцидных растений
есть и
р а с т е н и я
я д о в и т ы е , например: о л е а н д р ,
м о л о ч а й
блестящий, диффенбахия,
инжир, которые
представляют
опасность
для жизни и здоровья маленьких детей.
Важно также знать, что не каждое экзотическое растение подойдет для
очистки
воздуха.
Здоровый
микроклимат
могут
поддерживать
лишь
специально подобранные растения.
Фитонциды,
благодаря
разнообразной
химической
природе
и
биологической активности, оказывают разностороннее действие на организм
человека
и
животных.
Вдыхание
фитонцидов
некоторых
растений
благотворно действует на психику, нормализует сердечный ритм, улучшает
обменные процессы. У людей, находящихся в атмосфере летучих выделений
растений,
увеличиваются
защитные
силы
организма,
нормализуются
процессы
возбуждения
и
торможения
в
коре
больших
полушарий,
повышается работоспособность, выносливость при физических нагрузках.
Л е т у ч и е
ф и т о н ц и д ы эвкалиптов, например, обладают
выраженным тонизирующим д е й с т в и е м .
Н е м а л о в а ж н у ю
роль в фитонцидотерапии играет
наслаждение
красотой
растений
—
их
листьев, цветков и гаммой красок, весьма благотворно влияющее на нервную
систему.
Малые дозы летучих выделений являются стимуляторами, а большие — в
одних случаях оказывают благотворное, а в других — вредное влияние на
самочувствие человека. Не рекомендуется выращивать в малых помещениях
растения,
цветы
которых
обладают
излишне сильным
ароматом: олеандр,
магнолия, муррайн и другие цитрусовые. Избыток ароматических веществ в
воздухе приводит к повышенной раздражительности и утомляемости.
Подбирая композиции из растений, надо учитывать освещенность, объем
помещения, сезонность.
В лечебных целях очень важно, что фитонцидная активность комнатных
растений проявляется в зимне-весенний период, так как именно в это время
возрастает число ОРЗ.
Фитонцидные свойства
проявляются
в
полной
мере
лишь
у
здоровых
растений. Причем на их образование оказывает влияние почва, освещенность
и температура воздуха. Значительное ослабление фитонцидной активности
происходит
при
дефиците
влаги и питания.
Наибольший
эффект
представляют
молодые
растения.
Повышениефитонцидности начинается
в
утренние часы и резко возрастает днем, затем к вечеру падает и ночью
достигает минимума.
Большинство жилых городских помещений являются малогабаритными.
Квартиры
в
панельных
домах
характеризуются
относительно малой
освещенностью,
низкой
влажностью
воздуха
и,
как
правило,
высокой
микробной
обсемененностью
воздуха.
Поэтому
здесь лучше
подбирать
н е п р и х о т л и в ы е
и
в
т о
ж е
в р е м я
о б л а д а ю щ и е
выраженной антимикробной активностью виды растений. Это представители
родов: алоэ, толстянка, п е п е р о м и я , с а н с е в и е р и я ,
п л ю щ , эпип-
ремнум, циссус, каланхоэ, бегония.
Для повышения влажности воздуха хорош циперус. У себя на родине он
растет вдоль побережий рек, очень любит воду, с удовольствием ее испаряет
в воздух, поэтому горшок с этим растением держат в поддоне с водой. К
хорошим увлажнителям воздуха относятся также гибискус (китайская роза)
и спатифиллум Уэллиса. Растение,пригодное
для
любых
помещений,
прекрасно
очищающее
воздух
от химических
загрязнений,
—
это хлорофитум. А так как хлорофитум за 24 часа убивает 80% всех вредных
микроорганизмов
в
помещении,
то его
можно
широко
использовать
для
озеленения своих помещений, посадив по 4—6 растений вместе. Особенно
рекомендуют его для кухонь с газовыми плитами.
Для помещений, расположенных на первых этажах старых домов, как
правило, затененных и сырых, характерно повышенное содержание в воздухе
микроскопических
плесневых
грибов.
Здесь
рекомендуется выращивать
в
п е р в у ю
о ч е р е д ь бегонии, к о т о р ы е
о б л а д а ю т
выраженными антифунгальными с в о й с т в а м и ,
а
т а к ж е
я в л я ю т с я
теневыносливыми. Кроме
того,
к
этим
условиям
могут
приспособиться
«солнечное
дерево»
— аукуба
японская (растение
теневыносливое,
хотя
некоторые
виды и
имеют
пестролистную
окраску), кофе,
мирт,
лавр,
монстера, плющ, лимон, фикус, офиопогон.
В домашних условиях уголок фитодизайна, где будут стоять растения,
лучше
всего
разместить
у
окна,
и
если
есть
возможность,
то лучше
перегородить
его
ширмой.
Нецелесообразно
устраивать
такой уголок
на
сквозняке, так как фитонциды могут улетучиваться. Помимо общего ухода,
растения
требуют
специального
внимания. Между
ними
необходимо
поставить открытый сосуд с водой для увеличения влажности воздуха и
образования аэроионов.
