"Реализация требований ФГОС ДО к организации и содержанию игровой деятельности дошкольников"
Автор: Максутова Юлия Ивановна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 2" г. Бологое Населённый пункт: город. Бологое, Тверская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Реализация требований ФГОС ДО к организации и содержанию игровой деятельности дошкольников" Раздел: дошкольное образование
содержанию игровой деятельности дошкольников.
Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима
самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его
собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую
деятельность ребенка. Во все времена природа ребенка требует реализацию
своих потребностей в игре, лишь изменилась игровая субкультура
дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. Следовательно,
игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать ее особенности в
педагогическом процессе.
Игра как педагогическая форма (организованная воспитателем игра)
способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве
от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: использование
игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у
детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой
ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не
готовым к дальнейшему обучению в школе.
Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами
развития ребенка-дошкольника. Основной посыл ФГОС ДО – обогащение
условий развития дошкольников. Поэтому на третий раздел Стандарта –
«Требования к условиям реализации основной образовательной программы
дошкольного образования» педагогам следует обратить особое внимание.
Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания
социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике
дошкольного возраста (п. 3.2.5), называются:
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников
совместной деятельности;
• поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах
деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и
т.д.);
• поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового
времени и пространства.
Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит
успешное развитие ребенка, а значит - успешное формирование целевых
ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.
Задачи, которые должен решать педагог при реализации игры:
1.
Игра должна обеспечивать развитие у детей разносторонних
представлений о действительности и умения использовать эти
представления для создания новых сюжетов игр.
2.
Способствовать возникновению в игре дружеских партнерских
взаимоотношений и игровых объединений по интересам, приучать
детей самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо
распределять роли и самим в этически приемлемой форме разрешать
конфликты.
3.
Предоставлять для игры время и место.
4.
Создать условия для совместной игровой и театрализованной
деятельности детей и взрослых (изготовление атрибутов, костюмов,
постановка совместных спектаклей, праздников с участием детей,
родителей, сотрудников, организации выступления детей старших
групп перед младшими).
Структура игровой деятельности
В структуру игры как деятельности органично входят целеполагание,
планирование,
реализация
цели,
а
также
анализ
результатов,
в
которых
личность полностью
реализует
себя
как
субъект.
Мотивация
игровой
деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и
элементами
соревновательности,
удовлетворения
потребности
в
самоутверждении,
самореализации.
1.
Мотивация
2.
Целеполагание
3.
Планирование
4.
Реализация плана
5.
Анализ деятельности
Игра как деятельность:
Характеризуется целостностью - от мотива до способа действия (ребенок
играет, потому что он этого хочет, он играет в то , во что хочет, и играет
так , как хочет).
Характеризуется эмоциональной насыщенностью, удовольствием от
процесса , а не от результата .
Развивается и меняет формы по мере развития (от развернутой внешней
предметной деятельности до свернутой внутренней деятельности). В
сформированном виде может существовать как действие в составе других
видов деятельности.
Игровые ситуации должны быть:
- привлекательными для детей;
- соответствующими их жизненному опыту;
- удовлетворяющими различные потребности ребенка: в творческой и - -
физической активности, экспериментировании, получении удовольствия и др.
- обогащающими детей новым ценным опытом: впечатлениями,
эмоциональными переживаниями, новой информацией и т. п.;
- игровой идеей, предоставляющей детям простор для игрового творчества (а
не детально разработанным воспитателем планом игры).
Моделирование игровых ситуаций
Игра «День рождения»
Сначала детям лучше предлагать для обсуждения и дальнейшего
обыгрывания стереотипные ситуации, закрепленные в бытовой культуре как
известные обряды или традиции, например, празднование дня рождения или
встречу Нового года, празднование новоселья или свадьбы. Именно бытовые,
традиционные события, наблюдаемые детьми с раннего возраста, имеют
опору на их собственный опыт и дают наиболее богатую пищу для
воображения. Начнем с самого понятного детям события — дня рождения.
Действительно, каждый ребенок с детства знает, что у всех есть день
рождения. Дети сами вам расскажут, что в этот день полагается поздравлять
именинника, дарить ему подарки, а именинник, в свою очередь, должен
заранее пригласить гостей, приготовить угощение, продумать, как он их будет
развлекать, и т. д. Анализ данной традиции высвечивает некую схему или
модель: «Именинник» — «Гости» — «Угощение» — «Поздравление» —
«Подарки» — «Развлечения». Может появиться также и «Незваный гость»
либо случиться непредвиденное происшествие, и тогда в данном сюжете
произойдет столкновение, противоборство разных сил (добра и зла). Таким
образом, сюжет празднования «Дня рождения» приобретет законченное
драматургическое развитие. Рассмотрим разные варианты его обыгрывания.
