Автор: Кузнецова Татьяна Викторовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МКДОУ БГО Детский сад №7 комбинированного вида Населённый пункт: город Борисоглебск, Воронежская обл. Наименование материала: статья Тема: "Развитие музыкальных способностей детей" Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ
Кузнецова Т.В.,
музыкальный руководитель
МКДОУ БГО Детский сад №7
Развитие музыкальных способностей является важнейшей задачей
музыкального воспитания. Центральным для педагогики является вопрос о
природе музыкальных способностей. На разных исторических этапах, а
также и в настоящее время в разработке теоретических и практических
аспектов проблемы музыкальных способностей существовали различные
подходы, и различные точки зрения. И в настоящее время проблема
структуры и развития музыкальных способностей вызывает самые
ожесточённые дискуссии.
Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение,
неоднозначен. По мнению, психолога В.В. Богословского, способность – это
синтез свойств человеческой личности, отвечающей требованиям
определённой деятельности и обеспечивающие высокие достижения в ней.
Музыкальные способности в существующей общей психологической
квалификации относят к разряду специальных.
Б.М. Теплов в работе «Психология музыкальных способностей» дал
глубокий и всесторонний анализ проблемы развития музыкальных
способностей. Способности он определяет как индивидуально-
психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности
выполнения какой-либо музыкальной деятельности. Теплов подчёркивал, что
врождёнными могут быть не сами способности и психические свойства, а
лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в
основе развития способностей.
Музыкальные способности, необходимые для успешного
осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие
«музыкальность». Кроме чисто музыкальных свойств личности важное
значение имеют более общие способности: творческое воображение,
внимание, память, воля и т.д. Главным показателем музыкальности считается
эмоциональная отзывчивость на музыку. Язык музыки – это язык чувств.
Поэтому только через эмоциональное переживание постигается смысл и
содержание музыкальных произведений.
Структура музыкальности по Б.М. Теплову (в основу положена
опора на звуковой базис музыки, то, что связано с восприятием и
воспроизведением музыки):
ладовое чувство;
слуховое представление;
музыкально-ритмическое чувство.
1
Зарубежный исследователь К. Спинор (США) рассматривал
музыкальность как совокупность отдельных, не связанных между собой
«талантов», состоящих из 5 больших групп:
музыкальные ощущения и восприятие;
музыкальное действование;
музыкальная память и музыкальное воображение;
музыкальный интеллект;
музыкальное чувствование.
С.И. Науменко определяет музыкальность как систему иерархически
соподчинённых общих и специальных способностей:
МУЗЫКАЛЬНОСТЬ
ОБЩИЕ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ
Эстетический вкус
Творческое воображение
Эмоциональность
Чувство целого
Музыкальный слух (ритмический,
мелодический, гармонический)
Способность творчески понимать
сущность музыки
Эстетические оценки музыки
Чувство целого
Более полная классификация музыкальности существует у Ю.А.
Цагарелли (включает в себя 6 частных способностей, синтез специальных и
общих способностей).
МУЗЫКАЛЬНОСТЬ:
музыкальный слух
музыкально-ритмическая способность
эмоциональная отзывчивость на музыку
музыкальная память
музыкальное мышление
музыкальное воображение.
К.В. Тарасова рассматривает структуру музыкальных способностей
как состоящую из двух основных подструктур: 1)эмоциональной
отзывчивости на музыку – главного показателя музыкальности;
2)познавательных музыкальных способностей – сенсорных,
интеллектуальных и частных (музыкальный слух и сенсорно-моторных
данных. Комплекс музыкальности К.В. Тарасова определяет как систему
входящих в него общих и частных структурных элементов, формирующихся
исключительно в процессе деятельности.
Понятие «музыкальный слух». В широком понимании музыкальный
слух включает в себя звуковысотный, ритмический, тембровый, ладовый,
гармонический, слух, чувство музыкальной формы.
2
Музыкальный слух в узком понимании слова понимается как
звуковысотный слух. Человек может слышать огромное количество звуков.
Он также обладает свойством дифференцировать звуки по высоте. Ведущую
роль в ощущении звука музыкального играет именно его высота. При
восприятии и воспроизведении мелодий очень важно иметь представление о
расположении звуков по высоте, т.е. иметь музыкально-слуховые
представления о звуковысотном движении. Иногда звуковысотный слух
называют мелодическим слухом.
Длительность звука лежит в основе музыкального ритма. Чувство
ритма – это восприятие и воспроизведение временных структур музыки.
