Напоминание

"Роль игры в формировании самостоятельности у детей дошкольного возраста"


Автор: Беспалова Юлия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 67 Приморского района
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Роль игры в формировании самостоятельности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Воропаева Юлия Викторовна
, воспитатель ГБДОУ №67 Приморского района г. Санкт-Петербурга
РОЛЬ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольное детство – это пора жизни, когда перед ребенком открывается окружающий его мир человеческой действительности. В своей деятельности, и прежде всего в своих играх, ребенок проникает в более широкий мир, осваивая его в действительной форме. На то, какое значение имеет игра для психического развития ребенка, указывали многие педагоги и психологи. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». В игре у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд на будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. Игра формирует навыки общения в коллективе, умение устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Для педагогов и психологов детская игра выступает как деятельность воспитанников, направленная на познание, освоение и преобразование действительности и используемая в педагогическом процессе в качестве средства воспитания. Иными словами, это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника
использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности. С.Л. Рубинштейн утверждал, что игра является выражением определенного отношения человека к окружающей действительности: «В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры». В раннем детстве игры очень просты. Ребенок не может еще самостоятельно передвигаться, еще только учится координировать свои действия, получает самые первые впечатления о предметах своего окружения. Выражаются игровые действия в мимических движениях, движениях руками и ногами, в манипуляциях с предметами. П. Ф. Каптерев, дал в свое время лучшую в отечественной науке педагогическую характеристику детских игр, назвав такие игры забавами, потешками. Он обращал внимание на важность использования в воспитании младенцев забав осязательного чувства (приятное раздражение кожи детей - поглаживание, похлопывание), мускульного чувства (движения руками, ногами), забав слуховых и зрительных (использование погремушек, музыки, цветных предметов - игрушек). В этих играх, которые Ж. Пиаже назвал сенсомоторными, развиваются органы чувств детей, совершенствуется координация движений, осуществляются первоначальное ознакомление с окружающим миром и его освоение. На этом этапе игровой деятельности ребенок главным образом воспринимает воздействия, поскольку сам еще не в состоянии действовать. Поэтому, забавляя ребенка, взрослые должны обеспечивать воздействия на его органы соответствующим образом: мягкие гармонические звуки должны воздействовать на его слух; его зрение должно развиваться в восприятии в меру ярких цветовых пятен; укреплению мышц нужно способствовать выполнением нерезких движений руками и ногами и т.п.
Особое внимание при этом следует обратить на три обстоятельства, определяющие меру положительного влияния игр-забав на развитие ребенка:  определенная регулярность забав (вредны как их чрезмерная частота, так и недостаточность);  строгое ограничение силы воздействия раздражителей и их продолжительности, (не только двух, трехмесячный, но и двух, трехлетний ребенок может испугаться сильного звука, яркого света, резкого движения); чрезмерная сила воздействия, как и излишнее разнообразие впечатлений, оказывает крайне неблагоприятное влияние на слабую еще психику ребенка;  обеспечение одновременного воздействия на несколько органов с ц е л ь ю и х с о г л а с о в а н н о г о г а р м о н и ч е с к о г о р а з в и т и я . По мере взросления, накопления сведений о предметах и явлениях, развития чувств и физических возможностей ребенка усложняются и детские игры. Продолжением и развитием игр-забав, по мнению П. ф . Каптерева, являются развлечения. Они действуют не только на внешние чувства, но и на память, мышление, вызывают более сложные по сравнению с забавами переживания. Рассматривание картинок с изображением предметов, манипуляции с игрушками-моделями, рассматривание сюжетных картинок развивают мышление детей и вызывают определенное эмоциональное отношение к узнаваемым предметам, познаваемым явлениям и событиям. П.Ф. Каптерев детские развлечения условно разделил на три группы: 1. развлечения, развивающие память (рассматривание картинок с изображением известных предметов, букв, цифр); 2. развлечения, вызывающие мыслительную деятельность (рассматривание сюжетных картинок, сравнение предметов по различным признакам, посещение доступных для понимания экспозиций, экскурсий); 3. развлечения, направленные преимущественно на возбуждение чувств (рассматривание картинок с забавными сюжетами, с комическими выражениями, трогательными взаимоотношениями). Педагогические условия положительного воспитательного влияния развлечений те же, что и для забав: регулярность, рациональное дозирование