Если на место именинника подставлять разных персонажей, то на основе
этой схемы можно смоделировать множество ситуаций.
Конечно, персонажи игры выбираются произвольно либо и
соответствии с сюжетами сказок (сначала, безусловно, необходима помощь
взрослого). А кто придет на день рождения без приглашения и что тогда
произойдет — это уже игровая задача, которую можно решить вместе с
детьми и таким образом сочинить оригинальный сюжет, свой сценарий игры.
Итак, игровые задания:
Именинни
к
Гости
Подарки
Угощение
Незваный
гость,
происшествие
Счастлив
ый конец
Кто
празднует
день
рождения?
(Котёнок,
Буратино,
зубная
щетка и т.
д. )
Кто
пригла
шен в
гости?
Какие
подарки
принесу
т гости?
Какое
будет
приготовле
но
угощение?
Какой
незваный гость
пожалует, и что
тогда
произойдет
(вопрос для
детей старшего
возраста) ?
Сочинить
конец
2. Придумать и изготовить:
• эскизы
костюмов
• атрибуты для игры (задание для детей любого возраста) ;
• декорации (или их элементы).
3. Подобрать музыку (эти задания также могут предлагаться детям от 3 до 7
лет и старше):
• для общих танцев
• для характеристики персонажей и т.д.
4. Придумать, в каком жанре обыграть (для старших дошкольников и
младших школьников):
• как спектакль (театр игрушки, кукольный или теневой театр, в жанре
пантомимы, мюзикла и т.д.);
• как литературно-музыкальную викторину для родителей;
• в литературном жанре (сочинить свою историю и нарисовать к ней
иллюстрации, т.е. создать «книгу»).
Данная модель, универсальна. Действительно, вымышленный день рождения
может отмечать и исторический персонаж, и герой сказки, и время года
(Зима, Весна, Лето, Осень), и, наконец, просто любой предмет (например,
любая игрушка, стол, книга и т. д.). Сколько простора для фантазии!
В этом сюжете каждый педагог может реализовать свое содержание: по
развитию речи (формирование диалоговой и монологовой речи, воспитание
звуковой культуры речи и т. д.), и по развитию логико-математических
представлений детей (сколько придет гостей, сколько нужно приготовить
приборов, посадочных мест и пр.). Выбор «именинника» и акцент на
различных структурных элементах данной модели поможет воспитателю
сориентировать игру на определенное направление: экологическое— если в
центре внимания животное, цветок, дерево; музыкальное — если заняться
подбором музыкальных характеристик персоналией, продумыванием
развлечений для гостей и др.; математическое — если заняться подсчетом
количества гостей и необходимых для них посадочных мест, приборов и т. д.
В процессе обыгрывания данной ситуации представляется много
возможностей для организации изодеятельности с детьми (изготовление
пригласительных билетов, подарков для именинника и др.). А каким
интересным можно придумать праздничное меню! Тут и знакомство с
кулинарными рецептами, и с правилами сервировки стола.
Модель «День рождения» также чрезвычайно удобна для серии занятий по
культуре поведения:
— как подобрать (изготовить) и упаковать подарок,
— как его преподнести имениннику,
— как именинник должен его принять, какими словами поблагодарить,
— как гости и хозяин ведут себя за столом и т. д.
В игре можно безболезненно для самолюбия детей показать ошибки в
поведении тех или иных персонажей.
Обратим внимание на «сверхзадачу» этой игры — социально-эмоциональное
и нравственно-коммуникативное развитие личности ребенка. Как уже
подчеркивалось, в работе с дошкольниками главным приоритетом является
воспитание, а не обучение.
Итак, какие же нравственные черты характера позволяет сформировать
данная игра? Да, конечно, общительность, заботу друг о друге, доброту.
Наверное, необходимо акцентировать внимание на воспитании у детей
положительных эмоций от того, что другому хорошо, что другой (именинник)
получил много подарков и т. д. На наш взгляд, ситуация «День рождения»
позволяет педагогу в различных вариантах обыгрывать моменты
сопереживания имениннику. Уникальность данной модели в том, что все
радуются за «одного», все озабочены тем, как поздравить, как сделать
приятное «виновнику торжества». Многократно проигранная ситуация
переживания радости за другого, возможно, и создаст позитивный опыт,
препятствующий формированию эгоцентризма и завистливости как черт
характера.
