"Некоторые вопросы преподавания истории России в контексте требований ФГОС ООО и Историко-культурного стандарта"
Автор: Жукова Ольга Игоревна Должность: преподаватель истории и обществознания Учебное заведение: ФГКОУ МКК "Пансион воспитанниц МО РФ" Населённый пункт: Москва Наименование материала: методическая презентация Тема: "Некоторые вопросы преподавания истории России в контексте требований ФГОС ООО и Историко-культурного стандарта" Раздел: среднее образование
«Некоторые вопросы преподавания истории России в контексте
требований ФГОС ООО и Историко-культурного стандарта»
Автор:
Жукова Ольга Игоревна,
преподаватель истории
ФГКОУ МКК «Пансион
воспитанниц МО РФ»
Москва
2015
1
Переход на линейную систему
преподавания истории –
ответ на вызовы времени
1. Последовательно раскрываются основные ступени развития общества с новыми аспектами
исторического процесса (социально-бытовая, этнографическая проблематика, включение новых
исторических и археологических данных и т.п.).
2. Линейная система предлагает последовательное изучение истории с 5 по 10 класс (содержание
11-го пока в процессе обсуждения, хотя есть надежда на введение спецкурсов по Отечественной
истории). Это позволит увеличить качество и время на изучение истории в рамках тех же 2-х
часов в неделю на целый год (ранее 5-9 классы).
3.
К
изучению сложнейшей новейшей истории 10-классники
психологически
подготовлены
гораздо лучше 9-классников, год в жизни подростков – целая эпоха.
4. Увеличивается время на подготовку к ГИА, особенно – к ЕГЭ , если для этого выделят весь 11
класс, по крайней мере – при профильной подготовке. Естественно, само содержание материалов
ГИА должно быть обновлено.
2
Актуальность перехода на новое
содержание образования – новый УМК
В соответствии с требованиями ИКС и ФГОС ООО по поручению
Президента создана «Концепция нового учебно-методического
комплекса по отечественной истории»
Преимущества УМК издательства «Просвещение» под редакцией
А.В.Торкунова.
•
В электронном виде
в свободном доступе представлены
все виды
учебных материалов для урочной и внеурочной работы, как для
учащегося
(учебники, хрестоматии, дополнительные материалы), так и
для учителя
(рабочие программы, методические статьи, вебинары,
авторские ответы на вопросы, открытые уроки)
•
Наряду с традиционными параграфами для обязательного изучения
1/3
материала выделена для самостоятельного изучения и проектной
деятельности детей
3
Актуальность перехода на новое
содержание образования – новый УМК
Преимущества УМК издательства «Просвещение» под редакцией
А.В.Торкунова
(продолжение).
•
Пока не создан УМК по всеобщей истории, особенно актуально введение
о месте России в мировых процессах, предшествующих новым темам.
Впрочем, и после создания УМК эти вступления останутся актуальными:
история России представлена как неотъемлемая часть всемирного
исторического процесса
•
Для
развития ИКТ-компетенций и метапредметных и пред-
метных навыков
привлекаются многочисленные и разнообраз-
ные дополнительные материалы, источники и рубрики, большой
картографический материал
•
Опора на изученный материал по литературе, географии, обществознанию
–
метапредметные связи
, способствующие развитию целостной картины
мира
•
Яркость, удобный формат, малая масса
новых учебников, поделенных на
части создают им дополнительную привлекательность.
4
Обзор новых методик и подходов к обучению
истории. Современные образовательные технологии
•
технология развития
критического мышления через
через чтение и письмо;
•
технология смыслового
чтения;
•
технология проектной
деятельности
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Технология Этапы ышления через чтение и письмо
1
.
В
ы
з
о
в
–
п
р
е
д
п
о
л
о
ж
е
н
и
е
п
о
з
а
го
л
о
в
к
у
,
к
л
ю
ч
е
в
ы
м
с
л
о
в
а
м
;
-
в
е
р
н
ы
е
и
н
е
в
е
р
н
ы
е
у
т
в
е
р
ж
д
е
н
и
я
-
п
е
р
е
п
у
т
а
н
н
ы
е
л
о
г
и
ч
е
с
к
и
е
ц
е
п
о
ч
к
и
-
с
м
ы
с
л
о
в
ы
е
н
е
с
у
р
а
з
н
о
с
т
и
-
к
л
а
с
т
е
р
ы
и
т
.д
.
6
2
.