Полноценное переживание ритма – это активных процесс, предполагающий
не просто слушание, но и сотворчество, «соделывание» (термин Б.В.
Теплова).
Тембровый слух позволяет воспринимать и воспроизводить музыку во
всём богатстве её красок и оттенков.
Ладовый слух. Музыкальные звуки существуют не изолированно друг
от друга, они всегда организованы в определённую систему – лад. Мажорный
и минорный лад различаются по эмоциональному тону. Ладовое чувство –
это не только различение общего характера музыки, настроений, выраженных
в ней, но и понимание определённых отношений между звуками –
устойчивыми и неустойчивыми, завершёнными мелодическими оборотами и
незавершёнными.
Гармонический слух – это в каком-то смысле тоже звуковысотный слух,
но в его проявлении по отношению к созвучиям. Он предполагает
способность ощущать и различать консонанс (благозвучие) и диссонанс.
Кроме того, это способность слышать звучание одновременно несколько
звуков, различных по высоте – аккордов, выделять слухом одновременное
звучание нескольких мелодических линий.
С.Л. Рубинштейн писал, что «вопрос способностей обязательно должен
быть слит с вопросом развития. Развитие человека в отличие от накопления
«опыта», это и есть то, что представляет собой развитие, т.е. то новое, в
отличие от «накопления» знаний и умений. Все исследователи сходятся в
одном: способности существуют лишь в развитии.
Фундаментальной основой педагогики является положение о том, что
способности развиваются только в процессе определённого вида
деятельности. Эмоциональная отзывчивость на музыку может развиваться
во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, и
творчестве. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в
восприятии музыки, которая предшествует и сопутствует всем видам
музыкальной деятельности.
Ладовое чувство проявляется не только как отзывчивость на общий
характер произведения и смену настроений в музыке, но и как чувство
тяготения звуков. Оно развивается в процессе восприятия музыки, её
узнавании, определении завершённости или незавершённости мелодических
3
построений. Кроме того, ладовое чувство активно развивается в время пения,
в ощущении правильности интонации, когда дети осознают взаимосвязи
звуков, контролируют слухом правильность звучания.
Музыкально-слуховые представления развиваются в тех видах
деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по
слуху. Эта способность развивается в вокальной деятельности, в игре по
слуху на музыкальных инструментах. Музыкально-слуховые представления
также успешно развиваются в музыкально-ритмической деятельности, т.к. в
танцевальных и др. рода движениях требуется передавать ритмические
особенности произведения, характер, скорость звучания музыки и т.п. А
также моделирование мелодии, показ соотношения звуков по высоте с
помощью мелкой моторики руки реально способствуют развитию
музыкальных способностей.
Овладение певческими навыками происходит постепенно, в результате
множественных проб интонирования простых попевок, песенок и несложных
мелодических оборотов. Начинать формирование звуковысотного слуха с
интонирования отдельно взятых звуков не эффективно. Целесообразно
развивать слух в условиях лада, в процессе слушания мелодии с
последующим её воспроизведением, не теряя из виду эмоциональность и
выразительность исполнения.
Чувство ритма развивается в музыкально-ритмической деятельности,
где ребёнок осознаёт эмоциональную окраску музыки, согласует свои
движения с особенностями ритма конкретного произведения. Чувство ритма
формируется также и в др. видах деятельности, прежде всего в пении и игре
на музыкальных инструментах.
Развитию тембрового и динамического слуха способствует
выразительность детского исполнительства, полнота восприятия музыки,
когда дети осознают различные тембры музыкальных инструментов и
голосов, обращают внимание на развитие музыкальных образов на основе
изменения силы звука и т.д.
Развитие творческих способностей детей является важнейшей задачей
музыкального воспитания в ДОУ. Творческие способности принято разделять
на способности к продуктивному творчеству (сочинение, различного рода
импровизации: певческие, двигательное и др.) и на творческое восприятие
музыки. Творческие способности необходимо развивать, начиная с самого
раннего возраста, когда дети с большим желанием выполняют посильные для
себя творческие задания. Исполнительские и творческие способности могут
проявляться у детей по-разному, в зависимости от природных задатков,
особенностей ЦНС, индивидуальности ребёнка. При норме психического
развития (по мнению С.Н. Науменко) все дети музыкальны!
Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и
общие способности и психические процессы ребёнка: мышление, внимание,
воображение, волю и т.д.).
4