"Роль дидактической игры в воспитании дошкольников"
Автор: Силантьева Регина Радиковна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад №34 "Золотая рыбка" Населённый пункт: г. Набережные Челны Наименование материала: статья Тема: "Роль дидактической игры в воспитании дошкольников" Раздел: дошкольное образование
Силантьева Регина Радиковна
воспитатель 1 кв. категории,
Шарафутдинова Виктория Юрьевна
воспитатель 1 кв. категории
МБДОУ «Центр развития ребенка -
детский сад №34 «Золотая рыбка»
г. Набережные Челны,
Республика Татарстан
Использование дидактических игр на занятиях по рисованию
Аннотация:
Игра
-
самая
увлекательная
и
захватывающая
для
дошкольника
деятельность.
Когда
он
играет,
он
живет
в
созданной
им,
воображаемой
ситуации,
а
реальная
обстановка
комнаты
отступает
на
задний
план.
Что
дает
ребенку
игра?
Она
является
средством
познания
окружающего мира. Эта сложная, внутренне мотивированная, но, в то же
время, приятная для ребенка деятельность, доставляющая ему удовольствие.
Даже препятствия, которые в ней приходиться преодолевать, не угнетают
ребенка.
Именно изобразительная деятельность является наиболее эффективным
средством
для
развития
у
детей
творческих
способностей,
всестороннего
развития
ребенка
-
а
это
одна
из
важных
задач
педагогики.
В
процессе
рисования,
лепки,
аппликации
ребенок
испытывает
разнообразные
чувства:
радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-
то
не
получилось.
Но
самое
главное,
создавая
изображение,
ребенок
приобретает
различные
знания,
углубляются
его
представления
об
окружающем, в процессе работы он начинает осмысливать качество предметов,
запоминать
их
характерные
о собенно сти
и
детали,
о вл а д е ват ь
изобразительными навыками и умениями, учиться их осознанно использовать.
Еще
в
древности
заметили,
что
рисование
способствует
разностороннему
развитию ребенка.
Важнейшим условием творчества является развитие восприятия у детей,
формирование разнообразного сенсорного опыта. Знания и представления об
окружающем
педагог
формирует
целенаправленно.
Это
специальные
наблюдения и рассматривание предмета в ходе дидактических игр. Педагог
направляет восприятие ребенка на те, или иные свойства и качества предметов,
явлений. Это можно сделать, используя дидактические игры.
В игре педагог может:
1.
Научить
ребенка
различать
геометрические
фигуры
по
форме:
«Нарисуем фрукты»- банан, яблоко, сливу и т.д.
2. В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет
предметов,
называть
их
оттенки,
закрепляют
и
развивают
знания
и
представления о цвете, у них формируется чувство цвета: «Покажи такого же
цвета» - колечко, фломастер, шарик, кубик и т.д. «Рисуем море» - подбор
оттенков от более светлого к более темному цвету. «Собери гусеницу» - одна из
холодных стран - холодные тона, другая из теплых - теплые тона.
3.
Ребенок
учится
различать
предметы
по
величине,
длине,
высоте,
ширине, толщине - в изображении деревьев, кустов.
4.
Благодаря
дидактическим
играм
дети
учатся
воспринимать
такие
характеристики,
как
далеко,
близко,
справа,
слева,
впереди,
сзади
и
т.д.
-
рассматривание картин.
5. Дети учатся воспринимать временные характеристики.
6. Учатся воспринимать позы и движения тела, головы, конечностей.
7. Узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям.
Методика проведения дидактических игр в декоративном рисовании
В соответствии с задачами по декоративному искусству дидактические
игры распределяются на группы:
1. Дидактические игры, направленные на ознакомление дошкольников с
русскими народными промыслами.
2. Игры, направленные на развитие творческого воображения.
3. Дидактические игры, направленные на развитие ручной умелости.
2
4. Игры, развивающие чувство ритма, умение составлять ритмическую
композицию.
5.
Дидактические
игры,
помогающие
сформировать
представления
о
симметрии.
6.
Дидактические
игры,
помогающие
различать
стилизованные
и
реалистические изображения.