С у щ е с т в у ю т
о п р е д е л е н н ы е
п р а в и л а фитонцидотерапии с
использованием живых растений:
1. Перед
сном
опрысните
растения
дегазированной
водой
ком-
натной температуры.
Для
этого
воду
нужно
вскипятить
и
быстро
охладить ( зимой — на балконе, летом — под струей холодной воды).
2. Сядьте на расстояние 50—60 см от крайнего листка растения.
3. Сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха, после чего дышите равномерно
весь сеанс (8—12 минут), а в конце его опять сделайте 3 глубоких вдоха и
выдоха.
Количество процедур в зависимости от обстоятельств колеблется от 15 до
30. Женщинам обычно требуется меньше сеансов: у них обоняние тоньше,
чем у мужчин.
У курящих и
употребляющих
алкогольные
напитки
обоняние снижено,
поэтому им нужен более длительный курс.
В весеннее и летнее время года, когда фитонцидная активность у растений
максимальная, требуется 14—25 сеансов, а зимой — 25— 35. Принимать их
можно спустя 1 -2 часа после еды.
При
ОРЗ
процедуры
не
рекомендуются.
Следует
учитывать
также индивидуальную восприимчивость к фитонцидам.
Определенные
растения
следует
размещать
в
определенных
комнатах.
Например, в спальне — успокаивающие: жасмин самбак, герань.
В прихожей, где должна быть естественная стерилизация воздуха, можно
п о с т а в и т ь
тот
же мирт
обыкновенный или тую, которые прекрасно
дезинфицируют
воздух,
убивают
даже
дифтерийную
палочку. В
комнате
л у ч ш е
п о с т а в и т ь
р а с т е н и я ,
к о т о р ы е
о б л а д а ю т
выраженной антимикробной активностью: бегонии, мирт, плющ.
Прежде, чем сесть за компьютер
Компьютер
требует
специальной
организации
труда.
Повышенное
утомление может приводить к временным зрительным напряжениям: рези,
жжению,
ряби
в
глазах,
появлению
тумана
или
пелены
перед
глазами,
ощущению
тяжести
в
веках.
Все
это сопровождается
усталостью,
сонливостью, а иногда и нарушением сна, перепадами давления и болями в
сердце.
Отрицательным
фактором
является
и
то,
что
электростатическое
поле, которое создаетвокруг себя монитор, притягивает пыль из воздуха. Эта
пыль оседает не только на экран монитора, но и на лицо работающего.
Вместе
с частицами
пыли
в
дыхательные
пути
попадают
и
различные
споровые микроорганизмы, такие, как плесневые грибы, бациллы и другие.
Часто
именно насыщенность
пылью
воздуха
является
причиной
плохого
самочувствия.
Избежать
этих
неприятностей
отчасти
можно с
помощью
растений.
Растения
способны
изменять
физико-химические
свойства
воздуха:
увеличивать влажность, что способствует оседанию пыли, дезактивировать
газообразные загрязнения.
Растения могут снимать статическое электричество. Сотрудник Института
экологии человека и гигиены окружающей среды кандидат биологических
наук Л.М. Текшеева рекомендует для снятия ста-тического электричества
регулярно проводить влажную уборку своего рабочего места, использовать
растения или установить на рабочем месте маленький аквариум.
Кактус не поглощает излучение от компьютера — ему это не нужно.
Однако, как объясняют физики, иголки — «приемники» кактуса — могут
брать заряды электростатического поля, но иголки в этом случае должны
быть
мокрыми.
В
то
же
время
частый
полив
и опрыскивание
принесут
кактусам вред!
Летучие
выделения
многих
растений
повышают
иммунитет
человека,
способствуют
снятию
усталости,
поэтому
возле
компьютера
можно
поставить такие полезные тонизирующие растения, как розмарин, мирт,
герань, лавр. Если нет возможности использовать живые растения, то можно
рядом
с
компьютером
положить
мешочек
слистьями
эфиромасличных
растений: мяты, лаванды, монарды. Можно применять эфирные масла этих
растений для аромотерапии.
Не
забывайте,
поработав
у
компьютера,
поставить
растения
на более
светлое место — им тоже требуется отдых!
Не следует допускать чрезмерного нагромождения растений в квартире.
Уход за растениями — дело хлопотное, требующее навыков и времени. При
неправильном уходе появляются вредители и болезни. Не получая должного
внимания, растение погибает.
Всех
этих
разочарований
можно
легко
избежать,
если
у
вас
на подоконнике 2—3 горшка, но растения в них вовремя политы и удобрены,
а внешний вид их радует глаз. Фитонцидные свойства у здоровых растений
проявляются
в
полной
мере,
поэтому
рациональнее
держать
2—3
ухоженных, чем десяток чахлых растений,расставленных по всей квартире.
Не забывайте разговаривать со своими зелеными друзьями: растения
нуждаются в этом, да и Вы — тоже.
Хорошо, когда за растениями ухаживают не только взрослые, но и дети.
Тем самым у детей формируется правильное отношение к окружающему
миру. С самого раннего возраста необходимо приобщать детей к природе.
Ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость
экспериментирования с объектами живой и неживой природы. Открывает
для
себя
что-то
новое
в
знакомом
и
знакомое
в
новом,
вычленяет
простейшие закономерности, осознает их значимость. У ребенка возникает
любовь
и
бережное отношение
к
природе,
желание
сохранять
и
преумножать по мере своих сил ее богатство. Необходимо показать ребенку
зависимость человека от природы, важность бережного и ответственного
отношения к ней.
Мир ребенка начинается с чувств и отражается в его переживаниях. Чем
богаче и ярче они, тем самобытнее личность ребенка. Занимаясь с детьми,
опирайтесь
на
эмоционально-чувственную
основу
восприятия
ребенком
мира,
развивайте
его
интеллектуальные
и
творческие
способности,
укрепляйте
здоровье,
прививайте
навыки
здорового
образа
жизни,
а
осуществлять все это можно через мир природы.
Приложение №5
Познавательно-исследовательская деятельность
«Воздух».
Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.
Задачи занятия:
способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах
воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни
человека, животных, растений;
развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные
связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
закрепить элементарные представления об источниках загрязнения
воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых
правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание
детей;
развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в
различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность
детей.
Ход занятия
– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
– Что это? (ответы детей).
– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как
настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию.
Воспитатель показывает картинку (слайд 2) с изображением планеты Земля.
– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все
живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от
космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой
пустыней.
Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде
есть воздух.
– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей
лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом
убедимся.
НАБЛЮДЕНИЕ 1. Как обнаружить воздух.
– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером
перед своим лицом. Что вы почувствовали?
(Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок).
НАБЛЮДЕНИЕ 2 (с пакетиками)
– А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. Что у нас в пакетиках? (воздух)
– А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный,
прозрачный)
– Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)
– Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы.
Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы
приобретают форму. (Надуть мягкий бесформенный шарик, дать детям его
потрогать). Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные
шины)
НАБЛЮДЕНИЕ 3. Опыт с соломинкой.
– А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломке и подуйте
через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?
А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)
– Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)
ВЫВОД: Воздух находится везде.
НАБЛЮДЕНИЕ 4. Воздух есть во всех предметах.
На столе у воспитателя стоит банка с водой и лежат небольшие предметы
(камень, пуговица, губка и пр.)
– Есть ли воздух в этих предметах? (ответы детей)
– Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что
произойдет? (предметы тонут (падают на дно), при этом из них выходят
пузырьки, которые поднимаются вверх)
– Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет
попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.
НАБЛЮДЕНИЕ 5. Воздух занимает место.
– У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы
думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он
намокнет или останется сухим?
Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду(стакан надо
держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды.
Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?
(ответы детей)
– В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не
пропустил воду в стакан.
А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного
наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они
взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что
произошло с нашим листочком бумаги? Он намок. Вода вытеснила воздух из
стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек
бумаги.
Итак, что мы с вами узнали о воздухе? (слайд 3)
Воздух повсюду.
Он прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха.
Легче воды.
Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху,
перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте
узнать его по запаху. Удалось?
(нет, нос бал закрыт)
Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его
чувствуем, когда вдыхаем воздух.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как
происходит дыхание?
Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)
Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)
Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую
секунду.
– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что
испытали?
Человек может прожить
Без пищи – 30 дней;
Без воды – 14 дней;
Без воздуха – несколько минут. (слайд 4)
– Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?
А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта
выходит пар).
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем
закрыть другую ноздрю)
«насос»
Глубокий вдох – руки вверх,
Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.
– Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)
При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от
загрязнений и поступает в легкие.
Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле
следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что
он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
– Что в нашей жизни загрязняет воздух? (слайд 5)
(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)
– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?
(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха,
поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать
помещения, протирать пыль)
НАБЛЮДЕНИЕ 6.
– Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?
Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в
теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.
Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик
надулся. Теплый воздух поднимается вверх.
– А где человек использует это свойство воздуха? (воздухоплавание) (слайд
6)
НАБЛЮДЕНИЕ 7. Ветер – это движение воздуха.
Включить вентилятор, дать почувствовать детям ветерок.
Откуда взялся ветер?
Для чего нужен вентилятор? (в жаркую погоду освежать воздух)
– Что такое ветер? (движение воздуха)
Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем
наблюдать как плывут облака, колышатся листочки на деревьях, качаются
ветки деревьев)
– Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает
воздух? (слайд 7)
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
Что вы сегодня узнали о воздухе? (слайд 8)
Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
Воздух невидим, прозрачен.
Воздух может двигаться.
Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи когда
движется.
Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.
Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он
нам рассказал?
А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с
воздухом можно поиграть. Продаются даже специальные игрушки для игр с
воздухом. (Вертушки, мыльные пузыри, воздушный змей…)
Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и
эксперименты с воздухом. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали
сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А
ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и
прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях.
Спасибо вам ребята за занятие, с вами было очень приятно и интересно
общаться.
Литература:
1.
«Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
2.
Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-
Пресс, 2007.
3.
Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.:
Педагогическое общество России, 2005.
4.
Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой.
Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество
России, 2003.
5.
Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с
окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т.Ц. Сфера,
2006.
6.
Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/
пер. с англ. М.М. Жуковой, С.А. Пылаевой. – М.: ЗАО «Росмен-Пресс»,
2006.
