"Программа социального партнерства с семьями воспитанников"
Автор: Толокнова Наталья Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №8 "Сказка" Населённый пункт: город Семенов, Нижегородская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Программа социального партнерства с семьями воспитанников" Раздел: дошкольное образование
МДОУ "Детский сад №8 "Сказка"
Программа социального партнерства с семьями
воспитанников
средней группы «Красная Шапочка»
на 2014 - 2015 учебный год
Разработала:
Толокнова Н.П., воспитатель
1 кв., категории
.
г. Семёнов,
2014-2015 год.
Пояснительная записка
Актуальность :
Родители – главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том
числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать,
направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс
возможностей разумного воздействия на ребёнка. Причины разные: одни семьи не
хотят воспитывать ребёнка, другие не умеют это делать, третьи не понимают, зачем это
нужно. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная
помощь дошкольного учреждения.
С одной стороны, появились нормативные правовые документы, обозначившие новые
цели и задачи в дошкольном образовании:
- ФГОС дошкольного образования, где прописаны требования к структуре ООП
дошкольного образовательного учреждения и к условиям реализации ООП ДОУ, в них
одно из основных направлений - взаимодействие с семьями детей по реализации
основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
С другой стороны, анализ работы с воспитателями показывает, что существуют
проблемы в эффективном взаимодействии родителей и педагогов в формировании
целостной картины мира дошкольников, по реализации основной
общеобразовательной программы ДОУ, проблемы воспитания, развития детей, как
правило, решаются только образовательным учреждением и педагогами, воспитатели
не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им формы
работы с семьёй, родители и педагоги не готовы иногда совместно успешно
взаимодействовать по реализации ООП, нет опыта реализации и воплощения в жизнь
идеалов равенства субъектов образовательного процесса, взаимного уважения,
демократизации.
Цель:
Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, привлечь их к
активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
способствовать стимулированию мотивации родительской активности в решении
задач
воспитания,
становлению
партнерских
отношений
с
семьями
воспитанников;
знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития
детей;
способствовать формированию у родителей практических навыков воспитания;
создать
атмосферу
взаимопонимания,
общности
интересов,
эмоциональной
взаимоподдержки;
организовать совместную деятельность по созданию условий для личностного
становления ребёнка;
поддерживать
уверенность
родителей
в
собственных
педагогических
возможностях.
Принципы взаимодействия с родителями:
1. Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада
состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон,
«выстроенных по принципу единства, уважения, и требований к ребёнку,
распределения обязанностей и ответственности».
2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ – признание
достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого, доброе, внимательное
отношение всех участников взаимодействия.
3. Открытость по отношению к семье воспитанника.
4. Индивидуальный подход – учет социального положения, традиций,
интеллектуального и культурного опыта родителей.
5. Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи зависит от умения выделить
наиболее важные проблемы сторон. Формы выбираются в зависимости от интереса
семьи, возможностей ДОУ, региональных, социально-экономических,
психологических условий.
6. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на
общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа
педагогов группы с родителями.
7. Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и
поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация
заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и
искреннее желание помочь.
8. Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не
функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на
изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и
воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и
направления работы детского сада с семьей.
9. Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным
вопросам воспитания
Характеристика планируемых результатов в деятельности педагогов и родителей
Мотивационно-ценностный компонент
Родители:
осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью реализации
ООП ДОУ, формирования
-
целостной картины мира дошкольников;
Педагоги:
осознают необходимость взаимодействия с семьей по реализации ООП,
потребность в изменении характера
-
взаимодействия (от субъект-объектного
к субъект-субъектному);
обладают устойчивой потребностью в совершенствовании в сфере общения с
родителями воспитанников.
Когнитивный компонент
Родители:
знают психофизиологические особенности детей дошкольного и младшего
школьного возраста;
знают приемы и методы взаимодействия с педагогами.
Педагоги:
владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах
изучения семьи и образовательных
потребностей родителей;
умеет ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для
собственной работы с родителями,
оценивать эффективность применяемых
родителями методов воспитания детей в семье и т. д.
Деятельностно - поведенческий компонент
Родители:
реализуют методы, приемы воспитания ребёнка дошкольного возраста;
активно взаимодействуют с педагогами ДОУ по реализации ООП;
Педагоги:
учитывает социальный запрос родителей (интересы, образовательные
потребности) при организации общения с
ними; умеет планировать
предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные
и
нетрадиционные формы организации общения и методы активизации
родителей;
стремится к активному содержательному общению с родителями с целью
оказания им помощи в воспитании;
признает ведущую роль родителей в воспитании детей и роль педагога как
«помощника»;
детей;
Рефлексивный
Родители:
самостоятельно обдумывают ситуации, конфликты; самостоятельно решают
проблемы родительской поддержки, на себе испытывают правильность
своего выбора;
удовлетворены работой педагогов ДОУ.
Педагоги:
владеют самодиагностикой процесса организации общения с родителями,
выявления положительных
моментов и недостатков;
осознают собственные ошибки и трудности в организации общения с
родителями воспитанников, формируют
установки на доверительное
безоценочное взаимодействие с ними.
Сроки
Форма работы
Содержание
Ответств
енные
Сентябрь
Тематический
стенд
«Для вас - родители!»