К первой группе игр можно отнести дидактические игры: «Дымковские
мастера»,
«Составь
свой
узор»,
«Укрась
сам»,
«Гжельские
узоры».
В этих играх дети закрепляют знания об элементах росписи по народным
промыслам, самостоятельно создавая узор. У детей развивается творчество,
активизируется и обогащается речь.
Ко второй группе относятся игры, направленные на развитие воображения
и
на
нахождение
закономерности
следования
узора:
«Продолжи
узор»,
«Лоскутное
одеяло»,
«Кукла
потерялась»,
«День
рождения
куклы».
Цель этих игр - развивать интеллектуальные операции, учить детей находить
закономерности следования орнамента, учить составлять упорядоченные ряды,
развивать воссоздающее воображение.
К третьей группе относятся игры и упражнения на развитие ручной
умелости: «Помоги довести игрушки», «Пройти по лабиринту», «Найти клад».
Цель
–
способствовать
становлению
формообразующих
движений
руки,
развивать координацию глаза и руки.
К
четвертой
группе
относятся
игры,
развивающие
чувство
ритма,
обучающие умению составлять ритмическую композицию: «Собери дорожку»,
«Подбери узор», «Рукавички», «Ожерелье».
Цель этих игр - развитие зрительного восприятия, внимания, логического
мышления, памяти, воображения.
К
пятой
группе
можно
отнести
игры
помогающие
сформировать
представления симметрии: «Разбитый сервиз», «Археологи», «Раскрась узор»,
«Волшебное зеркало».
3
Цель этих дидактических игр – формировать элементарные представления
о
симметрии,
развивать
воссоздающее
и
творческое
воображение,
совершенствовать изобразительные навыки. Равновесие элементов в орнаменте
достигается
благодаря
симметрии.
Симметрия
часто
выступает
как
единственное средство выразительности.
К шестой группе можно отнести такие игры: «Превращалки», «Петельки»,
«Закорючки», «Клубочки».
В старшей группе по декоративному рисованию ставится задача: научить
детей умению стилизовать реальные образы, подчеркивая в предмете основное,
характерное,
опуская
детали.
Стилизация
–
это
декоративное
обобщение,
подчеркивание
особенностей
формы
предмета
с
помощью
ряда
условных
приемов. Можно упростить или усложнить форму, изменить цвет, отказаться от
передачи
объема.
В
одних
орнаментах
натуральные
образы
претерпевают
небольшие
изменения,
в
других
все
выглядит
предельно
схематично.
Для
ребенка умение узнавать стилизованные образы и самостоятельно выполнять
стилизацию – задача довольно трудная. Цель этих игр – развивать воображение
на основе комбинаторики, учить выделять главное и на основе этого подводить
к использованию стилизации в изобразительной деятельности.
В процессе этих игр, наблюдая за превращением
фигур в результате
собственных
действий,
ребенок
познает
вариативность
создания
образа,
зависимость
конечного
результата
от
способов
и
приемов,
которые
были
использованы. У детей формируются творческие задатки личности.
Дидактическая игра может быть включена в любое занятие. Это позволяет
повысить интерес детей к занятию и активизировать их деятельность.
В дидактических играх ребенок учиться видеть, понимать окружающий
мир, переносить увиденное, услышанное в свое творчество, и , наоборот новые
знания и умения переносить в игру. Дидактическая игра – это иногда «взрыв
удивления»
детей
от
восприятия
чего-то
нового,
неизведанного;
иногда
–
«поиск и открытие», и всегда – радость.
4
Список литературы
1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду»: Книга для
воспитателя детского сада. – 2-е издание, доработанное – М.; Просвещение,
1991 г.
2 . КомароваТ.С.,
Размыслова
А.В.
Цвет
в
детском
изобразительном
творчестве. – М., Педагогическое общество России, 2002 г.
3 . Лыкова
И.А.
Программа
художественного
воспитания,
обучения
и
развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М., «Карапуз-Дидактика», 2006 г.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А.
Васильевой,
В.В.
Гербовой,
Т.С.
Комаровой.
–
М.,
Издательский
дом
«Воспитание дошкольника», 2004 г.
5 . Сенсорное воспитание в детском саду (Методические указания), под
редакцией Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьякова., - М., «Просвещение», 1969 г.
5