7.
«Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для
детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.
8.
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб:
Детство-Пресс, 2009.
Приложение :№6
Познавательно-исследовательская деятельность. Тема:"Волшебник
- воздух".
Программное содержание:
- развивать представления детей о свойствах воздуха;
- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он
невидимый, лёгкий;
- воспитывать дружеские отношения между детьми.
- формировать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов;
развивать мышление, речевое дыхание, мелкую моторику;
- обогащать и активизировать словарь детей: невидимый, легкий, воздушный,
движется, грустный, весёлый, большой, маленький.
Оборудование:
игрушка – Незнайка; 2 шара воздушных разрисованных (1 большой весёлый,
1 маленький грустный) ; ватные шарики, прозрачные бутылочки, стаканы,
трубочки, салфетки; мыльные пузыри; колпак; альбомные листы, гуашь,
полиэтиленовые пакеты по количеству детей.
Предварительная работа:
подвижная игра «Пузырь», игры - эксперименты с мыльными пузырьками,
рисование цветных шариков, дидактическая игра «Ловим воздух».
Индивидуальная работа по развитию целенаправленной воздушной струи.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости Незнайке. А вот
и он. Почему ты такой грустный?
Незнайка показывает два шарика. Он не понимает почему вчера шарики были
большие, весёлые, а сегодня у него один шарик большой, весёлый, а второй -
маленький и грустный. ( на шариках нарисованы рожицы: веселый и
грустный)
- Как вы как думаете, ребята, почему шарик стал маленьким?
(Дети предлагают разные версии). Вывод: шарик сдулся.
Воспитатель: Давайте, ребята, развеселим Незнайку. Покажем ему, какой у
него большой шарик? (надуть щёчки, бровки приподнять) А теперь покажем
какой у него маленький шарик (щёчки втянуть) .
Ребята, почему же Незнайка опять грустный? (Ему нужно помочь)
Воспитатель: А что надо сделать, чтобы маленький шар стал большим и
весёлым?
Дети: Шарик надо надуть .
Воспитатель: Вот, видишь Незнайка какие ребята, они всегда всем помогают
и тебе помогут. А пока посиди и послушай загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
- Что это?
Ответы детей.
- Ребята, что будет внутри шарика, если мы его надуем? (Воздух)
Воспитатель: Тогда, какой будет у нас шарик? (Воздушный шарик). Как
воздух попадает в шарик? (Ответы детей)
Воспитатель: Его выдыхают (показ выдоха воспитателем)
А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда
вдыхаем?
(Дети предлагают свои варианты) .
Раз воздух находится вокруг нас, давайте мы его поймаем с помощью
пакетов.
Ребята захватывают воздух пакетами и зажимают отверстия. Воспитатель
обращает внимание детей на объем пакетов, они плотные.
- Откройте пакет и посмотрите. Что вы видите? (ответы детей)
- Правильно ничего не видно, потому что воздух не видимый.
- Что находится внутри пакетов? ( воздух)
Воспитатель: Вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнём
глубоко воздух через нос и выдохнем через рот. А сейчас положите на ладонь
белый комочек ваты и выдохните быстро на неё воздух. (Индивидуальная
работа). Что произошло? (ответы детей)
Дети: Комочек упал (другие варианты) .
Воспитатель: А что помогло комочку упасть? Какой у нас воздух
волшебный, он движется. Хотите, поиграем с нашим волшебным воздухом.
Сейчас, я вас превращу в воздух. Мой волшебный колпак поможет мне в
этом. Кручу, верчу, моих деток в воздух превращу!
Физминутка «Превращение»
Дую быстро, быстро «у-у-у», воздух двигается быстро.
Дую медленно, воздух двигается медленно. (Повтор 2 раза)
А сейчас, кручу, верчу, воздух в деток превращу!
Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух? (Нет)
Если вы его не видите, значит, он какой?
Дети: Невидимый (полный ответ: воздух невидимый) .
Воспитатель: Вот Незнайка говорит, и правда воздух-волшебник:
невидимый, движется. Уж очень хочет Незнайка, увидеть волшебника.
А вы, ребята, хотите увидеть воздух. Где же может быть воздух?
Воспитатель: Давайте пройдёмся, может увидим воздух. (по группе идём,
пытаясь увидеть воздух). Почему, мы не видим воздух? Вот Незнайка
говорит, что воздух есть в стакане. Как вы думаете, в стакане воздух есть?
(Дать детям возможность убедиться, есть ли в стакане воздух) .
Опыт 1: пустой стакан перевернуть и опустить в таз с водой так, чтобы он не
смог заполняться водой.
Воспитатель: Почему вода не проходит в стакан? Правильно его не пускает
воздух.
Вывод: в стакане был воздух.
- Давайте, посмотрим, есть ли воздух в бутылке? Возьмите все по бутылочке
и опускайте бутылочку в таз с водой, а теперь наклоните бутылочку. Видите,
ребята, пузырьки воздуха поднимаются вверх, потому что воздух лёгкий.
Вывод: и в бутылке есть воздух.
