Напоминание

"Развитие музыкальных способностей детей"


Автор: Кузнецова Татьяна Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ БГО Детский сад №7 комбинированного вида
Населённый пункт: город Борисоглебск, Воронежская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие музыкальных способностей детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ Кузнецова Т.В., музыкальный руководитель МКДОУ БГО Детский сад №7 Развитие музыкальных способностей является важнейшей задачей музыкального воспитания. Центральным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей. На разных исторических этапах, а также и в настоящее время в разработке теоретических и практических аспектов проблемы музыкальных способностей существовали различные подходы, и различные точки зрения. И в настоящее время проблема структуры и развития музыкальных способностей вызывает самые ожесточённые дискуссии. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение, неоднозначен. По мнению, психолога В.В. Богословского, способность – это синтез свойств человеческой личности, отвечающей требованиям определённой деятельности и обеспечивающие высокие достижения в ней. Музыкальные способности в существующей общей психологической квалификации относят к разряду специальных. Б.М. Теплов в работе «Психология музыкальных способностей» дал глубокий и всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Способности он определяет как индивидуально- психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо музыкальной деятельности. Теплов подчёркивал, что врождёнными могут быть не сами способности и психические свойства, а лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность». Кроме чисто музыкальных свойств личности важное значение имеют более общие способности: творческое воображение, внимание, память, воля и т.д. Главным показателем музыкальности считается эмоциональная отзывчивость на музыку. Язык музыки – это язык чувств. Поэтому только через эмоциональное переживание постигается смысл и содержание музыкальных произведений.
Структура музыкальности по Б.М. Теплову
(в основу положена опора на звуковой базис музыки, то, что связано с восприятием и воспроизведением музыки):  ладовое чувство;  слуховое представление;  музыкально-ритмическое чувство. 1
Зарубежный исследователь
К. Спинор (США)
рассматривал
музыкальность
как совокупность отдельных, не связанных между собой «талантов», состоящих из 5 больших групп:  музыкальные ощущения и восприятие;  музыкальное действование;  музыкальная память и музыкальное воображение;  музыкальный интеллект;  музыкальное чувствование.
С.И. Науменко
определяет
музыкальность
как систему иерархически соподчинённых общих и специальных способностей: МУЗЫКАЛЬНОСТЬ ОБЩИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ Эстетический вкус Творческое воображение Эмоциональность Чувство целого Музыкальный слух (ритмический, мелодический, гармонический) Способность творчески понимать сущность музыки Эстетические оценки музыки Чувство целого Более полная
классификация музыкальности
существует у Ю.А.
Цагарелли
(включает в себя 6 частных способностей, синтез специальных и общих способностей). МУЗЫКАЛЬНОСТЬ:  музыкальный слух  музыкально-ритмическая способность  эмоциональная отзывчивость на музыку  музыкальная память  музыкальное мышление  музыкальное воображение.
К.В. Тарасова
рассматривает
структуру
музыкальных способностей как состоящую из двух основных подструктур: 1)эмоциональной отзывчивости на музыку – главного показателя музыкальности; 2)познавательных музыкальных способностей – сенсорных, интеллектуальных и частных (музыкальный слух и сенсорно-моторных данных. Комплекс музыкальности К.В. Тарасова определяет как систему входящих в него общих и частных структурных элементов, формирующихся исключительно в процессе деятельности. Понятие «музыкальный слух». В широком понимании музыкальный слух включает в себя звуковысотный, ритмический, тембровый, ладовый, гармонический, слух, чувство музыкальной формы. 2