Воспитат
ель
Анкетирование
родителей
«Компьютер за и против»
Психолог
Папка-
передвижка
«Вашему ребенку исполнилось пять лет»
Воспитат
ель
Групповые
родительские
собрания
«
Особенности воспитания и развития
детей 4 -5 лет
»
Воспитат
ель
учитель-
логопед
Индивидуальная
консультация
«Воспитание самостоятельности»
«Трудности воспитания и проблемы
развития ребенка»
« Развиваем внимание у ребёнка»
Воспитат
ель
Памятки
Безопасность дорожного движения
Воспитат
ель
Выставка
Выставка
рисунков
«Безопасная
дорога глазами детей»
Воспитат
ель
Дети
Информационная
выставка
« Безопасность наших детей»
Воспитат
ель
Октябрь
Создание
фотоальбомов
« Наша дружная семья»
Воспитат
ель
Родители
Выставка работ
«Рисуем маму вместе с папой»
« Мамы разные нужны»
Воспитат
ель
Дети
Папка-
передвижка
Папка-
передвижка
«Роль семьи и детского сада в
формировании здоровья детей»
«Формирование навыков правильной
осанки»
Воспитат
ель
Инструкт
ор по
физо
Памятка
«Профилактика плохого поведения»
«Профилактика детских
заболеваний»
Воспитат
ель
Ноябрь
Индивидуальная
консультация
« По дороге домой»
Воспитат
ель
Фотовыставка
«
Мамы разные нужны
»
Воспитат
ель
Дети
Папка-
передвижка
«
Осень в гости к нам пришла
»
Воспитат
ель
Совместная
подготовка к
зиме
День добрых дел
«Наши меньшие
друзья!»
Изготовление кормушки для птиц
Воспитат
ель
Родители
Декабрь
Фоторепортаж в
рубрике
«Делимся семейным опытом!»,
«Как организовать выходной день с
ребенком»
Воспитат
ель
Родители
Индивидуальная
консультация
« По безопасному поведению»
Воспитат
ель
Акция по охране
природы.
Выставка работ.
« Береги ёлочку»
Воспитат
ель
Конкурс поделок
« Новогодний серпантин»
Воспитат
ель
Родители
Папка-
передвижка
« К а к
в с т р е т и т ь
Н о в ы й
г о д ! » ,
«Поздравление для всех!»
Воспитат
ель
Январь
Анкетирование
родителей
« Ребенок и игра»
Воспитат
ель
Психолог
Индивидуальная
консультация
« Игры бабушек и дедушек»
« Дела домашние или обучение в
естественных условиях»
Воспитат
ель
Папка-
передвижка
"Игры
в
которые
играют.
Семейная
игротека»
Воспитат
ель
Фотовыставка
« Зимние забавы наших детей»
Воспитат
ель
Групповое
родительское
собрание.
Интерактивная
и г р а
д л я
родителей 555
« Р о л ь
и г р ы
в
р а з в и т и и
д е т е й
дошкольного возраста».
Воспитат
ель
Психолог
Февраль
Анкетирование
родителей
« Что мы читаем дома?»
« Трудовое воспитание в семье»
Воспитат
ель
Консультация
« Особенности речи детей 4- 5 лет»
Воспитат
ель
Памятка
«Родителям о правах ребёнка»
Психолог
Фотовыставка
«Мой папа самый лучший!»
Воспитат
ель
Родители
Папка-
передвижка
«День защитника Отечества»
Воспитат
ель
Март
Тематическая
выставка
рисунков:
« С а м ы е
о б а я т е л ь н ы е
и
привлекательные
!»
Воспитат
ель
Дети
Папка-
передвижка
«
Приобщение
детей
к
народным
традициям»
«
Что
необходимо
знать
о
своем
ребёнке»
Воспитат
ель
Памятка
« Воспитание самостоятельности
в семье»
Воспитат
ель
Апрель
Акция.
Выставка
работ
« Украсим нашу землю»
Воспитат
ель
Дети
Игровые занятия
« Наши успехи»
Воспитат
ель
Индивидуальная
консультация
« Наказания и их последствия»
Психолог
Папка-
передвижка
«
Причины
детского
дорожного
травматизма»
« Ст ат ь я
« Ка к
п р е д у п р е д и т ь
весенний авитаминоз».
Воспитат
ель
Дружеская
встреча «Спорт,
игра, дружба»
« Совместный спортивный досуг»
Воспитат
ель
Инструкт
о р
п о
физо
Май
Оформление
участков
« Летние заботы»
«Превратим
территорию
детского
сада в сказку!»
Воспитат
ель
Родители
Фотовыставка
« Мои родные защищали Родину»
Воспитат
ель
Родители
Выставка
« Семейные реликвии»
Воспитат
ель
Родители
Папка-
передвижка
« О летнем отдыхе»
«
Что должен знать и уметь выпускник
средней группы»
Воспитат
ель
Анкетирование
родителей
« Удовлетворенность услугами за год»
Воспитат
ель
Групповое
родительские
собрания
« Вот мы и стали старше на год»
Воспитат
ель
Список литературы:
Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева "Детский сад и семья". Методика
работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей - М.: Мозаика - Синтез
2007 - 144
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ.
Методический аспект. М., 2005.
Зверева О.Л., Кротова Т.В. "Родительские собрания в ДОУ: методическое
пособие.
Козлова А. В., Дешеулина Р. П. "Работа ДОУ семьёй: диагностика,
планирование, консультации, мониторинг."
Доронова Т. Н., Соловьёва Е. В. , Жичкина А. Е. "Дошкольное учреждение и
семья - единое пространство детского развития": методическое руководство для
работников Доу.
Интернет - ресурсы.