Воспитатель: Ребята, положите бутылочки на поднос и подумайте, что будет,
если опустить трубочку в стакан с водой и выдохнуть воздух в трубочку?
Давайте увидим! Сейчас вдохнем воздух через носик и выдохнем в трубочку.
Что увидели в воде? (Пузырьки – воздух)
Воспитатель: Какие вы у меня молодцы ребята. А подумайте и скажите,
зачем нам нужен воздух? (ответы детей)
- Да ребята, воздух нам нужен чтобы дышать. А вот, Незнайка говорит, что
обойдётся без воздуха. Дети, покажем Незнайке, что мы не можем жить без
воздуха? Давайте вместе закроем ротик и зажмём носик пальчиками.
(Проводится опыт)
-Ребята, что скажите? Прав ли был Незнайка? (нет)
Вывод: без воздуха мы не можем дышать.
Воспитатель: Сегодня вы отлично занимались, узнали много о воздухе. Что
вы, можете сказать про воздух?
Итог: Невидимый, движется, легкий, он везде окружает нас, он волшебный.
Воспитатель: Молодцы ребята! Только, нам осталось развеселить Незнайке.
Давайте мы ему покажем как можно рисовать с помощью воздуха и красок.
Воспитатель показывает как с помощью трубочки можно раздуть каплю
воды, чтобы получилась веточка.
Дети пробуют раздувать с помощью трубочки каплю воды и показывают
незнайке что у них получилось
- Ребята, Незнайка говорит вам спасибо за помощь и за то, что узнал много
интересного о воздухе волшебнике и дарит всем мыльные пузыри. А ещё он
отдаёт вам этот большой, весёлый, воздушный шар.
Ребята благодарят, прощаются.
После занятия дети надувают мыльные пузыри.
Приложение №7
Познавательно-исследовательская деятельность
в средней группе
«Воздух и его роль в жизни человека»
Цель: Закрепление понятия «воздух», его роль в жизнедеятельности человека
методом экспериментирования
Задачи:
Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни
людей, животных, растений;
Способствовать
развитию
любознательности;
интересу
к
исследовательской деятельности, экспериментированию;
Учить
умению
устанавливать
причинно-следственные
связи,
рассуждать вслух;
Уточнить
и
расширить
знания
учащихся
о
роли
воздуха
в
жизни
человека;
Прививать любовь к окружающему миру.
Вспомогательные материалы и оборудование: насос, воздушные шарики
(круглые - 5 шт., длинные модельные - 10 шт.); колющий предмет (булавка);
Стакан -10 шт.; целлофановый пакет – 8 шт.; скотч; леска; соломинка для
коктейлей – 10 шт.; установка для весов. Раздаточный материал. Презентация
« Свойства воздуха», Игрушка: Кукла Буратино.
Ход занятия:
1.вводная часть
Звучит музыка из м-фильма «Золотой ключик или приключения Буратино». В
гости приходит Буратино.
Б: Здравствуйте, мальчики и девочки. Догадались, как меня зовут?! Из какого
материала,
я
(какой
я?)
(Деревянный).
Представляете,
Карабас-Барабас
сказал, что мы глупенькие и не знаем, что такое воздух и для чего он нам. Я-
то деревянный, и правда не знаю, что такое воздух и зачем он нам. Так
неохота подводить Мальвину и друзей. Ребята, вы, мне поможете!
Воспитатель: Поможем, Буратино?
Дети: да!
Воспитатель: Ребята, кто мне ответить, что такое воздух? Как можно его
увидеть и почувствовать? (ответы детей) Посмотрите на картинку на экране,
что вы видите? (ответы детей).
Дети: Свойства воздуха.
-Воздух состоит из нескольких различных газов. Один из них кислород,
который необходим людям и животным для дыхания и жизни. Воздух вокруг
нас, но мы его не видим. Мы его чувствуем только тогда, когда ветер дует на
нас.
Ветер
–
это
движущийся
воздух.
У
воздуха
нет
формы,
он
распространяется во всех направлениях. Воздух задержавшийся в вещах,
сохраняет тепло. Птицы взъерошивают свои перья зимой, чтобы захватить
ими воздух и сохранить тепло. Воздух давит на нас, но наше тело устроено
так, что мы не чувствуем его тяжести.
Воспитатель: Давай проведем с вами ряд опытов. Буратино, ты с нами?
Буратино: Конечно, я с вами.
2.экспериментальная часть
1.опыт: «Мы дышим воздухом».
Воспитатель: Воздух нам необходим для дыхания. Это означает, что мы его
вдыхаем и выдыхаем. Возьмите стакан с водой и соломинку для коктейля.
Попробуйте, выдохните воздух, которым мы дышим. Что вы видите?
Детей: в стакане появились пузырьки воздуха.
2.опыт: «Сколько времени можно не дышать?»
В: Дети, давайте узнаем, можем ли мы обойтись без воздуха? Если «ДА», то
сколько времени? Для этого, зажмите ладошками рот и нос, а мы с Буратино
будем считать. Приготовились, начали… (Отсчет и обобщение времени)
Мы с вами выяснили, что без воздуха нам не обойтись, не прожить и дня!
3. «Может его можно поймать?»
