Напоминание

Игры для развития речевого дыхания детей с нарушениями речи.


Автор: Бикбаева Фаниса Гайнетдиновна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 239
Населённый пункт: г.Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Игры для развития речевого дыхания детей с нарушениями речи.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Игры для развития речевого дыхания детей с нарушениями

речи.
Дыхание – физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. На дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т.д. Из-за лёгкой возбудимости дыхательного центра в мозге ребёнка, и недоразвития регуляции, любое физическое напряжение и небольшое повышение температуры ещё больше учащает пульс дыхания, нарушает ритм, а следовательно, усиливает несовершенство речи. Наконец, неумение малышей дышать ртом также вносит дезорганизацию в произношении: пропуски звуков, запинки в речи, «застревания» и другие нарушения.
Уроки дыхания. Логопед рекомендует.
Следует серьёзно отнестись к совету врачей и л огопедов, рекомендующих дыхание через нос как наиболее полезное для здоровья и ограждающее голосовые органы от различных заболеваний. Установлено, что дыхание через нос помогает окрепнуть мышцам носоглотки, а здоровая носоглотка оберегает организм от насморка, который, в свою очередь, плохо действует на голосовой аппарат. Когда человек дышит ртом, слизистая рта быстро пересыхает, часто появляется жажда. К тому же инфекции легче забраться в гортань, трахею и бронхи. Врачи твердят: дышите носом, а не ртом. Но ребёнок дышит не как надо – он дышит, как получится. Эти весёлые логопедические упражнения помогут Вам, дорогие родители, и научат вашего малыша, как же всё-таки «надо» дышать.
«Большой и маленький».
Стоя прямо, на вдохе ребёнок поднимается на пальцы ног, тянется руками вверх и показывает, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок опускает руки вниз, затем приседает, обхватив руками колени и одновременно произнося «у-х», спрятать голову между коленями – показать, какой он маленький.
«Паровоз».
Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колёс паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
«Гуси летят».
Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, как гуси. Руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у-у» (5-10 раз).
«Аист».
Стоя прямо, поднять руки в стороны, одну ногу согнуть в колене, вынести её вперёд. Зафиксировать положение на несколько минут.
Держать равновесие. На выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося звук «ш-ш-ш-ш» (5-10 раз).
«Дровосек».
Встать прямо, ноги чуть уже плеч. На вдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «б-а-х». (5- 10 раз).
«Мельница».
Стоя, ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе звук «р-р-р» или «ж-р-р». У р е бе н к а н е п ол у ч а ет с я р ы ч ат ь , т о гд а з а м е н и т е д р у г и м звукоподражанием.
«Конькобежец».
Ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонён вперёд. Подражая движениям конькобежца, сгибать то левую, то правую ногу, произнося звук «р-р-р» или «к-р-р». Если у ребенка не получается рычать, тогда замените другим звукоподражанием.
«Сердитый ёжик».
Стоя, ноги на ширине плеч. Представить, как ёжик во время опасности сворачивается в клубок. Наклониться как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватить руками грудь, голову опустить, произнося на выдохе «п-ф-ф» - звук, издаваемый сердитым ёжиком, затем «ф-р-р» (3-5 раз) – это уже довольный ёжик.
«Лягушонок».
Стоя, ноги вместе. Представить, как лягушонок быстро и резко прыгает. Приземляясь произносить «к-в-а-к» и повторить его прыжки: слегка приседая, вдохнув, сделать прыжок вперёд. Приземлившись, «квакнуть».
«В лесу».
Представьте, что вы заблудились в глухом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнести звуки «а-у». Меняйте интонацию и громкость. Поворачивайтесь то влево, то вправо.
«Весёлая пчёлка».
На выдохе произнести звук «з-з-з». Представить, что пчёлка села на нос (звук «З» и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом ребенок учится направлять внимание на определённый участок тела.
«Великан и карлик».
Сесть на пол, сложив ноги ступня к ступне. Руки положить на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Вдох – набрать полную грудь воздуха, плечи расправить, голву поднять вверх. На выдохе опуститься вниз, прижаться головой к ступням.
«Часы».
Встать прямо, руки вниз. Размахивайте прямыми руками вперёд-назад в одном темпе и, не меняя интонацию, произносите «тик- так» (5-10 раз).
«Ловля комара».
Представьте состояние, которое испытываешь, когда вокруг летает назойливый комар. Направлять звук «з-з-з» в разные
стороны, регулируя громкость и темп «комариного писка». Пытаться поймать комара, хлопая ладонями то слева, то справа.
«Косарь».
Представьте, что вы на лугу, пахнет свежескошенной травой. Широкими размашистыми движениями начинайте «косить», произнося на выдохе «ж-у-х, ж-у-х». (5-10 раз).
«Трубач».
Воображаемую трубу поднести к губам. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, произнося на выдохе «ту-ту-ту-ту» (15-20 секунд).
«Петушок».
Стоя, ноги вместе, руки вниз. На вдохе подняться на пальцы ног, голову вытянуть вперёд-вверх, руки развести в стороны и назад и, хлопая себя по бёдрам, произнести «ку-ка-ре-ку» (5-8 раз).
«Насос».
Стоя, ноги вместе, руки вниз. Сделав вдох, выполнить резкие пружинистые наклоны (по 2-3 раза) в стороны, скользя руками по ноге, в сторону которой делаете наклон. На выдохе произносить звук «с-с-с» (5-8 раз в каждую сторону).


В раздел образования