Напоминание

"Сказка как средство развития речи творчества дошкольников"


Автор: Колясникова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель детей дошкольного возраста
Учебное заведение: МАДОУ общеразвивающего вида №363 "Золотой петушок"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Сказка как средство развития речи творчества дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Сказка как средство развития речи и творчества дошкольников
Колясникова Н.В. воспитатель МАДОУ детский сад общеразвивающего вида № 363 «Золотой петушок» Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. Это потребовало от воспитателей пересмотра общей структуры и дополнения содержания образовательной работы в соответствии с новыми требованиями, а главной целью ставить не формирование знаний, умений и навыков, а всестороннее развитие личности ребенка, его способность полноценно социализироваться. Одной их важных составляющих основы развития личности является процесс овладения речью. По мере взросления ребенка, в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность, т.е. способность к творчеству. Изучение речи вне личности значительно ограничивает возможности поиска методических путей становления коммуникативных черт характера дошкольника. В то же время развитие коммуникативных способностей у дошкольников является важной частью всего во с п и т ат е л ь н о - образовательного процесса, что находит отражение в Федеральных государственных требованиях и выделено в отдельную образовательную область «Коммуникация». В процессе освоения ребенком данной области, происходит развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи ребенка (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности; практическое овладение ребенком нормами речи. Наиболее благоприятным для становления ребенка как языковой личности, предст авляющей собой системно сть его к ач е с т в , объективированных в речи, связанных с развитием коммуникативно- потребностной сферы и проявляемых в процессе совместной деятельности в межличностном общении является метод сказкотерапии. Концепция
сказкотерапии разработана российскими учеными:Л.Б. Фесюковой, Л.Д. Коротковой, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и др. В психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для развития высших психических функций ребенка (в том числе и речи), становления его как личности. Это связано с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опыта человечества. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Эти положения нашли свое отражение в современном методологическом направлении работы со сказкой. Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. В программе по сказкотерапии развитие личности и речи дошкольников осуществляется по следующим направлениям. * Активность: от потребности в эмоциональной разрядке — через самовыражение в активном действии — к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений. * Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов — через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве — к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении. * Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове — через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпо-ритма, музыкальной композиции — к словесному фантазированию в музыкальной композиции. * Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки — через адекватное эмоциональное реагирования на собственный негативный опыт в действии, ритме и слове — к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный. * Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений — через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков — к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.
* Связная речь: от продолжения фраз взрослого — через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов — к творческим импровизациям по сюжету. Работа педагога включает в себя несколько этапов: 1-й этап, на котором педагог определяет, достаточно ли у детей развивается дикция, словарный запас, умение использовать интонацию, строить диалог. 2-й этап, включающий планирование, распределение сказочного материала с учетом полученных на 1-ом этапе данных. 3-й этап, включающий чтение сказок и беседу с детьми по их содержанию. Слушая художественный текст, ребенок незаметно становится соучастником действия, он радуется вместе с героем, страдает, стремится достичь определенной цели, что активизирует детское воображение и улучшает словарный запас ребенка. 4-й этап, включающий распределение ролей для проигрывания эпизодов сказки, психогимнастику и рисование или изготовление поделок по мотивам сказок. На этом этапе проводится проигрывание эпизодов сказки и ответы детей на предлагаемые вопросы. Рисование и изготовление поделок являются в основном домашним заданием, но могут проводиться в образовательных ситуациях. В работе с детьми мы используем не только традиционный подход: чтение или рассказывание, пересказ и драматизация, но и продумываем новые методы и приемы работы со сказкой: - Отгадывание загадок, придумывание - разносторонне развивает речь детей. В них в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений. Формирует у детей способность к анализу, обобщению. Обогащают речь и способствуют развитию образного мышления. - Дидактические игры: «Что умеют делать звери?», «Дополни предложение», «Задай вопрос герою сказки», «Какой, какая, какое?», «Кто сумеет похвалить», «От каждого по словечку», «Скажи наоборот», «Чья песенка?» - Развивающие игры: «А если бы…», «Хорошо-плохо», «Назови ласково» - Рассказывание сказки по схеме (моделирование) - Придумывание нового окончания сказки (с изменением сюжета или путем добавления нового героя) - рисование сказочной истории - конструирование ниточками, палочками. При формировании у дошкольников связной речи завершающим этапом является умение рассказывать и одновременно показывать сказку. Инсценируя сказку, дети вживаются в образы героев, стараются передать не
только слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора, это дает возможность развитию творческого потенциала. Кроме того, показывая сказку, дети учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые кажутся детям неразрешимыми в жизни. Сказкотерапевтическое занятие содержит обязательный ритуал «входа в сказку» ( психологический настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Сказкотерапевтический эффект достигается сочетанием трех составляющих образа сказки и сказочной атмосферы: * музыкальный образ сказки, * образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки, * демонстрация персонажей сказки в настольном театре. Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, связной речи, обогатить его воображение. Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям дошкольного возраста. Проблема сказки должна быть понятна и доступна ребенку настолько, чтобы он смог обсудить ее и понять причины, пропустить через собственный эмоциональный мир. Можно сделать вывод, что систематическая работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей. Ребенок овладевает умением выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта.


В раздел образования