"Роль игры в формировании самостоятельности у детей дошкольного возраста"
Автор: Беспалова Юлия Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ № 67 Приморского района Населённый пункт: город Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: "Роль игры в формировании самостоятельности у детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Воропаева Юлия Викторовна , воспитатель
ГБДОУ №67 Приморского района г. Санкт-Петербурга
РОЛЬ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольное детство – это пора жизни, когда перед ребенком открывается
окружающий его мир человеческой действительности. В своей деятельности, и
прежде всего в своих играх, ребенок проникает в более широкий мир, осваивая
его
в
действительной
форме.
На
то,
какое
значение
имеет
игра
для
психического развития ребенка, указывали многие педагоги и психологи.
Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и
следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в
которую
он
не
мог
еще
войти
по
сложности
ее
явлений
и
интересов.
В
действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще
никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в
игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно
распоряжается своими же созданиями».
В игре у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не
реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд на будущее. В игре ребенок
бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других
ситуациях.
Игра
формирует
навыки
общения
в
коллективе,
умение
устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения.
Для педагогов и психологов детская игра выступает как деятельность
воспитанников,
направленная
на
познание,
освоение
и
преобразование
действительности
и
используемая
в
педагогическом
процессе
в
качестве
средства воспитания. Иными словами, это средство воспитания, в котором
воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника
использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и реальной
ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности.
С.Л. Рубинштейн утверждал, что игра является выражением
определенного отношения человека к окружающей действительности: «В игре
впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на
мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры».
В раннем детстве игры очень просты. Ребенок не может еще
самостоятельно
передвигаться,
еще
только
учится
координировать
свои
действия, получает самые первые впечатления о предметах своего окружения.
Выражаются игровые действия в мимических движениях, движениях руками и
ногами, в манипуляциях с предметами. П. Ф. Каптерев, дал в свое время
лучшую в отечественной науке педагогическую характеристику детских игр,
назвав такие игры забавами, потешками. Он обращал внимание на важность
использования в воспитании младенцев забав осязательного чувства (приятное
раздражение кожи детей - поглаживание, похлопывание), мускульного чувства
(движения
руками,
ногами),
забав
слуховых
и
зрительных
(использование
погремушек, музыки, цветных предметов - игрушек).
В этих играх, которые Ж. Пиаже назвал сенсомоторными, развиваются
органы
чувств
детей,
совершенствуется
координация
движений,
осуществляются первоначальное ознакомление с окружающим миром и его
освоение.
На
этом
этапе
игровой
деятельности
ребенок
главным
образом
воспринимает воздействия, поскольку сам еще не в состоянии действовать.
Поэтому, забавляя ребенка, взрослые должны обеспечивать воздействия на его
органы
соответствующим
образом:
мягкие
гармонические
звуки
должны
воздействовать на его слух; его зрение должно развиваться в восприятии в меру
ярких цветовых пятен; укреплению мышц нужно способствовать выполнением
нерезких движений руками и ногами и т.п.
Особое внимание при этом следует обратить на три обстоятельства,
определяющие меру положительного влияния игр-забав на развитие ребенка:
определенная регулярность забав (вредны как их чрезмерная частота, так
и недостаточность);
строгое
ограничение
силы
воздействия
раздражителей
и
их
продолжительности, (не только двух, трехмесячный, но и двух, трехлетний
ребенок может испугаться сильного звука, яркого света, резкого движения);
чрезмерная
сила
воздействия,
как
и
излишнее
разнообразие
впечатлений,
оказывает крайне неблагоприятное влияние на слабую еще психику ребенка;
обеспечение одновременного воздействия на несколько органов с
ц е л ь ю
и х
с о г л а с о в а н н о г о
г а р м о н и ч е с к о г о
р а з в и т и я .
По мере взросления, накопления сведений о предметах и явлениях,
развития чувств и физических возможностей ребенка усложняются и детские
игры.
Продолжением
и
развитием
игр-забав,
по
мнению
П.
ф .
Каптерева,
являются развлечения. Они действуют не только на внешние чувства, но и на
память,
мышление,
вызывают
более
сложные
по
сравнению
с
забавами
переживания.
Рассматривание
картинок
с
изображением
предметов,
манипуляции
с
игрушками-моделями,
рассматривание
сюжетных
картинок
развивают
мышление
детей
и
вызывают
определенное
эмоциональное
отношение к узнаваемым предметам, познаваемым явлениям и событиям.
П.Ф. Каптерев детские развлечения условно разделил на три группы:
1.
развлечения,
развивающие
память
(рассматривание
картинок
с
изображением известных предметов, букв, цифр);
2.
развлечения,
вызывающие
мыслительную
деятельность
(рассматривание
сюжетных
картинок,
сравнение
предметов
по
различным
признакам,
посещение доступных для понимания экспозиций, экскурсий);
3.
