Напоминание

"Программа социального партнерства с семьями воспитанников"


Автор: Толокнова Наталья Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №8 "Сказка"
Населённый пункт: город Семенов, Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Программа социального партнерства с семьями воспитанников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОУ "Детский сад №8 "Сказка" Программа социального партнерства с семьями воспитанников средней группы «Красная Шапочка» на 2014 - 2015 учебный год Разработала: Толокнова Н.П., воспитатель 1 кв., категории . г. Семёнов, 2014-2015 год.

Пояснительная записка

Актуальность
: Родители – главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребёнка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребёнка, другие не умеют это делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. С одной стороны, появились нормативные правовые документы, обозначившие новые цели и задачи в дошкольном образовании: - ФГОС дошкольного образования, где прописаны требования к структуре ООП дошкольного образовательного учреждения и к условиям реализации ООП ДОУ, в них одно из основных направлений - взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. С другой стороны, анализ работы с воспитателями показывает, что существуют проблемы в эффективном взаимодействии родителей и педагогов в формировании целостной картины мира дошкольников, по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ, проблемы воспитания, развития детей, как правило, решаются только образовательным учреждением и педагогами, воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им формы работы с семьёй, родители и педагоги не готовы иногда совместно успешно взаимодействовать по реализации ООП, нет опыта реализации и воплощения в жизнь идеалов равенства субъектов образовательного процесса, взаимного уважения, демократизации.
Цель:
Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, привлечь их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
 способствовать стимулированию мотивации родительской активности в решении задач воспитания, становлению  партнерских отношений с семьями воспитанников;  знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей;  способствовать формированию у родителей практических навыков воспитания;  создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
 организовать совместную деятельность по созданию условий для личностного становления ребёнка;  поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия с родителями:
1. Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения, и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности». 2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ – признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия. 3. Открытость по отношению к семье воспитанника. 4. Индивидуальный подход – учет социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей. 5. Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон. Формы выбираются в зависимости от интереса семьи, возможностей ДОУ, региональных, социально-экономических, психологических условий. 6. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. 7. Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. 8. Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. 9. Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания

Характеристика планируемых результатов в деятельности педагогов и родителей

Мотивационно-ценностный компонент

Родители:
 осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью реализации ООП ДОУ, формирования - целостной картины мира дошкольников; Педагоги:  осознают необходимость взаимодействия с семьей по реализации ООП, потребность в изменении характера - взаимодействия (от субъект-объектного к субъект-субъектному);  обладают устойчивой потребностью в совершенствовании в сфере общения с родителями воспитанников. Когнитивный компонент
Родители:
 знают психофизиологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста;  знают приемы и методы взаимодействия с педагогами.
Педагоги:
 владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;  умеет ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т. д.
Деятельностно - поведенческий компонент

Родители:
 реализуют методы, приемы воспитания ребёнка дошкольного возраста;  активно взаимодействуют с педагогами ДОУ по реализации ООП;

Педагоги:
 учитывает социальный запрос родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними; умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;  стремится к активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании;  признает ведущую роль родителей в воспитании детей и роль педагога как «помощника»;  детей;
Рефлексивный