Классификация игр детей дошкольного возраста (слайд)
Сюжетно-ролевая игра как деятельность предъявляет к ребенку ряд
требований
1.
Действие в воображаемом плане (развитие символической функции,
наличие воображаемой ситуации, формирование плана представлений)
2.
Умение ребенка определенным образом ориентироваться в системе
человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их
воспроизведение.
3.
Формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми
(согласование действий).
Функции игры
1.Обучающая функция - развитие обще учебных умений и навыков, таких,
как память, внимание, восприятие и другие.
2.Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях,
других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в
увлекательное приключение.
3.Коммуникативная функция - объединение детей и взрослых, установление
эмоциональных контактов, формирования навыков общения.
4.Релаксационная функция - снятие эмоционального (физического)
напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при
интенсивном учении, труде.
5.Психотехническая функция - формирование навыков подготовки своего
психофизического состояния для более эффективной деятельности,
перестройка психики для интенсивного усвоения.
6.Функция самовыражения - стремление ребёнка реализовать в игре
творческие способности, полнее открыть свой потенциал.
7.Компенсаторная функция - создание условий для удовлетворения
личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в
реальной жизни.
Характер игровой деятельности
1.
Деструктивный
(негативный) разрушающий (неумение
договариваться, играть вместе, игры-агрессии, агрессивные игрушки)
2.
Конструктивный (позитивный) (Развитие у ребёнка способности к
сочувствию, сопереживанию, сорадованию (эмпатийные свойства
личности), как основу конструктивных взаимоотношений.
Формирование положительного опыта разрешения конфликтов.
Обучение детей умению преодолевать отчуждение в отношении друг
друга, стремление «отгородить» себя от сверстников.
Основные этапы игровой деятельности в дошкольном возрасте
Этапы развития
игры
Возраст
ребёнка
Содержание
Партнёры
(товарищи) по
игре
Влияние игры на
развитие ребёнка
Предметно-
манипулятивная,
сюжетно-
ролевая игра
Младший
дошкольник
(2,5-4 года)
Действия
осуществления роли
(изображают взрослого
человека,
выполняющего
различные функции)
Не нужны
Усваивают
функции
человека в
обществе (мама,
продавец и т.д.)
Сюжетно-
ролевая игра
Средний
дошкольник
(5-7 лет)
Усвоение норм и
правил выполнения
роли, главное в игре –
действовать по
правилам
Для игры
нужен
товарищ. Если
роль
выполняется
неправильно,
начинается
скандал
Усваивает:
1)функции
человека;
2)способы их
осуществления;
3)правила
взаимоотношени
й
Сюжетно-
ролевая игра:
1)с правилами
Старший
дошкольник
(5-7 лет)
Усвоение норм и
правил выполнения
роли, главное в игре-
действовать по
правилам
Для игры
нужен
товарищ.
Если кто-либо
не выполняет
правила, его
убирают из
игры
Развивается
саморегуляция,
появляется
первая форма
волевого
поведения -
поступок
2)игра-
драматизация
Старший
дошкольник
(5-7 лет)
Изображение
сказочных героев,
усвоение морально-
этических норм
поведения (сказочные
герои-носители норм)
Для игры
нужен
товарищ. Здесь
возникают
конфликты по
поводу выбора
роли.
Ребёнок
оттачивает
навыки общения,
формируются
задатки морали
Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно-
манипулятивный и конструктивный характер. Во время игры
совершенствуются восприятие, память, воображение, мышление и
двигательные функции. В сюжетно-ролевой игре воспроизводятся действия
взрослых, за которыми ребенок наблюдает. Примером для подражания
служат родители и близкие знакомые.
В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с
которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится
имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр
различны; вводятся определенные правила, которых ребенок строго
придерживается. Направленность игр разнообразна: семейная, где героями
выступают мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники;
воспитательная (няня, воспитательница в детском саду); профессиональная
(врач, командир, пилот); сказочная (козлик, волк, заяц) и т. д. В игре могут
участвовать как взрослые, так и дети, а может произойти их замена
игрушками.
В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры отличаются
разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил. Предметы могут
носить условный характер, и игра превращается в символическую, т. е.
кубик может представлять различные предметы: машину, людей, животных
– все зависит от отведенной ему роли. В этом возрасте во время игры
некоторые дети начинают проявлять организаторские способности,
становятся лидерами в игре.