силы и продолжительности воздействия, разносторонность одновременного воздействия. Однако учитывая возросшие возможности детей, следует медленно и постепенно, но постоянно повышать как физические, так и интеллектуальные нагрузки, заботясь всемерно о предоставлении ребенку самостоятельности во всех видах деятельности, о создании условий для развития самодеятельности. По сравнению с сенсомоторными и символическими (забавами и развлечениями) игры ролевые и сюжетно-ролевые требуют от ребенка глубоких знаний о воображаемых объектах, вовлекаемых в игру, и вызывают более серьезные переживания. В этом их развивающая сила. Поэтому важно, чтобы ребенок играл в них систематически. При этом содержание игр должно постепенно усложняться, обогащаться. Усложнение содержания детских ролевых и сюжетно-ролевых игр зависит от обогащения детских представлений об окружающем мире, от знаний о растениях и животных, о людях и машинах, об отношениях между людьми. Многие исследователи выделяют и такой вид детских игр, как строительно-конструкторские (конструктивные). Действительно, дети любят строить, создавать что-либо сложное из простых элементов. Эти игры развивают моторику, способствуют совершенствованию мыслительного аппарата, воспитывают самостоятельность, пытливость, творческую направленность личности. Таким образом, значение игры для развития детской личности заключается как в обобщении знаний об окружающей действительности, так и в обогащении знаний о взаимодействии людей, о межличностных отношениях между ними. Вследствие того, что через игровую деятельность ребенок овладевает общественно выработанным опытом действий и отношений, игра генерирует основные психологические образования. Вместе они образуют целостную систему, определяющую основные направления психического развития ребенка. Это еще одна важнейшая функция ролевой игры.
С появлением у ребенка подлинного сознания связано противопоставление им своих самостоятельных действий совместным действиям со взрослыми. Это феномен «Я сам!», который свидетельствует о выделении из единства «ребенок - взрослый» собственного детского «Я». Ребенок становится индивидуальным субъектом своих сознательных действий. Он самостоятельно стремится к выполнению таких действий, которые можно наблюдать у взрослых и которые, вместе с тем, ему не по силам. Это противоречие разрешается в форме игры, в которой ребенок желает действовать как взрослый. Характерная черта игровой деятельности заключается в том, что она позволяет ребенку выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, поскольку мотив его состоит не в их получении, а в самом процессе выполнения. Самостоятельность ребенка в середине игрового сюжета безгранична, она может возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, несколько раз повторять одно и то же действие, которое приносит и удовлетворение, дает возможность ощутить себя значащим, всемогущим, желанным. Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время. Совершая поступок, даже если этот поступок проигрывает, ребенок не знает нового переживания, которое связано с выполнением эмоционального порыва, который сразу был реализован в действии этого поступка. Следовательно, игра способствует формированию самостоятельности у ребенка, так как в игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью. А чтобы игры были разнообразными и содержательными, нужно обеспечить разнообразие детских наблюдений, а затем ненавязчиво помочь ребенку научиться в игре воспроизводить полученные впечатления, представления, знания и тем самым по-настоящему усвоить их, сделать своим достоянием. Литература:
1. Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика –1981. – 144с.: ил. – (Библиотека для родителей). 2. Сборник статей – Российский гос. пед. Университет им Герцина. Воспитываем дошкольников самостоятельными.-СПб: Детство-ПРЕСС 2000- 192с. 3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика.- СПб.:Питер,2009.-432с.(Учебник нового века). 4. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей. //Д.в.2002.-№8.- с.28-29.


В раздел образования