"Здоровьесберегающая деятельность учителя в условиях реализации ФГОС"
Автор: Боярских Любовь Борисовна Должность: учитель Учебное заведение: ГКОУ СО "Дегтярская СКОШ" Населённый пункт: г.Дегтярск Наименование материала: статья Тема: "Здоровьесберегающая деятельность учителя в условиях реализации ФГОС" Раздел: среднее профессиональное
«Здоровьесберегающая деятельность учителя
в условиях реализации ФГОС»
Боярских Л.Б.
учитель начальных классов
ГКОУ СО «Дегтярская школа»
Задача
школы
состоит
в
том,
чтобы
подготовить
учащихся
к
дальнейшей
успешной
плодотворной
жизни,
не
достижимой
без
достаточного
уровня
здоровья.
Задача здоровьесберегающей педагогики в свете внедрения ФГОС – обеспечить
выпускнику
школы
высокий
уровень
здоровья,
сформировать
культуру
здоровья, обучить методам здоровьесбережения и здоровьеформирования.
Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений во многом зависит
от
организации
специализированной
системы
условий
школьной
среды,
способствующих
формированию,
сохранению
и
укреплению
здоровья
учащихся.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями следует понимать
комплекс взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и
приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения
его здоровья.
Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий как
составляющей внедрения ФГОСов – это такая организация образовательного
процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и
воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью.
Грамотное
решение
этой
задачи
позволяет
решить
также
и
другие,
непосредственно
с
ней
связанные:
формирование
и
укрепление
здоровья
учащихся, воспитание у них культуры здоровья, а также сохранение здоровья
педагогов.
К
основным
проблемам,
касающимся
здоровья
учащихся,
относятся
следующие:
1. Здоровье и адаптация
2. Гигиенические условия обучения
3. Питание, водный режим
4. Влияние компьютеров на здоровье обучающихся.
5. Творческий характер образовательного процесса для полноценного усвоения
знаний и умений учащимися.
Среди
факторов,
влияющих
на
здоровье
обучающихся
можно
выделить
ряд психолого-
педагогических факторов, которые зависят в большей степени от учителя, а также позволяют
с наименьшим для здоровья учащихся риском внедрить ФГОСы.
1. Стиль педагогического общения учителя с учащимися.
2.
Психологический
климат
в
классе,
на
уроке,
наличие
эмоциональных
разрядок
3. Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок
4.
Степень
реализации
учителем
индивидуального
подхода
к
ученикам
(особенно, группы риска)
5. Особенности работы с «трудными подростками» в классе
6. Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и
функциональным возможностям школьников
7. Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и
мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания
в школе)
8.
Личные,
психологические
особенности
учителя,
его
характера,
эмоциональных
проявлений,
его
способность
психоэмоционального
переключения.
9.
Состояние
здоровья
учителя,
его
образ
жизни
и
отношение
к
своему
здоровью
10.
Компетентность
учителя
по
вопросам
здоровье сберегающих
образовательных технологий.
Необходимо, чтобы и сами школьники ощущали ответственность за состояние
своего
зрения,
осанки,
нервной
системы.
Для
этого
необходимо
включать
методы осмысленного подхода к своей жизни.
Урок
–
главная
составная
часть
учебного
процесса.
Для
учащегося
–
это
сложная работа, 40 минут сосредоточения, внимания и напряжения, где часто
наблюдается
физическая
усталость.
Для
снятия
напряжения
и
выполнения
здоровьесберегающей
составляющей
проводятся
динамические
паузы:
упражнения для глаз, опорно-двигательного аппарата, кистей рук, дыхательная
гимнастика
т.д.
А
с
современным
оборудованием
физминутки
стали
ещё
интереснее.
Взаимодействие семьи и школы – традиционная проблема педагогики. Если
обучить ребенка школа может и без помощи его родителей, то эффективно
осуществить
процесс
воспитания
без
поддержки
(а
иногда
и
при
противодействии) со стороны семьи крайне трудно. То же касается и вопросов
здоровья. Здесь надо учитывать две особенности.
Первая: здоровый образ жизни, которому учат школьника дома может или
находить
каждодневную
реализацию
–
и
тогда
закрепляться,
наполняться
практическим
содержанием,
или
игнорироваться,
оставаясь
для
школьника
отвлеченной информацией.
Вторая: здоровье своего ребенка важно для любого родителя (в отличие от
познаний
этого
ребенка
по
какому-то
предмету),
и
поэтому
организация
сотрудничества школы и родителей на этой основе гораздо более вероятна и
продуктивна.
Реализацию
можно
проводить
через
уроки,
классные
часы
и
собрания,
индивидуальные занятия, тренинги, беседы и т.д., что позволяет сформировать
у детей и родителей представление о здоровом образе жизни и сформировать
навыки заботы о собственном здоровье.
Творческий характер образовательного процесса – крайне необходимое условие
здоровьесбережения.
Включение
ребёнка
в
творческий
процесс
не
только
природосообразно, служит реализации той поисковой активности, от которой
зависит
развитие
человека,
его
адаптационный
потенциал,
способствует
достижению цели работы школы – развитию личности учащегося, но и снижает
вероятность наступления утомления.
Эмоциональный
климат
урока
во
многом
зависит
от
юмористической
составляющей педагогического общения. О том, что «хороший смех дарит
здоровье» сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в
необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей
педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора –
один
из
приоритетов,
который
всегда
указывают
в
перечне
качеств
желательного собеседника.
Постоянная
серьёзность
–
признак
психологического
нездоровья.
Улыбка,
искренний смех ученика на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не
меньше
физкультминутки.
Это
мощный
противовес
подкрадывающемуся
к
школьнику
состояния
утомления.
Несколько
уместных
и
умных
шуток
в
течение урока – показатель его качества, критерий для оценки. Полезная для
здоровья
«встряска»
происходит
и
с
мыслительным
процессом,
оживляя
творческий настрой, причём не только учеников, но и учителя.
Каковы
перспективы
здоровьесберегающей
работы
в
образовательных
учреждениях с внедрением нового госстандарта? Расчеты медиков показывают,
что
в
самое
ближайшее
время,
к
сожалению,
острота
проблемы
детского
здоровья
не
снизится.
Однако
есть
и
серьезные
основания
считать,
что
модернизация системы общего образования в стране позволить выйти на новый
уровень
решения
проблемы
здоровьесбережения
–
с
более
полным
и
качественным использованием педагогических средств.