Родители:
 самостоятельно обдумывают ситуации, конфликты; самостоятельно решают проблемы родительской поддержки, на себе испытывают правильность своего выбора;  удовлетворены работой педагогов ДОУ.
Педагоги:
 владеют самодиагностикой процесса организации общения с родителями, выявления положительных моментов и недостатков;  осознают собственные ошибки и трудности в организации общения с родителями воспитанников, формируют установки на доверительное безоценочное взаимодействие с ними.
Сроки Форма работы Содержание Ответств енные
Сентябрь Тематический стенд «Для вас - родители!» Воспитат ель Анкетирование родителей «Компьютер за и против» Психолог Папка- передвижка «Вашему ребенку исполнилось пять лет» Воспитат ель Групповые родительские собрания « Особенности воспитания и развития детей 4 -5 лет » Воспитат ель учитель- логопед Индивидуальная консультация  «Воспитание самостоятельности»  «Трудности воспитания и проблемы развития ребенка»  « Развиваем внимание у ребёнка» Воспитат ель Памятки Безопасность дорожного движения Воспитат ель Выставка  Выставка рисунков «Безопасная дорога глазами детей» Воспитат ель Дети Информационная выставка « Безопасность наших детей» Воспитат ель Октябрь Создание фотоальбомов « Наша дружная семья» Воспитат ель Родители Выставка работ «Рисуем маму вместе с папой» « Мамы разные нужны» Воспитат ель Дети Папка- передвижка Папка- передвижка «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей» «Формирование навыков правильной осанки» Воспитат ель Инструкт ор по физо Памятка  «Профилактика плохого поведения»  «Профилактика детских заболеваний» Воспитат ель
Ноябрь Индивидуальная консультация « По дороге домой» Воспитат ель Фотовыставка « Мамы разные нужны » Воспитат ель Дети Папка- передвижка « Осень в гости к нам пришла » Воспитат ель Совместная подготовка к зиме День добрых дел «Наши меньшие друзья!»  Изготовление кормушки для птиц Воспитат ель Родители Декабрь Фоторепортаж в рубрике «Делимся семейным опытом!», «Как организовать выходной день с ребенком» Воспитат ель Родители Индивидуальная консультация « По безопасному поведению» Воспитат ель Акция по охране природы. Выставка работ. « Береги ёлочку» Воспитат ель Конкурс поделок « Новогодний серпантин» Воспитат ель Родители Папка- передвижка « К а к в с т р е т и т ь Н о в ы й г о д ! » , «Поздравление для всех!» Воспитат ель Январь Анкетирование родителей « Ребенок и игра» Воспитат ель Психолог Индивидуальная консультация  « Игры бабушек и дедушек»  « Дела домашние или обучение в естественных условиях» Воспитат ель Папка- передвижка "Игры в которые играют. Семейная игротека» Воспитат ель Фотовыставка « Зимние забавы наших детей» Воспитат ель
Групповое родительское собрание. Интерактивная и г р а д л я родителей 555 « Р о л ь и г р ы в р а з в и т и и д е т е й дошкольного возраста». Воспитат ель Психолог Февраль Анкетирование родителей  « Что мы читаем дома?»  « Трудовое воспитание в семье» Воспитат ель Консультация « Особенности речи детей 4- 5 лет» Воспитат ель Памятка «Родителям о правах ребёнка» Психолог Фотовыставка «Мой папа самый лучший!» Воспитат ель Родители Папка- передвижка «День защитника Отечества» Воспитат ель Март Тематическая выставка рисунков: « С а м ы е о б а я т е л ь н ы е и привлекательные !» Воспитат ель Дети Папка- передвижка  « Приобщение детей к народным традициям»  « Что необходимо знать о своем ребёнке» Воспитат ель Памятка « Воспитание самостоятельности в семье» Воспитат ель Апрель Акция. Выставка работ « Украсим нашу землю» Воспитат ель Дети Игровые занятия « Наши успехи» Воспитат ель Индивидуальная консультация « Наказания и их последствия» Психолог Папка- передвижка  « Причины детского дорожного травматизма»  « Ст ат ь я « Ка к п р е д у п р е д и т ь весенний авитаминоз». Воспитат ель
Дружеская встреча «Спорт, игра, дружба» « Совместный спортивный досуг» Воспитат ель Инструкт о р п о физо Май Оформление участков  « Летние заботы»  «Превратим территорию детского сада в сказку!» Воспитат ель Родители Фотовыставка « Мои родные защищали Родину» Воспитат ель Родители Выставка « Семейные реликвии» Воспитат ель Родители Папка- передвижка « О летнем отдыхе» « Что должен знать и уметь выпускник средней группы» Воспитат ель Анкетирование родителей « Удовлетворенность услугами за год» Воспитат ель Групповое родительские собрания « Вот мы и стали старше на год» Воспитат ель
Список литературы:
 Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева "Детский сад и семья". Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей - М.: Мозаика - Синтез 2007 - 144  Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М., 2005.  Зверева О.Л., Кротова Т.В. "Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие.  Козлова А. В., Дешеулина Р. П. "Работа ДОУ семьёй: диагностика, планирование, консультации, мониторинг."  Доронова Т. Н., Соловьёва Е. В. , Жичкина А. Е. "Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития": методическое руководство для работников Доу.  Интернет - ресурсы.


В раздел образования