"Сказка как средство развития речи творчества дошкольников"
Автор: Колясникова Наталья Владимировна Должность: воспитатель детей дошкольного возраста Учебное заведение: МАДОУ общеразвивающего вида №363 "Золотой петушок" Населённый пункт: г. Екатеринбург Наименование материала: статья Тема: "Сказка как средство развития речи творчества дошкольников" Раздел: дошкольное образование
Сказка как средство развития речи и творчества дошкольников
Колясникова Н.В. воспитатель
МАДОУ детский сад общеразвивающего
вида
№ 363 «Золотой петушок»
Происходящая
в
стране
модернизация
образования,
особенности
государственной
политики
в
области
дошкольного
образования
на
современном
этапе,
принятие
Министерством
образования
и
науки
РФ
«Федеральных
государственных
требований
к
структуре
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования»
обусловили
необходимость важных изменений в определении содержания и способов
организации педагогического процесса в детском саду. Это потребовало от
воспитателей
пересмотра
общей
структуры
и
дополнения
содержания
образовательной работы в соответствии с новыми требованиями, а главной
целью ставить не формирование знаний, умений и навыков, а всестороннее
развитие личности ребенка, его способность полноценно социализироваться.
Одной их важных составляющих основы развития личности является
процесс овладения речью. По мере взросления ребенка, в особенностях его
речи
находят
выражение
разные
черты
характера:
самостоятельность,
активность,
произвольность,
эмоциональность,
креативность,
т.е.
способность
к
творчеству.
Изучение
речи
вне
личности
значительно
ограничивает
возможности
поиска
методических
путей
становления
коммуникативных черт характера дошкольника.
В
то
же
время
развитие
коммуникативных
способностей
у
дошкольников
является
важной
частью
всего
во с п и т ат е л ь н о -
образовательного
процесса,
что
находит
отражение
в
Федеральных
государственных
требованиях
и
выделено
в
отдельную
образовательную
область «Коммуникация». В процессе освоения ребенком данной области,
происходит развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие
всех
компонентов
устной
речи
ребенка
(лексической
стороны,
грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи –
диалогической
и
монологической
форм)
в
различных
видах
детской
деятельности; практическое овладение ребенком нормами речи.
Наиболее
благоприятным
для
становления
ребенка
как
языковой
личности,
предст авляющей
собой
системно сть
его
к ач е с т в ,
объективированных
в
речи,
связанных
с
развитием
коммуникативно-
потребностной сферы и проявляемых в процессе совместной деятельности в
межличностном
общении
является
метод
сказкотерапии.
Концепция
сказкотерапии
разработана
российскими
учеными:Л.Б.
Фесюковой,
Л.Д.
Коротковой, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и др.
В психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о
значении
восприятия
и
переживания
сказки
для
развития
высших
психических функций ребенка (в том числе и речи), становления его как
личности. Это связано с открытием новых возможностей работы со сказкой,
которая открывается не только как культурологический феномен, но и как
феномен психологический, как форма духовного опыта человечества. Через
сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Эти
положения
нашли
свое
отражение
в
современном
методологическом
направлении работы со сказкой.
Сказкотерапия
—
интегративная
деятельность,
в
которой
действия
воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на
активность,
самостоятельность,
творчество,
регулирование
ребенком
собственных
эмоциональных
состояний.
В
программе
по
сказкотерапии
развитие
личности
и
речи
дошкольников
осуществляется
по
следующим
направлениям.
*
Активность:
от
потребности
в
эмоциональной
разрядке
—
через
самовыражение в активном действии — к активизации образной лексики и
положительных эмоциональных проявлений.
*
Самостоятельность:
от
ориентировки
в
средствах
языковой
выразительности,
проблемных
ситуациях
сказки,
в
ритме
и
динамике
музыкальных образов — через обоснование собственной точки зрения в
речи-доказательстве — к поиску лучших способов самовыражения в речи и
движении.
*
Творчество:
от
подражания
взрослому
в
эмоциональном
действии
и
выразительном слове — через совместное составление словесных описаний
по
восприятию
пантомимических
этюдов,
темпо-ритма,
музыкальной
композиции — к словесному фантазированию в музыкальной композиции.
* Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки — через
адекватное эмоциональное реагирования на собственный негативный опыт в
действии, ритме и слове — к децентрации (пониманию эмоций других) и к
замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.
* Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний
сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных
выражений
—
через
оценку
собственных
и
чужих
устных
сообщений
и
эмоциональных поступков — к динамическому равновесию исполняемых
движений и речевых сообщений в игре-драматизации.
*
Связная
речь:
от
продолжения
фраз
взрослого
—
через
словесные
рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения
пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов — к творческим
импровизациям по сюжету.
Работа педагога включает в себя несколько этапов:
1-й этап, на котором педагог определяет, достаточно ли у детей развивается
дикция, словарный запас, умение использовать интонацию, строить диалог.
2-й этап, включающий планирование, распределение сказочного материала с
учетом полученных на 1-ом этапе данных.
3-й этап, включающий чтение сказок и беседу с детьми по их содержанию.
Слушая художественный текст, ребенок незаметно становится соучастником
действия,
он
радуется
вместе
с
героем,
страдает,
стремится
достичь
определенной
цели,
что
активизирует
детское
воображение
и
улучшает
словарный запас ребенка.
4-й
этап,
включающий
распределение
ролей
для
проигрывания
эпизодов
сказки, психогимнастику и рисование или изготовление поделок по мотивам
сказок. На этом этапе проводится проигрывание эпизодов сказки и ответы
детей на предлагаемые вопросы. Рисование и изготовление поделок являются
в основном домашним заданием, но могут проводиться в образовательных
ситуациях.
В работе с детьми мы используем не только традиционный подход:
чтение
или
рассказывание,
пересказ
и
драматизация,
но
и
продумываем
новые методы и приемы работы со сказкой:
- Отгадывание загадок, придумывание - разносторонне развивает речь детей.
В них в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или
явлений. Формирует у детей способность к анализу, обобщению. Обогащают
речь и способствуют развитию образного мышления.
- Дидактические игры: «Что умеют делать звери?», «Дополни предложение»,
«Задай
вопрос
герою
сказки»,
«Какой,
какая,
какое?»,
«Кто
сумеет
похвалить», «От каждого по словечку», «Скажи наоборот», «Чья песенка?»
- Развивающие игры: «А если бы…», «Хорошо-плохо», «Назови ласково»
- Рассказывание сказки по схеме (моделирование)
- Придумывание нового окончания сказки (с изменением сюжета или путем
добавления нового героя)
- рисование сказочной истории
- конструирование ниточками, палочками.
При формировании у дошкольников связной речи завершающим этапом
является
умение
рассказывать
и
одновременно
показывать
сказку.
Инсценируя сказку, дети вживаются в образы героев, стараются передать не
только слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора,
это
дает
возможность
развитию
творческого
потенциала.
Кроме
того,
показывая сказку, дети учатся регулировать силу и высоту своего голоса,
развивают
речевое
дыхание,
интонационную
выразительность
речи.
А
проигрывание
сказочных
ситуаций,
особенно
конфликтных,
способствует
решению
спорных
вопросов,
которые
кажутся
детям
неразрешимыми
в
жизни.
Сказкотерапевтическое занятие содержит обязательный ритуал «входа в
сказку»
(
психологический
настрой),
основную
часть,
где
используются
приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального
воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки».
Сказкотерапевтический
эффект
достигается
сочетанием
трех
составляющих образа сказки и сказочной атмосферы:
* музыкальный образ сказки,
* образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно
рассказывание сказки,
* демонстрация персонажей сказки в настольном театре.
Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать
необходимые
условия
для
развития
эмоциональной
сферы
дошкольника,
связной речи, обогатить его воображение.
Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной
ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который
дает
сказка,
доступный
для
осмысления
детям
дошкольного
возраста.
Проблема сказки должна быть понятна и доступна ребенку настолько, чтобы
он
смог
обсудить
ее
и
понять
причины,
пропустить
через
собственный
эмоциональный мир.
Можно
сделать
вывод,
что
систематическая
работа
со
сказкой
на
уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе,
позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать
вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к
сказке),
которое
является
основой
творческих
способностей.
Ребенок
овладевает
умением
выделять
проблему,
актуализированную
в
сказке,
интегрировать
сказочный
урок
в
свою
«копилку
жизненных
ситуаций»,
понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные
метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального
опыта.