Воспитатель:
Давайте
попробуем
поймать
воздух
в
ладошки!
Ну,
как,
получается?!
Дети-нет.
Воспитатель:Тогда возьмите целлофановый пакет, раскройте его, проведите
по воздуху, (и резко зажмите - для самых ловких). Что вы видите? Пакет
надулся, почему? (ответы детей). А как думает Буратино?
Буратино: Воздух попал в наш пакет и раздул его.
Воспитатель:Итак, мы с вами выяснили, что воздух невидим, прозрачен, без
него не прожить, но можно его поймать. Как вы думаете, может он имеет вес?
Давайте узнаем, сколько весит воздух.
4.опыт: «Имеет ли воздух вес?»
Воспитатель:Для
этого
мы
с
вами
сделаем
весы
следующим
образом:
Возьмем вешалку (плечики), подвесим на установку -уровняем. Надуем два
шарика
так,
чтобы
они
были
одинакового
размера,
завяжем
горлышки
шариков веревочками одинаковой длины. Подвесим на нашу установку оба
шарика, она должна быть уравновешена.
Пусть
Буратино
проколет
один
шарик
своим
остреньким
носом…
(выполняем)
Что мы видим?
Дети: Надутый шарик опустился вниз, значит, он тяжелее, чем лопнувший.
Воспитатель:А
теперь
проткнем
второй
шарик…
Что
изменилось?
Лопнувшие шарики уравновесились.
Значит, воздух имеет вес. А вес по законам физики это сила.
Давайте, отвлечемся-разомнемся (физминутка):
Ветер
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.)
Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.)
Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.)
Раз, два — выше голова, (Поднять голову.)
Три, четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять, шесть — тихо сесть, (Сесть за парту.)
Семь, восемь - тень отбросим. (Два хлопка о парту.)
Сел на дерево скворец,
И игре нашей конец. (Дети громко проговаривают эти слова.)
5опыт:. «Ракета из воздушного шарика».
В:
Давайте
посмотрим,
как
сила
воздуха
может
двигать
предметы
или
построим
ракету.
Для
этого
возьмем
помощника
и
надутый
воздушный
шарик.
Придержим рукой отверстие, через которое вы его надували, чтобы
шарик не сдулся. Я заранее продела нитку через трубочку (указать в место
эксперимента) Один конец нити я привязала к книжной полочке, другой
конец держит в руке помощник.
Скотчем прикрепим трубочку к шарику. Теперь отпустите шарик.
Что произошло? (Ответы детей.). Он как настоящая ракета полетел от одного
конца нити к другому.
3. вывод – игра «фигура из воздуха»
В:
Сегодня
мы
с
вами
выяснили:
Воздух
не
имеет
формы,
невидимый,
прозрачный, необходим для дыхания всего живого; в ладоши поймать нельзя,
но в пакет или иной типовой предмет можно. Имеет вес и силу. Буратино, ты
понял для чего нам воздух? И, конечно, при помощи воздуха и отгадайте
загадку:
Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные … (шары)
Верно, при помощи воздуха и шаров можно делать игрушки.
В память о своем приходе Буратино дарит игрушки из воздушных шаров.
Спасибо, Буратино за подарки
- Досвидания! До новых встреч!
Воспитатель: Будут вопросы, приходи ещё, всегда поможем, правда, Ребята!
Использованная литература:
1.
Детская энциклопедия. Дж. Эллиотт, К. Кинг / Перевод с англ. Е.П.
Коржева / Изд-во «Росмэн», 1994. – с. 101.
2.
Зубкова, Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты
для детей от 3 до 7 лет/ Н.М. Зубкова. – СПб.: Речь, 2006. – 64 с.
Приложение №7
Познавательно-исследовательская деятельность
в средней группе
по сказкотерапии
«Сказочка о ветре».
Программное содержание:
Развивать познавательный интерес, умение выражать свои эмоции.
Воспитать
желание
быть
добрыми
друг
к
другу
и
беречь
природу.
Способствовать укреплению психического здоровья детей.
Научить детей получать удовольствие от проделанной работы.
(при использовании конспекта воспитателем или как бинарное занятие)
Выучить цифры 6, 7, 8, 9, и число 10, закрепить умение определять форму и
цвет предметов
Сформировать умение изготавливать предметы из соленого теста, используя
методы раскатывания и приплющивания.
Материал: запись-звуки ветра для входа в сказку, карточки для развития
логического
мышления
детей,
карточки
с
изображением
эмоций
(смех,
печаль,
злость,
добро
и
любовь),
бумага
для
снятия
эмоционального
напряжения
детей,
корзина,
видеозапись
урагана,
корзина
с
орешками,
соленое тесто, стаканчики одноразового использования, дощечки, спички,
бумага для готовых изделий, влажные салфетки.
Ход занятия по сказкотерапии:
Введение
- Дети, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие, где речь
пойдет о ветре. Давайте с вами подумаем и скажем: «Какой бывает ветер?»
(Сильный, слабый, игривый, легкий ...)
- Как вы считаете, нужен ветер или нет?
-
Да,
летом
ветер
дарит
прохладу,
а
зимой,
когда
ветер
стихает,
мороз
становится добрее и не так щиплет нас за щечки.