Р
еа
л
и
з
а
ц
и
я
см
ы
сл
а
-
и
н
с
е
р
т
-
в
е
д
е
н
и
е
з
а
п
и
с
е
й
:
д
в
о
й
н
ы
х
д
н
ев
н
и
ко
в
,
б
о
р
т
о
в
ы
х
ж
ур
н
а
л
о
в
-
э
ф
ф
ек
т
и
в
н
а
я
л
е
к
ц
и
я
-
ч
т
е
н
и
е
с
о
с
т
а
н
о
в
к
а
м
и
3
.
Р
е
фл
е
к
с
и
я
-
з
а
п
о
л
н
е
н
и
е
к
л
а
с
т
е
р
о
в
,
т
а
б
л
и
ц
-
о
р
г
а
н
и
з
а
ц
и
я
р
а
з
л
и
ч
н
ы
х
в
и
д
о
в
д
и
с
к
у
с
с
и
й
-
н
а
п
и
с
а
н
и
е
т
в
о
р
ч
е
с
к
и
х
р
а
б
о
т
(
п
я
т
и
с
т
и
ш
и
я
-
с
и
н
к
в
е
й
н
ы
,
э
с
с
е
)
-
и
с
с
л
е
д
о
в
а
н
и
я
п
о
о
т
д
е
л
ь
н
ы
м
в
о
п
р
о
с
а
м
т
е
м
ы
Смысловое чтение ( в составе требований ФГОС)
УУД+ результат
Стратегия
смыслового чтения
и
работа с текстом.
1. Работа с текстом:
поиск информации и понимание прочитанного
Чтение в составе
Познавательных УУД;
Метапредметный
результат
ООО
2. Работа с текстом:
преобразование и интерпретация
3. Работа с текстом:
оценка информации
Обзор новых подходов к обучению истории.
8
Р
а
б
о
та
с
а
с
с
о
ц
и
а
ц
и
я
м
и
-
с
о
з
д
а
н
и
е
г
р
а
ф
и
ч
е
с
к
о
г
о
б
а
н
н
е
р
а
–
О
Б
Л
АК
О
С
Л
О
В
(
И
н
т
е
р
н
е
т
-
и
н
н
о
в
а
ц
и
я
-
w
o
r
d
l
e
.
n
e
t
)
П
р
и
м
е
н
е
н
и
е
мо
т
и
в
а
ц
и
и
,
п
о
з
в
о
л
я
ю
щ
е
й
п
о
-
н
о
в
о
м
у
в
з
г
л
я
н
у
т
ь
н
а
ми
р
,
в
ы
з
в
а
т
ь
у
д
и
в
л
е
н
и
е
и
о
п
р
е
д
е
л
и
т
ь
с
я
с
ц
е
л
я
ми
и
у
ч
е
б
н
ы
ми
з
а
д
а
ч
а
ми
(
п
р
е
д
ъ
я
в
л
е
н
и
е
а
р
т
е
ф
а
к
т
а
:
в
е
щ
и
,
к
н
и
г
и
,
р
е
б
у
с
а
,
з
н
а
к
а
,
с
и
мв
о
л
а
)
в
н
а
ч
а
л
е
у
ч
е
б
н
о
г
о
з
а
н
я
т
и
я
П
о
с
т
р
о
е
н
и
е
у
р
о
к
а
к
а
к
С
Ц
Е
Н
А
Р
И
Я
,
с
у
ч
е
т
о
м
э
м
о
ц
и
о
н
а
л
ь
н
о
г
о
в
о
с
п
р
и
я
т
и
я
д
е
т
е
й
П
р
и
м
е
н
е
н
и
е
з
н
а
н
и
й
в
н
о
в
о
м
,
н
е
с
т
а
н
д
а
р
т
н
о
м
в
и
д
е
–
м
е
т
о
д
к
о
н
к
р
е
т
н
ы
х
с
и
т
у
а
ц
и
й
«
П
е
р
е
в
е
р
н
у
т
ы
й
к
л
а
с
с
»
–
о
п
е
р
е
ж
а
ю
щ
е
е
о
б
у
ч
е
н
и
е
в
у
ч
е
б
н
о
й
с
и
т
у
ац
и
и
п
р
и
м
е
н
е
н
и
я
н
о
вы
х
з
н
а
н
и
й
Оценка сценария урока.
Объекты оценки сценария урока:
1. Преимущества, которое получает учитель от проведения анализа сценария урока
(своих или чужих разработок):
1) Детализированная проработка сценария урока позволит учесть все требования к
современному уроку и его специфику не только после проведения, но и на этапе
конструировании
2) Заданы параметры и объекты сценария, что облегчает работу автора и рецензентов
3) Анализируется каждый этап при сохранении целостного, социально
ориентированного взгляда на образовательный процесс
4)Большое внимание уделяется технологиям и практикам
преподавания, включая интеграцию ИКТ в учебный
процесс
5) Отдельно оценивается и планируется учебная
самостоятельность детей с ориентацией на
достижение ими личностных результатов.