развлечения,
направленные
преимущественно
на
возбуждение
чувств
(рассматривание
картинок
с
забавными
сюжетами,
с
комическими
выражениями, трогательными взаимоотношениями).
Педагогические
условия
положительного
воспитательного
влияния
развлечений те же, что и для забав: регулярность, рациональное дозирование
силы и продолжительности воздействия, разносторонность одновременного
воздействия.
Однако
учитывая
возросшие
возможности
детей,
следует
медленно
и
постепенно,
но
постоянно
повышать
как
физические,
так
и
интеллектуальные
нагрузки,
заботясь
всемерно
о
предоставлении
ребенку
самостоятельности
во
всех
видах
деятельности,
о
создании
условий
для
развития самодеятельности.
По сравнению с сенсомоторными и символическими (забавами и
развлечениями)
игры
ролевые
и
сюжетно-ролевые
требуют
от
ребенка
глубоких знаний о воображаемых объектах, вовлекаемых в игру, и вызывают
более серьезные переживания. В этом их развивающая сила. Поэтому важно,
чтобы ребенок играл в них систематически. При этом содержание игр должно
постепенно
усложняться,
обогащаться.
Усложнение
содержания
детских
ролевых
и
сюжетно-ролевых
игр
зависит
от
обогащения
детских
представлений об окружающем мире, от знаний о растениях и животных, о
людях и машинах, об отношениях между людьми.
Многие
исследователи
выделяют
и
такой
вид
детских
игр,
как
строительно-конструкторские
(конструктивные).
Действительно,
дети
любят
строить,
создавать
что-либо
сложное
из
простых
элементов.
Эти
игры
развивают
моторику,
способствуют
совершенствованию
мыслительного
аппарата,
воспитывают
самостоятельность,
пытливость,
творческую
направленность личности.
Таким образом, значение игры для развития детской личности заключается
как в обобщении знаний об окружающей действительности, так и в обогащении
знаний о взаимодействии людей, о межличностных отношениях между ними.
Вследствие
того,
что
через
игровую
деятельность
ребенок
овладевает
общественно выработанным опытом действий и отношений, игра генерирует
основные
психологические
образования.
Вместе
они
образуют
целостную
систему, определяющую основные направления психического развития ребенка.
Это еще одна важнейшая функция ролевой игры.
С появлением у ребенка подлинного сознания связано противопоставление
им своих самостоятельных действий совместным действиям со взрослыми. Это
феномен «Я сам!», который свидетельствует о выделении из единства «ребенок
- взрослый» собственного детского «Я». Ребенок становится индивидуальным
субъектом своих сознательных действий. Он
самостоятельно стремится к
выполнению таких действий, которые можно наблюдать у взрослых и которые,
вместе с тем, ему не по силам. Это противоречие разрешается в форме игры, в
которой ребенок желает действовать как взрослый. Характерная черта игровой
деятельности заключается в том, что она позволяет ребенку выполнять действие
при
отсутствии
условий
реального
достижения
его
результатов,
поскольку
мотив
его
состоит
не
в
их
получении,
а
в
самом
процессе
выполнения.
Самостоятельность
ребенка
в
середине
игрового
сюжета
безгранична,
она
может
возвращаться
в
прошлое,
заглядывать
в
будущее,
несколько
раз
повторять одно и то же действие, которое приносит и удовлетворение, дает
возможность ощутить себя значащим, всемогущим, желанным.
Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. В игре как в
грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым
он
будет
способен
в
реальном
поведении
лишь
через
некоторое
время.
Совершая поступок, даже если этот поступок проигрывает, ребенок не знает
нового переживания, которое связано с выполнением эмоционального порыва,
который сразу был реализован в действии этого поступка.
Следовательно, игра способствует формированию самостоятельности у
ребенка, так как в игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной,
самостоятельной
жизнью.
А
чтобы
игры
были
разнообразными
и
содержательными, нужно обеспечить разнообразие детских наблюдений, а
затем
ненавязчиво
помочь
ребенку
научиться
в
игре
воспроизводить
полученные впечатления, представления, знания и тем самым по-настоящему
усвоить их, сделать своим достоянием.
Литература:
1.
Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика –1981. – 144с.:
ил. – (Библиотека для родителей).
2.
Сборник
статей
–
Российский
гос.
пед.
Университет
им
Герцина.
Воспитываем
дошкольников
самостоятельными.-СПб:
Детство-ПРЕСС
2000-
192с.
3.
Реан
А.А.,
Бордовская
Н.В.,
Розум
С.И.
Психология
и
педагогика.-
СПб.:Питер,2009.-432с.(Учебник нового века).
4.
Юсупова
Г.
Воспитание
самостоятельности
у
детей.
//Д.в.2002.-№8.-
с.28-29.