Музыкальный слух в узком понимании слова понимается как звуковысотный слух. Человек может слышать огромное количество звуков. Он также обладает свойством дифференцировать звуки по высоте. Ведущую роль в ощущении звука музыкального играет именно его высота. При восприятии и воспроизведении мелодий очень важно иметь представление о расположении звуков по высоте, т.е. иметь музыкально-слуховые представления о звуковысотном движении. Иногда звуковысотный слух называют мелодическим слухом. Длительность звука лежит в основе музыкального ритма. Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных структур музыки. Полноценное переживание ритма – это активных процесс, предполагающий не просто слушание, но и сотворчество, «соделывание» (термин Б.В. Теплова). Тембровый слух позволяет воспринимать и воспроизводить музыку во всём богатстве её красок и оттенков. Ладовый слух. Музыкальные звуки существуют не изолированно друг от друга, они всегда организованы в определённую систему – лад. Мажорный и минорный лад различаются по эмоциональному тону. Ладовое чувство – это не только различение общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и понимание определённых отношений между звуками – устойчивыми и неустойчивыми, завершёнными мелодическими оборотами и незавершёнными. Гармонический слух – это в каком-то смысле тоже звуковысотный слух, но в его проявлении по отношению к созвучиям. Он предполагает способность ощущать и различать консонанс (благозвучие) и диссонанс. Кроме того, это способность слышать звучание одновременно несколько звуков, различных по высоте – аккордов, выделять слухом одновременное звучание нескольких мелодических линий. С.Л. Рубинштейн писал, что «вопрос способностей обязательно должен быть слит с вопросом развития. Развитие человека в отличие от накопления «опыта», это и есть то, что представляет собой развитие, т.е. то новое, в отличие от «накопления» знаний и умений. Все исследователи сходятся в одном: способности существуют лишь в развитии. Фундаментальной основой педагогики является положение о том, что способности развиваются только в процессе определённого вида деятельности. Эмоциональная отзывчивость на музыку может развиваться во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, и творчестве. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в восприятии музыки, которая предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. Ладовое чувство проявляется не только как отзывчивость на общий характер произведения и смену настроений в музыке, но и как чувство тяготения звуков. Оно развивается в процессе восприятия музыки, её узнавании, определении завершённости или незавершённости мелодических 3
построений. Кроме того, ладовое чувство активно развивается в время пения, в ощущении правильности интонации, когда дети осознают взаимосвязи звуков, контролируют слухом правильность звучания. Музыкально-слуховые представления развиваются в тех видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается в вокальной деятельности, в игре по слуху на музыкальных инструментах. Музыкально-слуховые представления также успешно развиваются в музыкально-ритмической деятельности, т.к. в танцевальных и др. рода движениях требуется передавать ритмические особенности произведения, характер, скорость звучания музыки и т.п. А также моделирование мелодии, показ соотношения звуков по высоте с помощью мелкой моторики руки реально способствуют развитию музыкальных способностей. Овладение певческими навыками происходит постепенно, в результате множественных проб интонирования простых попевок, песенок и несложных мелодических оборотов. Начинать формирование звуковысотного слуха с интонирования отдельно взятых звуков не эффективно. Целесообразно развивать слух в условиях лада, в процессе слушания мелодии с последующим её воспроизведением, не теряя из виду эмоциональность и выразительность исполнения. Чувство ритма развивается в музыкально-ритмической деятельности, где ребёнок осознаёт эмоциональную окраску музыки, согласует свои движения с особенностями ритма конкретного произведения. Чувство ритма формируется также и в др. видах деятельности, прежде всего в пении и игре на музыкальных инструментах. Развитию тембрового и динамического слуха способствует выразительность детского исполнительства, полнота восприятия музыки, когда дети осознают различные тембры музыкальных инструментов и голосов, обращают внимание на развитие музыкальных образов на основе изменения силы звука и т.д. Развитие творческих способностей детей является важнейшей задачей музыкального воспитания в ДОУ. Творческие способности принято разделять на способности к продуктивному творчеству (сочинение, различного рода импровизации: певческие, двигательное и др.) и на творческое восприятие музыки. Творческие способности необходимо развивать, начиная с самого раннего возраста, когда дети с большим желанием выполняют посильные для себя творческие задания. Исполнительские и творческие способности могут проявляться у детей по-разному, в зависимости от природных задатков, особенностей ЦНС, индивидуальности ребёнка. При норме психического развития (по мнению С.Н. Науменко) все дети музыкальны! Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности и психические процессы ребёнка: мышление, внимание, воображение, волю и т.д.). 4


В раздел образования