В ходе игры развиваются психические процессы, в частности произвольное
внимание и память. Если игра интересует ребенка, то он невольно
сосредоточивается на предметах, включенных в игровую ситуацию, на
содержании разыгрываемых действий и сюжете. Если же он отвлекается и
неправильно выполняет отведенную ему роль, то может быть изгнан из
игры. Но так как эмоциональное поощрение и общение со сверстниками
для ребенка очень важны, то ему приходится быть внимательным и
запоминать определенные игровые моменты.
В процессе игровой деятельности развиваются умственные
способности. Ребенок учится действовать с предметом-заместителем, т. е.
дает ему новое название и действует в соответствии с этим названием.
Появление предмета-заместителя становится опорой для
развития мышления. Если сначала при помощи предметов-заместителей
ребенок учится мыслить о реальном предмете, то со временем действия с
предметами-заместителями уменьшаются и ребенок научается действовать
с реальными предметами.
В ходе сюжетно-ролевой игры развивается воображение. От замещения
одних предметов другими и способности брать на себя различные роли
ребенок переходит к отождествлению предметов и действий с ними в
своем воображении.
Игра влияет и на личностное развитие ребенка. В игре он отражает и
примеряет на себе поведение и взаимоотношения значимых взрослых
людей, которые в этот момент выступают в роли образца его собственного
поведения. Формируются основные навыки общения со сверстниками,
идет развитие чувств и волевой регуляции поведения.
Начинает развиваться рефлексивное мышление. Рефлексия – это
способность человека анализировать свои действия, поступки, мотивы и
соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями,
поступками и мотивами других людей. Игра способствует развитию
рефлексии, потому что дает возможность контролировать то, как
выполняется действие, входящее в процесс общения. Например, играя в
больницу, ребенок плачет и страдает, исполняя роль пациента. Он получает
от этого удовлетворение, поскольку считает, что хорошо исполнил роль.
Возникает интерес к рисованию и конструированию. Сначала данный
интерес проявляется в игровой форме: ребенок, рисуя, разыгрывает
определенный сюжет, например, нарисованные им звери сражаются между
собой, догоняют друг друга, люди идут домой, ветер сдувает висящие на
деревьях яблоки и т. д. Постепенно рисование переносится на результат
действия, и рождается рисунок.
Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная
деятельность. Элементы учебной деятельности не возникают в игре, их
вводит взрослый. Ребенок начинает учиться, играя, и поэтому относится к
учебной деятельности как к ролевой игре, а вскоре овладевает некоторыми
учебными действиями.
Игры основанные на сотрудничестве взрослого и ребёнка (слайд)
Практикум: цели и задачи игр, предложить варианты игр
В настоящее время педагогическая поддержка игровой деятельности
дошкольников и обеспечение педагогических условий развития игры
реализуется благодаря четырем взаимосвязанным компонентам
Основные методы руководства игровой деятельностью дошкольников
Косвенные приемы - без непосредственного вмешательства в игру:
- внесение игрушек;
- создание игровой обстановки;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций;
- наблюдение за играми других детей;
- изготовление атрибутов совместно с детьми и т.д.
Непосредственное включение педагога в игру:
- показ способов действия;
- совместные игровые действия;
- применение активизирующего диалога;
- подсказывающие вопросы;
- совет, помощь по ходу игры;
- предложение новой темы игры и т.д.
Руководство игрой в раннем возрасте
Игра носит ознакомительный характер и представляет собой предметно-
игровую деятельность. В повседневной жизни ребенок приобретает
практический опыт оперирования предметами и переносит этот опыт в
самостоятельную игру. В руководстве игровой деятельностью преобладают
прямые приемы. К концу раннего возраста игра приобретает статус
отобразительной игры.
Руководство игрой в младшем дошкольном возрасте
На основе углубленных знаний об окружающем мире дети в игре
творчески реализуют интересные замыслы. Косвенные приемы
руководства постепенно начинают преобладать. Дети способны вступать в
ролевое взаимодействие на более длительное время.
К пяти годам игра претерпевает изменения от образно - ролевой игры до
сюжетно - ролевой.
Руководство игрой в старшем дошкольном возрасте
В этом возрасте дети умеют самостоятельно организовывать сюжетно-
ролевую игру: выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие
игровые действия и правила поведения. Из прямых приемов - включение
педагога в игру с принятием на себя роли по необходимости. В основном
педагог использует косвенные приемы руководства игрой.
