Напоминание

"Музыка, с которой мы победили"


Автор: Комиссарова Елена Павловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №10
Населённый пункт: город Галич, Костромской области
Наименование материала: Конспект
Тема: "Музыка, с которой мы победили"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по

физическому развитию детей городского округа

город Галич Костромской области»

Конспект



непосредственно образовательной деятельности

по художественно – эстетическому развитию

в подготовительной к школе группе

Тема: «Музыка, с которой мы победили»



Музыкальный руководитель: Комиссарова Елена Павловна



Галич


НОД:
музыкальное развитие
Тип НОД:
фронтальная
Содержание НОД:
тематическая
Вид НОД:
закрепляющая
Тема:
«Музыка, с которой мы победили»
Цель:
закрепление знаний детей о музыке, написанной во время Великой Отечественной войны, воспитание чувства гордости за стойкость и мужество своего народа, чувства благодарности ветеранам за их подвиг. Образовательные области Задачи Художественно-эстетическое развитие - Через слушание музыкальных произведений развивать познавательный интерес детей к событиям Великой Отечественной войны; - в процессе анализа музыки развивать мышление дошкольников; - учить детей размышлять о музыке, высказываться о ней; - сформировать у детей понимание роли музыки в годы войны; - закрепить сформированные навыки хорового пения; - учить детей выражать характер музыки в движении, танце.
Методы и приемы:

Словесный
(объяснение, беседа);
Наглядный
(наглядно-слуховой, наглядно-зрительный) (показ портретов, плаката, хроники ВОВ под музыку симфонии);
Практический
(восприятие музыки «Эпизода нашествия», исполнение песни, танца).
Оборудование:
мультимедийный проектор, музыкальный центр, музыкальные инструменты (фортепиано, барабан), портреты композиторов Д.Д. Шостаковича и А.В. Александрова, плакат И.М. Тоидзе «Родина-мать зовёт»

Предварительная

работа:
разучивание танца под музыку военного попурри; подготовка костюмов; знакомство с песней З. Роот «Когда ветераны идут на парад», анализ песни, разучивание; рассказ о Великой Отечественной войне, о блокаде Ленинграда; знакомство с фактами из биографии и творчеством и Д.Д. Шостаковича; рассказ о Седьмой симфонии композитора; слушание и анализ «Эпизода фашистского нашествия». Деятельность музыкального руководителя Деятельность детей 1 часть - вводная Создание образовательной ситуации Звучит песня А.В. Александрова на стихи поэта В.П. Лебедева-Кумача «Священная война». На мольберте – плакат И.М. Тоидзе «Родина-мать зовёт. Музыкальный руководитель приветствует детей. Дети входят в музыкальный зал, встают у своих мест. Стоя слушают первый куплет, затем садятся. Отвечают на приветствие музыкального руководителя. Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие её детьми М.Р. говорит детям о том, что на занятии сегодня они будут слушать музыку, созданную во время Великой Отечественной войны и зовущую народ на борьбу с врагом. Говорит о том, что музыка эта сложная, серьёзная и спрашивает детей, готовы ли они слушать её, беседовать о ней. Отвечают на вопросы музыкального руководителя. Выражают свою готовность слушать музыку военных лет. Мотивация детей на предстоящую деятельность М.Р. предлагает Д.Соколову исполнить на барабане ритмический рисунок, а детям – узнать по ритму музыкальное произведение. Исполнение задания. 2 часть - основная
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым М.Р. спрашивает детей, как называется произведение, в котором звучит эта тема, кто автор музыки, как ещё называют эту симфонию и почему. Спрашивает, в каких условиях была написана симфония, когда исполнена. М.Р. предлагает детям напеть главную тему. Спрашивает детей, какой инструмент её исполняет, как звучит мелодия, что она выражает. Как развивается эта мелодия в «Эпизоде нашествия» Детям предлагается слушание и просмотр «Эпизода фашистского нашествия» из Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича. После просмотра М.Р. беседует с детьми о музыкальном образе «Эпизода нашествия», предлагает подумать и ответить на вопрос, может ли симфония закончиться темой нашествия? Говорит о том, что, действительно, тема Называют произведение, автора. Рассказывают, почему симфонию называют «Ленинградской» и почему её называли «секретным оружием Ленинграда». Рассказывают о блокаде Ленинграда, объясняют, что такое блокада. Рассказывают, в каких условиях была написана и первый раз исполнена симфония. Напевают главную тему «Эпизода нашествия», рассказывают, что исполняет её флейта. Анализируют мелодию, её развитие. Смотрят по мультимедийному проектору презентацию Седьмой симфонии. Слушают музыку. Анализируют образ, созданный музыкой (образ зла). Размышляют о том, что произведение не может закончиться темой нашествия. Навстречу ей должно подняться сопротивление.
Сопротивления появится, и начнётся жестокая схватка нашего народа с фашизмом. И, конечно, наш народ победит. М.Р. предлагает детям ответить на вопрос, что же хотел сказать композитор своей музыкой? Какова идея симфонии? Детям предлагается объяснить, что объединяет песню «Священная война» и Седьмую симфонию? М.Р. беседует с детьми о лирических военных песнях. Группе детей предлагается показать, как отдыхали солдаты после боя. М. Р. спрашивает детей, как сегодня называют солдат, воевавших на Дети делают вывод, о том, что главная идея симфонии – борьба нашего народа против фашистов, его мужество и вера в победу. Делают сравнительный анализ двух произведений, находят общее в них – мужественный характер, призыв к борьбе с врагом. Рассказывают о том, что на войне звучали и лирические песни. Называют их: «На солнечной поляночке», «В землянке», «Тёмная ночь». Говорят о том, что песни эти звучали во время передышки между боями, когда солдаты отдыхали. Исполнение танцевально- литературной композиции (попурри военных песен) Говорят, что солдат, воевавших с фашистами, сейчас называют
фронтах ВОВ, говорит, что мы должны гордиться ими и быть им благодарны за их подвиг. Предлагает детям исполнить песню «Когда ветераны идут на парад». М.Р. задаёт вопрос, почему мы должны помнить о войне. ветеранами. Дети исполняют песню. Делают вывод: мы должны помнить о войне, чтобы события тех лет никогда не повторились. 3 часть - заключительная Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей М.Р. спрашивает детей, ч е м з а н и м а л и с ь н а з а н я т и и , ч т о и м запомнилось больше всего, какая музыка произвела большее впечатление. Хва лит детей за активность и хорошее исполнение песни и танцевально- литературной композиции. Делятся своими впечатлениями.


В раздел образования