-
Вот
мы
и
подошли
к
началу
сказки.
Для
путешествия
по
сказке
нам
необходима особая сила. Эту силу нам подарит сам ветер.
Вход в сказку
Звучит аудиозапись со звуками ветра, дети на носочках забегают на коврик по
кругу. Каждый садится в позу расслабления.
- Наполнились волшебной силой? Готовы к сказке?
Сказка
Жил был на свете ветер. Он был очень любознательный и поэтому везде
летал и наблюдал за всем, что происходит в мире.
Упражнение «Гимнастика для глаз»
Дети выполняют движения глазами: а) вправо - влево; б) вверх - вниз.
Движения проводятся медленно. Голова при этом не двигается.
Его интересовало абсолютно все, а что, вы мне сейчас сами скажете.
Упражнение «За кем и за чем наблюдал ветер»
Показываю карточки, на которых схематично изображены: заяц, вода, дождь,
птицы, цветы, деревья.
Но наибольшее восхищение у него вызывали люди, потому что они о своих
чувствах не только рассказывали, но и могли их показать на лице (мимикой).
Люди
могли
радоваться,
тогда
они
улыбались
и
смеялись
(показываю
карточку с улыбкой).
Упражнение «Смех»
Напрягая мышцы живота и положив на живот руку, дети начинают смеяться,
чувствуя напряжение.
Могли грустить, тогда они плакали (показываю карточку - грусть).
Упражнение «Плач»
Предлагаю детям представить, что они соскучились и начали плакать. Дети
закрывают лицо руками и имитируют плач.
Педагог подходит к каждому, жалеет и успокаивает.
Могли сердиться и быть злыми (показываю карточку - злость).
Упражнение «Злость»
Когда люди сердиты, они иногда обижают того, кто находится рядом, могут
сказать что-то обидное, или даже ударить. Чтобы этого не случилось, давайте
рассердимся
на
бумажку,
порвем
ее
и
выбросим
в
корзину.
Дети
берут
бумажки рвут и бросают в корзину.
Могли быть добрыми и кроткими, и любить друг друга (показываю карточку -
любовь и доброта).
Упражнение «Доброта и любовь»
Пройти
по
кругу
и
обнять
каждого
ребенка,
погладить
по
голове
и
проговорить, что каждого из них Я люблю. А вы меня любите? Как вы меня
любите? Дети бегут к воспитателю и обнимают его.
Глядя на людей, ветер также решил передать свое настроение. Когда был
добрым, он едва пролетал над землей, даря людям и всему живому легкую
прохладу.
Упражнение для дыхания «Листочек»
Дети берут в руки листочки на ниточке и начинают дуть на них.
Когда ветер грустил, он звал свои облака, и те почти всегда плакали, жалея
печальный ветер. А когда облака плачут, что происходит на земле?
- Да, верно, идет дождь.
Но, когда ветер рассердился, на земле образовались бури и ураганы. Ветер
был таким сильным, что срывал крыши на домах, вырывал с корнем деревья
и швырял их на большие расстояния. Он был так силен, что мог поднять в
воздух даже автомобиль (включаю запись урагана по телевизору).
Увидев, что он оставил после вспышки гнева, ветер испугался, ему стало
стыдно.
Упражнение «Страх - стыд»
Дети открывают немного рот, округляют глаза, поднимают брови, напрягают
руки,
плечи,
шею,
«съеживаются»
от
страха.
Затем
отпускают
страх
и
напряжение, опускают голову и плечи и замирают в позе расслабления.
И тогда ветер понял, что худшая черта характера у людей - это злость. Не
надо злиться! Мы должны быть добрыми, любить, жалеть друг друга и
природу, которая нас окружает. Тогда и природа нам ответит добром на добро.
Заключительная беседа
Вот
и
закончилась
наша
сказка.
Всю
волшебную
силу
мы
потратили
и
вернулись снова в наш детский сад.
- Вам понравилась сказка?
- Каким ветер был в сказке?
- У кого ветер научился злиться?
- Итак, какой мы можем сделать вывод? Если люди будут жалеть друг друга и
природу, то и природа нас отблагодарит за это.
- Вы, молодцы! И чтобы порадовать вас, ветер передал каждому подарочек.
Пролетая
над
лесом,
белочка
попросила
ветер,
чтобы
он
угостил
вас
орешками, за то, что вы поняли, как важно беречь природу. Они очень
полезны, а еще с ними можно поиграть.
Игра «Орешки»
Дети
катают
орех
между
ладонями,
постепенно
ускоряя
напор
и
темп
выполнения.
- Что чувствуют ваши ладошки?
Тепло, подуйте на ладошки.
- Вам понравился подарок ветра?
Теперь сложите, пожалуйста, орешки в корзину, а после занятия я их вам
отдам.
А сейчас, пройдите, пожалуйста, за столы.
Пока мы путешествовали, к нам на занятия пришло много волшебных вещей
из
различных
сказок.
Возможно,
их
ветер
пригласил
к
нам,
чтобы
они
показали нам еще много чего интересного.
- Кто пришел к нам? (Компьютер с мышкой)
-
Какую
цифру
он
нам
напоминает?