I. Целеполагание и
замысел урока
II. Организация урока
III. Элементы инновационных практик, включая интеграцию ИКТ в
учебный процесс
Оценка сценария урока
2.
Изменения в традиционных ролях учителя и ученика на уроке.
Учитель и ученик становятся равными партнерами, совместными и деятельностными творцами
урока, они осознанно и заинтересованно сотрудничают, реализуя общие цели, задачи и
стремясь добиться определенных результатов; они становятся равноценными субъектами
образовательно-воспитательного процесса.
3.
Что можно добавить в предложенную систему оценки урока? Рекомендации по ее
улучшению:
1) При оценке роли учителя уделить внимание уровню и степени реализации им воспитательных
задач урока, а также влиянию личности учителя на образовательно-воспитательный процесс
(создание ситуации успеха на уроке, эмоциональность, увлеченность делом)
2) Может, следует не добавить, а убавить число анализируемых параметров или как-то еще
сгруппировать их? Для создания сценария это все хорошо, а вот для оценки и анализа… Больше
не значит лучше, и процесс анализа урока стал слишком трудоемким и громоздким на мой
взгляд.
Мнение: возможен ли идеальный сценарий урока в современных условиях?
Нет, невозможен. Сам сценарий – лишь заготовка, идеал – недости-
жимый образец, а урок – творчество, таинство, для его
успеха, кроме сценария, нужно сочетание многих - и
не всегда объективных! – факторов. По одному сценарию
не получится двух одинаковых уроков даже у одного
учителя. Но без сценария – неидеального! – урок в современной школе невозможен.
Задание по проектной деятельности
5 класс. Групповой проект на тему
«Путешествие по стране Древнего Востока»
Кратко и аргументировано ответьте на вопросы:
1.
В какую страну (место, город) вы отравились и почему
именно туда?
2.
Какая природа вас окружала?
3.
Где вы побывали и какие памятники культуры и другие
достопримечательности увидели?
4.
Опишите их, что в них поразило вас?
5.
Каких людей вы встретили, как выглядели, чем они
занимались?
6.
Чем занимались ваши ровесники (если вы их видели)
7.
Свидетелями какой бытовой сценки вы стали?
8.
Опишите свои чувства, впечатления от своего путешествия
дайте советы следующим путешественникам.
ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ:
Объединяетесь в группы (по 3-5 чел.) и каждая выбирает страну
В начале презентации работы напишите заглавие, а в конце –
список своей группы и литературы, которой вы
пользовались.
Для выполнения и презентации задания вы можете использовать
все, что может пригодится:
компьютер и бумагу, фломастеры и краски, стикеры и все
виды классных досок, ножницы и клей и все, что хотите!
Представьте, что на машине времени вы перенеслись в
одну из стран Древнего Востока и совершили по ней
туристическую поездку, оставаясь невидимкой для
местных жителей.
Составьте дневник путешественника или путевые заметки о
достопримечательностях этой страны и оформите его в виде
иллюстрированного альбома, брошюрки с фотографиями
или рисунками, буклета или подготовьте компьютерную
презентацию.
11
Советы по выполнению задания
1.
В какое государство и эпоху вы
направитесь?
2.
Как назовете свой проект?
3.
Какие источники информации, литературу и дизайн будете
использовать?
4.
Изучите вопросы и требования к работе, составьте план.
5.
Заполняйте лист планирования и продвижения до, во время
и после выполнения работы
6.
Распределите между собой роли и обязанности для
выполнения сообщения (то будет отвечать за подбор
материала, кто за фотографии, кто за рисунки, кто за
художественный текст и т. п.). В команде все равны и все
отвечают за результат!
7.
Прежде, чем оформлять презентацию, проверьте, все ли
задания вы сделали, на все ли вопросы ответили?
8.
Подготовьте презентацию своей работы для выступления.
Постарайтесь, чтобы все члены вашей группы в нем
участвовали. (Музыкальное оформление приветствуется!)
9.
Отрепетируйте выступление с презентацией: помните, что
оно не должно превышать 5 минут!
10. Оцените работу всей своей группы и свой личный вклад.
Заполните лист самооценки .
11. При выступлении других групп:
•
Отмечайте все, что понравилось и что было непонятно;
•
Обсудите впечатления и подготовьте краткое выступление,
оценив: достоинства и недоработки работы и задав 1-2
уточняющих вопроса;
•
К названию работы, понравившейся больше всего,
прикрепите стикер.