Игра в дошкольном возрасте должна быть совместной деятельностью
педагога и детей, где педагог есть играющий партнер, чтобы игра на всех
возрастных этапах была самостоятельной деятельностью детей.
Место игровой деятельности в режиме дня
•
Утренний приём детей
•
Организация образовательной деятельности
•
Прогулки
•
Самостоятельная деятельность
•
Вечерняя прогулка
1.
Непосредственно-образовательная деятельность будет включать в себя
разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием
образовательной работы по соответствующим областям.
2.
Образовательная деятельность в режиме дня предполагает
организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с
правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных
игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь
воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой
культуры, которую передает детям в процессе совместной
деятельности.
3.
Свободная деятельность сопровождается организацией
педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-
ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также
организуемых по инициативе самих детей игр с правилами,
подвижных, досуговых, народных. Воспитатель поощряет проявления
разнообразной игровой активности, инициативности,
самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора
тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной
деятельности. Последний пункт вызывает наибольшие трудности у
воспитателей. Содержание образовательной работы (и
соответствующих игр) подчиняется Программе, и здесь, как правило,
все понятно. А как правильно выстраивать педагогическую поддержку
игры?
В качестве основного метода мы рекомендуем Комплексный метод
педагогической поддержки самодеятельных игр. А что касается
содержания работы по развитию и педагогической поддержке
самодеятельной игры, то она организуется в соответствии с возрастом
воспитанников:
Группа раннего возраста - приобщение детей к разным играм:
предметным (в том числе с составными и динамическими
игрушками), простейшим сюжетным, подвижным; перевод
предметных действий в действия смысловые в контексте игровой
ситуации.
2-я младшая группа - обогащение игрового опыта детей через
совместные со взрослым игры (индивидуальные и малыми
подгруппами), формирование и развитие игровых действий,
простейшего игрового взаимодействия, понимания условности
игровой ситуации.
Средняя группа – освоение и развитие ролевого поведения, поддержка
игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия,
расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение
игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами,
подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм.
Старшая группа — обогащение игрового опыта по развитию и
усложнению игрового сюжета, по организации предметного
пространства собственной игры через совместные с воспитателем
игры подгруппами; создание условий и поддержка самодеятельной
игры детей, приобщение детей к разным видам игр (подвижным, с
правилами, досуговым, дидактическим, народным, интеллектуальным
и др.)
Подготовительная группа – формирование и педагогическая
поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества,
поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и
реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-
диалогам, играм-фантазированиям, играм в самодельной предметной
среде.
Эти задачи направлены исключительно на становление и развитие
самодеятельной игры детей, они не должны сопровождаться
дополнительными дидактическими образовательными задачами, если
играющие дети не принимают их или преобразуют в игре по-своему.
Инициатива в таких играх остается за детьми.
Ошибки в руководстве детской игрой
Следует особо остановиться на ошибках педагогов в руководстве игровой
деятельностью.
1. Нередко можно наблюдать, как педагог, увлекшись инициативой, начинает
навязывать детям свой сюжет игры, полностью игнорируя инициативу детей.
Или начинает бестактно вмешиваться в игру, донимая детей подсказками, не
давая им самим сориентироваться в обстановке, обдумать свои дальнейшие
действия,
уничтожая
тем
самым
«творче скую
инициативу
и
самостоятельность ребенка».
2. Второй грубейшей ошибкой на практике можно назвать полное отсутствие
внимания к детской игре. Дети замыслили сюжет, развернули игру и в какой –
то период зашли в тупик, но воспитатель ничего не предпринимает, чтобы
помочь детям выйти из трудного положения. В результате игра распадается,
не дойдя до своего логического завершения.
3.Следующая распространенная ошибка в руководстве игрой – когда для
поддержания
порядка
в
группе
либо
для
лучшей
сохранности
игрушек,
последние
не
даются
детям
в
пользование,
чем
обедняется
детское
творчество, самостоятельная деятельность становится малосодержательной и
непродуктивной.
Это
может
привести
к
негативным
последствиям:
от
невозможности проявить свою инициативу в игре, некоторые дети проявляют
негативизм по отношению к сверстникам и старшим.
4.
Еще
одним
проявлением
ошибки
в
отношении
руководства
играми
является непродуманная раздача игрушек, когда детям навязываются игры,
для них совсем неинтересные. В результате ребенок не может реализовать
свои интересы.
Подготовила: Максутова Юлия Ивановна, старший воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 2» г. Бологое Тверской области