Игры для развития речевого дыхания детей с нарушениями речи.
Автор: Бикбаева Фаниса Гайнетдиновна Должность: учитель- логопед Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 239 Населённый пункт: г.Уфа Республика Башкортостан Наименование материала: Статья Тема: Игры для развития речевого дыхания детей с нарушениями речи. Раздел: дошкольное образование
Игры для развития речевого дыхания детей с нарушениями
речи.
Дыхание
–
физиологический
процесс,
происходящий
автоматически,
рефлекторно.
На
дыхание
можно
влиять,
регулируя
его,
делая
поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т.д.
Из-за лёгкой возбудимости дыхательного центра в мозге ребёнка,
и
недоразвития регуляции, любое физическое напряжение и небольшое
повышение температуры ещё больше учащает пульс дыхания, нарушает
ритм,
а
следовательно,
усиливает
несовершенство
речи.
Наконец,
неумение
малышей
дышать
ртом
также
вносит
дезорганизацию
в
произношении: пропуски звуков, запинки в речи, «застревания» и другие
нарушения.
Уроки дыхания. Логопед рекомендует.
Следует
серьёзно
отнестись
к
совету
врачей
и
л огопедов,
рекомендующих дыхание через нос как наиболее полезное для здоровья
и
ограждающее
голосовые
органы
от
различных
заболеваний.
Установлено,
что
дыхание
через
нос
помогает
окрепнуть
мышцам
носоглотки,
а
здоровая
носоглотка
оберегает
организм
от
насморка,
который, в свою очередь, плохо действует на голосовой аппарат.
Когда человек дышит ртом, слизистая рта быстро пересыхает, часто
появляется
жажда.
К
тому
же
инфекции
легче
забраться
в
гортань,
трахею и бронхи. Врачи твердят: дышите носом, а не ртом. Но ребёнок
дышит
не
как
надо
–
он
дышит,
как
получится.
Эти
весёлые
логопедические упражнения помогут Вам, дорогие родители, и научат
вашего малыша, как же всё-таки «надо» дышать.
«Большой и маленький». Стоя прямо, на вдохе ребёнок поднимается
на пальцы ног, тянется руками вверх и показывает, какой он большой.
Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок
опускает
руки
вниз,
затем
приседает,
обхватив
руками
колени
и
одновременно
произнося
«у-х»,
спрятать
голову
между
коленями
–
показать, какой он маленький.
«Паровоз». Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения
колёс
паровоза,
произнося
при
этом
«чух-чух»
и
изменяя
скорость
движения, громкость и частоту произношения.
«Гуси летят». Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками,
как
гуси.
Руки-крылья
на
вдохе
поднимать,
на
выдохе
опускать,
произнося «г-у-у-у» (5-10 раз).
«Аист». Стоя прямо, поднять руки в стороны, одну ногу согнуть в колене,
вынести
её
вперёд.
Зафиксировать
положение
на
несколько
минут.
Держать равновесие. На выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося
звук «ш-ш-ш-ш» (5-10 раз).
«Дровосек». Встать прямо, ноги чуть уже плеч. На вдохе сложить руки
топориком
и
поднять
вверх.
Резко,
словно
под
тяжестью
топора,
вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя
рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «б-а-х». (5-
10 раз).
«Мельница».
Стоя,
ноги
вместе,
руки
вверх.
Медленно
вращайте
прямыми
руками,
произнося
на
выдохе
звук
«р-р-р»
или
«ж-р-р».
У
р е бе н к а
н е
п ол у ч а ет с я
р ы ч ат ь ,
т о гд а
з а м е н и т е
д р у г и м
звукоподражанием.
«Конькобежец». Ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус
наклонён вперёд. Подражая движениям конькобежца, сгибать то левую,
то правую ногу, произнося звук «р-р-р» или «к-р-р». Если у ребенка не
получается рычать, тогда замените другим звукоподражанием.
«Сердитый ёжик». Стоя, ноги на ширине плеч. Представить, как ёжик во
время опасности сворачивается в клубок. Наклониться как можно ниже,
не отрывая пятки от пола, обхватить руками грудь, голову опустить,
произнося на выдохе «п-ф-ф» - звук, издаваемый сердитым ёжиком,
затем «ф-р-р» (3-5 раз) – это уже довольный ёжик.
«Лягушонок». Стоя, ноги вместе. Представить, как лягушонок быстро и
резко
прыгает.
Приземляясь
произносить
«к-в-а-к»
и
повторить
его
прыжки:
слегка
приседая,
вдохнув,
сделать
прыжок
вперёд.
Приземлившись, «квакнуть».
«В лесу». Представьте, что вы заблудились в глухом лесу. Сделав вдох,
на выдохе произнести звуки «а-у». Меняйте интонацию и громкость.
Поворачивайтесь то влево, то вправо.
«Весёлая пчёлка». На выдохе произнести звук «з-з-з». Представить, что
пчёлка села на нос (звук «З» и взгляд направить к носу), на руку, на ногу.
Таким образом ребенок учится направлять внимание на определённый
участок тела.
«Великан и карлик». Сесть на пол, сложив ноги ступня к ступне. Руки
положить на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Вдох
– набрать полную грудь воздуха, плечи расправить, голву поднять вверх.
На выдохе опуститься вниз, прижаться головой к ступням.
«Часы».
Встать
прямо,
руки
вниз.
Размахивайте
прямыми
руками
вперёд-назад в одном темпе и, не меняя интонацию, произносите «тик-
так» (5-10 раз).
«Ловля комара». Представьте состояние, которое испытываешь, когда
вокруг
летает
назойливый
комар.
Направлять
звук
«з-з-з»
в
разные
стороны,
регулируя
громкость
и
темп
«комариного
писка».
Пытаться
поймать комара, хлопая ладонями то слева, то справа.
«Косарь». Представьте, что вы на лугу, пахнет свежескошенной травой.
Широкими размашистыми движениями начинайте «косить», произнося на
выдохе «ж-у-х, ж-у-х». (5-10 раз).
«Трубач». Воображаемую трубу поднести к губам. Имитируя движения
трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, произнося на
выдохе «ту-ту-ту-ту» (15-20 секунд).
«Петушок». Стоя, ноги вместе, руки вниз. На вдохе подняться на пальцы
ног, голову вытянуть вперёд-вверх, руки развести в стороны и назад и,
хлопая себя по бёдрам, произнести «ку-ка-ре-ку» (5-8 раз).
«Насос». Стоя, ноги вместе, руки вниз. Сделав вдох, выполнить резкие
пружинистые наклоны (по 2-3 раза) в стороны, скользя руками по ноге, в
сторону которой делаете наклон. На выдохе произносить звук «с-с-с» (5-8
раз в каждую сторону).