УДАЧИ И УСПЕХОВ!
Задание для учащихся 5 класса по проектной работе:
Заполните 2 листа
Лист самооценки
12
Лист планирования и продвижения
Начало работы ____________ Окончание работы_______
дата дата
Что делаем?
(формулируем сами!)
Кто делает?
Выпол-
нение
(+ или -)
Собираем и подбираем материал
по теме
…
13
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
№
п/п
Структура
Содержание
1
Тема (название)
5 класс. Групповой проект . Тема «Путешествие по стране Древнего
Востока». Учащиеся сами выбирают страну, эпоху и характеризуемые
достопримечательности
2
Тип проекта
Межпредметный, поисковый, внутришкольный, учебный, групповой,
среднесрочный (2-3 недели)
3
Актуальность темы
Учащиеся получат возможность расширить и углубить свои знания по ряду
стран Древнего Востока, погрузиться в эпоху, провести рефлексию в
творческой форме: поделиться впечатлениями друг с другом, проявить
личностное отношение к теме, оценить работу других групп. В процессе
групповой работы над проектом они получают новые знания и умения и
опыт творческой самостоятельной деятельности, а также применения знаний
в новой ситуации
4
Цель проекта
(описание свойств
конечного продукта)
Возможны презентация, иллюстрированный альбом, брошюра, буклет как в
компьютерной, так и в рукописной свободной форме, с фото,
нарисованными иллюстрациями, возможно с музыкальным
сопровождением
5
Задача проекта
Формирование ключевых компетенций, свойств личности, включающих
взаимосвязанные знания, умения (регулятивные, познавательные и
коммуникативные ), ценности, а также готовность мобилизовать их в
необходимой ситуации.
14
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
(продолжение)
№
Структура
Содержание
6
Критерии
оценивания
(максимально
– 35 баллов)
1. Состояние учебной задачи и ориентировочной основы (5 баллов максимум) :
-
понимание учащимся задачи, поставленной учителем, смысла деятельности и активное
принятие учебной задачи
2. Состояние учебных действий (10 баллов максимум) :
- учебные действия, выполняемые школьником (моделирование)
-
форма их выполнения (материальная; умственная); развернутая (в полном составе
операций); самостоятельная;
- владение несколькими приемами достижения одного результата.
3. Состояние самоконтроля и самооценки (10 баллов максимум) :
- умение проверять себя после окончания работы (итоговый самоконтроль);
- владение самоконтролем в середине и в процессе работы (пошаговый);
-
планирование работы до ее начала (планирующий);
-
доступность дифференцированной самооценки отдельных частей своей работы ( или
лишь в общем виде) и адекватность самооценки учащегося
4. Результат учебной деятельности (по 5 баллов максимум) :
- объективный (правильность решения, число действий до результата, временные
характеристики действия; возможность решения задач разной трудности);
- субъективный (значимость, смысл учебной деятельности для самого ученика,
субъективная удовлетворенность, психологическая цена – расход времени и сил,
вклад личных усилий)
7
Методы
исследования
изучение литературы и источников; поиск информации в Интернете; обобщение знаний
по изученному материалу
15
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
(продолжение)
№
п/
п
Структура
/комментарий/
Содержание
8
Планируемый
результат
Демонстрация повышенного уровня сформированности навыков:
А) письменная работа :
обзорные материалы виртуального путешествия, путевой дневник или заметки,
рукописная брошюра, иллюстрированный альбом и т.п.
Б) художественная творческая работа, представленная в виде компьютерной
презентации, буклета, фотоотчета и др.
Б) смешанная форма: представленная напечатанным материалом с рукописными
рисунками
9
Форма
представления.
Рефлексия
1.Открытая презентация итоговой работы перед классом с рефлексией
(обсуждением внутренних впечатлений и проблем возникших в ходе работы).
2. Выставка готовых проектных продуктов на всеобщее школьноеобозрение.
3. Открытая презентация итогового продукта перед параллелью на НПК или на
конкурсе работ по заявленной теме (например, в рамках предметной недели).
Возможно награждение учащихся, чьи работы коллективно признаны лучшими.
10
Рекомендации
для учителя
(комментарии к
этапам проекта)
1.
Выбор проблемы и аргументирование ее актуальности.
2.
Формулировка гипотезы исследования
3.
Постановка целей и задач (подцелей) и образование творческих групп
4.
Информационная подготовка.
5.
Внутригрупповая или индивидуальная работа или дискуссия
6.
Решение проблемы и оформление результатов.
7.
Общественная презентация.
8.
Рефлексия, обмен оптом и впечатлениями.