(дети
показывают
цифру
шесть,
используя раздаточный материал, который находится у них на столах)
Снимаю картинку с компьютера. Там изображения предметов похожих на
треугольник.
- Дети, посмотрите, как много разнообразных предметов здесь изображено.
- Какой они формы?
- Какую геометрическую фигуру они напоминают?
- Да, (показываю треугольник), какого он цвета?
- Коса - 7, прямоугольник.
- Велосипед - 8, круг.
- Барабан - 9, квадрат.
- Глобус – 10, овал.
- Молодцы, а теперь немного отдохнем.
Приглашаю
детей
на
коврик,
помощник
убирает
планшеты
с
цифрами,
остается
только
материал
для
лепки
(дощечки,
соленое
тесто,
спички,
влажные салфетки, стаканчики для одноразового использования).
- Дети, садитесь все на свои места. Вам было приятно получить подарок от
ветра?
- Давайте и мы ему что-то подарим. Я хочу предложить вам самостоятельно
выбрать,
какой
подарок
слепить.
Это
может
быть
бублик,
печенье
или
воздушный шарик.
- Посмотрите, какие подарки изготовила я.
- Для того, чтобы изготовить бублик, мы должны взять кусок соленого теста,
положить его между ладонями, раскатать, а затем соединить концы, и у нас
получается красивый бублик.
- Если вы захотите изготовить печенье, то вам нужно раскатать тесто между
ладонями, а затем приплюснуть его.
- Воздушный шарик делаем так же, как и печенье, только добавляем ниточку,
которую я предлагаю заменить спичкой.
- Дети, приступайте к работе.
Дети работают самостоятельно, иногда прибегая к помощи воспитателя.
- Заканчивайте работу.
Подхожу к каждому ребенку, даю положительную оценку проделанной
работе, а потом предлагаю отнести свои работы к окну и выложить их на
окно, чтобы ветер, пролетая, заметил подарки.
Приложение № 8
Познавательно-исследовательская деятельность
в средней группе
Тема: «Наблюдение за ветром»
Цель:
— Закрепить знания о тихой погоде, ветреной, силе ветра .
— Определить направление ветра по окружающим предметам, флюгеру .
— Холодный ветер – северный, теплый – южный.
— Познакомить с флюгером .
— Отмечать ветреную погоду в календаре природы .
Методические приемы: Чувственное восприятие, наблюдение, сравнение.
Есть ли сегодня ветер … Как узнать? С какой стороны он дует? Сильный или
нет, теплый или холодный? Определить по флюгеру направление ветра , по
сторонам света. Холоднее ли ветер, чем вчера. Надо ли отмечать в календаре
природы .
Оборудование: флюгер , календарь погоды, окружающие предметы.
Ход наблюдения
Воспитатель показывает иллюстрацию с изображение моря, волны, на нем
кораблик с раздутыми парусами, и читает стихотворение:
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На разбитых парусах»
Затем задает детям вопрос:
— Ребята, почему на кораблике изображены такие раздутые паруса? Отчего
это происходит? Что помогает кораблику?
Д. Их раздувает ветер.
В. Правильно, ветер здесь какой?
Д. Сильный.
В. Дети, а давайте все вместе оденемся и
выйдем на улицу и определим, какой ветер
сегодня на улице (выходят на улицу).
В. Ребята знаете ли вы как определить какая
погода (ветреная или нет) и с какой стороны
дует ветер.
Д. незнаем.
В. Так вот, можно определить по флюгеру.
Что такое флюгер ?
Воспитатель показывает детям флюгер (палочка на ней вертушек с буквами
«С.Ю.». Воспитатель демонстрирует руками, как он крутится).
В. Ребята вот эта штучка называется флюгер. По ним определяют
направление ветра. Давайте все вместе скажем это слово и запомним (дети
повторяют за воспитателем. Устанавливают флюгер вместе с воспитателем,
определяют что ветер северный).
В. Ребята посмотрите вертушёк крутится. И по букве мы видим, что ветер
северный.
В. Оля, как мы определили какой ветер?
О. По флюгеру.
В. Правильно! А кто мне скажет, какой ветер, сильный или нет.
Д. Сильный.
В. Ребята я думаю, что к этому ветру подходят слова:
«Ветер, ветер ты могуч
Ты гоняешь стаи туч».
Правда ! Сильный же ветер гоняет по небу тучи ?
Д. Да.
В. Дети, вспомните. Когда вы вчера утром шли в сад, какой был ветер.
Холоднее чем сегодня?
Д. Да.
В. Дети, посмотрите как качаются деревья от ветра. Как они качаются?
Д. Сильно. Из стороны в сторону.
В. Правильно. А можно глядя в окно определить есть ли на улице ветер или
нет?
Д. Можно.
В. А может кто-нибудь из вас знает стихотворение или загадку о ветре ? (дети
предлагают свои варианты).
В. А давайте сейчас пойдем в сад и вы мне покажите в рисунках, какой
сильный на улице ветер. И заодно мы с вами отметем в календаре природы
ветер (приходят в группу, отмечают в календаре; затем садятся рисовать).